Обобщающий урок по теме

Обобщающий  урок по теме «Климат России». Цели и задачи урока: -   обобщить знания по теме  «Климат Российской Федерации»; - определить уровень усвоения учащимися основных понятий и терминов по  теме "Климат России", главных особенностей климата в России, климатообразующих факторов, понимание закономерностей распределения основных элементов климата; -   определить уровень умения работать с картами атласа ; - совершенствововать практические знаняй и умения учащихся при работе с различными источни...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока географии. 8 класс

Тема: Итоговый урок по теме «Климат России».

Цели и задачи урока:

- обобщить знания по теме «климат»;

- определить уровень усвоения учащимися основных понятий и терминов, главных особенностей климата в России, климатообразующих факторов, понимание закономерностей распределения основных элементов климата;

- определить уровень умения работать с картами;

-совершенствование практических умений учащихся при работе с различными источниками знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

I I.Основная часть.

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Климат России». На многие вопросы ,касающиеся климатических особенностей территории России, мы с вами можем ответить. Как вы думаете какова цель урока?

Климатические условия оказывают большое влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Поэтому очень важно знать особенности климата , уметь объяснять их и прогнозировать.

Климат нашей страны разнообразен. Что влияет на формирование климата? (климатообразующие факторы).На сегодняшнем уроке, который пройдет в форме игры, вы покажете свои знания, умения и навыки по данной теме.

Сегодня работаем в группах.

Задание 1. «Эстафета».

Из комплекта карточек ,по очереди, выбираете только те на которых указаны климатообразующие факторы.(Комплект карточек даётся каждой группе-команде)

1.Уровень солнечной радиации.

4. Географическое положение.

7. Выветривание.

2. Циркуляция воздушных масс.

5. Состав горных пород.

8. Влияние подстилающей поверхности.

3. Эрозия почв.

6. Приливы и отливы.

9. Океаны, холодные и теплые течения.

Задача группы правильно собрать карточки, на которых будут только климатообразующие факторы. Время выполнения 2 минуты.

Если вы выбрали карточку правильно , то поставьте себе 1 балл. (лист самооценки).

Задание 2. «Тест».

В теме «Климат» мы столкнулись с большим количеством терминов и закономерностей. Давайте попробуем их вспомнить, поработав с тестом.

В тесте вы должны выбрать верные утверждения. Время выполнения 5 минуты.

Вариант 1.

1.Главное влияние на распределение температуры летом оказывает количество суммарной солнечной радиации.

2. Циклон- это атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.

3. Над территорией Дальнего Востока господствует МУВ.

4.На северном побережье России выпадает большое количество осадков.

5.На территории России господствует западный перенос воздушных масс.

6. Для территории Восточно-Европейской равнины характерен резко-континентальный тип климата.

7. Антициклон - это атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

8. Воздушные массы ,проходя над территорией России , трансформируются (изменяются) .

9. Изотерма - это линия соединяющая точки с одинаковыми показателями температур.

Вариант 2.

1. Антициклон- это атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.

2. При прохождении холодного атмосферного фронта наступает медленное потепление.

3. Климат - это многолетний режим погоды характерный для той или иной местности.

4.Количество поступающей на Землю солнечной радиации изменяется в направлении с запада на восток.

5.Основную часть влаги на территорию России приносит морской умеренный воздух.

6. Распределение осадков не зависит от рельефа.

7.Для территории Северо-Восточной Сибири характерен умеренно-континентальный тип климата.

8. В циклоне устанавливается влажная пасмурная погода.

9.Главным климатообразующим фактором является географическая широта места.

Вариант 3.

1. На территории России господствует западный перенос воздушных масс.

2. На северном побережье России выпадает большое количество осадков.

3. Циклон- это атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

4. Для территории Восточно-Европейской равнины характерен резко-континентальный тип климата.

5.Атмосферный фронт- это граница между воздушными массами с разными свойствами.

6. Тропические воздушные массы формируют климат России.

7.Лёд поглощает до 90% солнечной радиации.

8. Изотерма - это линия соединяющая точки с одинаковыми показателями температур.

9. Для территории Дальнего Востока характерен муссонный тип климата.

Вариант 4.

1. Основную часть влаги на территорию России приносит морской умеренный воздух.

2.Показатели радиационного баланса ,на территории России , изменяется в направлении с запада на восток.

3.Суммарная солнечная радиация- это общее количество солнечной радиации достигающей поверхности Земли.

4. При прохождении тёплого атмосферного фронта наступает похолодание.

5.Коэффицент увлажнения - это отношение годового количества осадков к испаряемости.

