Рабочая программа по географии ФГОС ООО 5-9 класс

Рабочая программа по географии 5-9 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной программы для основного общего образования по географии, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания основного общего образования.  В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Ф...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

+СОГЛАСОВАНО

И.о. зам. директора о УВР

____________________О.В.Степаненко

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1»

_______________________Е.О. Агаева

(Приказ МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» №424

от 15.09.2014)


ПРИНЯТО на НМС

МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1»

(Протокол №2 от 10.09.2014)














Рабочая программа

по предмету «География»

5-9 классы




Составитель:

Рязанова И.С, учитель географии, IКК


















Пояснительная записка

Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной программы для основного общего образования по географии, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности, разработана на основе Основной образовательной программы МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» на 2011-2015 учебный год.

Соблюдается преемственность (курсу географии предшествует на ступени начального образования курс «Окружающий мир», что по отношению к курсу географии курс «Окружающий мир» является пропедевтическим) с примерными программами начального общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Общая характеристика учебного предмета, курса

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Цель данного курса - сформировать у обучающихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровня (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения - охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие и базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с coдержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.

Место учебного предмета «География» в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Базисный учебный (образовательный) план на изучение географии в основной школе отводит всего 278 уроков. Общее число учебных часов за пять лет обучения - 278, из них по 35 часов (1 ч в неделю и согласно годовому календарному учебному графику - 35 учебных недель) в 5 и 6 классах, по 70 часов (2 ч в неделю и согласно годовому календарному учебному графику - 35 учебных недель) в 7, 8 классах и 68 часов (2 ч в неделю и согласно годовому календарному учебному графику - 34 учебные недели) в 9 классах.

С целью интеграции содержания предметных областей история и география, дополнения и расширения содержания предмета «География», форм и видов учебной деятельности для достижения планируемых результатов, а именно регулятивных универсальных учебных действий, познавательные УУД, в соответствии с ФГОС ООО введен внутрипредметный модуль «Широта и долгота» культур и нравов народов мира», на изучение которого отводится 0,5 часа в год.

Распределение учебного времени представлено в таблице.

Классы

Предмет

Количество часов на ступени основного образования

5

География

35

6

География

35

7

География

70 (в т.ч. 17,5 часов - интегрированный внутрипредметные модуль по географии и истории «Широта и долгота» культур и нравов народов мира)

8

География

70

9

География

68

Всего

278

В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Используемый учебно-методический комплект:

5 класс:

1. Лобжанидзе А.А.География. Планета Земля.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. -М. : Просвещение, 2013.

2. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер.5-6 классы. В 2 частях.

3. Котляр О.Г. География.Планета Земля. Тетрадь-практикум.5-6 классы.

4. Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор.5-6 классы.

5. Поурочное Тематическое планирование «География. Планета Земля» Л.Е. Савельева - М.: Просвещение, 2012

6. География. Планета Земля.5-6 классы. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе. Под ред. В.П. Дронова

7. Григорьева М. А., Котляр О. Г., Савельева Л. Е. География. Планета Земля. Атлас. 5-6 классы.

8. Электронное приложение к учебнику «География. Планета Земля. 5-6 классы».

6 класс:

1. Лобжанидзе А.А.География. Планета Земля.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. -М. : Просвещение, 2013.

2. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер.5-6 классы. В 2 частях.

3. Котляр О.Г. География.Планета Земля. Тетрадь-практикум.5-6 классы.

4. Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор.5-6 классы.

5. Поурочное Тематическое планирование «География. Планета Земля» Л.Е. Савельева - М.: Просвещение, 2012

6. География. Планета Земля.5-6 классы. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе. Под ред. В.П. Дронова

7. Григорьева М. А., Котляр О. Г., Савельева Л. Е. География. Планета Земля. Атлас. 5-6 классы.

8. Электронное приложение к учебнику «География. Планета Земля. 5-6 классы».

7 класс:

1. Кузнецов А. П., Савельева Л. Е, Дронов В. П. География. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. -М. : Просвещение, 2013.

