Работа музейного педагога с учащимися коренной национальности

Цель: сохранение и развитие лучших достижений тюркской культуры народов Саяно – Алтая. Задачи: ·         сохранение и популяризация родного языка и межпоколенной передачи самобытной культуры народа в семье; ·         стимулирование учащихся к изучению родного языка; ·         формирование умения использовать в речи названия предметов на родном языке; ·          повышение социальной активности учащихся.        Задача нашего учреждения – сделать свой музей, освещающей историю  учреждения, выполня...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа музейного педагога с учащимися коренной национальности.

2 БЛОК программы музейного педагога: Развитие родного языка.

Цель: сохранение и развитие лучших достижений тюркской культуры народов Саяно - Алтая.

Задачи:

  • сохранение и популяризация родного языка и межпоколенной передачи самобытной культуры народа в семье;

  • стимулирование учащихся к изучению родного языка;

  • формирование умения использовать в речи названия предметов на родном языке;

  • повышение социальной активности учащихся.

Задача нашего учреждения - сделать свой музей, освещающей историю учреждения, выполняющей три основные функции: хранительную, образовательную, мемориальную и внести свою лепту в систему воспитания учащихся с использованием богатейшего материала музеев системы профессионального образования.

Музейная педагогика (далее - МП) научная дисциплина, возникшая на стыке 3-х наук: психологии, педагогики и музееведения, и нашедшая в последние два десятилетия в среде музейных специалистов все большее предпочтение.

Термин «музейная педагогика» пришел к нам из ГДР, однако основополагающие идеи ее были заложены еще в рамках единой Германии на рубеже XIX - XX веков и связаны с именами целого ряда немецких просветителей и музейных деятелей, таких как А.Лихтварк, Г.Кершенштейнер, Г.Фрейденталь и А.Рейхвейн. Каждый из них внес неоценимый вклад в вопросы теории и практики МП в период ее становления.

В начале 1970-х годов известный теоретик и практик - музеевед А.М.Разгон одним из первых заявил о необходимости создания новой научной дисциплины в нашей стране.

Перенесение термина «МП» на отечественную почву не случайно. В России он начал утверждаться потому, что возникла потребность в формировании теории культурно-образовательной деятельности музея, теории, в которой бы практика увидела свое отражение и получила новый импульс для развития.

В чем же секрет притягательности этой научной дисциплины? Он кроется в специфике музейно-педагогической деятельности. В основе МП, как и в основе любого образования, лежит система - система подачи музейных знаний, которая должна удовлетворять следующим принципам: комплексности музейного подхода; непрерывности, преемственности и последовательности излагаемых знаний; многообразия и вариативности форм подачи информации; действенности и результативности проведения музейно-педагогических занятий.

Какая же методика положена в основу системы музейных занятий в нашем школьном музее «Тус таңмазы »?

- Метод «погружения в историю».

- Игровой метод.

- Ролевой метод.

- Метод театрализации.

- Вопросно-ответный метод.

Говоря о различных методических приемах проведения занятий важно помнить, что все они служат одной цели - созданию особого музейного пространства, способствующего образовательно-воспитательному процессу. МП от любой другой педагогики, отличает также наличие музейного предмета, обладающего способностью одновременно воздействовать на эмоциональную, интеллектуальную и нравственную сферы личности, благодаря его свойствам:

- Информативности (способности нести информацию);

- Аттрактивности (способности привлекать внимание посетителя);

- Экспрессивности (способности вызывать ассоциации и оказывать эмоциональное воздействие);

- Репрезентативности (способности отражать действительность в типичных или уникальных чертах).

Необходимо также упомянуть и о музейном педагоге, являющегося своего рода посредником между учащимися и музейным предметом. Благодаря ему осуществляется процесс общения ученика с «реальными вещами», постигается «язык вещей» и передаются знания о музейном предмете; с его помощью выстраиваются «пространственные рассказы».

Музейная педагогика является одним из важнейших направлений в деле воспитания детей и подростков.

Школьники не всегда имеют достаточно яркого представления о системе музейного образования и истории традиций музейных учреждений. В этой связи наиболее актуальной задачей является адаптация музейной работы, стимулирование интересов учеников к истории родного края, родного языка, формирование активной жизненной позиции, повышение интеллектуального уровня, воспитание патриотизма.

Любая музейная экспозиция интересна тем, что является:

  • •результатом поисково-исследовательской работы обучающихся и взрослых в избранном направлении;

  • •формой диалога поколений, приобщение к поисково-исследовательской, культурно-образовательной деятельности не только учеников, но и членов их семей;

  • •фактором организации личностно ориентированного воспитания, включения в общественно-полезную культуротворческую деятельность большинства обучающихся;

  • •элементом государственной музейной сети, частицей музейного фонда Хакасии, России;

  • •центром работы по возрождению, сохранению и развитию культурно - исторических традиций Отечества, родного края.

В музеях проводятся уроки и сбор методического материала по изучению родного языка и родного края.

Это далеко не полный перечень творческих аспектов музейной педагогики, что демонстрирует ее поистине безграничный потенциал. Музеи становятся неотъемлемой частью учебно - воспитательного процесса и дополнительного образования учащихся. Активная и непрерывная работа музеев делает их центрами изучения родного языка и культуры народов региона, воспитания, местами интересных и содержательных встреч учеников с интересными знаменитыми людьми села, поэтами и писателями, ветеранами войны и труда. Центрами работы музеев являются музейные активы из числа школьников при поддержке музейного педагога и экскурсоводов.

Н-р, уроки и тематические экскурсии, которые проводятся в музее:

- Обзорная экскурсия «В юрте конца ХIХ века».

