Методическая разработка урока географии Природные зоны Земли

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МБОУ Комаричской СОШ №1 в д.Апажа










Методическая разработка

урока географии

6 класс

«Природные зоны Земли»



Учитель: Н.В.Полунина



Цели урока:

  • Раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли;

  • Объяснить смену природных зон на Земле;

  • Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности;

  • Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к окружающему миру.

Оборудование: карта природных зон Земли, карта полушарий, картины, презентация «Природные зоны», контурная карта, компьютер

Работа с учебником: работа с текстом, рисунками

Тип урока: изучение нового

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Прекрасно все на небе.

Прекрасно на земле.

Прекрасно все на свете.


  1. Организационный момент

Учитель: Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня мы узнаем много нового и интересного неслучайно эпиграф нашего урока ( на доске). Начинаем наш урок географии! А сейчас вы поможете мне определить тему нашего урока. Послушайте, пожалуйста, загадку.

Где-то бушует вьюга,

Где-то метет метель,

Где-то полгода длится

Долгий полярный день.

Где-то жара и пекло-

Солнца лучи горячи,

Так нагревают землю,

Будто в жаркой печи.

Где-то реки, озера,

Где-то край топких болот,

Где-то с ясного неба

И капля дождя не идет.

Где-то сосны и ели,

Густой и тенистый лес,

Где-то мхи и лишайник-

Край пустоты окрест. (природные зоны)

Учитель: Как вы думаете, о чем речь пойдет на нашем уроке?

Ученики: О природных зонах


  1. Новый материал

Учитель: Это будет не простой урок, мы вместе с вами совершим увлекательное путешествие. Во время путешествия вы узнаете много и услышите много интересного о природе нашей земли.

Скажите, ребята какие знания нужны будут в путешествии? (правильно умение работать с картой, наблюдательность, багаж знаний, который мы тоже прихватим с собой)

Собрав, свой багаж мы отправляемся в путешествие по природным зонам Земли, и будем говорить не только о том, что климат влияет на количество видов, обитающих в разных природных зонах, но и о том, как животные и растения приспособились к этим внешним условиям среды.

1 .Учитель: Ребята, а что такое природная зона?

Есть пространства на Земле, которые получают от Солнца примерно одинаковое количество тепла и света, а с осадками- влагу. В этих местах одинаковые природные условия и живут приспособившиеся к ним одинаковые растения и животные.

Природная зона - обширная территория с разнообразным рельефом, на который формировался определенный климат. В зависимости от климата в природной зоне произрастают определенные типы растений и обитают разные животные.

2. Путешествуя, мы будем придерживаться определенного плана: сначала познакомимся с географическим положением и климатическими условиями природной зоны. Затем с растительным и животным миром.

А маршрут наш будет пролегать, с севера на самый юг. Во время путешествия мы будем работать с контурной картой, заполнять журнал путешественника в который будем вносить особенности каждой природной зоны.

Природная зона

Географическое положение

Климатические особенности

Растительный мир

Животный мир

тундра

Северные области Евразии и Сев. Америки

Суровая зима. Короткое лето

Мхи. Лищайники, много ягод

Сев. Олень песец. Лемминг, пол. сова

тайга

Сев. Область Евразии и Сев. Америки

Холодная снежная зима. Тёплое лето

Хвойные деревья: ель, сосна.

Медведь лось кабан. Пушные звери

Смешанные и широк. леса

Сев. Америка, Д/Восток, Евпопа( Карпаты), Кавказ

Тёплое лето. Тёплая короткая зима

Дуб,клён, берёза. ясень

Зубр. Лиса. Волк, заяц

саванна

Африка, австралия, Азия

Много тепла. Нет зимы, влага только в одном сезоне

Акации, баобаб, бутылочное дерево. Много трав

Жираф, слон. Зебра, бегемот. Антилопы.

