Проектная деятельность как основа формирования успешной личности

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.

Новый импульс этому процессу придал приоритетный национальный проект «Образование», который ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:

- во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;

- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.

Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, я обращаю внимание на всестороннее развитие личности ученика и преследую цели:

  • выявление талантливых детей;

  • активизация учебного процесса;

  • формирование у учащихся интереса к научной работе;

  • формирование навыков публичного выступления;

  • профессиональной ориентации учащихся старших классов;

  • повышение уровня научной и методической работы.

Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков. В нем сочетаются индивидуальная, самостоятельная форма работы учащихся с групповыми занятиями.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо­вания. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся об­ращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.

Моя практика показывает, что авторы лучших проектов в дальнейшем успешно учатся в ВУЗах и обладают значительно более высоким уровнем ключевых компетентностей, чем те, кто, хотя и выполнял проекты, но делал это формально.

Уровни компетентности, которые учащиеся проявляют и развивают в проектировании, различны, однако непрерывная включенность в процесс позволяет, при желании, с успехом совершенствоваться.

Методика проектной деятельности.

Проект - особая форма организации деятельности, включающая в себя:

-четкое определение целей исходя из результата;

-построение структуры целей;

-формирование временных рабочих групп;

-применение специальных методов планирования действий;

Принципы - общие установки, определяющие деятельность учащихся. Для метода проектов они заключаются в следующем:

-принцип актуальности - направленность на решение значимой для ученика проблемы.

-принцип преемственности, - какой результат ожидается? Соответствие цели и результата проекта.

-принцип системности - согласованность действий, необходимых для получения результата.

-принцип научности - основная идея проекта соответствует научному знанию и опирается на него.

-принцип участия - участие всех исполнителей.

-принцип ресурсной обеспеченности - обладание компетенцией для реализации проекта

( использование программ, дополнительной литературы, умение работать в группе ит.д.)

-принцип контролируемости - определение промежуточных целей и задач, умение принимать решения.

Основные требования к учебному проекту.

1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. 2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида про­дукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных

3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта.

4. Результатом работы над проектом, является продукт, который создается участниками проектной группы входе решения поставленной проблемы.

В своей деятельности я использую как индивидуальные, так и групповые проекты, которые имеют ряд преимуществ:

· в проектной группе формируются навыки сотрудничества.

· проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

· на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.

Основными видами проектной деятельности используемыми мной являются:

· исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обяза­тельное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ получен­ных результатов. При выполнении проекта должны использовать­ся методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

· информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

· творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Классификация проектов по продолжительности.

 Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

 Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома

 Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

 Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Этапы организации проекта.

К организации проектов предъявляют следующие требования:

1) проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;

2) учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи,

их деятельность должна иметь целесообразный характер;

3) работа должна быть осмысленной и активной;

4) учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

сроки

Запуск проекта

Формируется рабочая группа, определяются цель и задачи проекта, разрабатывается план-график выполнения, распределяются обязанности между участниками проекта

определяются цель и задачи проекта, разрабатывается план-график выполнения, распределяются обязанности между участниками.

Урок

Выполнение

проекта

Помощь в создании, корректировка проекта, управление исполнителем, регулировка хода работ.

Поиск и изучение ресурсов, создание проекта, формирование структуры, оценка вариантов проекта.

1- 2 недели

Защита или представление проекта

Оценка деятельности учащихся

Оценка своего проекта и проекта других участников


1 урок


Поисково-исследовательский этап предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать тему учебного проекта (проблемы). Потребности в проектной деятельности (существующие проблемы) могут возникать всюду: дома, в школе, на отдыхе, в бизнесе и т.д. Они определяют тему проекта и способствуют формированию внутренней мотивации в приобретении учащимися новых знаний. Поисково-исследовательский этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого следует собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, базы данных на электронных носителях, системе "Интернет", специальных каталогах и др. Полученная информация позволяет выдвинуть спектр идей и на основе их анализа выбрать для решения проблемы оптимальную идею (лучшую).

