Статья Формирование логического географического мышления

Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе при изучении географии и в дальнейшей профессиональной деятельности сегодняшнего школьника. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы име...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

Статья Формирование логического географического мышленияСтатья Формирование логического географического мышленияМинистерство образования, науки и молодёжи Республики Крым

Управление образования администрации Симферопольского района РК










ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

(из опыта работы)









Творческая работа

специалиста высшей категории,

учителя географии

МБОУ «Чистенская

школа - гимназия»

Симферопольского района РК

Рыбиной Ларисы Михайловны


Симферополь, 2015

Формирование логического географического мышления на основе проблемного метода обучения

Большая педагогика складывается из малой исследовательской деятельности каждого педагога и малых исследовательских групп. Исследования и эксперименты, их форма и содержание становятся важным компонентом в деятельности педагогов. Малая педагогика начинается с определения собственных личных и профессиональных проблем, затем наступает время анализа и постановки задач.

Но развитие общества требует от учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности.

Следует отметить, что новое - это не гарантия передового опыта, инновации. Массовое применение, каких - то форм, методов и приёмов также ненадёжный показатель инновации. Иногда за передовое выдаются псевдоноваторские и псевдопедагогические приёмы, например, стремление заменить преподавателя техническими средствами там, где такая замена не оправдана; стремление любой ценой добиться хороших результатов в учебно - воспитательной работе; диктаторские приёмы воздействия на учащихся; завышение реальных показателей успеваемости и т.п.

Содержание географических знаний по общей географии в 6 классе отличается конкретностью изучаемых явлений и объектов. Это определяет характер познавательной деятельности учащихся, в основе которой лежит чувственное восприятие реальных географических объектов и явлений. Поэтому при формировании знаний и умений у шестиклассников необходимо широко опираться на изображения изучаемых явлений и объектов на картинах, фотографиях, в фильмах и т.д., использовать житейские представления учащихся, краеведческий материал экскурсий. Вместе с тем имеются условия для создания творческих, в том числе и проблемных ситуаций. При изучении данного курса школьники раскрывают и анализируют простые причинно - следственные связи (ПСС), а поскольку у детей в этом возрасте преобладает образное мышление, рекомендую представить их в виде схемы. С целью формирования грамотной устной и письменной речи добавляю ключевые слова . С помощью данного алгоритма учащиеся легко характеризуют как прямую, так и обратную ПСС . При систематическом использовании этого метода, формируются стойкие умения, переходящие в навыки. В 6 классе предлагаю учащимся по готовой причинно - следственной цепочке охарактеризовать предлагаемое явление или процесс. Например, при изучении темы «Литосфера» учащиеся характеризуют следующую ПСС:

Формирование рельефа Земли

Движение земной коры

Движение вещества мантии Земли

В седьмом классе школьники уже самостоятельно находят и определяют ПСС, характеризуют и анализируют сложные и простые, прямые и обратные ПСС. Особенно благодатны в этом отношении темы, при изучении которых изучаются взаимосвязи компонентов природы. Необходимо заметить, что приёмы формирования умения анализировать, раскрывать и определять ПСС при изучении географии материков и океанов наиболее разнообразны. На мой взгляд, это объясняется двумя причинами: во - первых , само содержание курса предоставляет учителю широкие возможности для разработки исследовательского метода и проблемного обучения. Во - вторых, это объясняется возрастными особенностями детей, которые в этом возрасте обладают удивительной смелостью и неординарностью абстрактного мышления и ассоциативной памяти. Особое внимание при этом следует уделить специальному формированию у ребят умений осмысливать проблемную ситуацию, выдвигать и проверять гипотезу, работать с текстами проблемного содержания, воспринимать проблемное изложение учителя. В седьмом классе широко использую метод сравнения. При изучении сходных тем при изучении природы материков использую одни и те же схемы ПСС, но постепенно усложняю задания для учащихся по анализу данных ПСС в применении к конкретному материку. Например, при изучении темы «Внутренние воды» использую схемы зависимости внутренних вод от рельефа и климата . При изучении данной темы в разделе «Африка» доказательства даются учителем, в разделе «Южная Америка» учащиеся находят подтверждение в учебнике по заданным учителем страницам, образцам. Затем, изучая Северную Америку, дети самостоятельно доказывают данные зависимости, используя карты различного масштаба и учебник. А характеризуя внутренние воды Евразии, ребята привлекают дополнительные источники знаний.

