- Преподавателю
- География
- Программа «Географическое краеведение»
Программа «Географическое краеведение»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Козленко И.П. |
Дата | 11.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Рассмотрена УТВЕРЖДАЮ
и рекомендована к утверждению Директор МБОУ СОШ №7
решением методического совета Т.А. Кузнецова_________
протокол № ____ приказ № ____
от «___»_______20__г от «___»________20__г
Программа
«Географическое краеведение»
Возраст обучающихся:10-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы: учитель географии, биологии
МБОУ СОШ №7 О.П. Козленко
город Донецк
Ростовской области
Пояснительная записка.
Стремительная урбанизация и развитие промышленности изменили характер духовного мира человека. Немаловажное значение в воспитании подрастающего поколения имеет привитие им любви к своему краю, а через неё любви к Родине. Решать эту задачу помогает географическое краеведение, целью которого является географическое изучение как ближайших окрестностей, так и более отдалённых мест.
Краеведческая работа наряду с тем, что воспитывает любовь к своему краю, прививает интерес к познанию нового, способствует фундаментальному изучению природы, населения, хозяйства своей местности, осмыслению сложных закономерностей развития природы и общества на местном материале.
В условиях гуманизации российского общества на первый план выходит человек с его устремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином своей страны. Одним из важнейших средств самоутверждения юной личности - является возможность выбора деятельности, интересной для неё.
Дополнительная образовательная программа «Географическое краеведение», являясь профилированной программой, предполагает создание условий для удовлетворения познавательных интересов, приобретения знаний и самореализации подростков в таких областях знаний как география, краеведение, история, экология.
Программа даёт возможность изучить явления природы и создаёт основу для углубления понятий о природе, о причинах определённой последовательности изменения органического мира, в том числе в результате хозяйственной деятельности человека.
Программа «Географическое краеведение» предполагает изучение экологических проблем родного края. Перспективы разрешения экологических проблем зависят не только от уровня развития науки и техники, но и от всеобщей культуры населения, от понимания истоков, сущность возникших проблем. Поэтому экологическое воспитание становится крайне необходимым в современных условиях. Программа предполагает привлечение внимания детей к экологическим проблемам нашего города, и рассмотрение вариантов решения этих проблем. В ходе работы по программе «Географическое краеведение» будет систематически привлекаться доступный пониманию обучающихся материал из современной экономической и политической жизни, проводиться работа по воспитанию у учащихся бережного отношения к природным богатствам на основе прочного знания закона об охране природы.
Занятия географическим краеведением способствуют развитию общего интеллектуального и творческого потенциала детей.
Творческая одарённость предполагает умение переструктурировать информацию, стремление всё делать и мыслить по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, поэтому программа предполагает организацию творческой, исследовательской и проектной деятельности.
Программа «Географическое краеведение» решает также задачи общеразвивающего характера: расширение знаний о мире и о себе, формирование социального опыта, удовлетворение познавательного интереса, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности при освоении программы.
Программа «Географическое краеведение» - является адаптированной, разработана на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Географы-краеведы» (1983г.)
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности контингента.
Программа рассчитана на подростков 11-15 лет, учащихся 5-9 классов. В этом возрасте наблюдаются следующие психические новообразования: чувство взрослости, стремление к самостоятельности, критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа; стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений как личностных достижений; заметное развитие волевых качеств; повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность; потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Личностными новообразованиями являются формирование самосознания, самоотношения и самоуправления, появление «чувства взрослости».
Основное новообразование возраста - социальное сознание, перенесённое внутрь, - самосознание. Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи, с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды. Подростки, приходящие в детское объединение, испытывают, как правило, интерес к окружающим людям, подробность сравнивать себя с другими, потребность в самореализации, успехе.
Программа носит личностно - ориентированный характер, что предполагает отношение к ребёнку как к субъекту развития и воспитания, со своей особенной Я - концепцией, поощрение его индивидуальности, предоставление ему возможности для самовыражения и самоактуализации посредством участия в совместной и индивидуальной познавательной, исследовательской, проектной, социальной деятельности.
Цели программы:
-
Создание условий для развития интереса личности к экологической, природоохранной и краеведческой исследовательской деятельности.
-
Развитие целостного представления об окружающем мире во всём его многообразии, роли и месте Донского края во всемирном, национальном, природном и культурном наследии.
-
Овладение обучающимися практическими навыками для изучения природных, исторических, культурных особенностей родного края.
-
Развитие интеллектуальных, творческих способностей.
