Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная география

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа внеурочной деятельности

(тематическая программа кружка)

«Занимательная география»


Срок реализации программы: год.

Класс: 6

Количество часов: 68 (из расчета 2 часов в неделю).

Составитель программы: учитель географии Хайруллин Ильхам Рифкатович.

















Сочи - 201 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.

Цель программы: Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

Задачи:

  1. Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.

  2. Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;

  3. Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;

  4. Воспитание географической культуры школьников.

Программа «Занимательная география» рассчитана на 68 часов, из расчета - 2 занятия в неделю. Программа рассчитана на учащихся 6-го классов.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива «Развитие исследовательской деятельности учащихся» являются:

  • учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций);

  • коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения;

  • информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях;

  • проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.

  • компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Содержание программы способствует развитию ОУУН и способов деятельности:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.

В процессе занятий по программе «Развитие исследовательской деятельности учащихся» учащиеся должны:

Знать:

  1. Вклад Великих учёных в развитие науки;

  2. Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;

  3. Природные рекорды на материках и океанах;

  4. Особенности стран мира и народонаселения;

  5. Приёмы работы с источниками географической информации;

  6. Географическая терминология.

Уметь:

  1. Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;

  2. Проводить исследование на основе накопленных фактов;

  3. Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту - как величайшее творение человечества;

  4. Решать географические задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Ориентирования в потоке географической информации;

  2. Умения решать географические задачи

  3. Повышения собственной географической культуры.

Основной формой организации занятий является классно - урочная. В программе запланированы внеаудиторные занятия (библиотечные занятия). В ходе работы по реализации программы запланированы индивидуальные консультации с учащимися.

Для реализации задач программы факультатива «Занимательная география», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично - поисковый, исследовательский, репродуктивный.

Для выполнения задач программы развития школы в рамках программы «Занимательная география» запланировано участие в предметной олимпиаде по предмету и в других конкурсах разного уровня.
































Календарно - тематический план


п.п.

Перечень тем и

разделов

Количество часов

1

Введение.

1 ч.



2

Источники географической информации в древности

1 ч.

3

Источники географической науки в Средние века

1 ч.

4

Источники географической науки: энциклопедии, словари

1 ч.

5



Карта - величайшее творение человечества. Интернет - верный помощник.

2 ч.

6

Верные помощники для путешествия

1 ч.

7

Составление карты путешествий

1 ч.

8

Путешествуем в мир слонов

1 ч.

9

Америка - часть света

1 ч.

10

Австралия - страна кенгуру

1 ч.

11

Путешествие по материкам и океанам.

1 ч.

12

Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.

1ч.

13

Мой любимый материк

1ч.

14

По городам необъятной Родины - Россия (вводный урок)

1 ч.

15-16

Москва - столица нашей Родины

2 ч.

17

Россия - общие сведения

1 ч.

18-19

Санкт- Петербург - северная столица России

2 ч.

20-21

Казань - столица Татарстана, третий город России

2 ч.

22-23

Краснодар и Краснодарский край

2 ч.

24-25

Сочи - город моей мечты

2 ч.

26

Города побережья Черного моря

1 ч.

27-28

Древние города России

2 ч.

29

Великие открытия века: транспорт

1ч.

30

Великие открытия века: география

1 ч.

31

Великие открытия века: история

1 ч.

32

Как делают открытия?

1 ч.

33

Что помогает новым открытиям?

1 ч.

34

В мире ученых географов

1 ч.

35

Ученые Древнего Египта и Греции

1 ч.

36

Русские ученые- географы

1 ч.

37

Ученые географы современности

1ч.

38

Знаменитые географы мира и их вклад в науку

1 ч.

39

Природа (вводное слово)

1 ч.

40

Природные условия России

1 ч.

41-43

Живописные уголки России

3 ч.

44-45

Лоно природы глазами художников

2 ч.

46-47

Мы рисуем природу

2 ч.

48

Природа нашего планета и как его беречь

1 ч.

49

Страны мира: обзор

1 ч.


50


Страны на карте мира

1 ч.


51

Россия - огромная страна в Европе

1ч.

52

Европа и Россия на стыке 21 века

1 ч.

53

Пеший ход по карте Европы

1 ч.

54

Азиатские страны: быль и реальность

1 ч.

55

Экзотика стран Азии

1 ч.

56

Гербы стран Евразии

1 ч.

57

Чем интересен материк Австралия?!

1 ч.

58

Игра «Что? Где? Когда?»

1 ч.

59

Проектная деятельность: как быть, на что опираться?

1 ч.

60

Проектная деятельность: первые шаги к научным работам

1 ч.

61

Презентация - простой вид отчета

1 ч.

62

План: простой и развернутый

1 ч.

63

Этюд и наброски

1 ч.

64

Корректировка планов и презентации

1 ч.

65-66

Индивидуальные занятия по проектной деятельности

2 ч.

67-68

Защита работ проектной деятельности

2 ч.

Итого:

68 ч.



СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ





Название темы


Содержание темы

1

2

3

1






Введение. Программа факультатива.

1 час

Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива

Демонстрации: программа факультатива «Занимательная география»

2


Источники географической информации. Карта - величайшее творение человечества.

6 часов

Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта - величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.

Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных - географов.

3

Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.

7 часов

Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.

Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии

4

По городам необъятной Родины - России - 15 часов

Обзор городов России

5

Великие открытия века- 5 часов

Открытия века

6

Знаменитые географы мира- 6 часов

Жизнь и творчество знаменитых людей

7

Природа Земли

10 часов

Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. Природа ХМАО - Югры.

Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», «Природа Ханты - Мансийского автономного округа - Югры», энциклопедии, справочники, хрестоматии.

8

Страны мира

10 часов

Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». Россия - как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны.

Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия.

9

Проектная деятельность- 7 часов

6

Итоговое занятие

1 час

Обобщение и контроль усвоения материала по программе.































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Наименование программы факультатива


Основная литература



Дополнительная литература


Медиаресурсы

«Развитие исследовательской деятельности учащихся»

Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год

В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис - Пресс, 2006 год

В.Н. Иванова «География. Активизация познавательной деятельности учащихся». Волгоград., «Учитель»., 2009 год.

Ресурсы Интернета

Диск «География. Планета Земля», линия «Сфера»

Список использованной литературы.


  1. В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис - Пресс, 2006 год


  1. Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст - Астрель, 2007 год


  1. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год


  1. Андреев А. А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.


  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-4.


  1. Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся», Москва, «Народное образование», 2001 год.


© 2010-2022