При систематическом применении данных методов учащиеся овладевают одним из правил мышления, которое заключается в том, что в процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому, то есть учащиеся обучаются логике решения проблемы.

При закреплении и, актуализации и проверке ЗУН постоянно использую задания типа «Установите соответствие». Например:

Укажите причины, обусловившие некоторые особенности природных зон Африки.

Причины

Следствия

А. Уменьшается количество осадков и

появляется сухой период года.

Б. На большей площади господствует

субэкваториальный климат.

В. В экваториальном лесу стоит полумрак.

Г. Круглый год влажно и тепло.

Д. Осадки выпадают крайне редко.

Е. Зима сухая, лето влажное.

Ж. Вдоль рек грунтовые воды залегают

неглубоко.

1. Экваториальные леса вечнозелёные,

богаты видами, имеют много ярусов,

растения плодоносят в течение всего

года.

2. Влажные экваториальные леса

постепенно редеют и сменяются

саваннами.

3. Саванны в Африке занимают

наибольшую площадь.

4. Летом в саванне бурно развивается

растительность, а зимой многие деревья

сбрасывают листву, травы выгорают.

5. Вдоль рек в саваннах растут

вечнозелёные леса.

6. В пустынях растительность скудная,

местами отсутствует совсем.

7. В экваториальном лесу слабо развит

травяной покров.

Перед учащимися постоянно ставятся проблемные вопросы, требующие глубокого осмысления материала, сравнения его с ранее изученным. Например:

Дайте ответ на следующие вопросы:

1. Какой характер течения имеют практически все реки Африки? Почему?

2. Где в Африке протекают самые полноводные реки? Почему?

3. Что такое «вади»? Где они образуются? Почему?

4. В каком климатическом поясе наиболее значительные колебания уровня

воды в реках? Почему?

5. Какое питание имеют большинство Африканских рек?

6. Почему Африканские реки не замерзают?

Таким образом, к концу изучения курса «География материков и океанов» у учащихся формируются стойкие умения находить , характеризовать и анализировать причинно - следственные связи.

Курс «Физическая география России» обобщает знания учащихся по физической географии, что даёт возможность ставить перед школьниками большие познавательные задачи к изучению всей темы. Это позволяет организовать обучение в логике, приближающейся к научному поиску. Познавательная деятельность принимает общий творческо - поисковый характер, направленный на разрешение как основной, так и частных её проблем. Содержание курса даёт учителю возможность наряду с традиционными использовать на уроках реальные проблемные вопросы и задания, реализуя тем самым краеведческий принцип обучения. Решение реальных проблем способствует развитию умений наблюдать окружающие явления и объекты, анализировать происходящие в природе изменения, самостоятельно ставить перед собой познавательные задачи и находить способы их решения. Реальная проблема имеет два признака: она личностно значима для учащихся и требует от школьников действия по сбору необходимой информации, поиску её решения и, что считается особенно важным, деятельности в соответствии с найденным решение.

Функции учителя состоят в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, но не давать жёстких указаний. В случае затруднений учителю рекомендуется поставить наводящие вопросы, дать дополнительные задания.

Решение реальных проблем в свою очередь связано с осуществлением экологического подхода в обучении. Экологическое воспитание на уроках географии невозможно без развития у детей навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений и умения строить научные гипотезы, а наиболее благоприятен для решения этих задач курс 8 класса.

