Программа «Географическое краеведение»

Программа «Географическое краеведение» предполагает изучение экологических проблем родного края.    Перспективы разрешения экологических проблем зависят не только от уровня развития науки и техники, но и от всеобщей культуры населения, от понимания истоков, сущность возникших проблем. Поэтому экологическое воспитание становится крайне необходимым в современных условиях.   Программа предполагает привлечение внимания детей к экологическим проблемам нашего города, и рассмотрение вариантов решения э...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Рассмотрена УТВЕРЖДАЮ

и рекомендована к утверждению Директор МБОУ СОШ №7

решением методического совета Т.А. Кузнецова_________

протокол № ____ приказ № ____

от «___»_______20__г от «___»________20__г

Программа


«Географическое краеведение»


Возраст обучающихся:10-15 лет

Срок реализации программы: 1 год


Составитель программы: учитель географии, биологии

МБОУ СОШ №7 О.П. Козленко











город Донецк

Ростовской области

Пояснительная записка.

Стремительная урбанизация и развитие промышленности изменили характер духовного мира человека. Немаловажное значение в воспитании подрастающего поколения имеет привитие им любви к своему краю, а через неё любви к Родине. Решать эту задачу помогает географическое краеведение, целью которого является географическое изучение как ближайших окрестностей, так и более отдалённых мест.

Краеведческая работа наряду с тем, что воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, способствует фундаментальному изучению природы, населения, хозяйства своей местности, осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.

В условиях гуманизации российского общества на первый план выходит человек с его устремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином своей страны. Одним из важнейших средств самоутверждения юной личности - является возможность выбора деятельности, интересной для неё.

Дополнительная образовательная программа «Географическое краеведение», являясь профилированной программой, предполагает создание условий для удовлетворения познавательных интересов, приобретения знаний и самореализации подростков в таких областях знаний как география, краеведение, история, экология.

Программа даёт возможность изучить явления природы и создаёт основу для углубления понятий о природе, о причинах определённой последовательности изменения органического мира, в том числе в результате хозяйственной деятельности человека.

Программа «Географическое краеведение» предполагает изучение экологических проблем родного края. Перспективы разрешения экологических проблем зависят не только от уровня развития науки и техники, но и от всеобщей культуры населения, от понимания истоков, сущность возникших проблем. Поэтому экологическое воспитание становится крайне необходимым в современных условиях. Программа предполагает привлечение внимания детей к экологическим проблемам нашего города, и рассмотрение вариантов решения этих проблем. В ходе работы по программе «Географическое краеведение» будет систематически привлекаться доступный пониманию обучающихся материал из современной экономической и политической жизни, проводиться работа по воспитанию у учащихся бережного отношения к природным богатствам на основе прочного знания закона об охране природы.

Занятия географическим краеведением способствуют развитию общего интеллектуального и творческого потенциала детей.

Творческая одарённость предполагает умение переструктурировать информацию, стремление всё делать и мыслить по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, поэтому программа предполагает организацию творческой, исследовательской и проектной деятельности.

Программа «Географическое краеведение» решает также задачи общеразвивающего характера: расширение знаний о мире и о себе, формирование социального опыта, удовлетворение познавательного интереса, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности при освоении программы.

Программа «Географическое краеведение» - является адаптированной, разработана на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Географы-краеведы» (1983г.)

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Особенности контингента.

Программа рассчитана на подростков 11-15 лет, учащихся 5-9 классов. В этом возрасте наблюдаются следующие психические новообразования: чувство взрослости, стремление к самостоятельности, критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа; стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений; заметное развитие волевых качеств; повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность; потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Личностными новообразованиями являются формирование самосознания, самоотношения и самоуправления, появление «чувства взрослости».

Основное новообразование возраста - социальное сознание, перенесённое внутрь, - самосознание. Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи, с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды. Подростки, приходящие в детское объединение, испытывают, как правило, интерес к окружающим людям, подробность сравнивать себя с другими, потребность в самореализации, успехе.

Программа носит личностно - ориентированный характер, что предполагает отношение к ребёнку как к субъекту развития и воспитания, со своей особенной Я - концепцией, поощрение его индивидуальности, предоставление ему возможности для самовыражения и самоактуализации посредством участия в совместной и индивидуальной познавательной, исследовательской, проектной, социальной деятельности.

Цели программы:

  • Создание условий для развития интереса личности к экологической, природоохранной и краеведческой исследовательской деятельности.

  • Развитие целостного представления об окружающем мире во всём его многообразии, роли и месте Донского края во всемирном, национальном, природном и культурном наследии.

