- Преподавателю
- География
- Авторская программа внеурочной деятельности «Кругосветка» для учащихся 5-7 классов
Авторская программа внеурочной деятельности «Кругосветка» для учащихся 5-7 классов
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Заварзина Н.Н. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углублённым изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНО
заседание ШМО учителей общественных дисциплин
Протокол от ___________№__________
УТВЕРЖДЕНО
Приказ МОУ СОШУИП №3
от____________2015г №_________ о\д
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________Н.А. Филатова
«_____» _______________________ 2015г
Авторская программа внеурочной деятельности «Кругосветка»
для учащихся 5-7 классов
Составитель программы Заварзина Н.Н.
г. Лабытнанги
2015
Пояснительная записка
Направленность программы: научно - познавательная.
Направление внеурочной деятельности: научно - познавательное.
Вид внеурочной деятельности: познавательно-игровой, проблемно-ценностное общение.
Актуальность программы. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар.
Предметная олимпиада является такой формой организации учебно-воспитательной деятельности школьников, которая в существенной степени способствует формированию и развитию всесторонней личности. Олимпиады по географии - это не только массовый вид соревнований учащихся, но и пропаганда географических знаний в занимательной игровой обстановке, возможность проявить свою эрудицию и творческие силы буквально всем учащимся.
Программа вводит ребенка в мир науки «География», дает возможность проверить себя, в свои способности, предусматривает углубление знаний и расширение кругозора, развитие нестандартного мышления. Новизна программы заключается в отборе содержания и использовании на занятиях разнообразных видов заданий, в том числе обучение учащихся самостоятельному конструированию проблемных задач.
Педагогическая целесообразность программы заключается в её реализации с применением ведущих технологий освоения ФГОС ООО: проблемное изложение, «критическое мышление», «коммуникативно-диалоговых» технологий, технологии конструирования изобретательских задач.
Цель программы внеурочной деятельности «Кругосветка» для учащихся 5,6,7 классов - повышение интереса к изучению географии, расширение и углубление знаний по предмету, подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня.
Задачи программы:
обучающие:
-
формировать и развивать посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
формировать диалектико - материалистическое мировоззрение учащихся, подводя их к более глубокому осознанию мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в природе земли, повышать их научные знания;
-
вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные географические описания и характеристики.
развивающие:
-
способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов;
-
формировать образное и пространственное мышление и умение выражать свои мысли и идеи;
-
развивать способности самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и варианты решений;
-
развивать умения учащихся самостоятельно конструировать проблемные задачи.
воспитательные:
-
воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традициям малочисленных народов ЯНАО;
-
навыки работы в группе;
-
культуру общения;
-
воспитывать внимание, целеустремлённость, доброжелательность друг к другу; самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе;
-
воспитывать навыки самообразования.
Отличительные особенности программы.
Содержание программы внеурочной деятельности расширяет и углубляет программу школьного курса географии.
В программу включены следующие разделы:
-
Развитие географических знаний о Земле
-
Земля как планета Солнечной системы
-
Географическая карта - модель земной поверхности
-
Оболочки Земли
-
Материки и океаны
-
По родной стране
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент программыа, где развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования; учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся; обеспечение преемственности начального общего, основного и разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных среднего (полного) общего образования; особенностей каждого учащегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Повторение, изучение, обобщение теоретического материала составляет не основу курса, а является вступительным, начальным этапом каждого занятия. Все теоретические сведения представляются в компактном и структурированном виде - в виде конспектов, таблиц, схем, кратких и четких определений.
Основная часть времени отводится по разбор заданий олимпиадного уровня. Задания сгруппированы по темам и соответствуют теме теоретического блока занятия. При подборе заданий особое внимание уделяется «типичным» заданиям (насколько этот термин вообще применим к олимпиадным заданиям), знакомству с наиболее частыми «ловушками» и типичными ошибками. В конце каждого занятия учащиеся получают задания для самостоятельной работы.