2. Котляр О. Г., Банников С.В. География. Земля и люди. Тетрадь-тренажёр. 7 класс.

3. Барабанов В. В., Дюкова С. Е. География. Земля и люди. Тетрадь-экзаменатор. 7 класс.

4. Котляр О. Г. География. Земля и люди. Контурные карты. 7 класс.

5. Ходова Е. С. География. Земля и люди. Тетрадь-практикум. 7 класс.

6. Савельева Л. Е, Котляр О. Г., Григорьева М. А. География. Земля и люди. Атлас. 7 класс.

7. География. Земля и люди. Поурочное тематическое планирование. 7 класс / под ред. В. П. Дронова. - М.: Просвещение, 2013

8. Электронное приложение к учебнику «География. Земля и люди. 7 класс».

8 класс:

1. Дронов В. П., Савельева Л.Е.География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. -М. : Просвещение, 2014.

2. Ольховая Н.В., Банников С.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажёр. 8 класс.

3. Барабанов В.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс.

4. Котляр О. Г. География. Россия: природа, население, хозяйство. Контурные карты. 8 класс.

5. География. Россия: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 8 класс.

6. Электронное приложение к учебнику "География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс".

7. Ходова Е.С. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. 8 класс.

8. Дронов В. П., Савельева Л. Е, Котляр О. Г., Григорьева М. А. География. Россия: природа, население, хозяйство. Атлас. 8-9 классы.

9 класс:

1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. -М. : Просвещение, 2014.

2. Электронное приложение к учебнику «География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс».

3. География. Россия: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 9 класс.

4. Дронов В. П., Савельева Л. Е, Котляр О. Г., Григорьева М. А. География. Россия: природа, население, хозяйство. Атлас. 8-9 классы.

Требования к уровню подготовки учащихся (перечень формируемых компетентностей)

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса географии

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно -нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты :

1) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной ;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию ;

3) формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения , осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно -исследовательской , творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей , правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) развитие эмоционально - ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мир, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями , составляющими основу умения учиться .

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии ) и делать выводы;

7) владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий ( ИКТ - компетенции ).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Система оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся

- наблюдение;

- беседа;

- фронтальный опрос;

- практические работы;

- исследование;

- проектная деятельность;

- тестирование.

Содержание программы учебного курса по географии

Раздел 1. Источники географической информации (19 часов)

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта - особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Раздел 2. Природа Земли и человек (43 часа)

Земля - планета Солнечной системы. Земля - планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа oт строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура . Значение атмосферы для жизни на Земле . Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Гидросфера - водная оболочка Земли.

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек . Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Биосфера Земли.

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия ) почвообразования, основные зональные типы почв . Плодородие почв , пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв. Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка - крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Раздел 3. Население Земли

Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.

Численность населения Земли, ее изменение во времени.

Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.

Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.

Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и ее изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.

Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.

Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.

Раздел 4. Материки, океаны и страны (68 часов)

Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера.

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.

Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.

Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.

География России (136 часов)

Раздел 5. Особенности географического положения России (6 часов)

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития ее хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Раздел 6. Природа России (52 часа)

Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.

Раздел 7. Население России (10 часов)

Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и ее отдельных территорий.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Народы и религии России. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.

Раздел 8. Хозяйство России (28 часов)

Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития ее хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий.

География важнейших отраслей: основные районы и центры. Легкая промышленность и охрана окружающей среды.

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.

Раздел 9. Районы России (37 часов)

Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.

Крупные регионы и районы России.

Регионы России: Западный и Восточный.

Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Раздел 10. Россия в современном мире (3 часа)

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.

Средства контроля (практические работы)

5 класс:

1. Практическая работа №1 «Великие русские путешественники»

2 .Практическая работа №2 «Ориентирование и определение азимутов на местности и плане»

3. Практическая работа №3 « Проведение полярной съемки местности»

4. Практическая работа №4 «Определение горных пород и описание их свойств».

