- Преподавателю
- География
- «ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ РЕГИОНОВ В ХОДЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ-ФЕСТИВАЛЯ «ЛУЧШАЯ ЗЕМЛЯ»»
«ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ РЕГИОНОВ В ХОДЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ-ФЕСТИВАЛЯ «ЛУЧШАЯ ЗЕМЛЯ»»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пахомов А.А. |
Дата | 15.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УДК 371.3.
«ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ РЕГИОНОВ В ХОДЕ РАБОТЫ
ШКОЛЫ-ФЕСТИВАЛЯ «ЛУЧШАЯ ЗЕМЛЯ»»
© А.А.Пахомов, учитель географии ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский (Россия);
© В.Нечаев, ученик 8 «А» класса ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский (Россия)
Аннотация: Школа-фестиваль «Лучшая земля» уже в юбилейный пятый раз собрала учащихся в детском оздоровительном лагере «Жигули» для проведения очередной образовательной смены. Такой нестандартный метод обучения пошел на пользу не только учащимся, но и педагогам.
Ключевые слова: специфика регионов, познавательные экскурсии, природные комплексы, географические объекты, фестиваль.
"STUDY OF SPECIFIC REGIONS IN PROGRESS
SCHOOLS FESTIVAL "best land" »
© A.A.Pahomov, geography teacher SEI school №2 urban settlement Ust-Kinel (Russia);
© V.Nechaev, student 8 "A" class SEI school №2 urban settlement Ust-Kinel (Russia)
Abstract: School Festival "Best Earth" is now fifth anniversary again invited students in the children's camp "Lada" to conduct regular educational change. A non-standard method of teaching has benefited not only the students, but also teachers.
Keywords: specificities, sightseeing tours, natural systems, geographic features, festival.
На сегодняшний день на изучение регионов России отводится 2 часа в неделю в 8 и 9 классах соответственно. Основной целью курса является формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства страны, их взаимодействии на региональном и локальном уровнях.
Для того чтобы сложилось целостное представление о конкретном регионе, необходимо рассматривать его комплексно.
Изучение региональных особенностей в рамках школы не дает целостного представления о конкретном регионе.
Важным, на наш взгляд, является реализация такого подхода к изучению территорий школьниками во внеучебной и во внеклассной работе.
Одним из примеров формирования у школьников целостного представления о регионах России служит работа школы-фестиваля «Лучшая земля». Смена состоялась в Самарской области на базе ГБОУ ДОД ДООЦ "Жигули" с 1 по 5 июня 2014 года.
Основная идея работы школы-фестиваля - привлечь внимание молодёжи и педагогов к пониманию значимости региональных особенностей развития природы, культуры, человечества.
В проекте участвовало много организаций: Министерство образования и науки Самарской области, институт экологии Волжского бассейна РАН, Общество содействия национальным паркам «Парквей», Самарское отделение Русского географического общества, Жигулевский государственный заповедник и национальный парк «Самарская Лука», Поволжская государственная социально-гуманитарная академия.
Автор проекта - кандидат биологических наук, специалист по ценным природным территориям Юрий Константинович Рощевский.
Слушателями данной смены школы «Лучшая земля» стали 93 учащихся Самарской области, в том числе ученики 7-ых классов ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский. Каждый слушатель должен был на занятиях не только проникнуться спецификой регионов, но и научиться исполнять и разыгрывать обрядовые и календарные события и песни.
Для изучения были взяты особенности следующих регионов: Псковщины, Русского Севера, Рязанщины, Среднего Поволжья. Жеребьевка определила «свой» регион для каждой учебной группы.
Теоретическая подготовка слушателей была направлена не только на целостное представление о изучаемом регионе, но и на формирование знаний об их специфики. В ходе занятий школьники изучали природные особенности территории, а также ее историю, культуру, традиции и сельское хозяйство. Этому, на наш взгляд, способствовали такие учебные блоки, как «Экосистемы модельных регионов», «Мифология модельных регионов», «Региональная бытовая культура», «Регионоведческие игры», «Сельское хозяйство модельных регионов», «Различия Уральских и Жигулевских гор». По сравнению с первой сменой тематика занятий была расширена. Появились такие новые учебные блоки, как «Ландшафты модельных регионов», «Геология модельных регионов», «Особенности природы и культуры Крыма», что сделало изучение регионов более полным. Мастер-классы и репетиции в рамках подготовки к заключительному фестивалю «Лучшая земля» способствовали формированию у участников и практических навыков. В частности они научились определять естественные границы регионов.
В ходе работы пятой смены школы-фестиваля были организованы познавательные экскурсии в дом-музей Репина, штольни и на смотровую площадку горы Стрельная. Это, на наш взгляд, позволило ее участникам лучше узнать, как формировался природно-исторический комплекс Самарской Луки.
Кульминацией работы школы явилось, ставшим уже традиционным, проведение заключительного фестиваля. Его участники представляли изучаемую ими территорию. В ходе выступления исполнялись народные песни, танцы и праздничные обряды, свойственные разным регионам. Таким образом, слушатели школы показали возможность применения теоретических знаний, сформированных в ходе занятий, на практике. Это явилось главным результатом работы данного проекта.
Таким образом, работа летней школы «Лучшая земля» может рассматриваться как положительный опыт изучения отдельных регионов. В ее рамках созданы условия для формирования у молодёжи и педагогов четкого понимания значимости региональных особенностей для развития государства и мира в целом.
Тем не менее, необходимо заметить, что более глубокое изучение социально-экономических особенностей конкретных территорий, на наш взгляд, способствовало бы формированию более полного представления о них. С этой целью можно включить в работу проекта теоретические и практические занятия по изучению демографических особенностей изучаемых регионов и специфики развития их хозяйства, которые во многом определяются их природным потенциалом.
В завершении хотелось бы заметить, что проведение уже пятой смены летней школы «Лучшая земля» на территории Самарской области, расширение географии ее участников и введение новых учебных курсов позволяет надеяться на то, что работа данной школы станет традиционной.
Хотелось бы поблагодарить руководителя смены Юрия Константиновича Рощевского за организацию данного фемстиваля.
Литература
-
Летняя школа «Лучшая земля» [Электронный ресурс] / Информационный портал Самарского областного отделения РГО // URL: samara.rgo.ru/2011/06/20/letnyaya-shkola-luchshaya-zemlya/
-
Летняя школа «Лучшая Земля» в Самаре [Электронный ресурс] / Живой журнал Юрия Рощевского // URL: yuriro.livejournal.com/12981.html
-
Пахомов, А.А., Воробьёва, О.В. Работа летней школы «Лучшая Земля» как один из способов экологического образования школьников [Текст] / А.А. Пахомов, О.В. Воробьёва // Эколого-географические проблемы регионов России / Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию кафедры географии и методики ее преподавания ПГСГА. 16 января 2012 года. - Самара: ПГСГА, 2012. - С. 447-449.