- «Особенности проживания в хакасской юрте».

Юрты войлочные, берестяные, корьевые, деревянные, решётчатые. Юрты от 6-сторонних до 18-сторонних. Почему хакасы не любили называть юрты угольными?

Особенность оберегов в юрте. Этикет за столом. Гостеприимство.

-Конкурс - защита проекта по теме "Мой родной язык", посвященный Международному дню родного языка.

-Праздник «Чыл Пазы»-голова года.

-Игры на сплочение

-Турнир хакасских национальных игр

-Интеллектуальная игра «Своя игра», посвящённая Дням тюркской письменности и культуры

-Презентация фильма «Судьба инородца»

Музей также является базой для работы кружков, факультативов, родительских собраний.

Клуб "Ах Тасхыл" - руководитель Тюкпиекова Г.К., кружок «Пульс времени» - Лалетина Н.П., «Наши деды - славные Победы» - руководитель Асяева О.П., «Твори. Выдумывай. Пробуй» - Гесс П.В. и Милюхина Т.И., «Юный краевед» - Юрченко Л.М. Приняли участие в конкурсе стенных газет "В языке душа народа" и защита проекта "Мой родной язык" среди начальных классов; проведение праздника «Чыл Пазы» в Анхаковском музее "Улуг Хуртуях Тас" стало традицией - в этом году планируем принять участие в «Дефиле национальных шуб» 22 марта; в необычной обстановке проходил круглый стол для опекаемых детей по теме «Подготовка к самостоятельной жизни. Обычаи наших предков»; организация встречи со студентами ХГУ, мастер - класс по теме «Концепция «Тус таңмазы» как фактор развития регионального образования» под руководством учителя русского языка Беловой С.А. Формы работы специалистов по музейной педагогике у нас разнообразны - встречи с ветеранами войны и труда, со старожилами села, организация тематических экскурсий, уроков мужества, выставок и круглых столов. Активную позицию занимает работа с общественностью /стали обращаться родители учащихся, так в мае помогли в исследовании фамилии Кучученовых, составили сценарий выступления для участия на празднике села Ылырсы Кучученовой И.А., помогли в оформлении древа рода Сайын. Результат: 2 место. Работали совместно с Администрацией села и общественным советом села в создании книги «История села Бельтирское». В телефонном режиме общаемся со школьным музеем имени Хомушку Алдын - оола №2 села Кызыл - Мажалык Республики Тыва /рук. Монгуш Чойганмаа Хереловна/ и с Хакасским национальным краеведческим музеем /Борисовой О.Е. - завотдела по выставкам/. Горбатов Л.В., директор Анхаковского музея - заповедника «Хуртуях Тас» является научным руководителем - консультантом.

Самые значимые события: -Музейный урок «Мелодия души художника», посвященный художнику Хакасии Владимиру Феофановичу Капелько, во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» стал Лауреатом II степени;

-Презентацией программы по музейной педагогике мы стали призерами Всероссийской дистанционной профессиональной олимпиады «Профи - XXI».

- Проект «Наследие - детям» школьного музея «Тус таңмазы». В основе внеклассная работа с клубом «Ах тасхыл», которая создалась с целью передачи бесценного опыта жизни и быта хакасского народа от старшего поколения к младшему. Основные задачи клуба: углубить знания хакасского языка, приобщить учащихся к изучению и принятию традиций и культуры хакасского народа, научить жить в условиях с.Бельтирское в согласии с природой и с самим собой.

С помощью проекта родилась программа воспитательной деятельности «Родное гнездо» лагеря с дневным пребыванием детей «Надежда». Результат: 1место в республике.

В соответствии с Соглашением о культурном сотрудничестве между Правительством РХ и Государственным центральным театральным музеем им. А.А.Бахрушина, заключенным в рамках II Международного Форума «Историко - культурное наследие как ресурс социокультурного развития», с 19 по 26 марта повысили квалификацию на базе московских музеев.

Одной из важнейших форм музейной работы является вовлечение студентов - выпускников школы и учеников в пополнение фондов новыми экспонатами, оформление альбомов о жизни предков, исследование окрестности села, вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую работу. Внедряется мультимедийная техника, виртуальные экскурсии 3D, скайп общение с руководителями музеев, усовершенствуются передвижные и мобильные выставки, обновляются фотогаллереи. Увеличивается число отреставрированных предметов: фотографий, документов. Ведется поисковая работа по музейному пространству, как сохранить больше информаций используя мало места.

Принимают участие в смотрах - конкурсах музеев, конференциях, семинарах, краеведческих и всероссийских олимпиадах.

МП в настоящее время одинаково актуальна и как формирующаяся научная дисциплина, и как область научно-практической деятельности. Эффективность ее в том, что музейный педагог, являясь одновременно автором музейной программы, и ставя своеобразный педагогический эксперимент в классе (который мы называем контрольным), имеет возможность апробировать действенность того или иного метода и, таким образом, на добытом знании, проверенном практикой, строить свою дальнейшую деятельность. Эта тенденция взаимодействия музея и школы, которую можно определить как стремление к партнерству складывается в последнее десятилетие.

Музейно-педагогическая деятельность таит в себе и ряд проблем, с которыми так или иначе сталкиваются сегодня все музеи:

- Проблема образовательной специфики музея.

- Эффективность музейной коммуникации.

- Изучение музейной аудитории.

- Создание и апробация новых методик и программ для различных категорий посетителей.

- Установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по совместной деятельности, и прежде всего, с музеями из других школ.

Успешное решение этих проблем на практике доказывает жизнеспособность МП как научной дисциплины.



© 2010-2022