- Преподавателю
- География
- Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная география
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная география
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хайруллин И.Р. |
Дата | 07.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа внеурочной деятельности
(тематическая программа кружка)
«Занимательная география»
Срок реализации программы: год.
Класс: 6
Количество часов: 68 (из расчета 2 часов в неделю).
Составитель программы: учитель географии Хайруллин Ильхам Рифкатович.
Сочи - 201 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Цель программы: Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи:
-
Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
-
Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;
-
Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
-
Воспитание географической культуры школьников.
Программа «Занимательная география» рассчитана на 68 часов, из расчета - 2 занятия в неделю. Программа рассчитана на учащихся 6-го классов.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива «Развитие исследовательской деятельности учащихся» являются:
-
учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций);
-
коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения;
-
информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях;
-
проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
-
компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Содержание программы способствует развитию ОУУН и способов деятельности:
Познавательная деятельность:
-
использование для познания окружающего мира различных естественно - научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;
-
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.
В процессе занятий по программе «Развитие исследовательской деятельности учащихся» учащиеся должны:
Знать:
-
Вклад Великих учёных в развитие науки;
-
Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
-
Природные рекорды на материках и океанах;
-
Особенности стран мира и народонаселения;
-
Приёмы работы с источниками географической информации;
-
Географическая терминология.
Уметь:
-
Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
-
Проводить исследование на основе накопленных фактов;
-
Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту - как величайшее творение человечества;
-
Решать географические задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Ориентирования в потоке географической информации;
-
Умения решать географические задачи
-
Повышения собственной географической культуры.
Основной формой организации занятий является классно - урочная. В программе запланированы внеаудиторные занятия (библиотечные занятия). В ходе работы по реализации программы запланированы индивидуальные консультации с учащимися.
Для реализации задач программы факультатива «Занимательная география», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично - поисковый, исследовательский, репродуктивный.
Для выполнения задач программы развития школы в рамках программы «Занимательная география» запланировано участие в предметной олимпиаде по предмету и в других конкурсах разного уровня.
Календарно - тематический план
№
п.п.
Перечень тем и
разделов
Количество часов
1
Введение.
1 ч.
2
Источники географической информации в древности
1 ч.
3
Источники географической науки в Средние века
1 ч.
4
Источники географической науки: энциклопедии, словари
1 ч.
5
Карта - величайшее творение человечества. Интернет - верный помощник.
2 ч.
6
Верные помощники для путешествия
1 ч.
7
Составление карты путешествий
1 ч.
8
Путешествуем в мир слонов
1 ч.
9
Америка - часть света
1 ч.
10
Австралия - страна кенгуру
1 ч.
11
Путешествие по материкам и океанам.
1 ч.
12
Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.
1ч.
13
Мой любимый материк
1ч.
14
По городам необъятной Родины - Россия (вводный урок)
1 ч.
15-16
Москва - столица нашей Родины
2 ч.
17
Россия - общие сведения
1 ч.
18-19
Санкт- Петербург - северная столица России
2 ч.
20-21
Казань - столица Татарстана, третий город России
2 ч.
22-23
Краснодар и Краснодарский край
2 ч.
24-25
Сочи - город моей мечты
2 ч.
26
Города побережья Черного моря
1 ч.
27-28
Древние города России
2 ч.
29
Великие открытия века: транспорт
1ч.
30
Великие открытия века: география
1 ч.
31
Великие открытия века: история
1 ч.
32
Как делают открытия?
1 ч.
33
Что помогает новым открытиям?
1 ч.
34
В мире ученых географов
1 ч.
35
Ученые Древнего Египта и Греции
1 ч.
36
Русские ученые- географы
1 ч.
37
Ученые географы современности
1ч.
38
Знаменитые географы мира и их вклад в науку
1 ч.
39
Природа (вводное слово)
1 ч.
40
Природные условия России
1 ч.
41-43
Живописные уголки России
3 ч.
44-45
Лоно природы глазами художников
2 ч.
46-47
Мы рисуем природу
2 ч.
48
Природа нашего планета и как его беречь
1 ч.
49
Страны мира: обзор
1 ч.
50
Страны на карте мира
1 ч.
51
Россия - огромная страна в Европе
1ч.
52
Европа и Россия на стыке 21 века
1 ч.
53
Пеший ход по карте Европы
1 ч.
54
Азиатские страны: быль и реальность
1 ч.
55
Экзотика стран Азии
1 ч.
56
Гербы стран Евразии
1 ч.
57
Чем интересен материк Австралия?!
1 ч.
58
Игра «Что? Где? Когда?»
1 ч.
59
Проектная деятельность: как быть, на что опираться?
1 ч.
60
Проектная деятельность: первые шаги к научным работам
1 ч.
61
Презентация - простой вид отчета
1 ч.
62
План: простой и развернутый
1 ч.
63
Этюд и наброски
1 ч.
64
Корректировка планов и презентации
1 ч.
65-66
Индивидуальные занятия по проектной деятельности
2 ч.
67-68
Защита работ проектной деятельности
2 ч.
Итого:
68 ч.
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
№
Название темы
Содержание темы
1
2
3
1
Введение. Программа факультатива.
1 час
Организация занятий по теме факультатива. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива
Демонстрации: программа факультатива «Занимательная география»
2
Источники географической информации. Карта - величайшее творение человечества.
6 часов
Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта - величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.
Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных - географов.
3
Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.
7 часов
Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Построение профиля каждого материка. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.
Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии
4
По городам необъятной Родины - России - 15 часов
Обзор городов России
5
Великие открытия века- 5 часов
Открытия века
6
Знаменитые географы мира- 6 часов
Жизнь и творчество знаменитых людей
7
Природа Земли
10 часов
Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли. Природа ХМАО - Югры.
Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», «Природа Ханты - Мансийского автономного округа - Югры», энциклопедии, справочники, хрестоматии.
8
Страны мира
10 часов
Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». Россия - как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны.
Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», Энциклопедия.
9
Проектная деятельность- 7 часов
6
Итоговое занятие
1 час
Обобщение и контроль усвоения материала по программе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование программы факультатива
Основная литература
Дополнительная литература
Медиаресурсы
«Развитие исследовательской деятельности учащихся»
Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год
В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис - Пресс, 2006 год
В.Н. Иванова «География. Активизация познавательной деятельности учащихся». Волгоград., «Учитель»., 2009 год.
Ресурсы Интернета
Диск «География. Планета Земля», линия «Сфера»
Список использованной литературы.
-
В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис - Пресс, 2006 год
-
Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст - Астрель, 2007 год
-
Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год
-
Андреев А. А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.
-
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-4.
-
Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся», Москва, «Народное образование», 2001 год.