Заключительный этап включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. В качестве оценки результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические, эстетические, экономические и маркетинговые критерии, оригинальности качество выполнения проекта.

Приоритетной педагогической задачей в процессе обучения является не репродуктивное строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности, развитие у них способности к генерации идеи, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе решения совместных задач.

Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Система оценки проектных работ.

Критерии оценки должны быть выбраны, исходя из оптимальности их числа (не более 7 - 10) и доступности для учащихся каждого возраста. Оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии должны быть изве­стны всем проектантам задолго до защиты. Ниже приведены примеры критериев, которые были использованы при проведении научно-практической конференции «Грани творчества» в нашем лицее.

Пример 1 (первые четыре критерия - оценка проекта, остальные - оценка презентации).

 Самостоятельность работы над проектом

 Актуальность и значимость темы

 Полнота раскрытия темы

 Оригинальность решения проблемы

 Артистизм и выразительность выступления

 Раскрытие содержания проекта на презентации

 Использование средств наглядности, технических средств

 Ответы на вопросы

Пример 2

 Важность темы проекта

 Глубина исследования проблемы

 Оригинальность предложенных решений

 Качество выполнения продукта

 Убедительность презентации

Результативность применения проектной технологии.

С помощью проектной технологии удается решать множество задач, обеспечивающих развитие личности:

- умение выдвигать темы проектов;

- развитие логики, умение определить свою позицию;

- понимание необходимости исследовать явление с разных точек зрения;

- выработка самостоятельного взгляда на происходящие события;

- умение выдвигать, аргументировать и защищать свои идеи;

- развитие критического мышления;

- основание своих возможностей и своего значения при работе в группе;

- развитие подлинной активности.

Вот теперь можно ответить на вопрос: «Почему я применяю проектную технологию в своей деятельности?».

1. Теоретическая подготовленность учителя и учащихся.

2. Научность и доступность. Актуальность и результативность.

3. Эта технология включает в себя многие методы и способы интерактивного обучения.

4. Широкий спектр применения метода проектов в образовательном процессе, в воспитательной деятельности и при проведении исследовательских работ.

На протяжении многих лет мои ученики выполняют исследовательские работы и проекты как в области географии, так и экономики. Оба предмета имеют много точек соприкосновения, в результате работы учащихся носят межпредметный характер и демонстрируют научный подход к освещению проблем, что дает возможность увеличить качество творческих работ, и это неоднократно отмечалось на школьный и городских научно-практических конференциях.

Года

Количество работ

% качества

2004-2005

12

100

2005-2006

8

100

2006-2007

11

100

2007-2008

7

100

2008-2009

4

100

Мои ученики постоянно участвуют в конкурсах как муниципального, так и регионального уровня. Являются активными участниками школьной научно-практической конференции «Грани творчества» и городской научно-практической конференции «Молодежь и современный мир». За период 2005- 2007 гг. количество участников научно-практической конференции «Грани творчества» составило 12 человек.

Год

Фамилия, имя

Класс

Тема работы

2004-2005

Ковалева Юлия

11 «В»

Проблемы и особенности развития малого бизнеса в России и г. Дальнереченске.

Копылок Эльвира

11 «В»

Проблемы занятости и безработицы в Приморском крае и г. Дальнереченске.

Беликова Екатерина

11 «В»

Проблемы инвестиционной политики Приморского края.

Пронкина Елена

11 «В»

Радиация малыми дозами.

2005-2006

Бондаренко Ольга

10 «В»

Проблемы миграции ДВ и их влияние на социально-экономическое развитие региона.

Чечель Илья

9 «Б»

Состояние рынка труда и молодежная политика г. Дальнереченска.

Лукашева Ксения

9 «А»

Проблемы и перспективы развития рыбной отрасли Приморского края.

Стасенко Николай

9 «А»

Топливно-энергетический комплекс ДВ: проблемы и перспективы.

2006-2007

Шматова Юлия

11 «В»

Современное состояние лесного фонда ДВ и перспективы его использования.