Теоретическая информация предлагается учащимися на занятии как продукт самостоятельной деятельности в разных формах: в виде докладов, коротких сообщений, презентаций, конструирования изобретательских задач или в игровой форме. Занятия проводится в форме игры с обязательным использованием атласов и настенных карт.
Задания охватывают практически все темы, предусмотренные школьно программой для данных классов, выходят за её рамки и сгруппированы не только по разделам, но и по тём уровням сложности:
-
задания базового уровня сложности предполагают хорошие теоретические знания по предмету;
-
задания повышенного уровня сложности - выявляются не только глубина знаний, но и практические навыки школьников;
-
задания высокого уровня сложности направленные на выявление географического кругозора и логического мышления.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации
(работа со статистическими материалами, построение и анализ графиков, диаграмм, подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации - литературные источники, периодическую печать, информационные ресурсы Интернет).
Реализация программы даёт возможность для интеллектуального развития и участия учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения:
Практические: подготовка сообщений/ рефератов; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ; игровые формы; проблемные ситуации; участие в олимпиадах различного уровня, в том числе и в дистанционных;
Наглядные: использование схем, таблиц, карт, рисунков, моделей, образцов, ЦОР, ЭОР.
При реализации программы применяются нестандартные формы занятий: викторины; игры- путешествия, мини - олимпиады и др.
Возраст детей: 11-13 лет, учащиеся 5-7 классов.
Срок реализации программы: 1 год.
Формы занятий:
-
Работа с номенклатурой (задания на знание географической карты).
-
Работа с географическими терминами и понятиями.
-
Повторение и закрепление географических правил и закономерностей.
-
Задания на расширение географического кругозора (занимательные геофакты и события).
-
Задания на знание географических открытий и путешественников.
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу, всего 70 часов в год.
Планируемые результаты и формы их оценки
Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
1) ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
-
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
-
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
-
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
-
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
-
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
-
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
2) гармонично развитые социальные чувства и качества:
-
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
-
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
-
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
-
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными и предметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); вычитывать все уровни текстовой информации; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД: • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Формирование ИКТ- компетентности учащихся
Создание графических объектов
Ученик научится: • создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;
Коммуникация и социальное взаимодействие
Ученик научится: выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
Моделирование, проектирование и управление: проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится: выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом, работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Ученик научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Работа с текстом: оценка информации
Ученик научится откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Программа «Кругосветка» обеспечивает достижение воспитательных результатов в соответствии с возрастом учащихся:
Первый уровень - приобретение учащимся социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни на уровне взаимодействия с педагогом. Ребёнок осваивает личностные универсальные учебные действия - самопознание, самоопределение, позволяющие выработать жизненную позицию самого себя («Я - школьник»);
Второй уровень - получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом на основе взаимодействия школьников друг с другом на уровне группы, класса, школы, то есть в защищённой ему среде. Школьник начинает осознавать свою сопричастность с своей стране, у него формируется чувство патриотизма, возникает потребность в изучении географии своего государства.
Формы оценки планируемых результатов: беседы, наблюдения, олимпиады и конкурсы различных уровней.
Форма поведения итогов реализации программы: итоговое занятие.
Показателем эффективного освоения программы является уровень общего развития ребёнка: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самообразованию и самореализации, желание принимать участие в олимпиадном движении.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Всего часов
Теория
Практика
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле
7
5
2
Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы
3
1
2
Раздел 3. Географическая карта - модель земной поверхности
10
1
9
Раздел 4. Оболочки Земли
20
14
6
Раздел 5. Материки и океаны
20
11
9
Раздел 6. По родной стране
5
3
2
Обобщение знаний
3
3
Резерв
2
2
Итого
70
36
34
Содержание программы внеурочной деятельности по географии «Кругосветка»
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле - 7 ч.
Задачи раздела. Углубить и расширить представления школьников о возникновении науки география, развитии географических знаний; развивать умения вести поисковую работу, анализировать маршруты путешественников, находить имена путешественников на географической карте, составлять и решать кроссворды, ребусы, головоломки, что позволит более доступному запоминанию и осмыслению информации.
Содержание раздела.
