Доклад на тему Реализация принципов коррекционно - развивающего обучения на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План




Введение

1.Принцип развития динамичности восприятия.

2.Принцип продуктивной обработки информации.

3.Принцип развития высших психических функций.

4.Принцип мотивации к учению.

Заключение

Список используемой литературы

Приложение






















Реализация принципов коррекционно-развивающего обучения на уроках географии (слайд 1)

Введение

Особое значение при организации обучения детей с интеллектуальным отклонением в развитии имеет принцип коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Принцип коррекционно-развивающей направленности предполагает обучение детей с умственной отсталостью, ориентированное на развитие потенциальных возможностей, способностей ребёнка, такого механизма обработки информации, который позволит ему эффективно функционировать в окружающей действительности, обществе; сделает его дефект незаметным (малозаметным) для него самого и других.

При его реализации учитель должен проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только усваивали учебный материал, но и исправляли свои недостатки. А этого можно достичь только в результате серьезнейшей и, как правило, многолетней коррекционной работы.
Уроки географии как предмета, совмещающего образное восприятие и логическое мышление, обладают уникальными возможностями для коррекционной деятельности, которая заключается в чувственном познании окружающего мира и приобретении сенсорного опыта, а также в логическом познании мира - формировании приемов умственной деятельности, таких как выявление причинно-следственных связей в геопроцессах, сравнение и др.



  1. Принципы коррекционно - развивающего обучения.

Рассмотрим основные принципы, учет которых в планировании уроков обеспечит учителю эффективное решение различного рода задач, продиктованных учебным процессом, а именно: позволит точно сформулировать цели и задачи урока, правильно произвести отбор содержания, методов и приёмов работы на уроке.

Коррекционно-развивающая модель обучения включает в себя четыре основных принципа, взаимосвязанных между собой и вытекающих друг из друга: (слайд 2)

1.Принцип развития динамичности восприятия;
2.Принцип продуктивной обработки информации;
3.Принцип развития высших психических функций;
4.Принцип мотивации к учению.

Более подробно поговорим о сути данных принципов и методах их реализации в уроке:


Принцип развития динамичности восприятия (слайд 3)

Принцип

Методы реализации в уроке

Динамичность восприятия

- задания по степени нарастающей трудности;

- включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор;

- разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности.

Принцип динамичности восприятия предполагает построение уроков таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Речь идёт не об усложнении программы, но о разработке таких заданий, при выполнении которых у школьника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей, развитию различных психических функций в процессе обработки этой информации.


Динамичность (в данном контексте) - это способность воспринимать постоянно увеличивающийся объем информации.
Принцип динамичности восприятия заключается в том, чтобы организовать учебный процесс по степени нарастающей трудности: от простого задания к более сложному, например мои задания на уроках географии (слайд 4).
При этом мы должны учитывать, что динамика заданий - от простого к более сложному - должна обязательно предполагать активную работу различных комбинаций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный). Например: дети слушают и отвечают (беседа), слушают и смотрят (рассказ учителя), читают и думают (с.р. с учебником), играют с предметами для дидактических игр и думают (дидактическая игра), пишут и думают (практическая работа в тетради), отдыхают и восстанавливаются (физминутки) и т.д. Разнообразие заданий будет побуждать ребёнка к активному учебному поведению, что и заставит работать как отдельные психические функции, так и связи между ними.

Только при таком подходе обеспечивается постоянная смена видов деятельности на уроке, реализуется охранительный режим обучения: дети не переутомляются, не происходит выключения детей из урока. И ещё один немаловажный момент: задания с опорой на несколько анализаторов должны подбираться с учётов возрастных и интеллектуальных особенностей детей.

Учитель должен помнить: однообразная форма и объем информации не стимулирует путей развития ребёнка, поэтому на уроках географии я использую нетрадиционные формы проведения уроков: урок усвоения знаний, урок-лекция; урок-конференция; урок-путешествие; урок-консультация; урок усвоения умений и навыков; урок - экскурсия; комбинированный урок и т.д. И на всех этих уроках я использую компьютерные технологии, которые активизируют самостоятельную, практическую деятельность ученика и делают урок более интересным и увлекательным (слайд 5).








  1. Принцип продуктивной обработки информации (слайд 6)


Принцип

Методы реализации в уроке

Продуктивной обработки информации

- задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

- дозированная поэтапная помощь педагога;

- перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё собственное задание.

Принцип продуктивной обработки информации вытекает из предыдущего. Он заключается в следующем: учитель должен организовать обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса способов обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Речь идёт о том, чтобы в ходе обучения выработать у ребёнка способность самостоятельного адекватного реагирования. Поясним этот тезис.
(слайд 7) Например, на уроке географии я объясняю детям технологию заполнения судового журнала путешественника, используя для этого образец. Учащиеся анализируют порядок заполнения, запоминают последовательность действий, проговаривают её, выполняют первое задание вместе с учителем, записывают его в судовой журнал. И… затем в течение урока идёт коллективная работа по разбору других заданий под контролем и с помощью учителя.
Но предлагается вместо этой малоэффективной работы дать каждому своё индивидуальное задание, чтобы каждый попробовал сам перенести уже данный ему способ обработки информации. То есть я раздала судовые журналы, объяснила, как они заполняются, и дала возможность детям самостоятельно перенести изложенную информацию. Только представьте себе, как Вас будут слушать ученики, зная, что потом они должны будут самостоятельно это делать.

