«ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ РЕГИОНОВ В ХОДЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ-ФЕСТИВАЛЯ «ЛУЧШАЯ ЗЕМЛЯ»»

На сегодняшний день на изучение регионов России отводится 2 часа в неделю в 8 и 9 классах соответственно. Основной целью курса является формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства страны, их взаимодействии на региональном и локальном уровнях. Для того чтобы сложилось целостное представление о конкретном регионе, необходимо рассматривать его комплексно. Изучение региональных особенностей в рамках школы не дает целостного представления о конкретном регионе....
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 371.3.

«ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ РЕГИОНОВ В ХОДЕ РАБОТЫ

ШКОЛЫ-ФЕСТИВАЛЯ «ЛУЧШАЯ ЗЕМЛЯ»»

© А.А.Пахомов, учитель географии ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский (Россия);

© В.Нечаев, ученик 8 «А» класса ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский (Россия)


Аннотация: Школа-фестиваль «Лучшая земля» уже в юбилейный пятый раз собрала учащихся в детском оздоровительном лагере «Жигули» для проведения очередной образовательной смены. Такой нестандартный метод обучения пошел на пользу не только учащимся, но и педагогам.

Ключевые слова: специфика регионов, познавательные экскурсии, природные комплексы, географические объекты, фестиваль.

"STUDY OF SPECIFIC REGIONS IN PROGRESS

SCHOOLS FESTIVAL "best land" »

© A.A.Pahomov, geography teacher SEI school №2 urban settlement Ust-Kinel (Russia);

© V.Nechaev, student 8 "A" class SEI school №2 urban settlement Ust-Kinel (Russia)

Abstract: School Festival "Best Earth" is now fifth anniversary again invited students in the children's camp "Lada" to conduct regular educational change. A non-standard method of teaching has benefited not only the students, but also teachers.

Keywords: specificities, sightseeing tours, natural systems, geographic features, festival.

На сегодняшний день на изучение регионов России отводится 2 часа в неделю в 8 и 9 классах соответственно. Основной целью курса является формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства страны, их взаимодействии на региональном и локальном уровнях.

Для того чтобы сложилось целостное представление о конкретном регионе, необходимо рассматривать его комплексно.

Изучение региональных особенностей в рамках школы не дает целостного представления о конкретном регионе.

Важным, на наш взгляд, является реализация такого подхода к изучению территорий школьниками во внеучебной и во внеклассной работе.

Одним из примеров формирования у школьников целостного представления о регионах России служит работа школы-фестиваля «Лучшая земля». Смена состоялась в Самарской области на базе ГБОУ ДОД ДООЦ "Жигули" с 1 по 5 июня 2014 года.

Основная идея работы школы-фестиваля - привлечь внимание молодёжи и педагогов к пониманию значимости региональных особенностей развития природы, культуры, человечества.

В проекте участвовало много организаций: Министерство образования и науки Самарской области, институт экологии Волжского бассейна РАН, Общество содействия национальным паркам «Парквей», Самарское отделение Русского географического общества, Жигулевский государственный заповедник и национальный парк «Самарская Лука», Поволжская государственная социально-гуманитарная академия.

Автор проекта - кандидат биологических наук, специалист по ценным природным территориям Юрий Константинович Рощевский.

Слушателями данной смены школы «Лучшая земля» стали 93 учащихся Самарской области, в том числе ученики 7-ых классов ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский. Каждый слушатель должен был на занятиях не только проникнуться спецификой регионов, но и научиться исполнять и разыгрывать обрядовые и календарные события и песни.

Для изучения были взяты особенности следующих регионов: Псковщины, Русского Севера, Рязанщины, Среднего Поволжья. Жеребьевка определила «свой» регион для каждой учебной группы.

Теоретическая подготовка слушателей была направлена не только на целостное представление о изучаемом регионе, но и на формирование знаний об их специфики. В ходе занятий школьники изучали природные особенности территории, а также ее историю, культуру, традиции и сельское хозяйство. Этому, на наш взгляд, способствовали такие учебные блоки, как «Экосистемы модельных регионов», «Мифология модельных регионов», «Региональная бытовая культура», «Регионоведческие игры», «Сельское хозяйство модельных регионов», «Различия Уральских и Жигулевских гор». По сравнению с первой сменой тематика занятий была расширена. Появились такие новые учебные блоки, как «Ландшафты модельных регионов», «Геология модельных регионов», «Особенности природы и культуры Крыма», что сделало изучение регионов более полным. Мастер-классы и репетиции в рамках подготовки к заключительному фестивалю «Лучшая земля» способствовали формированию у участников и практических навыков. В частности они научились определять естественные границы регионов.

В ходе работы пятой смены школы-фестиваля были организованы познавательные экскурсии в дом-музей Репина, штольни и на смотровую площадку горы Стрельная. Это, на наш взгляд, позволило ее участникам лучше узнать, как формировался природно-исторический комплекс Самарской Луки.

Кульминацией работы школы явилось, ставшим уже традиционным, проведение заключительного фестиваля. Его участники представляли изучаемую ими территорию. В ходе выступления исполнялись народные песни, танцы и праздничные обряды, свойственные разным регионам. Таким образом, слушатели школы показали возможность применения теоретических знаний, сформированных в ходе занятий, на практике. Это явилось главным результатом работы данного проекта.

Таким образом, работа летней школы «Лучшая земля» может рассматриваться как положительный опыт изучения отдельных регионов. В ее рамках созданы условия для формирования у молодёжи и педагогов четкого понимания значимости региональных особенностей для развития государства и мира в целом.

Тем не менее, необходимо заметить, что более глубокое изучение социально-экономических особенностей конкретных территорий, на наш взгляд, способствовало бы формированию более полного представления о них. С этой целью можно включить в работу проекта теоретические и практические занятия по изучению демографических особенностей изучаемых регионов и специфики развития их хозяйства, которые во многом определяются их природным потенциалом.

В завершении хотелось бы заметить, что проведение уже пятой смены летней школы «Лучшая земля» на территории Самарской области, расширение географии ее участников и введение новых учебных курсов позволяет надеяться на то, что работа данной школы станет традиционной.

Хотелось бы поблагодарить руководителя смены Юрия Константиновича Рощевского за организацию данного фемстиваля.


Литература

  1. Летняя школа «Лучшая земля» [Электронный ресурс] / Информационный портал Самарского областного отделения РГО // URL: samara.rgo.ru/2011/06/20/letnyaya-shkola-luchshaya-zemlya/

  2. Летняя школа «Лучшая Земля» в Самаре [Электронный ресурс] / Живой журнал Юрия Рощевского // URL: yuriro.livejournal.com/12981.html

  3. Пахомов, А.А., Воробьёва, О.В. Работа летней школы «Лучшая Земля» как один из способов экологического образования школьников [Текст] / А.А. Пахомов, О.В. Воробьёва // Эколого-географические проблемы регионов России / Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию кафедры географии и методики ее преподавания ПГСГА. 16 января 2012 года. - Самара: ПГСГА, 2012. - С. 447-449.


© 2010-2022