  • Овладение обучающимися практическими навыками для изучения природных, исторических, культурных особенностей родного края.

  • Развитие интеллектуальных, творческих способностей.

Задачи:

  • Сформировать экологическое сознание, умение использовать полученные теоретические знания в практической деятельности во время походов и экскурсий.

  • Развивать навыки бережного отношения к природе.

  • Создать у обучающихся целостное представление о природе своего края, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов.

  • Развивать у обучающихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации.

  • Создать условия для приобретения первичных и профессиональных умений и навыков у подростков в процессе занятий.

  • Воспитывать любовь к своему краю.

Особенности содержания программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Дополнительная образовательная программа «Географическое краеведение» включает в себя материалы следующих областей знаний: география, краеведение, история, экология, биология.

Содержание программы нацелено на то, чтобы создать у ребят целостное представление о природе своего края, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, сформировать навыки поведения в природе, умения оценивать результаты влияния деятельности человека на окружающую среду.

Предполагается вовлекать учащихся в различные сферы поисково-исследовательской работы воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам на основе прочного знания закона об охране природы; формировать экологический стиль мышления и ценностное отношение к реальному природно - социальному окружению, развивать у учащихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико - ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации.

Основные разделы программы по изучению своего края:

  1. Туристические возможности Ростовской области

  2. Культурное, историческое и природное наследие Ростовской области.

  3. Геологическое строение и полезные ископаемые Ростовской области.

  4. Состояние окружающей среды Ростовской области.

  5. Топографическая подготовка.

Обучающиеся получают знания:

  • о географическом строении нашей местности, об ориентировании на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, об азимуте и движении по азимуту.

  • о состоянии водных и почвенных ресурсов в нашем крае,

  • о строении и составе атмосферы, о влиянии атмосферных загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека,

Продолжительность реализации программы.

Продолжительность образовательного процесса - 1 учебный год (для учащихся 5 - 9 классов) - 72 учебных часа.

Формы и режим занятий.

Режим занятия - 1 раз в неделю по 2 учебных часа.

Время учебного часа для учащихся - 40 минут.

Специфика занятий предполагает как групповую, так и индивидуальную работу с учащимися.

Основные формы занятий.

Изучение родного края связано с поиском полезных ископаемых, сбором образцов горных пород, изучением местных рек, озёр, растительности, почв, микроклимата, составления топографических карт, охраны природы. В ходе занятий обучающиеся встретятся с экологом города, с руководителями предприятий, которые тем или иным образом загрязняют окружающую среду, чтобы узнать, какие меры предпринимаются для решения экологических проблем, и сами будут вести наблюдения за загрязнением окружающей среды. Практическим вкладом самих учащихся может быть озеленение своего города, забота о птицах. Поэтому в основу программы положен экскурсионно - практический принцип. При реализации программе используются следующие формы занятий.

  • Теоретические (лекции, беседы),

  • Творческие работы,

  • проектные работы

  • Деловые и творческие игры

  • Тренинги общения

  • Наблюдения в природе

  • Викторины, конкурсы

Результаты работы детского объединения могут быть оформлены в виде итоговой выставки, рефератов, коллекций, исследовательских работ, проектов.

Условия для реализации программы.

  • Методическое обеспечение (литература, подборки игр, творческих заданий).

  • Дидактическое обеспечение (коллекция минералов, разделённая на группы, либо по химическому составу, либо по их использованию, либо по месту нахождения)

  • Коллекция горных пород

  • Макет (рельефа, интрузивных процессов).

Результаты программы.

Обучающиеся знают:

  • Особенности природы края

  • Правила поведения в лесу, на природе

  • Источники загрязнения воздуха, воды, почвы

  • Полезные ископаемые края

  • Экологические проблемы

Обучающиеся умеют:

  • Отличать и определять растения и животных, занесённых в Красную книгу Ростовской области

  • Проводить самостоятельные наблюдения за погодой

  • Искать и отбирать нужную информацию

  • Выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой

  • Ориентироваться на местности

  • Читать топографические карты.

Обучающиеся имеют навыки:

  • Сотрудничества в достижении коллективной цели

  • Составления плана местности

  • Составления гербариев

Личностные новообразования:

Характерным результатом программы является появление осмысленного отношения обучающихся к природным и социальным явлениям, активной жизненной позиции,

развитие ответственности, целеустремлённости, коммуникативных навыков, навыков бережного отношения к природе, навыков здорового и безопасного образа жизни.


Итоговая диагностика.

Проверка знаний:

  • Строения и состава атмосферы

  • Зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды

  • Состояния водных и почвенных ресурсов в нашем крае

  • Основ ориентирования на местности

  • Основной закон экологии: «Всё со всем связано».