6. Антициклон - это атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

7. Распределение осадков не зависит от рельефа.

8. Для территории Восточно-Европейской равнины характерен умеренно -континентальный тип климата.

9. В циклоне устанавливается влажная пасмурная погода.

Вариант 5

1. При прохождении антициклона устанавливается ясная погода ,без осадков.

2. На северном побережье России выпадает большое количество осадков.

3. Полюсом холода в северном полушарии является Оймякон.

4. Суммарная солнечная радиация- это общее количество солнечной радиации достигающей поверхности Земли.

5. Главным климатообразующим фактором является географическая широта места.

6. Тропические воздушные массы формируют климат России.

7. Изобара - это линия соединяющая точки с одинаковыми показателями температур.

8. Основную часть влаги на территорию России приносит морской умеренный воздух.

9.Для территории Московской области характерен умеренно- континентальный тип климата.

Вариант 6.

1. Циклон- это атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

2. Для территории Дальнего Востока характерен резко- континентальный тип климата.

3. При прохождении теплого атмосферного фронта наступает медленное потепление.

4. Атмосферный фронт- это граница между воздушными массами с одинаковыми свойствами.

5.Воздушная масса это подвижная часть тропосферы обладающая различными свойствами.

6.Большое влияние на формирование климата России оказывают арктические воздушные массы.

7. Изобара - это линия соединяющая точки с одинаковыми показателями температур.

8.В России самые высокие показатели летних температур характерны для территории Прикаспийской низменности.

9. В циклоне устанавливается влажная пасмурная погода.

Для проверки обменяйтесь работами с соседом с правой стороны .

Ключ к тесту : 1 , 3 , 5 , 8 , 9. Поставьте набранное количество баллов . (лист самооценки).

Циркуляция атмосферы оказывает большое влияние на климат России.

Какие типы воздушных масс формируют климат и господствуют над территорией России?

Задание 3 «Литературные посиделки».

Отгадайте какие понятия зашифрованы в стихах великого русского поэта А.С.Пушкина.

  1. Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя…. (холодный атмосферный фронт)


  1. Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

Синея блещут небеса

Ещё прозрачные леса ,как будто пухом зеленеют. ( антициклон)


  1. Мороз и солнце, день чудесный ( антициклон)


  1. Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна. (циклон)

Задание 4 «Путешествие».

Каждой команде вручается стрелка с названием воздушной массы и вопросами для данной группы.

Группа 1

1. Вы проживаете на территории республики Саха - Якутия. Определите климатический пояс и тип климата для этой территории.

2. В зимний период времени на территории Якутии устанавливается господство континентальной умеренной массы (кУМ). Какую погоду она принесет?

Группа 2

1. Вы собираетесь в Приморский край, в Хабаровск. Определите климатический пояс и тип климата этой территории.

2. В летний период времени на территории Приморского края господствует морская умеренная масса (мУМ). Какая погода там устанавливается?

Группа 3

1. Вы проживаете на территории Московской области. Определите климатический пояс и тип климата для этой территории.

2. В зимний период времени на территории Подмосковья устанавливается господство арктической массы . Какую погоду она принесет?

Группа 4

1. Вы собираетесь в Астрахань. Определите климатический пояс и тип климата этой территории.

2. В летний период времени на территории Астрахани господствует континентальная тропическая масса .Какая погода там устанавливается?

Поставьте набранное количество баллов, оценив себя самостоятельно .мах -3 балла(лист самооценки).

Задание 5 «Туристическое бюро».

На территории России , как мы уже убедились , формируются разные типы климата. Не всегда и не везде тепло и безветренно. Но несмотря на это , интерес к нашей стране велик. Большое количество туристов путешествует или желает путешествовать по нашей стране.

Давайте попробуем составить небольшую климатическую памятку туристам , для посещения некоторых уголков нашей Родины.

План памятки.

1.Основные погоды летом и зимой

2. В какое время года лучше посещать эту территорию.

3. Что необходимо взять с собой.

4 . Какие достопримечательности можно посетить.

Работам в группах.

Поставьте набранное количество баллов, оценив себя самостоятельно .мах -5 балла(лист самооценки).

Наш урок ребята подошел к концу ! Как вы думаете мы достигли поставленной цели? А теперь попробуем поставить себе оценку .

Если вы набрали : 13-14 баллов - «5»

10-12 баллов - «4»

7-9 баллов - «3»

______________________________________________________________________

Карточка самооценки

Ф.И.О.

класс

ЗАДАНИЕ 1

ЗАДАНИЕ 2

ЗАДАНИЕ 3

ЗАДАНИЕ 4

ЗАДАНИЕ 5



© 2010-2022