Географические открытия Древности и Средневековья. Великие географические открытия. Открытие Австралии и Антарктиды. Достижение Южного полюса.
Изучение внутренних частей материков. Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. Изучение Мирового океана.
Практические работы:
-
Выполнение заданий на установление соответствия между объектом и именем путешественника, совершившим его открытие.
-
Решение олимпиады «Имена на географической карте».
Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы -3 ч.
Задачи раздела. Расширить знания о форме и размерах Земли. Понятие геоида. Устанавливать причинно - следственные связи осевого и орбитального вращения Земли, положение солнца в дни равноденствий и солнцестояний.
Содержание раздела. Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира. Движения Земли и их географические следствия.
Практические работы.
-
Решение заданий по установлению формы и размеров Земли.
-
Решение задач по установлению следствий орбитального и осевого вращения Земли.
Раздел 3. Географическая карта - модель земной поверхности - 10 ч.
Задачи раздела. Расширить знания о плане местности и географических картах.
Содержание раздела. Первые карты и атласы. Градусная сеть, параллели и меридианы. Географические координаты. Масштаб плана и карты. Азимут.
Практические работы.
-
Задачи на определение географических координат объектов.
-
Задания на определение масштаба плана и карты.
-
Решение заданий по плану местности.
-
Определение расстояний.
-
Решение заданий по плану местности.
-
Определение азимута.
-
Задачи на определение географических объектов по контурам.
-
Решение задач на определение направлений и расстояний на карте.
Высот и глубин местности.
-
Решение олимпиады «Географическая карта и план»
Раздел 4. Оболочки Земли - 20 ч
Задачи раздела. Углубить знания о строении Земли. Развивать умения устанавливать взаимосвязи между объектом рельефа, тектонической структурой и залежами полезных ископаемых. Рассмотреть гипотезу дрейфа материков и решать задачи на прогнозирование новейших тектонических движений. Углубить знания о закономерностях природы Мирового океана, действия силы Кориолиса, поверхностных течениях океана. Развивать умения определять причинно - следственные связи в географической оболочке.
Содержание раздела. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера.
Природные процессы и явления в литосфере: движение литосферных плит, явления, происходящие на границах литосферных плит, сейсмические пояса, землетрясения, вулканическая деятельность. Природные процессы и явления в атмосфере: изменение температуры и осадков, циклоны, антициклоны, атмосферные фронты, ветер. Природные процессы и явления в гидросфере: изменение уровня воды в реке, режим реки, ветровые волны, цунами. Правила и закономерности физической географии - живая природа (биосфера). Географическая оболочка и её закономерности.
Практические работы
-
Решение олимпиады «Литосфера Земли».
-
Решение задач по определению изменения температуры воздуха на разной высоте. Решение задач по определению изменения давления воздуха на разной высоте.
-
Решение задач по анализу климатограмм.
-
Решение задач по определению влажности воздуха. Решение олимпиады «Атмосфера Земли».
-
Решение олимпиады «Гидросфера. Земли».
-
Решение олимпиады «Организмы на Земле».
Раздел 5. Материки и океаны - 20 ч
Задачи раздела. Расширить знания о природе материков, океанов. Развивать умение устанавливать закономерности развития тех или иных территорий Земли. Находить взаимосвязи развития природы и человеческого общества. Применять комплексные карты для характеристики объектов, устанавливать взаимосвязи, делать логические выводы.
Содержание раздела. Природа материков и особенности хозяйственного развития регионов и стран. Факторы, влияющие на особенности природных компонентов на материках. Достопримечательности стран мира. Особенности природы океанов Земли.
Практические работы:
-
Решение задач по страноведению Африки.
-
Решение задач по страноведению Южной Америки.
-
Решение задач по страноведению Австралии.
-
Выполнение олимпиады «Южные материки».
-
Решение задач по страноведению Северной Америки.
-
Решение задач по страноведению Евразии.
-
Решение задач по страноведению Евразии.
-
Выполнение олимпиады «Северные материки».
-
Выполнение олимпиады «Мировой океан».
