- Преподавателю
- География
- Здоровьесберегающие технологии на уроках географии
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шилкина С.А. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.
Учитель географии МБОУ СОШ №2
Шилкина Светлана Алексеевна
Г.Емва
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Воспитание здорового поколения - это одна из важных задач общеобразовательных учреждений, т.к. здоровое поколение - важнейший показатель благополучия не только общества, но и государства, поскольку от этого зависят перспективы развития страны, её трудовой потенциал, благосостояние.
Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся на уроке, то есть создавать атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности ребенка. Поэтому большую роль в процессе здоровьесбережения играют учителя-предметники.
Я на уроках провожу небольшие паузы - физминутки. В средней и старшей школе дети-старшеклассники устают не меньше малышей, а иногда переключение внимания, пауза просто необходимы для нормального усвоения материала и даже для здоровья учащегося.
При изучении животного мира в курсе физической географии (Природные зоны Земли; Природные зоны материков ), то есть для обучающихся 5 - 8 классов я использую песенку «У Жирафов» :
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
При изучении тем Ориентирование, Стороны горизонта в 5-6 классах :
Двигательные упражнения во время закрепления изученного материала:
Приседание - южная сторона горизонта;
Потянули руки вверх - север;
Поворот туловища направо , правую, прямую руку в сторону- восток;
Поворот туловища налево , левая, прямая рука в сторону- запад.
При изучении темы Азимут в 6 классе :
Упражнение, подобное предыдущему, выполняется с руками. Руки вытянуты перед собой, ладони вместе. Лицо должно смотреть, как стрелка компаса, в сторону севера - прямо. Повороты выполняются строго по часовой стрелке. Амплитуда и скорость движений увеличиваются за счет темпа заданий:
-
Стрелка компаса смотрит на север.
-
Азимут 90 градусов.
-
Азимут 180 градусов.
-
Азимут 270 градусов.
-
Магнитная аномалия ( Стрелка «беспокоится») и т. д.
При изучении темы Ветер в 6 классе:
Физминутка «Флюгер». Ученики поднимают руки вперед на уровне плеч и ладонями наружу, как флюгарка. Отрабатывается важное географическое понятие о том, что ветер называется по той стороне горизонта, откуда дует:
-
Ветер дует с севера.
-
Ветер юго-восточный.
-
Штиль.
-
Ветер переменных направлений и т.п.
В 5, 6 классе детям нравится «Географический театр» :
Учащимся предлагается представить те или иные процессы и явления в динамике, как пантомиму: «Штиль», «Цунами» , «Ураган», «Шторм», «Айсберг», «Ветровые волны», «Смерч», «Тропический ливень», «Землетрясение», «Извержение Вулкана», «Снежная лавина» и т. д.
Так же при изучении Природных зон можно изображать животных ( Носорог, Орел, Жираф, Слон и т.д.). Каждый старается изображать, как можно артистичнее, в движение вовлекается все тело.
При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии:
Учащиеся по очереди выбегают к доске и показывают на карте, глобусе географические объекты. Учитель задает вопросы:
-
Где находится Москва?
-
Покажите Белое море?
-
Покажите Уральские горы?
-
Где находится северный полюс? И т.д.
В курсе физической и экономической географии (5 - 9 классы) проверка номенклатуры может проводиться в виде «Географической почты» :
Учащиеся выбирают себе по 2-3 конверта с названием географических объектов (равнины, горы, вулканы, реки, экономические районы, города и т.д.), находящихся на разных партах. И выходят к доске показывают попавшийся им географический объект.
Физкультминутка во время урока может быть полезной и для здоровья, и для ума, если в нее вкладывается географический смысл. На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.