• Преподавателю
  • География
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках географии

Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках географии

Ключевое слово обучения в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов – деятельность. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Еще К.Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря самостоятельности. Мы считае...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках географии.Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках географии.Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках географии.Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках географии.Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках географии.Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках географии.Заводцова Татьяна Васильевна, учитель географии

первой квалификационной категории

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

Г. Гая Оренбургской области



Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках географии.


Ключевое слово обучения в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов - деятельность. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Еще К.Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря самостоятельности. Мы считаем: если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены в полной мере.

Самостоятельная учебная работа выполняет следующие функции:

  • выработка способности работать самостоятельно;

  • развитие познавательной активности;

  • стимулирование творческого мышления;

  • повышение культуры умственного труда, интереса;

  • осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");

  • формирование умения планировать время;

  • выработка ответственности и инициативности.

Развивать у обучающихся самостоятельность мышления на уроках географии возможно в процессе организации работы с учебником и с дополнительными источниками информации, с контурными картами и атласами, в ходе создания и использования таблиц, составления опорных схем, при проведении практических работ.

Рассмотрим некоторые приемы и виды учебных заданий, применяемых на уроках географии в контексте деятельностного подхода.

Так, работая с учебником по теме «Внутренние воды» в 8 классе, даю учащимся для самостоятельной работы задания следующего содержания:

  1. Почему Волга разливается весной, а Амур - летом?

  2. Почему на Урале много карстовых озер, а в Якутии - термокарстовых?

  3. Почему в северных озерах страны меньше соли?

  4. В чем причины сильной заболоченности Западно-Сибирской равнины?

Данный прием способствует развитию мышления и речевой деятельности.

Важным фактором в реализации деятельностного подхода в обучении географии является использование таблиц.

Таблицы являются результатом совместной работы учащихся с учителем, а также самостоятельной работы с учебником, атласом и контурными картами.

При изучении темы «Природные зоны Северной Америки» в 7 классе предлагаю учащимся заполнить таблицу:


Природная зона

Географич.

положение

Средняя t° января

Средняя t° июля

Осадки

Растительный

мир

Животный мир

и сделать вывод, ответив на следующие вопросы:

1) Назовите особенность распределения природных зон Северной Америки?

2) Что повлияло на такое расположение природных зон?

3) Какие части материка богаты водами? Почему?

Заполнение таблиц способствует систематизации знаний, развитию логических умений: сравнивать, выделять главное, приводить доказательства.

Использование опорных схем позволяет учащимся дифференцировать материал по базовым признакам, выделять смысловые блоки для формулировки ответа при подготовки домашнего задания.

Мои ученики работают с такими схемами регулярно, знают, что прежде чем составлять схему, надо понять логику каждого элемента, т.к. все они сгруппированы по каким либо признакам.

Например, учащимся 6 класса предлагаю составить схему, в которой «река» - ключевое слово. Один из вариантов работы учащихся:

горные

равнинные

В зависимости от рельефа

РЕКИ

В зависимости от климата

питание

режим

снеговое

дождевое

межень

паводок

половодье

подземные воды

наводнение

замерзание

смешанное

ледниковое

Составление опорных схем на уроке помогает учащимся устанавливать прямые и обратные связи.

Задания по географическим картам могут быть самые разнообразные. Это и характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий, определение причинно- следственных связей и закономерностей.

Так при изучении темы «Географическое положение России» в 8 классе предлагаю сформулировать аргументы в пользу тезисов:

  1. Россия - северная страна.

  2. Россия - морская держава.

  3. Россия - сухопутная страна.

А при изучении темы «Миграционный процесс в России» в 9 классе прошу учащихся, используя карту атласа, выделить и назвать районы Российской Федерации, для которых характерен:

а) приток населения из других районов;

б) отток населения в другие районы.

Организация заданий для практических работ, позволяет подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни.

Например, при изучении темы «Внутренние воды» в 6 классе, можно дать следующее задание: «Вы планируете строительство нового собственного дома в районе, где нет водопровода. Геологи, проведя исследования, предложили вам 3 участка для бурения скважины. Определите, какой из участков (№ 1, № 2, № 3) лучше всего использовать для бурения? Свой выбор обоснуйте. При ответе используйте речевые формулы: "При выполнении задачи мы использовали знания о…", "Мы считаем, что …"».

Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках географии.

Другой пример: при изучении темы «Электроэнергетика» в 9 классе. «Известно, что гидроэлектростанции дают самую дешевую электрическую энергию, в которой нуждается наша страна. Перед вами схема реки:

Организация самостоятельной деятельности учащихся в условиях реализации требований ФГОС на уроках географии.

Определите, на каком участке реки (№ 1, № 2, № 3, № 4) эффективнее всего построить ГЭС».

Использование дополнительных источников информации (Интернет-ресурсов, справочников, энциклопедий и др.) повышает мотивацию учащихся к изучению географии, формирует умения реализовать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации.

Так, при изучении темы «Австралия» в 7 классе, предлагаю учащимся следующее задание «Представьте, что вы работаете в туристическом агентстве, и ваша заработная плата зависит от числа клиентов, посетивших Австралию. Вы должны написать мне письмо, в котором назовете не менее 10 причин, по которым я должна посетить Австралию». Или прошу ответить на вопрос: «Можно ли назвать Австралию зеленым материком планеты?»

Цель использования метода проектов в курсе географии - самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся, «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, создание конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Работая над проектом по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.

Проблему формирования умений и навыков организации самостоятельной деятельности школьников, направленной на поиск информации, можно эффективно решить за счёт использования образовательных технологий. Особую значимость при этом приобретает проектная деятельность. Данная технология развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, а также формировать умения работать с разнообразными источниками дополнительной информации. Учебные проекты объединяют различные области научных знаний (география, экология, экономика, физика, химия и др.), создают условия для изучения междисциплинарных понятий, актуальных проблем человечества. Интегрированные проекты, созданные учащимися нашей школы, такие как «Влияние погодных условий на жизнь и здоровье школьника», «Экологическая обстановка в городе Гае», «Проснулся город после зимы», позволяют рассмотреть тему проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает процесс обучения интереснее, а знания ребят богаче и глубже.

Таким образом, практический опыт показал:

  1. Систематически организуемая самостоятельная деятельность способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний.

  2. Ученики, получая знания не в готовом виде, а добывая их сами, осознают при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм.

  3. Организация выполнения учащимися разнообразных по цели и содержанию заданий способствует развитию у учащихся общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Литература


  1. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011

  3. festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211870


© 2010-2022