- Преподавателю
- География
- Строение Земли урок географии 5 класс
Строение Земли урок географии 5 класс
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Берлизова Т.М. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок географии 5 класс « Строение Земли».
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о внутреннем строении Земли.
Обучающие задачи: способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методом изучения Земли, актуализировать знания о земных оболочках.
Развивающие задачи: способствовать развитию умений выделять главное в тексте и других источниках информации, уметь работать с рисунками, таблицей, уметь создать модель из пластилина, развивать внимание и речь.
Воспитательные задачи: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.
Формировать УУД:
Личностные: Оценивание усвояемого содержания, овладение навыками
Познавательные: Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, анализировать текст, иллюстрации.
Регулятивные: Создание модели внутреннего строения Земли.
Коммуникативные: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, работать индивидуально и в парах.
Тип Урока: общеметодологической направленности.
Оборудование к уроку: ПК, мультимедийный проектор, пластилин, яйцо, яблоко, слива, глобус.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: наглядно - иллюстративный, объяснительно иллюстративный, частично - поисковый, практическая работа.
Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение, графическая, визуальная формы организации материала.
Ход урока:
1 этап . Организационный. (готовность к уроку)
Эмоциональный настрой. Здравствуйте, ребята! Надеюсь , наша совместная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое : учебник, тетрадь, дневник, ручка.
2 этап . Актуализация знаний.
Ребята, вы сейчас внимательно прослушаете текст, а затем ответите на ряд вопросов. Зачитываю текст : « Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а впоследствии стала, вновь остывать. При этом «легкие» элементы поднимались, а « тяжелые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора.»
Учитель - о чем говорят эти строки?
Ученик: о гипотезе происхождения Земли
Учитель - как объяснял происхождение Солнечной системы Лаплас?
В чем состоит гипотеза Джинса?
Как гипотезе Шмидта объясняет процесс возникновения планет?
Какова форма Земли?
Вспомните из материала природоведения, какие оболочки Земли вам известны?
Ученик : атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера
Интеллектуальная разминка
Изучив географию в 6 классе, вы узнаете о каждой из этих оболочек более подробно. А начнем изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. У вас на столах лежит листок с ребусом.
Задание : разгадайте ребус и назовите спрятанную земную оболочку.
Учитель - какая тема нашего урока?
Ученики - ЛИТОСФЕРА.
Учитель - давайте вместе попробуем наметить , над чем нам предстоит работать , изучая тему сегодняшнего и последующих уроков.
Дети ставят задачи на урок ( что такое литосфера? Как она образовалась? Из чего состоит? Где могут пригодиться эти знания?)
3 этап. Усвоение исходных знаний.
Учитель - давайте вспомним, почему наша звезда- Солнце излучает так много света и тепла?
Ученик - солнце - это раскаленное небесное тело , с температурой на поверхности до 10 тыс. градусов
Учитель - а не удивит вас . если я скажу, что у нас под ногами, точнее на глубине 3000 км находится такое же « солнце», только чуть холоднее? Мы с вами живем и ходим лишь по самой поверхности, тонкой, хрупкой, но защищающей нас от горячего дыхания Земли.
Если сравнить нашу планету с куриным яйцом , то получим некоторое сходство. Какое?
Что же находится внутри Земли нам и предстоит сегодня узнать. Вы готовы? Тогда давайте совершим короткое , но увлекательное путешествие к центру Земли! ( показ видеофрагмента ) Сосредоточились! Представляем, что мы движемся вглубь, проходя толщу Земли в каком - нибудь фантастическом аппарате, как когда -то сделали герои писателя - фантаста Жюль Верна из романа « Путешествие к центру Земли» ( показываю книгу).
Для работы нам нужно создать небольшие исследовательские группы ( класс рассаживается по группам).
1 группа : геологи - исследователи земной коры.
2 группа : вулканологи - исследователи мантии
3 группа : вулканологи - исследователи ядра
4 группа : эксперты- фотографы - моделируют схему строения Земли
Но чтобы про вести исследование глубин Земли , нам нужно вооружиться теоретическими знаниями. Для этого все группы в течение 3 минут работают с параграфом 20 ( стр 94) и картами атласа , нарабатывают ответы на вспомогательные вопросы.
1 группа : 1. Что такое земная кора?
2. 2 типа земной коры : материковая и океаническая. Чем они отличаются?