Понкратова Ксения

11 «Б»

Демографические проблемы ДВ и их роль в развитии экономики региона.

Воробьев Владислав

10 «В»

Анализ возможностей развития туризма в Дальнереченском районе.

Полтарацкая Екатерина

10 «Б»

Значение и анализ рекламы в условиях современной рыночной экономики.

Исследовательская деятельность учащихся, направленная на изучение своего региона, формирует гражданскую позицию, информационную и коммуникативную компетенцию. Многие исследовательские работы учащихся удостоены наград на городской научно-практической конференции «Молодежь и современный мир» в 2005-2009 годах.

Год

Фамилия, имя

Тема работы

Результат

2005

Ковалева Юлия

Проблемы и особенности развития малого бизнеса в России и

г. Дальнереченске.

Диплом

1 степени

Копылок Эльвира

Проблемы занятости и безработицы в Приморском крае и г. Дальнереченске.

Диплом

2 степени

Беликова Екатерина

Проблемы инвестиционной политики Приморского края.

Диплом

3 степени

2006

Бондаренко Ольга

Проблемы миграции ДВ и их влияние на социально- экономическое развитие.

Диплом

1 степени

2007

Панкратова Ксения

Демографические проблемы ДВ и их роль в развитии региона.

Диплом

1 степени

2008

Онищенко Елена

Проблема загрязнения окружающей среды городов.

Диплом

2 степени

2009

Недоводиева Екатерина

Мониторинг состояния земельного фонда города Дальнереченска.

Диплом

3 степени

В 2005 году Пронкина Елена, учащаяся социально-экономического класса, по результатам краевой геоэкологической олимпиады школьников Приморского края вошла в десятку лучших участников и зачислена на геологический факультет ДВГТУ, где успешно обучается. В 2008 году ученица 11 класса Онищенко Елена заняла 10 место в краевой геоэкологической олимпиаде школьников Приморского края. Звягинцева Кристина, учащаяся 7 «А» класса, принимала участие в 2007 году в конкурсе рефератов «В.К.Арсеньев- исследователь Уссурийского края», проводимом Общества изучения Амурского края и представила работу «Реликтовые растения Приморского края». Бондаренко Ольга участвовала в первом международном конкурсе научно-исследовательских работ «Я- гражданин России», проводимый региональным благотворительным фондом «Самарская губерния». В 2009 году Мельников Никита стал победителем регионального конкурса интернет - проектов очно - заочной школы «Малая компьютерная академия» с интернет -проектом «Я - глава города».

Мои ученики своими работами демонстрируют не только знания по предмету, но и умение применить их в новой, нестандартной ситуации, требующей творческого подхода к знаниям. В 2005 году учащиеся 11-ого социально-экономического класса разработали проект «Социально-демографическая характеристика состояния безработицы Приморского края и города Дальнереченска» ( попытка сравнительного анализа). Итогом их работы стал видеофильм «Пособие по организации научно-исследовательской деятельности». Результаты использования проектной технологии можно видеть по числу учащихся, увлеченных проектной и исследовательской деятельностью.

Позитивная динамика качества знаний по предметам географии и экономики позволяет сделать вывод о повышении мотивации к образовательному процессу в результате использования проектной технологии..

8Проектная деятельность как основа формирования успешной личности

9Проектная деятельность как основа формирования успешной личности

Результаты качества знаний учащихся имеют стабильную динамику роста. Этому способствует организация самостоятельной творческой деятельности школьников, способствующая повышению мотивации, личностному развитию, ориентации в образовательном и информационном пространстве. Для поддержания интереса к учебной деятельности необходимо сотрудничество учащихся и учителя, позволяющее создавать оптимальные условия формирования личностных компетенций.

Итогом проектной деятельности педагога и учащихся является не только участие, но и стабильно высокая результативность школьников, которые из года в год становятся призерами и лауреатами не только городских, но краевых и Всероссийских конкурсов, олимпиад, конференций и слетов. Полученные данные позволяют сделать вывод, что при правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, а также создании системы такой работы в рамках учебной программы позволит школьникам не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения.