Курс 9 класса призван углубить изучаемые ПСС и раскрыть новые стороны познаваемого объекта или явления. Здесь школьники анализируют уже сложные причинно - следственные цепочки, объясняя, каким образом особенности природы и географического положения России повлияли на формирование национального хозяйства.

Также в 9 классе на уроках систематически применяю интерактивные формы и методы для решения проблемных ситуаций. Традиционно обсуждаем с детьми дискуссионные (проблемные) вопросы:

Пути решения демографической проблемы в России;

Пути преодоления безработицы;

Пути выхода России из экономического кризиса и т.д.

Наиболее целесообразными формами проведения уроков при изучении некоторых тем в 9 классах считаю следующие:

Урок - поиск. Требует серьёзной предварительной подготовки, привычки учащихся к быстрой мыслительной и речевой реакции. Лучше проводить спаренный урок.

Этапы урока:

  • 1-й этап. Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступают учитель и учащиеся.

  • 2-й этап. Проблематизация. Ученики и учитель ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.

  • 3-й этап. Учитель знакомит учащихся, если это необходимо, с известными решениями и образцами.

  • 4-й этап. Микрогрупповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых идей, решений, подходов, моделей.

  • 5-й этап. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.

Урок дискуссия . Учащимся предлагаются темы для дискуссии или они сами предлагают их. Учитель в ходе дискуссии играет роль организатора обсуждения, консультанта, он, как правило, не высказывает свою точку зрения до заключительного этапа дискуссии, чтобы не влиять на ход и результат дискуссии раньше времени. Для активизации дискуссии несколько учеников ещё до её проведения получают задание подобрать конкретные фактические материалы, которые могут быть зачитаны в процессе обсуждения. Из учащихся создаётся группа оценки, которая в конце урока выступает с анализом позиций и с оценкой роли участников.

Осуществление проблемного метода обучения экономической и социальной географии мира (10 класс) имеет свою специфику. Задания, выполняемые учащимися, носят обобщающий характер и требуют привлечения знаний по предшествующим курсам не только географии, но и истории, химии, биологии, физики, включения разных источников географических знаний одновременно: карт, учебника, статистического материала, материалов периодической печати. Для реализации проблемного метода обучения в 10 классе мною разработана тетрадь с печатной основой для 10 класса. Первой причиной, побудившей меня взяться за тетрадь с печатной основой для 10 класса, явилось стойкое неуважение к антиинтеллектуальному воровству, выражающемуся в том, чтобы некритично выхватить и бесконечно копировать различные модные методики, педагогические приёмы, чуждые методы и технологии. Я абсолютно убеждена, что у каждого учителя достаточно собственного интеллекта, культуры и талантов, чтобы не только брать лучшее у других педагогов, но научиться, пожелать и создавать самим, вместе с детьми новое, интересное, значительное, увлекательное, педагогически целесообразное. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны. Творчество учителя - важнейший признак педагогической культуры. Кроме того, если педагогическая деятельность не подкреплена научной работой, быстро угасает профессиональное педагогическое мастерство. Профессионализм как раз и выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Современная педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, с помощью различных действий решающего задачи обучения и развития учеников.

Основными предпосылками создания тетради с печатной основой по географии явилось следующее:

  • информационная перегрузка учащихся и как следствие этого физическая и эмоциональная усталость детей. Учебные программы имеют тенденцию расползаться до необъятных размеров. И чем более фанатично влюблён учитель в свой предмет, тем сильнее давят на ученика учебные перегрузки. В результате мы имеем расстройство психики и ухудшение здоровья у 80 % выпускников.

  • отсутствие времени для применения разнообразных действительно интересных и действенных методов, приёмов, технологий. Ученик 90 - 95 % всего учебного времени находится на уроке, и сколько бы мы его не развлекали и не отвлекали при помощи дополнительного образования, однако если он неуспешен и несчастен в учебных делах, то оттуда круги распространяются на всю его жизнь.

