Разработка учебного занятия на тему Прирордные зоны Африки. География. 7 класс

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата:

Класс: 7В

Предмет: география

Учитель: Леонова С. Л

Учебное занятие по географии в 7В классе.

Тип: Изучение нового материала.

Вид занятия: комбинированный урок с использованием видеофильма.

Тема учебного занятия: Природные зоны Африки.

Цель занятия:

а) образовательные: познакомить с географическим положением, климатическими и почвенными особенностями, растительным и животным миром влажных экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь.

б) развивающие:

- развитие познавательного интереса к предмету, способности логически мыслить;

- активизация и совершенствование познавательной деятельности в области географии с использованием видеосюжетов.

- развитие навыков работы с картой.

в) воспитательные:

-создание мотивационной среды для обучения;

- формирование целостного представления о крупных природных комплексах Африки.

Методическое обеспечение: карты Африки - физическая, климатическая, почвенная, природных зон

Техническое обеспечение: видеофильм «Чудеса природы. (Серенгети. Кения. Танзания. Восточная Африка. Сахара.)».

Структура занятия:

Этапы занятия

Дидактические зада­чи

Деятельность учителя

Деятельность учени­ков

Показатель результата решения поставленной задачи

Организация начала занятия

Подготовка учащих­ся к работе.

Аргументирует выбор цели и задач занятия.

Слушают учителя.

Готовность учеников и оборудования, быстрое включение в работу

Подготовка к основным этапам занятия

Обеспечение моти­вации и принятие учениками учебно-познавательной деятельности.

Активизация имеющихся знаний

Аргументирует вы­бор цели и органи­зации работы на уроке

Слушают учителя.

Готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности

Основной этап.

ИВУ

Обеспечение восприятия, осмысления, запоминания

Излагает новый материал, используя видеосюжеты.

Расставляет акценты на отдельных видах информации.

Предлагает формы моделирования (схема, таблица).

Слушают, просматривают, фиксируют отдельные виды информации в тетрадь, используя предложенные формы моделирования

Активные действия учащихся с объектами изучения (атласы, видеоматериалы); максимальное использование самостоятельности в процессе обучения

Закрепление и обобщение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Организует работу по алгоритму (ППС).

Работают в парах.

Выполнение заданий с использованием атласа и контурной карты в тетради на печатной основе.

Контроль

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий

Задает вопросы

Отвечают на вопросы учителя, дополняют сделанные в тетради записи.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, оценку способов действий и достигнутых результатов

Направляет обсуждение

Высказывают своё мнение о результатах занятия, о его продуктивности

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценка по достижению целей занятия.

Подведение итогов занятия

Анализ и оценка успешности достижения цели

Делает выводы, объявляет оценки

Слушают, осуществляют самоконтроль

Получение информации о реальных результатах

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Даёт домашнее задание и его инструктаж

Оформляют записи домашнего задания

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися


Урок в 7 классе на тему «Природные зоны Африки».


Проверка домашнего задания:

1. Почему Африка самый жаркий материк? Перечислить климатические пояса Африки.

2. Дать характеристику: а) экваториального пояса; б) субэкваториального пояса; в) тропического пояса.

3. Фронтальный опрос по внутренним водам Африки.

А) Самая длинная река мира.

Б) Река, дважды пересекающая экватор.

В) Самая полноводная река Африки.

Г) В каких климатических поясах самая густая речная сеть?

Д) Самое большое по площади озеро в Африке.

Е) Самое вытянутое озеро.

Ж) Самое мелкое из больших озер Африки.

4) Проверка номенклатуры.

Изучение новой темы.

Урок начинается работой с картой. Учащиеся определяют, какие природные зоны есть в Африке. Далее следует характеристика зоны влажных экваториальных лесов. Зная характерные черты экваториального климатического пояса, ребята без труда объясняют название природной зоны. Далее идет характеристика растительности, её типичные черты (многоярусность, названия растений) учащиеся записывают в тетрадь.

Влажные экваториальные леса многоярусны; верхний (от 35 до 50 м) составляет сейба, диаметр её ствола достигает двух метров, а широкие дисковидные корни поднимаются до высоты четырех метров. Попробуйте представить себя стоящим между такими корнями. Различные пальмы, например масличная, составляют средний ярус. Здесь же растет пальма рафия, к которой африканцы относятся особенно трогательно. Секрет такого отношения в 10 - 12-метровых листьях. Пигмеи покрывают ими свои хижины, из их волокон плетут ткани, шляпы, корзины. В нижнем ярусе растут фикусы, бананы, бананы - это многолетняя трава вырастает в высоту 7 - 8 м всего за 8 - 10 месяцев. Леса вечнозеленые, очень богаты ценными растениями, исключительно разнообразны по составу.

Типы почв учащиеся определяют по почвенной карте; пытаются ответить на вопрос, как могут обеспечить себя питанием растения при низком плодородии почв.

Деревья добывают основные элементы питания не из почвы, а через листву, которой не в силах лишить их даже хлесткие ливни с ветрами, сметающими все на своем пути.

Характеристика животного мира ограничивается разбором вопроса: как должны приспособиться животные к жизни в таком лесу?

Следующая природная зона - саванны и редколесья. Пользуясь картой природных зон, учащиеся определяют её местоположение, выясняют, что зона саванн занимает почти половину материка. Далее просматривается видеосюжет о зоне саванн. После этого ребята определяют главные черты природы саванн и заполняют схему.

Саванна - это высокотравная степь. Занимает 40% площади материка. Основная черта природы - сезонность (влажный и сухой сезон).

Некоторые сведения об органическом мире саванн. Баобаб - дерево, имеющее самый большой диаметр ствола - до 55 м! Его легкая и мягкая древесина не боится огня и запасает до 120 л воды. Живет баобаб до 4 -5 тысяч лет. В зоне саванн обитают самые крупные животные планеты: слоны, жирафы, носороги, буйволы, леопарды и т.д.

Природная зона тропических пустынь рассматривается на примере пустыни Сахара. Учащиеся просматривают видеосюжет о Сахаре и записывают в тетрадь основные черты природы пустыни.

Тропическая пустыня Сахара - самая большая и самая жаркая пустыня на Земле. Занимает около 25% площади Африки. Оазисы занимают менее 3% площади Сахары. Средняя температура января - +10 - +15; июля - +26 - +38. Осадков менее 50 мм. Огромных суточных перепадов температур не выдерживают даже камни: в самую жару они лопаются и разлетаются на куски. Финиковая пальма - «королева» оазисов и главное дерево в них. Достигает 20 - 30 м в высоту, начинает плодоносить к 5 годам и затем дает до 100 - 150 кг плодов с дерева в течение 100 лет.

Закрепление и обобщение по изученной теме.

В тетради на печатной основе на контурную карту учащиеся наносят природные зоны Африки. Затем задаются вопросы по изученной теме + рефлексивные вопросы.

Подведение итогов и домашнее задание.

Кратко анализируется работа учащихся на уроке, и выставляются оценки.

Дом. задание: параграф 28,29. Творческое задание - написать сочинение на тему «Один день в Африке».


© 2010-2022