Полупустыни и пустыни

На всех материках

Осадков почти нет. Жарко и сухо

Кактусы. Верблюжья колючка

Вараны черепахи змеи верблюды

Влажные леса

По обе стороны от экватора. Между северным и южным тропиком

Осадков более 2000 мм. Тем. +25,одно время года

Лес зелёный, густой. деревья до 50 -60 м. обвитые лианами

Обезьяны. Попугаи, змеи, муравьи, лягушки, ленивец.

И так, все организационные моменты нашего путешествия мы рассмотрели, теперь можем смело отправиться в путешествие, в котором нас встретят экскурсоводы, в роли которых для наших гостей будите выступать вы.

Зона тундры.

Методическая разработка урока географии Природные зоны Земли


Учитель: Тундра порыжела и поникла, Медленно в тиши бредут олени,

Лишь озера линзами блестят. Чуткими ушами шевеля.

Буря залетела и затихла, Нам ещё далеко до селений

Под ногами мёрзлая земля.

Ученик:

Слова «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки»- невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Это зона сформирована в северных областях Евразии и Северной Америки. Для этой зоны характерны короткое прохладное лето, суровая зима. Уже в декабре морозы достигают -400 , характерны сильные ветры, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников- ягель, кустарничков- брусника, черника, морошка, карликовая береза). Летом много перелетных птиц (утки, гуси, лебеди). Типичные животные : лемминги, песцы, северные олени, полярные совы, белая куропатка.

Тундра красива дважды в год, первый раз в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, а потом на желтый., созревая морошка становится желтой. Второй раз в сентябре, когда желтеют листья карликовой березы и ползучих ив. Тундра раздолье для грибника. Говорят, что в тундре грибы выше деревьев, это почти правда, если учесть, что деревья имеют высоту 15-30см. Итак ребята, что вы записали в журнал путешественника, а отметили эту зону в контурной карте.

Природная зона тайги.


Методическая разработка урока географии Природные зоны Земли

Учитель: Тайга гудит, встает она в полнеба,

Живая вся, и вся из сказки- небыль.

Ученик:

Тайга простирается южнее тундры, там где еще холодные зимы

По-якутски значит «большой лес», Тайга - это густые хвойные леса. Они растут в северных областях Евразии и Северной Америки, где суровые снежные зимы и короткое лето. Тайга славится своими елью, сосной, пихтой, кедром, лиственницей - деревьями, у которых вместо листьев узкие и плотные иголки - хвоя.

Обычно сильно заболочена

Животный мир богат, особенно пушным зверем: соболь, куница, белка . многочисленны и разнообразны птицы: кедровка, глухарь.

Учитель: Вы не забыли заполнить свой журнал, а также контурную карту.







Природная зона смешанные и широколиственные леса:

Методическая разработка урока географии Природные зоны Земли

Учитель: Пригласить вас хочу сегодня в лес,

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес…

Ученик:

Смешанный лес состоит из хвойных и широколиственных пород деревьев. В европейских смешанных лесах можно увидеть пихту, лиственницу, ель, берёзу, липу, клён, дуб, ясень, вяз. Много ценных пород дерева. На среднем уровне леса много кустарников лещина (орешник), жимолости, калины, малины и ежевики. Много трав и папоротников. Смешанные леса встречаются также в Северной Америке, на Дальнем Востоке, в умеренном поясе Азии, в Карпатах и на Кавказе

Типичные представители животного мира: зубр, лось, волк, лиса, бурый медведь


Травянистые равнины

Методическая разработка урока географии Природные зоны ЗемлиМетодическая разработка урока географии Природные зоны Земли


Учитель: Едешь, едешь- степь да небо,

Точно нет им края….

И стоит вверху над степью

Тишина немая.

Ученик:

В районах, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов раскинулись травянистые равнины-степи и саванны. Особенно обширны саванны в Африки и степи в Евразии.