  • нереализация принципа обратной связи на уроке из-за нехватки времени. Отсутствие живого человеческого общения в наш век скоростей и одиночества. Согласно А. Гину, учитель на уроке должен отслеживать и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания и десятки других не менее важных, а иногда даже более интересных параметров. Общение в деятельности преподавателя выступает не только средством научной и педагогической коммуникации, но и условием совершенствования профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания учеников. Основное средство общения - речь устная и письменная.

  • изобилие всевозможной учебной литературы для учащихся, предлагаемой многочисленными издательствами. Каждое такое издание имеет свои «вкусности», интересные идеи, оригинальные задания. Как соединить всё вместе с учётом собственных возможностей, интересов, потребностей, идей? К сожалению, слепое копирование чужого опыта в надежде достичь таких же успехов без полного понимания всех плюсов и минусов у нас в последнее время стало приводить совершенно не к тем результатам, которых изначально искренне хотелось добиться многим нашим педагогам.

  • отсутствие на уроке времени для отработки и закрепления изученного материала.

Цель проекта: оптимизация и интенсификация деятельности участников учебного процесса; создание условий для самостоятельной работы учащихся; создание ситуации успеха; реализация проблемного и частично- поискового методов обучения.

Задачи:

  • создать возможность для организации продуктивного общения между учащимися и учителем;

  • максимально облегчить труд учащихся, сделав его посильным и, как следствие этого, привлекательным, реализовать личностно - ориентированный подход;

  • формировать умение сравнивать ,анализировать, обобщать и делать выводы;

  • развивать мировоззренческие идеи о единстве, целостности и беспрерывности развития природных, социальных и экономических явлений и процессов;

  • дать возможность учителю использовать различные методы, приёмы, технологии на уроках географии;

  • развитие познавательного интереса учащихся;

  • создание условий для самостоятельной творческой работы.

Работа над тетрадью осуществлялась в 3 этапа:

I этап - календарно - тематическое планирование.

II этап - поурочное планирование. На данном этапе учитель планирует прежде всего свою деятельность, а затем действия учащихся. Учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком. Это даёт возможность определить резерв времени. Если программа предусматривает 10 часов на изучение темы, планируем её пройти за 9 или 8 часов. Резерв выручает нас в случае незапланированных сбоев в работе и позволяет в конце изучения темы повторить и обобщить изученный материал. Кроме того, такое планирование позволяет увидеть весь процесс изучения данной темы целиком.

III этап - составление опорного конспекта для учащихся. Опорный конспект или карта урока составляется исходя из поставленных целей, задач и с учётом обязательной самостоятельной работы учащегося по данной теме. При составлении ОК, на мой взгляд, важнейшим является принцип генерализации, который даёт возможность сделать труд ребёнка посильным, а следовательно привлекательным и интересным. Очень важно не «перегрузить» ОК «высоким научным стилем», чтобы он не напоминал словесные джунгли, через которые баз словаря трудно пробраться.

Тетрадь с печатной основой даёт возможность создания ситуации успеха для различных категорий учащихся. Творческие, способные и одарённые дети могут использовать тетрадь как своеобразный фундамент, на котором будут базироваться их собственные исследования. Используя различные источники знаний, они могут расширить или уточнить полученные знания. Учащиеся же, требующие особого педагогического внимания, при подготовке домашнего задания могут использовать тетрадь как источник информации. Отдельные темы могут быть изучены учащимися самостоятельно. Если ученик отсутствовал по какой - либо причине, он может легко восстановить конспект урока, таким образом, ликвидировав пробел в знаниях.

Авторская разработка была рассмотрена на заседании методического объединения учителей социально - гуманитарного цикла Чистенского УВК «школа - гимназия» и рекомендована к использованию в 10 классах.

В 2007 году данный проект был представлен на конкурс педагогических инноваций (диплом II степени).

Таким образом, мы пришли к выводу, что мыслить логично - это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе при изучении географии и в дальнейшей профессиональной деятельности сегодняшнего школьника.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.







© 2010-2022