Статья Проектно-исследовательская деятельность в курсе естествознания

Раздел География
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектно-исследовательская деятельность в курсе естествознания как средство развития познавательного интереса школьников.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащегося в учебном процессе. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к новым технологиям обучения.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Такие возможности дает изменение форм организации учебной деятельности в направлении увеличения роли учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся; построение уроков в соответствии с основными принципами деятельностного подхода; переход к различным формам совместной деятельности с постепенным усилением учебной самостоятельности.

Курс естествознания в рамках ФГОС знакомит с научным подходом к изучению природы, с методами работы естествоиспытателей. Изучение материала сопровождается лабораторными и практическими работами, позволяющими смоделировать в учебном процессе научные методы исследования. Ведущей содержательной линией является овладение следующими способами познавательной деятельности:

  • освоение детьми начальных способов моделирования и экспериментирования, овладение начальными исследовательскими умениями;

  • описание результатов собственных наблюдений или опытов, условий их проведения и полученных результатов;

  • развитие способности формулировать проблемы и находить пути их решения; способности к обобщению знаний (анализ, сопоставление, установление причинно-следственных связей);

  • поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей; понимание и систематизация информации;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

  • оценка собственного вклада в деятельность группы; самооценка уровня личных учебных достижений;

Включение элементов проектной деятельности в обычный урок с 5 класса, формирует у учащихся развитие новых знаний, умений, качеств личности. В процессе работы над проектом выделяют следующие этапы:

1. Оргнизационно-мотивационный: учитель предлагает какую-либо проблему в самых общих чертах и дает детям возможность обсудить ее, предложить свои идеи (мозговой штурм). Выдвигаются гипотезы, определяется тема и цели проекта, выбирается метод исследования, вырабатывается план. Этот этап является наиболее сложным для учащихся и осуществляется в тесной связи с учителем.

2. Информационно-поисковый: ученики проводят эксперименты (в исследовательских проектах), работают с литературой и другими источниками информации. Здесь также есть свои трудности. Пятиклассники еще медленно работают с текстом, не всегда могут выделить главное, только учатся анализировать, обобщать и т.д. Поэтому учитель наблюдает, поддерживает, подсказывает.

3. Рефлексивно-оценочный: получение результатов, их коллективное обсуждение и оценка, оценка работы в группе. Ученики представляют проекты. Учитель выполняет коррекционную функцию, так как учащиеся этого возраста испытывают трудности с передачей информации, представлением ее в различных формах, не всегда объективно оценивают собственные силы.

Таким образом, пятиклассники нуждаются в постоянной помощи педагога на всех этапах проектно-исследовательской деятельности.

В своей работе я отдаю предпочтению групповым проектам. В классах сформированы проектные группы, среди участников распределены роли: «умник» - подает идеи; «критик»- находит слабые места в работе; «секретарь» - отвечает за оформление проекта; «командир»- координирует работу, решает споры; «дежурный»- отвечает за связь с учителем и технические моменты. Сначала дети пробуют себя в разных ролях, затем, как правило, обязанности становятся постоянными. В группах действуют правила: уважать товарища, придерживаться регламента, помогать друг другу и т.д. Групповые проекты в основном рассчитаны на два урока (пару), иногда подготовка к информационно- поисковому этапу осуществляется дома. Наряду с групповыми проектами дети должны попробовать свои силы и в индивидуальной проектной работе.

Примеры проектов (групповых и индивидуальных):

  • Исследовательские: «Минералы в украшениях моей мамы. Влияние на самочувствие и настроение», «Прогноз погоды по народным приметам: правда или вымысел?», «Мой аквариум: природные взаимосвязи», «Почва. Почвообразование», «Сравнение комнатных растений», «Мой эксперимент - проверка научного предположения», «Природа -это система».

  • Творческие: «Экскурсия «Минералы в моем доме», «Как вырастить кристалл», «Как я вижу природу», «Путеводитель «Животные Австралии»;

  • Практико-ориентированные: «Вторая жизнь бытовых отходов», «Выставка коллекций минералов и горных пород», изготовление макетов и приборов «Внутренние оболочки Земли», «Молекулы» и т.п.;

  • Информационные: «Развитие представлений о природе», «Красная книга Удмуртии», «Природа в музыке, живописи, поэзии», «Ископаемые животные и растения Удмуртии», «Экскурсия в мезозой», «Вселенная», «Происхождение Земли», «Использование веществ человеком»,

При работе с информационными проектами использую прием «Совместный проект». Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом. Презентацию лучше проводить в форме стендового доклада, когда учащиеся ходят по классу, слушают и оценивают защиту представителей групп.

В процессе преподавания естествознания ведущая роль отводится развивающим - частично-поисковым, поисковым и исследовательским методам. Кроме обязательных практических и лабораторных работ активно используются интерактивные методы обучения. «Мозговой штурм» в виде банка идей на доске; «Микрофон» - высказывание своей точки зрения по поставленной проблеме; «Выбери позицию» - выбор определенной позиции и формирование временных групп; «Синтез идей» - выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока и их доработка и так далее.

При работе с учебником практикуются: а) составление рассказов с ошибками и пропущенными словами; составление рассказа по заданным словам; б) составление вопросов (объясните, почему? Докажите, почему? Какой вывод можно сделать из...?); в) составление схем, логических цепочек, кроссвордов; г) изображение понятий графически и с помощью ассоциаций и последующий разбор в парах и группах;

Данные упражнения позволяют развивать мышление, аналитические умения, внимание и наблюдательность.

Проведение уроков в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, приводит к формированию коммуникативной, социальной и других компетентностей, то есть развитию творческого потенциала и природных способностей ребенка, способности к совершенствованию им своих знаний и опыта.

Список литературы:

1. Алексашина И. Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: методика преподавания / И. Ю. Алексашина, Н. И. Орещенко, А. А. Ульянова. - М.: Просвещение, 2005.

2. Примерная программа по естествознанию для основной школы, составленная на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. - М.: Просвещение, 2010.

3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. - М. : Первое сентября, 2010.

«


© 2010-2022