Проверка умений:

  • Проводить самостоятельно наблюдения на природе и вести дневник наблюдений;

  • Распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали

  • Ориентироваться на местности по солнцу, компасу и природным признакам

  • Изучать и исследовать, творчески оформлять полученные знания и впечатления;

  • Сравнивать природные объекты, находить в них существенные отличительные признаки.

Проверка навыков:

  • Группового взаимодействия

  • Работы с научной литературой, с приборами для метеонаблюдений

  • Сбора документальных материалов, фотографирования.

Кроме того, предполагается отследить уровень мотивации и ценностных приоритетов обучающихся.

Критерии оценки итоговой диагностики.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся (когнитивные):

  • Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям

  • Осмысленность и свобода использования специальной терминологии

Критерии оценки уровня практической подготовки учащихся (деятельностно-практические):

  • качество выполнения практического задания

  • Технологичность практической деятельности

  • Зарисовка, описание обнажения горных пород

  • Составление коллекции

  • Умение отбирать и обрабатывать образцы горных пород.

Критерии уровня воспитательности и мотивации детей (мотивационно-ценностные, коммуникативные):

  • Культура организации практической деятельности

  • Культура поведения

  • Творческое отношение к выполнению практического задания

  • Аккуратность и ответственность при работе

  • Степень участия в групповой деятельности.

  • Подбор содержания материала

Содержание
  1. Туристические возможности своего края

Физико-географическая и экологическая характеристика края; географическое положение, рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение.

  1. Метеорологические наблюдения

Местные признаки и прогноз погоды. Приборы для метеонаблюдений и их устройство микроклимат. Вычерчивание графиков схем.

  1. Экологические основы охраны природы.

Рациональное использование и охрана природных ресурсов. Использование и охрана недр. Современные ландшафты, как факторы здоровья. Основные загрязнители воздушной среды г. Донецка. Санитарное состояние почвы.

Качество воды в реке «Северский Донец». Водо-охранное строительство. Сброс загрязняющих веществ в Северский Донец. Здоровье человека и загрязнение окружающей среды.

  1. Геологические события:

Развитие жизни на Земле в докембрии, палеозое мезозое, кайнозое. Знакомство с горными породами своего края. Изменение рельефа в нашем крае. Грунтовые и подземные воды. Гидрологическое обследование района. Измерение скорости течения реки. Составление схемы разреза живого сечения реки.

  1. Топографическая подготовка

Виды карт. План, схема. Масштабы. Чтение карты и составление схемы маршрута. Ориентирование на местности с помощью карты; компаса, местных признаков. Чтение топографических и географических карт. Составление плана местности. Нахождение азимута на местности.

  1. Полезные ископаемые своего края.

Геологические строение местности. Полезные ископаемые своего края. Практические занятия с коллекциями полезных ископаемых. Экскурсия на ближайший карьер. Составление коллекций.

  1. Изучение промышленного предприятия.

Географическое положение. Историко-географический обзор предприятия. Основные средства производства. Автоматизация и механизация предприятия. Составление схемы производственных связей.

  1. История казачества на Дону

Происхождение донского казачества. Традиции донских казаков. Войсковой круг. Уклад жизни и быта донских казаков. Казачий фольклор. Золотые имена Дона. Религия и церковь в жизни донских казаков. Обычаи, обряды и язык донских казаков. Встреча с казачьим атаманом.

  1. Организация, подготовка и проведение походов.

Определение цели и района похода. Комплектование группы и распределение обязанностей. Разработка маршрута. Оформление путевых документов. Проведение подхода.

  1. Подведение итогов работы.

Оформление практических работ, составление фотоальбомов. Изготовление наглядных пособий. Организация выставки.

Список литературы:

  1. Н.К. Семакин «Внеклассная работа по географии» Москва «Просвещение» 1989г.

  2. И.Р. Голубев; Ю.В. Новиков «Окружающая среда и её охрана» Москва «Просвещение» 1985г.

  3. Казачество. Выпуск №1. ЮМЛ. Новочеркасск 1992г.

  4. А.Е. Мельчуков «В мире ориентиров» Москва «Недра» 1986г.

  5. В.М. Алёшин «Карта в спортивном ориентировании» Москва «Физкультура и спорт» 1983г.

  6. С.С. Кузнецов «Геологические экскурсии» Ленинград «недра» 1978г.

  7. В.А. Обручев «Занимательная геология» Москва 1980г.

  8. Е.А. Криксунов; В.В. Пасечник; А.П. Сидорин «Экология». Издательский дом «Дрофа» 1995г.

