- Преподавателю
- География
- Конспект урока по теме Географическая широта и долгота, географические координаты (адрес на глобусе)
Конспект урока по теме Географическая широта и долгота, географические координаты (адрес на глобусе)
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Елканова Л.Х. |
Дата | 11.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по географии
Предмет: география, класс: 6, авторы учебника География Начальный: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.
Тема: Географическая широта и долгота, географические координаты (адрес на глобусе)
Цель урока - научиться определять географические координаты. Презентация «Координаты» (слайд 1,2)
Задачи:
Образовательные.
-
Обобщить и систематизировать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей.
-
Обобщить и систематизировать знания и приемы определения географической широты и географической долготы точек земной поверхности.
-
Отработать навыки определения географических координат точек земной поверхности по географическим картам.
Развивающие.
-
Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.
-
Формирование умения работать с различными картами.
-
Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.
Воспитательные.
-
Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.
-
Прививать чувство прекрасного при изучении материала.
-
Формирование географической культуры.
Оборудование:
1. Физическая карта полушарий.
2. Глобус.
3. Атласы.
-
Документ - камера.
-
Интерактивная доска.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Повторение пройденного материала.
- В чем различия между меридианами и параллелями?
- Можно ли провести параллель и меридиан в классе?
- Какое кругосветное путешествие будет короче: по параллели 30⁰ или по параллели 60⁰?
-
Изучение новой темы.
Местоположение любого объекта на поверхности Земли, его «адрес» определяется географической широтой и географической долготой. Широта и долгота - это географические координаты точки земной поверхности. Если нам известна только лишь широта или долгота, то «адрес» неполный. (слайд 3)
Географическая широта. (слайд 4) Параллели - это линии широты. Для всех точек одной и той же параллели широта одинакова. Начало отчета широт - экватор, все точки которого имеют нулевую широту. От экватора широта отсчитывается в градусах вдоль меридиана до заданной точки. Все точки земной поверхности, находящиеся к северу от экватора, имеют северную широту (с.ш.); широта точек к югу от экватора - южная (ю.ш.). (слайд 5) Следовательно, широта показывает, насколько далеко к северу или к югу от экватора расположен заданный пункт. Как северная, так и южная широта отсчитываются от 0 до 90⁰.
Географическая широта заданной точки определяется величиной в градусах дуги меридиана от экватора до параллели, проходящей через эту точку.
Определение географической широты. (слайд 6) Для того чтобы определить широту какого-либо географического объекта, нужно определить широту параллели, на которой он расположен. Санкт-Петербург, например,(слайд 7) находится на параллели, отстоящей на 60⁰ к северу от экватора, значит, его широта 60⁰ с.ш.
При определении широты объекта, расположенного между параллелями (слайд 8), надо придерживаться такой последовательности действий: 1) найти ближайшую к объекту параллель со стороны экватора и определить ее широту; 2) определить число градусов от этой параллели до объекта; 3) прибавить получившееся число к широте параллели. (слайд 9)
Физминутка.
Географическая долгота. (слайд 11) Градусная сеть помогает найти любую точку на поверхности земли. Но для этого необходимо знать не только географическую широту точки, но и ее долготу. Меридианы можно назвать линиями долготы. Все точки одного и того же меридиана имеют одинаковую долготу. Долгота отсчитывается в градусах вдоль параллели. Начало отсчета долгот условно выбран Гринвичский (нулевой, начальный) меридиан, который проходит через старую Гринвичскую обсерваторию в Лондоне. Начальный меридиан и меридиан 180⁰ разделяют Землю на Восточное и Западное полушария.(слайд 12) Все точки Восточного полушария имеют восточную долготу (в.д.), а Западного - западную долготу (з.д.). Как восточная, так и западная долгота отсчитываются от 0 до 180⁰. Цифры, обозначающие градусы долготы, написаны на глобусе и на карте полушарий у точек пересечения меридианов с экватором.
Географическая долгота заданной точки определяется величиной в градусах дуги параллели от начального меридиана до меридиана, проходящего через эту точку.
Определение географической долготы. (слайд 13) Долгота какого-либо географического объекта равна долготе меридиана, на котором он распложен. Например, Санкт-Петербург находится на меридиане, удаленном на 30⁰ к востоку от начального меридиана, его долгота 30⁰ в.д. (слайд 14)
Если объект расположен между меридианами, (слайд 15) то последовательность действий при определении его долготы такова: 1) найти ближайший к объекту меридиан со стороны начального меридиана и определить его долготу; 2) определить количество градусов от этого меридиана до объекта; 3) прибавить получившееся число к долготе меридиана. (слайд 17, 19)
Давайте теперь поработаем с атласами. (документ-камера: индивидуальная работа «Определение географических координат г. Нью-Йорк, г. Мурманск)
-
Закрепление.
Итак, закрепление нового материала пройдет в виде теста. (Географические координаты Smart Notebook file) В тележку «Неправильных ответов» помещаем все неверные варианты. А правильный вариант устанавливаем напротив вопроса.
-
Подведение итогов урок. Выставление оценок.
-
Для чего необходимо уметь определять географические координаты?
-
Людям каких профессий необходимо это знать?
-
Домашнее задание. §12, 13 (слайд 20)
5