В тропических районах Африки с жарким климатом и чередующимися сезонами дождей и засухи расположены саванны. Это территории с высокой травой, выгорающей на солнце в засушливые периоды, одиночными раскидистыми акациями и огромными баобабами. Особенно густые заросли растительности образуются только вдоль берегов рек. Жесткую и порой сухую траву охотно поедают многочисленные обитатели саванны. Нигде в мире не водится столько разных крупных животных, как в этой местности. Здесь пасутся стада антилоп, газелей, зебр и буйволов., жирафы,

Но основные травы, растущие в степи, злаки (растения, образующие колоски) - ковыль, типчак, мятлик, тонконог. Животный мир представляют- сайгаки, грызуны: суслики, полевка, степной хорек, тушканчик, дрофы, степной орел.

Зона пустыни

Методическая разработка урока географии Природные зоны Земли

Учитель: И страдая от жажды веками,

Я иду на обман миража.

Проложив путь в оазис стихами

Но повсюду сады миража.

Ученик:

Пустыни - самые засушливые области Земли. Летом в этих районах дневная температура достигает 50 °С в тени, а ночью резко опускается . Дожди здесь - явление крайне редкое, например, в пустыне Намиб на юго-западе Африки осадков не бывает годами. Самая большая пустыня в мире - Сахара. Она занимает свыше 7 млн. кв. км. Унылые каменистые или песчаные пространства, протянувшиеся на многие километры, на первый взгляд выглядят абсолютно безжизненными, однако это не так.

Растения имеют мощные корни, колючки вместо листьев: саксаул, верблюжья колючка

Животный мир богаче и разнообразнее: верблюд, джейран, варан, насекомые

Зона влажных экваториальных лесов.


Методическая разработка урока географии Природные зоны Земли

Учитель: Будьте внимательны в этом лесу,

Тайны чудные откроете снова…

И деревья и птицы здесь

Всё для вас будет ново…

Ученик:

По обе стороны от экватора, между северным и южным тропиком расположен влажный экваториальный лес.

В этой области Земли средняя температура воздуха составляет + 25°С, годовое количество осадков превышает 2000мм, и выпадают они равномерно в течение всего года. Влажные экваториальные леса распространены в бассейне реки Амазонки в Южной Америке, в Африке на побережье Гвинейского залива и в бассейне реки Конго, а также в Азии на островах Малайского архипелага.

Самая богатая видами природная зона, лес всегда зеленый и очень густой, деревья достигают высоты 50 - 60 м, обвитые лианами.

Большинство животных обитают на деревьях: обезьяны, летучие мыши, змеи, ящерицы, ленивец. Удивительно красочен мир птиц.

4.Закрепление изученнного

Ребята, настало время проверить, хорошо ли усвоили новую тему!

Что же такое природная зона?


  1. Сыграем вместе сценку «Кто прав?» распределяем роли:

Сова: Что такое природная зона?

Пятачок: Это вся природа живая и неживая.

Сорока : Это участки земной поверхности, на которой растут определенные растения и животные.

Бабочка: природная зона- это территория, на которой характерная природа

На-на: это разноцветные полоски на карте.

Сова: Ребята, кто заслужил похвалу? Правильно, это сорока и бабочка.


  1. Проверим наши навыки работы с картой: кто быстро покажет природную зону земли и отгадает загадку:

1 . Всю жизнь ношу я 2 горба, имею 2 желудка!

Но каждый горб - не горб, амбар! Еды в них на 7 суток! (верблюд).

2 . Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу.( белка).

3 .Серовато, зубовато - перед всеми виновато,

По полю рыщет, телят, ягнят ищет. (волк).

4 . В сумке - не пакеты и не булки

Это я у мамы в сумке на прогулке.( кенгуру).

5 . Стоят в поле сестрицы, платьица белены, шапочки зелены (берёзы)

6 . Зимой и летом одним цветом( ель).


  1. Друзья мои, я буду называть ассоциации, а вы угадайте к какой природной зоне они относятся.

Морошка, клюква, мхи (тундра)

Саксаул , верблюжья колючка, варан(пустыня)

Карликовая береза, песец, лемминг (тундра)

Береза, дуб. ель (Смеш и широколист леса)

Суслик , мышь. хомяк(степь)

Лианы, дождь, змеи (влажные экваториальные леса)

Кедр, лиственница, соболь( тайга)

Жираф, антилопа,акации (саванны)

  1. Ребята, у вас на столе карточки с изображениями животных и растений, определите к какой природной зоне они относятся., закрепите их на доске, около названия их природной зоне.