Рекомендуемая литература по теме.

Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // "Директор школы", -1995.-№6.

Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии М., 1998.

Дьюи Дж. Демократия и образование. -М.,2000.

Петряков П.А. Метод проектов в преподавании образовательной области "Технология". - Вел. Новгород, 2000.

Лицейское и гимназическое образование, 2002. - № 9.

Метод проектов в технологическом образовании школьников. - СПб,2001.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.// Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю //" Школа и производство", 2002. - №1. - С.14- 16.

Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,1995.

Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // "Наука и школа", 1997. - № 4.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образовательной среде негосударственного образовательного учреждения. - М., 2001.

Проекты как способ организации детской жизни. - Ханты-Мансийск, 2002.

Проектная работа учащихся. Специальное приложение к журналу "Лицейское и гимназическое образование".

(Серия постеров "Мастер-класс. Открытый урок"), 2002. - № 9.

Развитие детского творчества через технологические проекты.

Сб. проектов для 5 - 6 кл. - Н. Новгород, 2000.

Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула// "Директор школы", 1998. - № 3.







Приложение 1.

Проект на тему « Наш экологически чистый

административный округ».

Проект может быть организован учителями при изучении курса «Географии Приморского края». Он ориентирован на самостоятельную, исследовательскую деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного отрезка времени. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, творческих областей.

Цель проекта: изучение экологической ситуации Дальнереченского городского округа.

Задачи:

- дать характеристику экологической ситуации территории;

- собрать данные для изучения определенных процессов и их экологической оценки;

- определить пути решения геоэкологических проблем в округе;

- представить результаты исследования, презентация.

Этапы выполнения проектной работы.


  1. Мотивационный этап.

Теоретическое изучение проблемы « Экологическая обстановка в Дальнереченском городском округе». Учитель создает проблемную ситуацию: «Обострение геоэкологических проблем на территории округа требует решения этих проблем, так как они влияют на население, его здоровье, на окружающую среду округа. Необходимо оценить экологическую ситуацию в округе, спрогнозировать ее дальнейшее развитие и создать проект по улучшению экологической ситуации нашего города».

Темы работ предлагаются разнообразные, в том числе:

-Проблема загрязнения окружающей среды городов.

-Мониторинг состояния земельного фонда города Дальнереченска.

-Экология воды. Вода в твоем городе.

Далее проводится дискуссия по проблеме исследования и подведение итогов первого этапа работы.

2. Ценностно - ориентированный этап.

Самостоятельная исследовательская работа. Определение целей и задач проекта, распределение ролей и заданий в проектной группе,.анализ и систематизация материалов по темам. Создание графиков, картосхем отражающих геоэклолгическую ситуацию в округе.

Обобщение материала и его утверждение , обсуждение предлагаемых вариантов проектного моделирования.

3.Конструктивный этап.

Самостоятельная и частично самостоятельная деятельность учащихся. Моделирование проекта административного округа на стенде.

Примеры основных проблем, с учетом которых проводится моделирование:

- городская планировка;

- чистота улиц;

- состояние воздуха;

- состояние водоснабжения города;

- состояние земельного фонда;

- влияние промышленных предприятий на окружающую среду и т.д.

4. Оценочно-рефлексивный этап.

Анализ работы, обсуждение результатов и их корректировка.

5. Презентативный этап.

Защита всего проекта. Оценка результатов.

Организация проектной деятельности позволяет сформировать у учащихся исследовательские умения, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы, умения устанавливать причинно-следственные связи и свободно ориентироваться в информационном пространстве.




Приложение 2.


Записи на диске.

Презентации проектных работ по темам:

1. «Проблема загрязнения окружающей среды городов».

2. «Мониторинг состояния земельного фонда города

Дальнереченска».

  1. «Экология воды. Вода в твоем городе».

4. «Я - глава города».

Знать мало,

надо применять.

Иоганн Вольфганг Гете

© 2010-2022