  9. Я познаю мир. Детская энциклопедия «Сокровища земли». Москва 2001г.

  10. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы. Москва «Просвещение» 1983г.

  11. Экология «Я познаю мир» Детская энциклопедия. Москва 1997г. Б.А.Нагорный «География Ростовской области. Ростов - на - Дону 1985г.

  12. М.А. Кривошеева, Н.В. Кислицкая «игра в экологическом воспитании школьников»

  13. Журналы «Дополнительное образование»: № 2, 9 ,11 (2002г.) № 12 (2003г.); № 1, 4, 5, 6, 9 (2004г.); № 3, 4 (2006г.).












Тематическое планирование детского объединения «Краеведы»

Программа «Географическое краеведение»

1 год обучения

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Всего

Дата

Теория

Практика

В группе

В подгруппе

1

Географическое положение нашего города Донецка

1



1

3.09

2

Рельеф Ростовской области

1



1

3.09

3

Климат, почвы Ростовской области

1



1

10.09

4-5

Растительный и животный мир Ростовской области

1

1


2

10.09

17.09

6

Гидрологическая сеть края

1



1

17.09

7

Местные признаки и прогноз погоды

1



1

24.09

8

Приборы для метеонаблюдений

1



1

24.09

9

Вычерчивание графиков, схем


1


1

1.10

10

Рациональное использование и охрана природных ресурсов

1



1

1.10

11

Использование и охрана недр

1



1

8.10

12-13

Современные ландшафты. Опасные природные явления.

1

1


2

8.10

15.10

14

Образование и развитие оврагов.

1



1

15.10

15

Основные загрязнители окружающей среды

1



1

22.10

16

Санитарное состояние почвы

1



1

22.10

17

Состояние водных ресурсов края

1



1

29.10

18

Качество воды в Северском Донце

1



1

29.10

19

Водоохранное строительство

1



1

5.11

20

Сброс загрязняющих веществ в воду

1



1

5.11

21

Качество питьевой воды

1



1

12.11

22

Здоровье человека и окружающая среда

1



1

12.11

23

Мероприятия по очистке воды

1



1

19.11

24

Развитие жизни на Земле в докембрии

1



1

19.11

25

Развитие жизни на Земле в полеозое

1



1

26.11

26

Развитие жизни на Земле во 2 половине полеозоя

1



1

26.11

27

Развитие жизни на Земле в мезозое

1



1

3.12

28

Развитие жизни на Земле в юрском периоде

1



1

3.12

29

Развитие жизни на Земле в кайнозое

1



1

10.12

30

Четвертичный период

1



1

10.12

31

Оледенение

1



1

17.12

32

Изменение растительного и животного мира

1



1

17.12

33

Знакомство с горными породами края

1



1

24.14

34

Изменение рельефа в нашем крае

1



1

24.14

35

Грунтовые и подземные воды

1



1

14.01

36

Виды карт

1



1

14.01

37

Чтение карты и составление схемы маршрута

1



1

21.01

38-39

Ориентирование на местности

1


1

2

21.01

28.01

40

Чтение топографических карт


1


1

28.01

41

Чтение географических карт


1


1

4.02

42-43

Составление плана местности

1


1

2

4.02

11.02

44-45

Нахождение азимута на местности

1


1

2

11.02

18.02

46

Геологическое строение местности

1



1

18.02

47

Полезные ископаемые края

1



1

25.02

48-49

Практическая работа с коллекциями полезных ископаемых

1

1


2

25.02

4.03

50

История казачества на Дону


1


1

4.03

51

Древние поселения на Дону. Выбор места и типы поселений в нашем крае.


1


1

11.03

52-53

Народы на Дону. Традиционные жилища людей на Дону, влияние природных условий на их облик, размещение, материалы изготовления.

1

1


2

11.03

18.03

54-55

Традиции Донских казаков

1

1


2

18.03

25.03


5 6-57

Уклад жизни и быта

1

1


2

25.03

1.04

58

Казачий фольклор


1


1

1.04

58

Золотые имена Дона

1



1

8.04

60-61

Религия и церковь в жизни донских казаков

1

1


2

8.04

15.04

62-63

Обычаи, обряды казаков

1

1


2

15.04

22.04

64-65-66-67

68

История моей семьи. (проекты, презентации)

1

2

2

5

22.04

29.04

29.04

6.05

6.05

69-70

Экскурсия в парк

1

1


2

13.05

13.05

71-72

Составление фотоальбома


1

1

2

20.05

20.05


Итого:

72 часа


































© 2010-2022