Задачи:
-
Сформировать экологическое сознание, умение использовать полученные теоретические знания в практической деятельности во время походов и экскурсий.
-
Развивать навыки бережного отношения к природе.
-
Создать у обучающихся целостное представление о природе своего края, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов.
-
Развивать у обучающихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации.
-
Создать условия для приобретения первичных и профессиональных умений и навыков у подростков в процессе занятий.
-
Воспитывать любовь к своему краю.
Особенности содержания программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Дополнительная образовательная программа «Географическое краеведение» включает в себя материалы следующих областей знаний: география, краеведение, история, экология, биология.
Содержание программы нацелено на то, чтобы создать у ребят целостное представление о природе своего края, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, сформировать навыки поведения в природе, умения оценивать результаты влияния деятельности человека на окружающую среду.
Предполагается вовлекать учащихся в различные сферы поисково-исследовательской работы воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам на основе прочного знания закона об охране природы; формировать экологический стиль мышления и ценностное отношение к реальному природно - социальному окружению, развивать у учащихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико - ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации.
Основные разделы программы по изучению своего края:
-
Туристические возможности Ростовской области
-
Культурное, историческое и природное наследие Ростовской области.
-
Геологическое строение и полезные ископаемые Ростовской области.
-
Состояние окружающей среды Ростовской области.
-
Топографическая подготовка.
Обучающиеся получают знания:
-
о географическом строении нашей местности, об ориентировании на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, об азимуте и движении по азимуту.
-
о состоянии водных и почвенных ресурсов в нашем крае,
-
о строении и составе атмосферы, о влиянии атмосферных загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека,
Продолжительность реализации программы.
Продолжительность образовательного процесса - 1 учебный год (для учащихся 5 - 9 классов) - 72 учебных часа.
Формы и режим занятий.
Режим занятия - 1 раз в неделю по 2 учебных часа.
Время учебного часа для учащихся - 40 минут.
Специфика занятий предполагает как групповую, так и индивидуальную работу с учащимися.
Основные формы занятий.
Изучение родного края связано с поиском полезных ископаемых, сбором образцов горных пород, изучением местных рек, озёр, растительности, почв, микроклимата, составления топографических карт, охраны природы. В ходе занятий обучающиеся встретятся с экологом города, с руководителями предприятий, которые тем или иным образом загрязняют окружающую среду, чтобы узнать, какие меры предпринимаются для решения экологических проблем, и сами будут вести наблюдения за загрязнением окружающей среды. Практическим вкладом самих учащихся может быть озеленение своего города, забота о птицах. Поэтому в основу программы положен экскурсионно - практический принцип. При реализации программе используются следующие формы занятий.
-
Теоретические (лекции, беседы),
-
Творческие работы,
-
проектные работы
-
Деловые и творческие игры
-
Тренинги общения
-
Наблюдения в природе
-
Викторины, конкурсы
Результаты работы детского объединения могут быть оформлены в виде итоговой выставки, рефератов, коллекций, исследовательских работ, проектов.
Условия для реализации программы.
-
Методическое обеспечение (литература, подборки игр, творческих заданий).
-
Дидактическое обеспечение (коллекция минералов, разделённая на группы, либо по химическому составу, либо по их использованию, либо по месту нахождения)
-
Коллекция горных пород
-
Макет (рельефа, интрузивных процессов).
Результаты программы.
Обучающиеся знают:
-
Особенности природы края
-
Правила поведения в лесу, на природе
-
Источники загрязнения воздуха, воды, почвы
-
Полезные ископаемые края
-
Экологические проблемы
Обучающиеся умеют:
-
Отличать и определять растения и животных, занесённых в Красную книгу Ростовской области
-
Проводить самостоятельные наблюдения за погодой
-
Искать и отбирать нужную информацию
-
Выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой
-
Ориентироваться на местности
-
Читать топографические карты.
Обучающиеся имеют навыки:
-
Сотрудничества в достижении коллективной цели
-
Составления плана местности
-
Составления гербариев
Личностные новообразования:
Характерным результатом программы является появление осмысленного отношения обучающихся к природным и социальным явлениям, активной жизненной позиции,
развитие ответственности, целеустремлённости, коммуникативных навыков, навыков бережного отношения к природе, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Итоговая диагностика.
Проверка знаний:
-
Строения и состава атмосферы
-
Зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды
-
Состояния водных и почвенных ресурсов в нашем крае
-
Основ ориентирования на местности
-
Основной закон экологии: «Всё со всем связано».