6 класс:

1. Практическая работа №1 «Описание по картам вод Мирового океана»

2 .Практическая работа №2 «Обобщение данных дневника погоды»

3. Практическая работа №3 «Создание буклета «Объект Всемирного наследия»».

4. Практическая работа №4 «Комплексное описание реки»

7 класс:

1. Практическая работа №1 «Сравнение географического положения материков»

2 .Практическая работа №2 «Определение взаимосвязи между строением земной коры и рельефом Земли»

3. Практическая работа №3 « Составление обобщенной схемы течений Мирового океана»

4. Практическая работа №4 «Определение степени современного оледенения материков».

5. Практическая работа №5 «Анализ карт климатических поясов и природных зон мира».

6. Практическая работа №6 «Комплексная характеристика населения мира».

7. Практическая работа №7 «Выявление особенностей современной хозяйственной деятельности».

8. Практическая работа № 8 «Определение историко-культурного района».

9. Практическая работа № 9 «Комплексная характеристика океана».

10. Практическая работа №10 «Описание климатических условий территорий по климатограммам».

11. Практическая работа №11 «Выявление условий развития хозяйства в природных районах Южной Америки».

12. Практическая работа №12 «Разработка туристического маршрута по Австралии».

13. Практическая работа №13 «Описание географического положения и особенностей природы Антарктиды».

14. Практическая работа №14 «Выявление зависимости размещения населения и хозяйства от природной зональности».

15. Практическая работа №15 «Описание внутренних вод Евразии».

16. Практическая работа №16 «Комплексное описание страны».

17. Практическая работа №17 «Разработка проекта по улучшению состояния окружающей среды своей местности».

8 класс:

1. Практическая работа №1 «Определение времени, действующего в разных городах России»

2 .Практическая работа №2 «Характеристика географического положения США, России и Канады»

3. Практическая работа №3 « Анализ административно-территориального деления России»

4. Практическая работа №4 «Выявление связи между строением земной коры и размещением полезных ископаемых».

5. Практическая работа №5 «Составление макета климатической карты».

6. Практическая работа №6 «Оценка климата районов России».

7. Практическая работа №7 «Определение взаимосвязи рельефа, климата и вод суши».

8. Практическая работа №8 «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей страны».

9. Практическая работа №9 «Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны».

10. Практическая работа №10 «Характеристика почвенных ресурсов своей местности».

11. Практическая работа №11 «Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон».

12. Практическая работа №12 «Определение особо охраняемых природных территорий своего района».

13. Практическая работа №13 «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России».

14. Практическая работа №14 «Характеристика особенностей движения населения России».

9 класс:

1. Практическая работа №1 «Анализ карт» для определения типов территориальной структуры хозяйства»

2. Практическая работа №2 «Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России»

3. Практическая работа №3 « Характеристика угольного бассейна России»

4. Практическая работа №4 « Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

5. Практическая работа №5 « Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур»

6. Практическая работа №6 « Определение главных районов животноводства»

7. Практическая работа №7 « Анализ разных видов районирования России»

8. Практическая работа №8 « Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера»

9. Практическая работа №9 « Сравнение положения Западной и Восточной Сибири»

10. Практическая работа №10 « Анализ взаимодействия природы и человека»

11. Практическая работа №11 « Анализ и сравнение показателей внешней торговли России с показателями других стран мира»

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальные;

- групповые;

- индивидуально-групповые;

- фронтальные;

Индивидуальная работа с учащимися: подготовка и защита мультимедийной презентации, выступление с докладом, исследовательская деятельность, наблюдение за погодными явлениями и другими, практические занятия, работа с картой.

Формы контроля: теоретические и практические навыки учащихся проверяются с помощью контрольно-измерительных процедур - тематических бесед, тестов, заданий различного типа, логических задач, практических работ, работа в контурной карте.

Домашнее задание носит личностно ориентированный характер: индивидуальные и групповые задания практического, поискового, исследовательского и творческого характера.