3. Чем образована земная кора?
2 группа : 1. Что такое мантия и из чего она состоит?
2.Какая температура внутри мантии?
3. На какой глубине она находится?
4. Почему на дне глубоких шахт температура горных пород выше , чем на поверхности земли, несмотря на времена года?
3 группа: 1. На какой глубине находится ядро?
2. Какая в ядре температура?
3. почему вещество в ядре находится при высокой температуре не в жидком состоянии . а в твердом?
4 группа: в результате чтения параграфа моделируют схему строения Земли.
Учитель - команды готовы к путешествию? Но перед долгим путешествием надо размяться.
Физкультминутка:
Учитель- если сравнить земную кору с яблоком или куриным яйцом, то кора будет только тонкой и хрупкой кожицей. Но именно она не только защищает нас от горячего дыхания Земли , но и широко используется человеком: на ее поверхности построены дома, дороги, из ее недр добывают различные п/и , и др.
Если мысленно убрать всю воду с поверхности планеты. Мы увидим все ее неровности - РЕЛЬЕФ.
Как вы считаете, где будет толще , а где тоньше з /к ?
Специалисты 1 группы какое отличие вы заметили?
Учитель - спускаться аппарату было легко и быстро, т.к. слои з /к сложены разными породами. Давайте исследуем некоторые из них. ( работа с коллекцией горных пород)
У вас на столах лежат экземпляры горных пород. На какие группы их можно разбить? Какое у вас возникло затруднение?
Какова будет цель нашей деятельности ?
Ученики - узнать какими бываю по происхождению г/п.
Учитель - как мы сможем получить ответ на вопрос?
Ученики - воспользоваться учебником стр 97 -98. ( читают 3 минуты) отвечаем на вопросы.
Учитель - 1. ГРАНИТ магматическая г/п , образовалась при застывании магмы
2. ИЗВЕСТНЯК осадочная г/п, образовалась при накоплении остатков организмов.
3. МРАМОР - метаморфическая г/п, образовалась в результате воздействия высоких температур и давления на осадочные и магматические г/п.
Учитель - теперь вы можете ответить на вопрос какие бывают г/п по происхождению.
Ученики - магматические, осадочные и метаморфические.
А сейчас мы погружаемся в самую толщу Земли. Сейчас станет очень жарко! Температура за бортом быстро увеличивается от + 100 до + 1000.
Учитель - а что могут добавить специалисты 2 группы? ( ответы 2 группы)
Учитель - Шахтерам , добывающим уголь и нефть очень тяжело приходится работать из - за высокой температуры. Некоторые шахты даже приходилось забрасывать, т.к там становилось невозможно работать при температуре + 50 . Как вы думаете , с чем связана такая проблема? ( ответы детей)
Учитель - Наконец , мы подошли к самому загадочному слою наше планеты - ядру. Что могут сказать нам специалисты 3 группы?( ответы детей)
Учитель - ну что понравилось наше путешествие? Теперь необходимо возвращаться обратно, но мы должны выслушать отчет 4 группы ( показывают сделанный макет строения Земли и рассказывают).
Учитель - какие вы молодцы, справились с очень сложными задачами, которые сами поставили в начале пути! Сейчас отчет о проделанной работе занесем в наши тетради на стр.51 задания 1,2 и стр.52 задание 3. ( взаимопроверка, обмен тетрадями) .
Закрепление : закончите предложения
Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится -….. ( ядро)
Но не ядро от пушки.
Затем ,представьте, ….. (мантия)
Лежит внутри Земли,
Но не такая мантия,
Что носят короли.
Затем ….( кора земная)
Наше путешествие закончилось. Всем бы хотелось узнать , как мы усвоили материал. Что же было самым главным?
4 этап : рефлексия
Что нового я узнал на уроке?
Какое значение для меня лично имеют знания и умения , полученные на уроке?
Какая работа была интересной?
Что помогало в работе?
Что вызвало наибольшее затруднение?
5 этап - оценка своей деятельности на уроке
*если я активно работал на уроке, в группе - ставите +
*если я правильно и часто отвечал на контрольные вопросы - еще один +
6 этап - домашнее задание ( по выбору)
-
Параграф 20
-
Построить дома модель строения Земли
-
Написать стихотворении, сказку или рассказ о путешествии вглубь Земли.
164