Проверка умений:
-
Проводить самостоятельно наблюдения на природе и вести дневник наблюдений;
-
Распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали
-
Ориентироваться на местности по солнцу, компасу и природным признакам
-
Изучать и исследовать, творчески оформлять полученные знания и впечатления;
-
Сравнивать природные объекты, находить в них существенные отличительные признаки.
Проверка навыков:
-
Группового взаимодействия
-
Работы с научной литературой, с приборами для метеонаблюдений
-
Сбора документальных материалов, фотографирования.
Кроме того, предполагается отследить уровень мотивации и ценностных приоритетов обучающихся.
Критерии оценки итоговой диагностики.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся (когнитивные):
-
Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям
-
Осмысленность и свобода использования специальной терминологии
Критерии оценки уровня практической подготовки учащихся (деятельностно-практические):
-
качество выполнения практического задания
-
Технологичность практической деятельности
-
Зарисовка, описание обнажения горных пород
-
Составление коллекции
-
Умение отбирать и обрабатывать образцы горных пород.
Критерии уровня воспитательности и мотивации детей (мотивационно-ценностные, коммуникативные):
-
Культура организации практической деятельности
-
Культура поведения
-
Творческое отношение к выполнению практического задания
-
Аккуратность и ответственность при работе
-
Степень участия в групповой деятельности.
-
Подбор содержания материала
Содержание
-
Туристические возможности своего края
Физико-географическая и экологическая характеристика края; географическое положение, рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение.
-
Метеорологические наблюдения
Местные признаки и прогноз погоды. Приборы для метеонаблюдений и их устройство микроклимат. Вычерчивание графиков схем.
-
Экологические основы охраны природы.
Рациональное использование и охрана природных ресурсов. Использование и охрана недр. Современные ландшафты, как факторы здоровья. Основные загрязнители воздушной среды г. Донецка. Санитарное состояние почвы.
Качество воды в реке «Северский Донец». Водо-охранное строительство. Сброс загрязняющих веществ в Северский Донец. Здоровье человека и загрязнение окружающей среды.
-
Геологические события:
Развитие жизни на Земле в докембрии, палеозое мезозое, кайнозое. Знакомство с горными породами своего края. Изменение рельефа в нашем крае. Грунтовые и подземные воды. Гидрологическое обследование района. Измерение скорости течения реки. Составление схемы разреза живого сечения реки.
-
Топографическая подготовка
Виды карт. План, схема. Масштабы. Чтение карты и составление схемы маршрута. Ориентирование на местности с помощью карты; компаса, местных признаков. Чтение топографических и географических карт. Составление плана местности. Нахождение азимута на местности.
-
Полезные ископаемые своего края.
Геологические строение местности. Полезные ископаемые своего края. Практические занятия с коллекциями полезных ископаемых. Экскурсия на ближайший карьер. Составление коллекций.
-
Изучение промышленного предприятия.
Географическое положение. Историко-географический обзор предприятия. Основные средства производства. Автоматизация и механизация предприятия. Составление схемы производственных связей.
-
История казачества на Дону
Происхождение донского казачества. Традиции донских казаков. Войсковой круг. Уклад жизни и быта донских казаков. Казачий фольклор. Золотые имена Дона. Религия и церковь в жизни донских казаков. Обычаи, обряды и язык донских казаков. Встреча с казачьим атаманом.
-
Организация, подготовка и проведение походов.
Определение цели и района похода. Комплектование группы и распределение обязанностей. Разработка маршрута. Оформление путевых документов. Проведение подхода.
-
Подведение итогов работы.
Оформление практических работ, составление фотоальбомов. Изготовление наглядных пособий. Организация выставки.
Список литературы:
-
Н.К. Семакин «Внеклассная работа по географии» Москва «Просвещение» 1989г.
-
И.Р. Голубев; Ю.В. Новиков «Окружающая среда и её охрана» Москва «Просвещение» 1985г.
-
Казачество. Выпуск №1. ЮМЛ. Новочеркасск 1992г.
-
А.Е. Мельчуков «В мире ориентиров» Москва «Недра» 1986г.
-
В.М. Алёшин «Карта в спортивном ориентировании» Москва «Физкультура и спорт» 1983г.
-
С.С. Кузнецов «Геологические экскурсии» Ленинград «недра» 1978г.
-
В.А. Обручев «Занимательная геология» Москва 1980г.
-
Е.А. Криксунов; В.В. Пасечник; А.П. Сидорин «Экология». Издательский дом «Дрофа» 1995г.
