- Преподавателю
- География
- Программа Подготовка к ОГЭ по географии. 9класс
Программа Подготовка к ОГЭ по географии. 9класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шайдурова М.А. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Программа
Подготовка к ОГЭ по географии.
9 класс
Составила: учитель географии
Шайдурова М.А.
«Рассмотрено»
на заседании кафедры Зав. Петрова Р.Г.____________
Пр. №______
От «___»_________2015
«Согласовано»
ЗД по НМР
Власова О.М.
От «___»_________2015
«Утверждаю»
Директор МАОУ «сош №6»
Софронова Л.В.
Приказ №___________
От «___»________2015
г.Краснокаменск
2015
Подготовка к ОГЭ по географии.
9 класс.
Данный курс предназначен для обучающихся 9 классов.
Цель курса: способствовать развитию у учеников продуктивной работы при решении тестовых заданий экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по географии. Повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ.
Задачи: способствовать развитию
-умений ориентироваться в источниках информации (карты атласа, стат. материалы, таблицы и схемы);
-продуктивной работы при решении географических задач, тестов;
-познавательного интереса и творческого потенциала учащихся.
Программа рассчитана на 1 год: 34 часа (1 час в неделю).
Программа выстроена в соответствии с разделами кодификатора и спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году ОГЭ (ФИПИ).
Основные разделы школьного курса, подлежащие проверке в ОГЭ:
1. Источники географической информации.
2. Природа Земли и человек.
3. Материки, океаны, народы и страны.
4. Природопользование и геоэкология.
5. География России.
Разделы состоят из теоретической (лекции) и практической части (тесты с выбором ответа, ответ в краткой форме и развернутый ответ). После выполнения тестов проводится анализ трудных заданий.
В процессе подготовки предполагается использовать Демо-версии ОГЭ, источники географической информации, тренажеры ОГЭ, Интернет-ресурсы.
Содержание
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1 Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
1.2 Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК
2.1 Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли
2.2 Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка
2.3 Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли
2.4 Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
2.5 Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов
2.6 Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно- хозяйственные
МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ
3.1 Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле
3.2 Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы
3.3 Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
4.1 Влияние хозяйственной деятельности людей на природу 4.2 Основные типы природопользования
4.3 Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере
5 ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
5.1 Особенности географического положения России
5.1.1 Территория и акватория, морские и сухопутные границы
5.1.2 Часовые пояса
5.1.3 Административно-территориальное устройство России
5.2 Природа России
5.2.1 Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа
5.2.2 Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота
5.2.3 Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны
5.2.4 Природно-хозяйственные различия морей России
5.2.5 Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв
5.2.6 Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
5.3 Население России
5.3.1 Численность, естественное движение населения
5.3.2 Половой и возрастной состав населения
5.3.3 Размещение населения. Основная полоса расселения
5.3.4 Направления и типы миграции
5.3.5 Народы и основные религии России
5.3.6 Городское и сельское население. Крупнейшие города
5.4 Хозяйство России
5.4.1 Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России
5.4.2 Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов
5.4.3 География отраслей промышленности
5.4.4 География сельского хозяйства
5.4.5 География важнейших видов транспорта
5.5 Природно-хозяйственное районирование России.
Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал
5.6 Россия в современном мире
Требования по окончании курса:
Знать\понимать:
1.1.Основные географические понятия и термины;
1.2 различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
1.3 результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
1.4 географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
1.5 географическую зональность и поясность;
1.6 географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном
освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
1.7 специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
1.8 природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
2.1 определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
2.2 выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
2.3 описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
2.4 объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
2.5 составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
2.6 приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей
народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
2.7 находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных
территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
2.8 анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
2.9 представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
3.1 определения поясного времени;
3.2 чтения карт различного содержания;
3.3 решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию
Календарно-тематическое планирование
Наименование темы
Всего часов
Из них лекций
Практич. часть
(тест)
Дата
Введение. Особенности ОГЭ. Правила заполнения бланков.
1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1 Географические модели: глобус, геогр. карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
Выдающиеся географические исследования, открытия ипутешествия.
1
1-лекция
1
Сент. 1нед.
2
2. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК
2.1 Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли
2.2 Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;
Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка
2.3 Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли
2.4 Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
2.5 Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения.
Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов
2.6 Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно- хозяйственные
2.7.Тест. Анализ трудных заданий.
7
1-лекция
1
1
1
1
1
1
3
4
Окт.1
2
3
4
Ноя.2
3. МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ
3.1 Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы
3.2 Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.
Население материков. Природные ресурсы и их использование.
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности
человека. Многообразие стран, их основные типы
3.3. Тест. Анализ трудных заданий.
5
1-лекция
3
1
3
4
Дек.1
4. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
4.1 Влияние хозяйственной деятельности людей на природу
Основные типы природопользования
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере
1
1-лекция
2
5. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
1 Особенности географического положения России
-Территория и акватория, морские и сухопутные границы.
Часовые пояса.
Административно-территориальное устройство России.
2 Природа России
-Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа
-Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота
-Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны
-Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.Растительный и животный мир России. Природные зоны.Высотная поясность
3 Население России
-Численность, естественное движение населения.
Половой и возрастной состав населения.
-Размещение населения. Основная полоса расселения.
Направления и типы миграции.
Народы и основные религии России.
-Городское и сельское население. Крупнейшие города.
4 Хозяйство России
-Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.
-География отраслей промышленности.
-География сельского хозяйства.
-География важнейших видов транспорта.
5 Природно-хозяйственное районирование России.
Географические особенности отдельных районов и регионов:
Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
6 Россия в современном мире
7.Решение вариантов ОГЭ. Анализ.
21
1-лекция
1-лекция
1-лекция
1-лекция
1-лекция
1-лекция
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
3
4
Янв.2
3
4
Фев.1
2
3
4 март1
2
3
Апр.1
2,3,4
Май 1
2
ИТОГО: 34 часа
10ч-лекция
24
ЛИТЕРАТУРА
-
Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2014-2016.
-
Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова - ГИА-2014, экзамен в новой форме география, АСТ -«Астрель», Москва 2014г.
-
Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Эксперимнтальная экзаменационная работа 9 класс. Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2014.
-
Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН», 2013.
-
Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы. . Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013-2016.
-
Единый государственный экзамен 2014: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение. 2013,2014,2015,2016
-
Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) fipi.ru.
-
Интернет-ресурсы