Здоровьесберегающие технологии на уроках географии

Воспитание здорового поколения – это одна из важных задач общеобразовательных учреждений, т.к. здоровое поколение - важнейший показатель благополучия не только общества, но и государства. Использование физминуток во время урока может быть полезной и для здоровья, и для ума, если в нее вкладывается географический смысл.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.

Учитель географии МБОУ СОШ №2

Шилкина Светлана Алексеевна

Г.Емва

Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Воспитание здорового поколения - это одна из важных задач общеобразовательных учреждений, т.к. здоровое поколение - важнейший показатель благополучия не только общества, но и государства, поскольку от этого зависят перспективы развития страны, её трудовой потенциал, благосостояние.

Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся на уроке, то есть создавать атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности ребенка. Поэтому большую роль в процессе здоровьесбережения играют учителя-предметники.

Я на уроках провожу небольшие паузы - физминутки. В средней и старшей школе дети-старшеклассники устают не меньше малышей, а иногда переключение внимания, пауза просто необходимы для нормального усвоения материала и даже для здоровья учащегося.

При изучении животного мира в курсе физической географии (Природные зоны Земли; Природные зоны материков ), то есть для обучающихся 5 - 8 классов я использую песенку «У Жирафов» :

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

При изучении тем Ориентирование, Стороны горизонта в 5-6 классах :

Двигательные упражнения во время закрепления изученного материала:
Приседание - южная сторона горизонта;
Потянули руки вверх - север;
Поворот туловища направо , правую, прямую руку в сторону- восток;
Поворот туловища налево , левая, прямая рука в сторону- запад.


При изучении темы Азимут в 6 классе :

Упражнение, подобное предыдущему, выполняется с руками. Руки вытянуты перед собой, ладони вместе. Лицо должно смотреть, как стрелка компаса, в сторону севера - прямо. Повороты выполняются строго по часовой стрелке. Амплитуда и скорость движений увеличиваются за счет темпа заданий:

  • Стрелка компаса смотрит на север.

  • Азимут 90 градусов.

  • Азимут 180 градусов.

  • Азимут 270 градусов.

  • Магнитная аномалия ( Стрелка «беспокоится») и т. д.

При изучении темы Ветер в 6 классе:

Физминутка «Флюгер». Ученики поднимают руки вперед на уровне плеч и ладонями наружу, как флюгарка. Отрабатывается важное географическое понятие о том, что ветер называется по той стороне горизонта, откуда дует:

  • Ветер дует с севера.

  • Ветер юго-восточный.

  • Штиль.

  • Ветер переменных направлений и т.п.

В 5, 6 классе детям нравится «Географический театр» :

Учащимся предлагается представить те или иные процессы и явления в динамике, как пантомиму: «Штиль», «Цунами» , «Ураган», «Шторм», «Айсберг», «Ветровые волны», «Смерч», «Тропический ливень», «Землетрясение», «Извержение Вулкана», «Снежная лавина» и т. д.

Так же при изучении Природных зон можно изображать животных ( Носорог, Орел, Жираф, Слон и т.д.). Каждый старается изображать, как можно артистичнее, в движение вовлекается все тело.

При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии:

Учащиеся по очереди выбегают к доске и показывают на карте, глобусе географические объекты. Учитель задает вопросы:

  • Где находится Москва?

  • Покажите Белое море?

  • Покажите Уральские горы?

  • Где находится северный полюс? И т.д.

В курсе физической и экономической географии (5 - 9 классы) проверка номенклатуры может проводиться в виде «Географической почты» :

Учащиеся выбирают себе по 2-3 конверта с названием географических объектов (равнины, горы, вулканы, реки, экономические районы, города и т.д.), находящихся на разных партах. И выходят к доске показывают попавшийся им географический объект.

Физкультминутка во время урока может быть полезной и для здоровья, и для ума, если в нее вкладывается географический смысл. На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.



© 2010-2022