-
Я познаю мир. Детская энциклопедия «Сокровища земли». Москва 2001г.
-
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы. Москва «Просвещение» 1983г.
-
Экология «Я познаю мир» Детская энциклопедия. Москва 1997г. Б.А.Нагорный «География Ростовской области. Ростов - на - Дону 1985г.
-
М.А. Кривошеева, Н.В. Кислицкая «игра в экологическом воспитании школьников»
-
Журналы «Дополнительное образование»: № 2, 9 ,11 (2002г.) № 12 (2003г.); № 1, 4, 5, 6, 9 (2004г.); № 3, 4 (2006г.).
Тематическое планирование детского объединения «Краеведы»
Программа «Географическое краеведение»
1 год обучения
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Всего
Дата
Теория
Практика
В группе
В подгруппе
1
Географическое положение нашего города Донецка
1
1
3.09
2
Рельеф Ростовской области
1
1
3.09
3
Климат, почвы Ростовской области
1
1
10.09
4-5
Растительный и животный мир Ростовской области
1
1
2
10.09
17.09
6
Гидрологическая сеть края
1
1
17.09
7
Местные признаки и прогноз погоды
1
1
24.09
8
Приборы для метеонаблюдений
1
1
24.09
9
Вычерчивание графиков, схем
1
1
1.10
10
Рациональное использование и охрана природных ресурсов
1
1
1.10
11
Использование и охрана недр
1
1
8.10
12-13
Современные ландшафты. Опасные природные явления.
1
1
2
8.10
15.10
14
Образование и развитие оврагов.
1
1
15.10
15
Основные загрязнители окружающей среды
1
1
22.10
16
Санитарное состояние почвы
1
1
22.10
17
Состояние водных ресурсов края
1
1
29.10
18
Качество воды в Северском Донце
1
1
29.10
19
Водоохранное строительство
1
1
5.11
20
Сброс загрязняющих веществ в воду
1
1
5.11
21
Качество питьевой воды
1
1
12.11
22
Здоровье человека и окружающая среда
1
1
12.11
23
Мероприятия по очистке воды
1
1
19.11
24
Развитие жизни на Земле в докембрии
1
1
19.11
25
Развитие жизни на Земле в полеозое
1
1
26.11
26
Развитие жизни на Земле во 2 половине полеозоя
1
1
26.11
27
Развитие жизни на Земле в мезозое
1
1
3.12
28
Развитие жизни на Земле в юрском периоде
1
1
3.12
29
Развитие жизни на Земле в кайнозое
1
1
10.12
30
Четвертичный период
1
1
10.12
31
Оледенение
1
1
17.12
32
Изменение растительного и животного мира
1
1
17.12
33
Знакомство с горными породами края
1
1
24.14
34
Изменение рельефа в нашем крае
1
1
24.14
35
Грунтовые и подземные воды
1
1
14.01
36
Виды карт
1
1
14.01
37
Чтение карты и составление схемы маршрута
1
1
21.01
38-39
Ориентирование на местности
1
1
2
21.01
28.01
40
Чтение топографических карт
1
1
28.01
41
Чтение географических карт
1
1
4.02
42-43
Составление плана местности
1
1
2
4.02
11.02
44-45
Нахождение азимута на местности
1
1
2
11.02
18.02
46
Геологическое строение местности
1
1
18.02
47
Полезные ископаемые края
1
1
25.02
48-49
Практическая работа с коллекциями полезных ископаемых
1
1
2
25.02
4.03
50
История казачества на Дону
1
1
4.03
51
Древние поселения на Дону. Выбор места и типы поселений в нашем крае.
1
1
11.03
52-53
Народы на Дону. Традиционные жилища людей на Дону, влияние природных условий на их облик, размещение, материалы изготовления.
1
1
2
11.03
18.03
54-55
Традиции Донских казаков
1
1
2
18.03
25.03
5 6-57
Уклад жизни и быта
1
1
2
25.03
1.04
58
Казачий фольклор
1
1
1.04
58
Золотые имена Дона
1
1
8.04
60-61
Религия и церковь в жизни донских казаков
1
1
2
8.04
15.04
62-63
Обычаи, обряды казаков
1
1
2
15.04
22.04
64-65-66-67
68
История моей семьи. (проекты, презентации)
1
2
2
5
22.04
29.04
29.04
6.05
6.05
69-70
Экскурсия в парк
1
1
2
13.05
13.05
71-72
Составление фотоальбома
1
1
2
20.05
20.05
Итого:
72 часа