ИЗ ОПЫТА СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ В ФОРМЕ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИЗ ОПЫТА СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ В ФОРМЕ ПРОЕКТОВ

В конце прошлого учебного года учащиеся 6-х классов переводные экзамены сдавали в форме учебных проектов. Об итогах этого эксперимента хотелось бы написать поподробнее. Экзамен по географии в форме защиты проектов шестиклассники сдавали впервые. До этого были экзамены по билетам и в тестовой форме. Но опыт такой работы в лицее уже был раньше. Несколько лет назад выпускники 9-х классов, имеющие во всех учебных четвертях отличные отметки, защищали научно-исследовательские работы в виде рефератов. На мой взгляд, эксперимент в этом учебном году удался. Каждый из шестиклассников, выбравший для написания проекта географию (а таких оказалось 11 из трех классов), с помощью дополнительного материала написал в итоге исследовательский проект, доклад к его защите, приготовил электронную презентацию. Результаты получились следующие: Лучше всего с учебными проектами справились учащиеся 6 Г класса. Все они получили отличные отметки: 1.Проект «Андорра: проблемы населения и хозяйства страны». Выбор темы связан с поездками в Андорру и отдыхом на горнолыжных курортах этой европейской страны. Многое в докладе было связано с личными впечатлениями и воспоминаниями о стране, где туристическая отрасль играет ведущую роль в экономике микрогосударства. Главное, автор составил анализ развития экономики государства, а также проблем, тормозящих ее развитие.

2. Проект «Пещеры и проблемы их изучения». С Нежной пещерой, а также с Большой Азишской автор впервые встретился в экскурсионной поездке в Адыгею вместе с классом год назад. При подготовке к защите проекта был составлен туристский маршрут по пещерам России и Ближнего Зарубежья. Кроме этого, наряду с презентацией, сделан макет внутреннего строения пещеры с ее натечными образованиями: сталактитами, сталагмитами и сталагнатами.

3. Проект «Что мы знаем о снеге?». Многое, что связано со снегом, вызывает интерес у ученых, благодаря усилиям которых появилась возможность использования искусственного снега. Не все еще загадки раскрыл снег, несмотря на то, что в Японии даже появился музей снега.

4. Проект «Экологические проблемы Азовского моря». Тему для написания проекта автор выбрал после поездки в поселок Кагальник Азовского района, где расположена береговая база РАН, а также после беседы с учеными-океанологами, которых очень волнуют те проблемы, с которыми столкнулось самое маленькое море нашей страны. В работе рассмотрен ряд наиболее актуальных экологических проблем Азовского моря: браконьерство, биологическое загрязнение и загрязнение нефтепродуктами и многие другие, а также рекомендации - «дорожная карта» спасения азовской биосистемы.

5. Проект «Новая Москва. Проблемы столицы». На выбор темы проекта также повлияла туристическая поездка. Столица потрясла своей красотой, масштабами, огромным количеством памятных мест. Но в то же время у российской столицы немало проблем, решая которые, даже увеличили площадь города до самой границы с Калужской областью, включив огромную территорию Подмосковья. Хорошо справились с написанием и защитой проектов учащиеся 6 В класса. Все они получили хорошие отметки.

6. Проект «Торнадо и проблемы их прогноза». Смерчи - опасные природные явления, характерны не только для приморских районов, они стали фиксироваться и на территории Ростовской области. Появление их связано, скорее всего, с глобальными изменениями климата. Очень важно, что автор, опираясь на дополнительный материал, выходящий за рамки учебника, в своем проекте дал рекомендации в виде памятки по правилам поведения до торнадо, во время его прохождения и после. Презентация содержала видеофрагменты очевидцев торнадо в разных уголках планеты, сделав ее еще более зрелищной и показав всю опасность этого стихийного бедствия. Проблема и недостатки в работе были в отборе необходимого материала к докладу. Автор постарался охватить весь собранный материал и поэтому не уложился в отведенное ему время.

7. Проект «Цунами и проблемы их прогноза». Как и предыдущий проект, работа была связана с изучением опасных явлений в природе - цунами - огромных разрушительных волн. Он, как и автор проекта о торнадо, подготовил памятку с рекомендациями по технике безопасности во время этой водной стихии. Главный недостаток - недоработанная презентация, из-за которой и устная защита проекта оказалась не до конца четкой.

8. Проект «Драгоценные камни и проблемы их поиска и добычи». Автор является частым посетителем выставки минералов «Блеск самоцветов», поэтому драгоценные камни как объект своего исследования она выбрала еще при изучении темы «Горные породы и минералы» на уроках географии. Ценность работы в четкости отбора необходимого материала, далеко выходящего за пределы учебника. Недостаток - не до конца доработанный доклад при защите проекта.

Учащиеся 6 А класса получили разные отметки по итогам написания и защиты проектов. Двое из них справились с работой хорошо, один - удовлетворительно.

9. Проект «Рекреационные ресурсы Армении и проблемы их использования». Выбор проекта неслучаен, в Армении живут многие родные и знакомые автора. И хотя в этой стране он пока еще не был, учащийся дал объективный анализ рекреационных ресурсов закавказской страны, а также составил туристический маршрут по Армении, куда вошли многие достопримечательности: монастыри, горы, озера, здания и памятники, даже самая длинная в мире канатная дорога.

10. Проект «Проблемы изучения Мирового океана». Материал этого проекта во многом сводился к экологии океана, хотя вместе с тем, проблем в этой области огромное количество. Отметить стоит необработанность доклада, в котором материал не совсем соответствовал электронной презентации.

11. Проект «Волны-убийцы». Несмотря на такую необычную тему, этот проект оказался самым слабым из представленных выше. Волны-убийцы это не цунами, а совершенно иной тип волн, пока слабо изученный людьми. Названы так из-за того, что опасны для больших кораблей, которые раскалываются на их гребнях. Автор постарался дать им определение, рассмотреть природу образования, но не все у него в итоге получилось. Не имея презентации, он не смог выстроить логически последовательный доклад.

Анализируя учебные проекты и их защиту учащимися, хотелось бы обратить внимание на то, чтобы в будущем такой тип экзамена был в более старших классах, чем в шестом. Учащиеся еще слабо ориентируются в огромном количестве информации и не умеют отбирать главное. Также многие из них не умеют работать с некоторыми компьютерными программами, например, по созданию электронных презентаций. Многое созданное ими - помощь родителей и педагогов. Темы должны быть выбраны заранее, чтоб качественно и не спеша работать над проектами в течение всего учебного года, как студенты занимаются своими курсовыми работами. Учитывая собственный опыт этого года, хотелось бы отметить еще и то, что для каждого учителя оптимальное количество учащихся - пять человек. Увеличение этого числа приводит к уменьшению качества учебных проектов. Несмотря на то, что в географии огромное, почти бесчисленное, количество интересных тем для написания проектов. У учителя не хватит сил и времени уделить должного внимания каждому проекту, так как идей для дополнительной реализации которых - огромное множество. И в этом году можно было бы создать макеты не только пещеры, но и того же Азовского моря, Новой Москвы, а также буклеты и памятки не только по торнадо и цунами. Но на многое задуманное раннее не хватило времени.

Мне кажется, если на подготовку проекта будет учебный год и таких работ у учителя будет не более пяти, все они, при должном внимании к ним со стороны ученика и педагога, смогут быть представлены на научно-практических конференциях учащихся, в том числе и ДАНЮИ (при условии возраста учащегося).



© 2010-2022