Но я даю и другие разнообразные самостоятельные задания различных видов, которые ученики с удовольствием выполняют, например: доклады, изготовление моделей и макетов в пластилиновой технике, выполнение заданий по дополнительной литературе и многие другие (слайд 8,9, 10).
К сожалению, на практике не всегда удаётся достичь желаемого результата. Дело в том, что наши ученики не привыкли к такой степени ответственности; они привыкли, что им всё "разжуют и положат на тарелочку ".
В предлагаемой системе обучения резко возрастает активная роль самого ученика, степень его личной ответственности. Очень плохо себя чувствуют те, кто не хочет включаться в работу на уроке; когда все корпят над своими заданиями, а ты не знаешь, что делать - ситуация не из приятных.

Если ученик не в состоянии из-за сложности дефекта освоить этот перенос, тогда в дело вступает дозированная (по частям) помощь педагога.
И, конечно, при выборе заданий для учащихся учитель должен осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку: предлагать ученику задания, посильные для него по объёму и уровню сложности (слайд 11).

Практика показала эффективность такой организации обучения: ученики более внимательно слушают объяснение учителя; более сосредоточенно работают над заданием; повысился интерес к учёбе, а главное - развиваются и корригируются различные аспекты личности ребёнка.



  1. Принцип развития и коррекции высших психических функций

(слайд 12)

Принцип

Методы реализации в уроке

Развития и коррекции высших психических функций

- включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;

- задания с опорой на несколько анализаторов.


Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого учитель включает в содержание урока на разных его этапах специальные коррекционные упражнения: для развития речи, зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления и пр. Учитель должен чётко знать, что словесные, наглядные и практические методы - это методы обучения! Это не методы коррекции недостатков психических функций. Для исправления недостатков памяти, внимания, мышления существуют специальные приёмы, которые и должны включаться в содержание каждого урока, на каждом его этапе. Подобные упражнения занимают на уроке немного времени, но эффективность их использования весьма значительна. (слайд 13, 14, 15)

Цель таких упражнений - активизировать, побуждать ребёнка к деятельности на уроке. Речь идёт о том, что если обучение ориентировано на развитие высших психических функций ребёнка, то мы можем рассчитывать на максимальное использование всех резервов, возможностей организма ребёнка в компенсации его дефекта.
Задания по коррекции и развитию ВПФ должны быть с опорой на несколько анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный).









  1. Принцип мотивации к учению (слайд 16)


Принцип

Методы реализации в уроке

Мотивации к учению

- правильный и исчерпывающий инструктаж; чёткие целевые установки на выполнение задания;

- проблемные, интересные творческие задания, познавательные вопросы;

- создание условий для зарабатывания, а не получения оценки;

- включение в урок материалов сегодняшнего дня;

- призы, поощрения, развёрнутая, аргументированная словесная оценка, фиксирующая отношение учащихся к выполняемой деятельности.

Принцип мотивации к учению я считаю одним из главных принципов коррекционно-развивающего обучения. Это связано прежде всего с особенностью дефекта наших детей. Дело в том, что у детей в наибольшей степени прослеживается взаимосвязь успеваемости с мотивацией учебной деятельности: чем выше сформирована мотивация к учению, тем лучше успеваемость по предметам. Для сравнения: у детей с нормальным развитием успеваемость зависит от уровня интеллекта: чем выше интеллект, тем лучше успеваемость. Поэтому при планировании уроков я особое внимание уделяю именно реализации данного принципа.

Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения должны быть интересны ученику. Вся организация обучения должна быть ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Надо, чтобы он хотел это сделать; чтобы у него был интерес; чтобы задания были творческими, проблемными, но соответствующие возможностям ребёнка.

Однотипные инструкции "Откройте учебник на странице…, "Слушайте меня внимательно. Я объясню всем…" постоянно употребляемые учителем, не побуждают учащихся к заинтересованной работе. Они, конечно, включаются в учебный процесс, но это включение носит механический характер и не затрагивает глубинных процессов психического развития ребёнка. А нам необходимо, чтобы в ходе выполнения заданий активно работали психические функции ученика и тем самым развивались межфункциональные отношения, на которых и базируется обходной путь развития ребёнка с интеллектуальным недоразвитием (слайд 17, 18).






Заключение


Повысить мотивацию к учению можно с помощью разработки новых, интересных заданий; продуманности и отточенности инструкций учителя; чёткой целевой установки на выполнение заданий учащимися (для чего мы будем делать задание, чему научимся при его выполнении); повышения дидактической значимости оценки, создания условий обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика и он убеждается в своих способностях и т.п.

