Программа Подготовка к ОГЭ по географии. 9класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»







Программа

Подготовка к ОГЭ по географии.

9 класс






Составила: учитель географии

Шайдурова М.А.


«Рассмотрено»

на заседании кафедры Зав. Петрова Р.Г.____________

Пр. №______

От «___»_________2015

«Согласовано»

ЗД по НМР

Власова О.М.

От «___»_________2015

«Утверждаю»

Директор МАОУ «сош №6»

Софронова Л.В.

Приказ №___________

От «___»________2015

г.Краснокаменск

2015



Подготовка к ОГЭ по географии.

9 класс.


Данный курс предназначен для обучающихся 9 классов.

Цель курса: способствовать развитию у учеников продуктивной работы при решении тестовых заданий экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по географии. Повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ.

Задачи: способствовать развитию

-умений ориентироваться в источниках информации (карты атласа, стат. материалы, таблицы и схемы);

-продуктивной работы при решении географических задач, тестов;

-познавательного интереса и творческого потенциала учащихся.

Программа рассчитана на 1 год: 34 часа (1 час в неделю).

Программа выстроена в соответствии с разделами кодификатора и спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году ОГЭ (ФИПИ).

Основные разделы школьного курса, подлежащие проверке в ОГЭ:

1. Источники географической информации.
2. Природа Земли и человек.
3. Материки, океаны, народы и страны.
4. Природопользование и геоэкология.
5. География России.

Разделы состоят из теоретической (лекции) и практической части (тесты с выбором ответа, ответ в краткой форме и развернутый ответ). После выполнения тестов проводится анализ трудных заданий.

В процессе подготовки предполагается использовать Демо-версии ОГЭ, источники географической информации, тренажеры ОГЭ, Интернет-ресурсы.



Содержание

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1 Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

1.2 Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

2.1 Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли

2.2 Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка

2.3 Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли

2.4 Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

2.5 Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов

2.6 Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно- хозяйственные

МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ

3.1 Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле

3.2 Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы

3.3 Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

4.1 Влияние хозяйственной деятельности людей на природу 4.2 Основные типы природопользования

4.3 Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере

5 ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

5.1 Особенности географического положения России

5.1.1 Территория и акватория, морские и сухопутные границы

5.1.2 Часовые пояса

5.1.3 Административно-территориальное устройство России

5.2 Природа России

5.2.1 Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа

5.2.2 Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.

Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота

5.2.3 Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны

5.2.4 Природно-хозяйственные различия морей России

5.2.5 Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв

5.2.6 Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность

5.3 Население России

5.3.1 Численность, естественное движение населения

5.3.2 Половой и возрастной состав населения

5.3.3 Размещение населения. Основная полоса расселения

5.3.4 Направления и типы миграции

5.3.5 Народы и основные религии России

5.3.6 Городское и сельское население. Крупнейшие города

5.4 Хозяйство России

5.4.1 Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России

5.4.2 Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов

5.4.3 География отраслей промышленности

5.4.4 География сельского хозяйства

5.4.5 География важнейших видов транспорта

5.5 Природно-хозяйственное районирование России.

Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал

5.6 Россия в современном мире


Требования по окончании курса:

Знать\понимать:

1.1.Основные географические понятия и термины;

1.2 различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

1.3 результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

1.4 географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их

изменение в результате деятельности человека;

1.5 географическую зональность и поясность;

1.6 географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном

освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

1.7 специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

1.8 природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

Уметь:

2.1 определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

2.2 выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

2.3 описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

2.4 объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

2.5 составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

2.6 приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей

народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

2.7 находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных

территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

2.8 анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

2.9 представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1 определения поясного времени;

3.2 чтения карт различного содержания;

3.3 решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию









Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

Всего часов

Из них лекций

Практич. часть

(тест)

Дата

Введение. Особенности ОГЭ. Правила заполнения бланков.

1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1 Географические модели: глобус, геогр. карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

Выдающиеся географические исследования, открытия ипутешествия.

1


1-лекция

1

Сент. 1нед.


2






2. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

2.1 Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли

2.2 Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка

2.3 Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли

2.4 Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

2.5 Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов

2.6 Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно- хозяйственные

2.7.Тест. Анализ трудных заданий.

7

1-лекция





1




1




1




1





1



1


3


4





Окт.1




2



3






4



Ноя.2

3. МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ

3.1 Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы

3.2 Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.

Население материков. Природные ресурсы и их использование.

Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности

человека. Многообразие стран, их основные типы

3.3. Тест. Анализ трудных заданий.

5

1-лекция






3



1


3





4







Дек.1

4. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

4.1 Влияние хозяйственной деятельности людей на природу

Основные типы природопользования

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере

1

1-лекция





2




5. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

1 Особенности географического положения России

-Территория и акватория, морские и сухопутные границы.

Часовые пояса.

Административно-территориальное устройство России.

2 Природа России

-Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа

-Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.

Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота

-Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны

-Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.Растительный и животный мир России. Природные зоны.Высотная поясность

3 Население России

-Численность, естественное движение населения.

Половой и возрастной состав населения.

-Размещение населения. Основная полоса расселения.

Направления и типы миграции.

Народы и основные религии России.

-Городское и сельское население. Крупнейшие города.

4 Хозяйство России

-Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.

-География отраслей промышленности.

-География сельского хозяйства.

-География важнейших видов транспорта.

5 Природно-хозяйственное районирование России.

Географические особенности отдельных районов и регионов:

Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

6 Россия в современном мире

7.Решение вариантов ОГЭ. Анализ.

21

1-лекция

1-лекция




1-лекция




1-лекция





1-лекция




1-лекция









1



1


1






1



1





2

1

1




3




1



3




4


Янв.2




3


4




Фев.1


2



3





4 март1

2

3



Апр.1

2,3,4



Май 1

2

ИТОГО: 34 часа

10ч-лекция

24





ЛИТЕРАТУРА




  1. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2014-2016.

  2. Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова - ГИА-2014, экзамен в новой форме география, АСТ -«Астрель», Москва 2014г.

  3. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Эксперимнтальная экзаменационная работа 9 класс. Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2014.

  4. Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН», 2013.

  5. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы. . Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013-2016.

  6. Единый государственный экзамен 2014: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение. 2013,2014,2015,2016

  7. Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) fipi.ru.

  8. Интернет-ресурсы








© 2010-2022