Основные технологии обучения: проблемно-поисковые, личностно-ориентированные. При изучении предмета используются наглядные материалы (видео, коллекции минералов, карты (настенные и электронные пособия), глобус, компас и др .

Материально-техническое обеспечение курса географии

• Учебно-методическая литература

• Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура

• Средства программного обучения и контроля знаний

• Модели, коллекции

• Тренажеры

• Карты

Учебно-методические средства обучения

Литература:

- основная

5 класс:

1. Лобжанидзе А.А.География. Планета Земля.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. -М. : Просвещение, 2013.

2. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер.5-6 классы. В 2 частях.

3. Котляр О.Г. География.Планета Земля. Тетрадь-практикум.5-6 классы.

4. Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор.5-6 классы.

5. Поурочное Тематическое планирование «География. Планета Земля» Л.Е. Савельева - М.: Просвещение, 2012

6. Григорьева М. А., Котляр О. Г., Савельева Л. Е. География. Планета Земля. Атлас. 5-6 классы.

6 класс:

1. Лобжанидзе А.А.География. Планета Земля.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. -М. : Просвещение, 2013.

2. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер.5-6 классы. В 2 частях.

3. Котляр О.Г. География.Планета Земля. Тетрадь-практикум.5-6 классы.

4. Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор.5-6 классы.

5. Поурочное Тематическое планирование «География. Планета Земля» Л.Е. Савельева - М.: Просвещение, 2012

6. Григорьева М. А., Котляр О. Г., Савельева Л. Е. География. Планета Земля. Атлас. 5-6 классы.

7 класс:

1. Кузнецов А. П., Савельева Л. Е, Дронов В. П. География. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. -М. : Просвещение, 2013.

2. Котляр О. Г., Банников С.В. География. Земля и люди. Тетрадь-тренажёр. 7 класс.

3. Барабанов В. В., Дюкова С. Е. География. Земля и люди. Тетрадь-экзаменатор. 7 класс.

4. Котляр О. Г. География. Земля и люди. Контурные карты. 7 класс.

5. Ходова Е. С. География. Земля и люди. Тетрадь-практикум. 7 класс.

6. Савельева Л. Е, Котляр О. Г., Григорьева М. А. География. Земля и люди. Атлас. 7 класс.

8 класс:

1. Дронов В. П., Савельева Л.Е.География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. -М. : Просвещение, 2014.

2. Ольховая Н.В., Банников С.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажёр. 8 класс.

3. Барабанов В.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс.

4. Котляр О. Г. География. Россия: природа, население, хозяйство. Контурные карты. 8 класс.

5. Ходова Е.С. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. 8 класс.

6. Дронов В. П., Савельева Л. Е, Котляр О. Г., Григорьева М. А. География. Россия: природа, население, хозяйство. Атлас. 8-9 классы.

9 класс:

1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. -М. : Просвещение, 2014.

2. Дронов В. П., Савельева Л. Е, Котляр О. Г., Григорьева М. А. География. Россия: природа, население, хозяйство. Атлас. 8-9 классы.

Дидактический материал:

1. Поурочное Тематическое планирование «География. Планета Земля». 5-6 класс. Л.Е Савельева - М.: Просвещение,2012

2. География. Земля и люди. Поурочное тематическое планирование. 7 класс / под ред. В. П. Дронова. - М.: Просвещение, 2013

3. География. Россия: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 8 класс. / под ред. В. П. Дронова. - М.: Просвещение, 2013

4. География. Россия: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 9 класс. / под ред. В. П. Дронова. - М.: Просвещение, 2013

Наглядный материал:

1. Электронное приложение к учебнику География. Планета Земля, А.А. Лобжанидзе

2. География. Планета Земля.5-6 классы. География.Планета Земля.5-6 классы. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе. Под ред. В.П. Дронова

3. Электронное приложение к учебнику «География. Земля и люди. 7 класс».

4. Электронное приложение к учебнику "География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс".

5. Электронное приложение к учебнику «География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс».






© 2010-2022