  1. А сейчас кто быстрее решит кроссворд «Животные».

  1. Определите, о какой природной зоне идёт речь:

1 . Белый мох на скале, а в расщелине лёд.

Старый снег залежался, не тает.

Дикий камень везде, чёрной массой встаёт,

Да поток по ущелью сверкает.

А по скалам кругом, все - то птицы во мгле,

Всё-то серые гаги рядами.

Взглянешь сверху на них, будто марь на скале,

Словно туча лежит над волнами.(арктическая пустыня).

2 . Необозримое пространство, покрытое пёстрым ковром всевозможных цветов, образующих сплошную мозаику причудливого сплетения и представляющих отдельные пятна синего, жёлтого, красного, белого оттенков. Иногда растительный ковёр настолько красочен, что начинает рябить в глазах и взор ищет успокоения в далёкой линии горизонта (степь).

3 .Где на земном шаре грибы бывают выше окружающих деревьев? (тундра).

4 . Что это за дерево, о котором арабы говорят: «Царица оазиса, она купает свои ноги в воде, а прекрасную голову - в огне солнечных лучей?» (финиковая пальма).

5 .Змеи здесь без воды прожить сумеют,

Их соседи ящерицы тоже.

Суслик терпит без воды и ёжик,

Черепаху жажда не тревожит.

Лишь джейран, красавец длинноногий,

Он да серна - без питья ни шагу,

Под песком горячим землю роют -

Ищут притаившуюся влагу.

Воду за десятки вёрст учуют,

Ночью к ней поскачут, как на крыльях.

Снова в поисках воды кочуют,

Но изнемогают от бессилья.(пустыня).

Ребята , а в какой природной зоне расположена наша Брянская область (смешанные и широколиственные леса) , какие растения и каких животных мы можем здесь встретить дуб, ель, сосна, берёза. Осина. лещина. животные: волк, лиса, бурый медведь, барсук, ёж много птиц. Есть и особоохраняемые территории: заповедник «Брянский лес», роща «Соловьи» и другие территории с которыми будем знакомиться в 4-ой четверти по географии родного края. охраняемые и занесённые в « Красную книгу» растения и животные: зубр, выхухоль. Бобр. Аист чёрный. Зелёный дятел и другие. Растения: кувшинка белая, башмачок настоящий, астра ромашковая и другие.

Дремучий лес. зелёный полог. Колонны сосен у опушки.

Природы первобытный храм. Вот пёстрый дятел на суку.

Здесь свечи стройных тёмных ёлок. И незаметная кукушка

Ковёр зелёных мягких трав. Нам пропоёт своё «ку - ку»!

Лес заповедный. Терпкий запах А заповедные поляны

Нагретой хвои и цветов. От посторонних глаз таят,

И ельник прячет в мягких лапах Как возле осторожной мамы

Семейство целое грибов. Резвятся двое оленят.

6. Рефлексия

Я…(научился новому; узнал много нового; заполнял таблицу; узнал много интересного; понял, что называют природной зоной; предлагал свои версии)

Мы…(узнали про природные зоны ; работали превосходно, работали дружно, узнали об особенностях природных зон)

Мне…(понравилась эта тема; понравились рисунки, фотографии; все очень понравилась; понравился сегодняшний урок )

Учитель:

Наш урок- путешествие подошел к концу. Я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами .А вы просмотрите слайды «Природные зоны Земли»

Любите ребята, природу-

Пустыни, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобой на ней.

Так будем же, люди все вместе

Мы к ней относится добрей!

Урока время истекло

Я вам ребята благодарна.

7 . А сейчас попрошу вас оценить урок солнышками и тучками

Домашнее задание: заполнить кроссворд по теме «Природные зоны Земли»,

Пар. №47.


© 2010-2022