Мотивация к учению складывается у ребёнка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующая его оценка, социальная значимость его учебного поведения и т.п.
Если учитель действительно хочет, чтобы ученикам было интересно с ним, то он этого добивается! Причём нельзя сказать, что это требует от него каких-то специальных усилий. Достаточно просто, при планировании урока, включения какого-то метода или приема поставить вопрос: "А интересно это будет моим ученикам?"

Рассмотренные принципы и методы их реализации обеспечивают повышение качества образовательных услуг на 30-50%, выражающееся:

- в активизации психологических ресурсов личности учащегося, обеспечивающих ему успешное усвоение данного материала;

- в развитии мотивационно - ценностных устремлений учеников к обучению;

- в формировании алгоритмов учебного поведения у учеников и повышении уровня профессиональной компетентности у учителя.





































Список используемой литературы


  1. Власова Т.А., Лубовский В.И. Дети с задержкой психического развития (НИИ дефектологии АПН СССР). - М.: Педагогика, 1984.

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.,

1973.


  1. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии: Сб. // Под ред В.И. Лубовского. - М.: Просвещение, 1994.


  1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. - М.: МГУ, 1985.


  1. Лубовский В.В. Психологические проблемы диагностики задержки психического развития детей. - М., 1989.




Приложение 1: урок географии в 6 классе по теме:

«Использование рек».

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. дать учащимся конкретные сведения о значении воды для человека;

  2. развивать познавательные способности, внимание, воображение, память, умение связно и развернуто излагать материал;

  3. воспитание бережного отношения к воде.

Оборудование:

Географические карты полушарий и России, таблицы: речной системы, слайды, карточки для географического диктанта, индивидуальные карточки, загадки, демонстрационный материал для путешествия.

Как правило, при планировании уроков я стараюсь придерживаться тематического единства как при выборе дидактических заданий к уроку, так и при выборе различных коррекционных упражнений и физминуток так сохраняется целостность урока. При планировании данного урока я использовала все виды заданий на тему «Реки».

Ход урока:

  1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку с обязательным объявлением, какой урок).



  1. Коррекционные упражнения (подготовка учащихся к работе на уроке: максимальная активизация зрительной, слуховой, включение механизма обработки информации):

  1. Гимнастика для глаз - «Восьмёрка» (активизация зрительного, слухового, тактильного анализаторов, двигательной и эмоциональной зоны головного мозга);

  2. «Зарядка для ума» - географическая разминка - блиц-опрос (коррекция и развитие мышления);

  3. Задание на внимание: «Определить вид водоема по картинке» (коррекция внимания через упражнение в узнавании и различении).

( Коррекционные упражнения подобраны с опорой на несколько анализаторов)



  1. Проверка домашнего задания: чтение и пересказ статьи в учебнике «Река, её части. Горные и равнинные реки».

Опрос домашнего задания проводится в виде коррекционных упражнений (их функция не только корригирующая, но и проверяющая, насколько ученики внимательно, осознанно читали дома текст, задания должны быть не только развивающими, но и интересными):

  1. Географический диктант: «Подпиши части рек»

После диктанта идет самопроверка с опорой на слайд.

( это задание с опорой на несколько анализаторов)

  1. Работа по карточкам «Соотнеси вопросы к ответам стрелкой»

(коррекция зрительного внимания через упражнения на концентрацию внимания, коррекция памяти);

  1. «Своя игра» по теме: «Части рек. Равнинные и горные реки»

(одновременно происходит коррекция и развитие мышления, речи, памяти; задания с опорой на несколько анализаторов).



  1. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа (введение в тему):

а) Отгадай тему урока «Разгадай ребус и расставь правильно части рек» (коррекция памяти зрительного восприятия);

б) Река «Волга» (ученик читает заранее подготовленный рассказ )

2. Основная часть.

а) Запись темы в тетрадь.

б) Путешествие по реке «Волга», с опорой на слайды.

(рассказ учителя, вопросы - ответы)

в) Словарное слово - водохранилище, орошение.

г) Чтение текста учителем.

(знакомство с текстом в прочтении учителем)

д) Беседа по прочитанному.

(выяснить, как ребята поняли текст, его содержание)

е) Выборочное чтение учащимися из учебника.

(умение ориентироваться в тексте, развитие зрительного внимания, зрительной памяти, речи, мышления)

ж) Чтение учащимися текста про себя (знакомство с текстом в собственном прочтении).



  1. Физкультминутка



  1. Закрепление нового материала.



  1. Вопросы - ответы.

  2. Загадка.

  3. Кроссворд.

(Задания даны по принципу динамичности восприятия: от простого к сложному, с опорой на несколько анализаторов).



  1. Заключительное слово учителя.



  1. Подведение итогов урока, выставление оценок с обязательной аргументацией.

  2. Задание на дом.

Помните: всё начинается с учителя, с его готовности работать с детьми с ОВЗ.

19


© 2010-2022