- Преподавателю
- География
- Конспект урока: Предмет и задачи экологии (10 класс)
Конспект урока: Предмет и задачи экологии (10 класс)
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидоренко Ю.С. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по экологии
Тема урока: Предмет и задачи экологии.
Цель урока:
-
обучающая: познакомить уч-ся с основными задачами и предметом экологии; показать, что экологические знания являются основой взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.
-
развивающая: развить умение самостоятельной работы с учебником, научно-популярной литературой; развить общеучебные и интеллектуальные навыки, умение работы с табличным материалом; развить логическое мышление, познавательные интересы.
-
воспитательная: формирование научного мировоззрения; формирование знания об экологии как области научной картины мира.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: стандартная
Оборудование: учебник, тетради, канцелярское оборудование.
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие учеников.
ІІ. Сообщение темы, цели, задач и мотивация учебной деятельности.
Окутанная тонкой голубой вуалью атмосферы, как драгоценный бриллиант, сияет прекрасная планета Земля на фоне черного вакуума космоса. Пришло время каждому осознать, что мы живем в призрачном озоновом пространстве, что наша Земля - уникальный небесный цветок. А мы уничтожаем этот цветок, разрушаем его оболочку, вырываем нежные ростки лепестков. Птицы и звери, цветы и деревья обращаются к человеку: «Сохрани то, где ты стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии протянутой руки». Необходимо ввести в нашу жизнь такие понятия, как «экологическое мышление», «экологическая работа».
ІІІ. Изучение нового материала.
Экология как наука.
Экология - это наука о доме, местожительстве, среде жизнедеятельности.
Первое определение экологии как науки дал известный немецкий биолог, естествовед Эрнст Геккель в 1866 г. Согласно Э. Геккелю, экология изучает взаимоотношения между живыми организмами и средой обитания. Эта наука впоследствии трансформировалась в биоэкологию, которая является основой теоретической экологии.
Эволюция экологии.
А сейчас давайте заполним таблицу, которая называется «Эволюция экологии».
Дата
Исследователь
Вклад в экологию
1877 г
К. Мебиус
понятие «биоценоз»
1890 г.
Ф. Даль
понятие «экотоп»
Начало ХХст.
Ф, Клементс, Р.Адамс, В.Шелфорд
исследование сообщества живых организмов
1940 г.
В.И.Вернадский
учение о биосфере и ноосфере
1942 г.
А. Тинеманн
основы биоценологии
1948 г.
А.Тенсли
понятие «экосистема»
1960-е годы
К. Голлей, Г. Кларк, С. Петрусевич
потоки энергии в экосистемах.
Сейчас на (стр. 8) зачитайте Аргументы и факты.
Биоценоз - совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (определённый участок суши или акватории), и связанных между собой и окружающей их средой.
Экотоп - это место обитания организмов.
Биосфера - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, и преобразованная ими.
Ноосфера - предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
Биоценология - биологическая дисциплина, изучающая растительные и животные сообщества в их совокупности (живую природу), то есть биоценозы, их строение, развитие, распределение в пространстве и во времени, происхождение.
Экосистема - биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.
Международные документы.
1964 г. - международная экологическая программа (МБП)
1970 г. - ЮНЕСКО - Международная программа «Человек и биосфера»
Цель этой программы - проведение в разных регионах мира комплексных многолетних исследований влияния человечества на естественные процессы в биосфере, её основные компоненты и изучение обратного влияние этих компонентов.
1972г. - ООН - первая конференция по проблемам окружающей среды, концепция экологического развития, направленная на достижение состояния глобального динамического равновесия биосферы Земли.
Доклад Международной комиссии по охране окружающей среды и развитию «Наше общее будущее»
1989г. - Токийская конференция, задекларировала ряд принципы будущей международной стратегии.
Вторая половина ХХ в. Обозначена развитием широкого круга экологических исследований, в которых заметную роль играют экологи Украины. Мировое признание получили исследования украинских ученых В. Станчинского, Ф. Гриня, С. Стойко, П. Погребняка, К. Сытника и других.
Постепенно понятие «экология» приобретает новое научное содержание, обогащается фактическими и экспериментальными данными. В настоящее время насчитывают свыше 50 отраслей экологии, которое попробовал систематизировать русский ученый Николай Рейсмер в 1994 г.
Современная экология превратилась в широкий цикл знаний объединив в себе:
-
все разделы биологии,
-
географии,
-
химии,
-
геологии,
-
физики,
-
социологии,
-
физиологии человека,
-
математики,
-
экономики и др.
Научные отрасли и дисциплины экологии
-
Популяционная экология
-
Географическая экология
-
Химическая экология
-
Промышленная экология
-
Экология растений
-
Экология животных
-
Экология человека
В 1992г. была проведена Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, где провозглашены принципы экоразвития, ставшие основой международной стратегии устойчивого (согласованного, сбалансированного, взвешенного) развития.
Суть: гармоничное взаимоотношение общества и природы, построенных на принципах не изнурительности, ответственности и взаимопомощи.
Что исследует экология?
Современная экология исследует окружающую среду, её структуру, влияние компонентов на условия среды. Согласно Николаю Реймерсу, среда - это совокупность физических, природно-антропогенных и социальных факторов жизни человека.
ІV. Закрепление изученного материала.
Блицопрос.
-
Что такое экология?
-
Кого считают основателем экологии?
-
Что такое понятие среда?
-
Почему экологию называют комплексной и многогранной наукой?
-
Какие существуют составляющие части категории среда?
V. Итог урока.
Прием «Микрофон»
Дети, пятью предложениями говорят, что им понравилось на уроке.
VI. Домашнее задание.
§ 1. Приготовить сообщение на тему: «Какой вклад в науку сделал Ч. Дарвин, В. Докучаев, Н. Реймерс, Ю. Одума».