Раздел 6. По родной стране -5 ч
Задачи раздела. Расширить представления о просторах России, территории отдельных районов. Углубить знания о географических закономерностях развития территорий, своего округа.
Содержание раздела. Природные и культурно-исторические достопримечательности России и ЯНАО.
Практические работы:
-
Решение олимпиады « Моя Россия».
-
Решение задач по географии ЯНАО.
Обобщение знаний - 3 ч
Решение олимпиады «В мире географии» - 2ч.
Подведение итогов изучения курса «Кругосветка».
Резерв - 2 часа
Методическое обеспечение программы
№ п\п
Тема
Форма занятия
Методы проведения
Дидактические материалы, ТСО
Формы подведения итогов
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле - 7ч.
-
Географические открытия Древности и Средневековья.
Учебная игра
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.
Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.
Опрос
-
Великие географические открытия.
Викторина
Анализ результатов выполнения викторины
-
Открытие Австралии и Антарктиды.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Достижение Южного полюса.
Учебная игра
-
Изучение внутренних частей материков. Российские путешественники и их вклад в изучение Земли.
Учебная игра
-
Изучение Мирового океана.
Учебная игра
Проблемно-ценностное общение.
-
Решение олимпиады «Имена на географической карте».
Олимпиада
Выполнение заданий на установление соответствия между объектом и именем путешественника, совершившим его открытие.
Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы - 3 ч.
-
Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира.
Познавательная викторина
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.
Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.
Анализ результатов выполнения викторины
-
Движения Земли и их географические следствия. Решение задач по установлению следствий орбитального и осевого вращения Земли.
Решение задач
Проблемно-ценностное общение.
-
Решение заданий по установлению формы и размеров Земли.
Решение задач
Анализ результатов решения задач
Раздел 3. Географическая карта - модель земной поверхности - 10 ч.
-
Первые карты и атласы. Градусная сеть, параллели и меридианы. Географические координаты.
Учебная игра
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.
Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.
Анализ результатов игры
-
Задачи на определение географических координат объектов.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Задачи на определение географических координат объектов.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Задания на определение масштаба плана и карты.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Задания на определение масштаба плана и карты. Решение заданий по плану местности. Определение расстояний.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Решение заданий по плану местности. Определение азимута.
Учебная игра
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.
Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.
Анализ результатов игры
-
Задачи на определение географических объектов по контурам
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Решение задач на определение направлений и расстояний на карте. Высот и глубин местности.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Правила и закономерности физической географии - «План и карта» - обобщение знаний.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Решение олимпиады «Географическая карта и план»
Мини -олимпиада
Анализ результатов решения олимпиады по теме.
Раздел 4. Оболочки Земли - 20 ч.
Тема «Литосфера» - 5 ч
-
Литосфера. Работа с понятиями.
Учебная игра
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.
Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.
Анализ результатов игры
-
Литосфера. Работа с номенклатурой карты. Рекорды природы.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Литосфера. Работа с номенклатурой карты.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Правила и закономерности физической географии - «Литосфера» - обобщение знаний.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Решение олимпиады «Литосфера Земли»
Мини - олимпиада
Анализ результатов решения олимпиады по теме.
Тема «Атмосфера» - 7ч
-
Атмосфера. Работа с понятиями. Рекорды атмосферы.
Викторина
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.
Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.
Анализ результатов выполнения викторин
-
Решение задач по определению изменения температуры воздуха на разной высоте.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Решение задач по определению изменения давления воздуха на разной высоте.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Решение задач по климатограммам.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Решение задач по определению влажности воздуха.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Правила и закономерности физической географии - «Атмосфера» - обобщение знаний.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Решение олимпиады «Атмосфера Земли»
Мини - олимпиада
Анализ результатов решения олимпиады по теме.
Тема «Гидросфера» - 5 ч
-
Гидросфера. Работа с понятиями.
Викторина
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.
Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.
Анализ результатов выполнения викторин
-
Гидросфера. Работа с номенклатурой карты. Рекорды природы.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Гидросфера. Работа с номенклатурой карты.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Правила и закономерности физической географии - «Гидросфера» - обобщение знаний.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Решение олимпиады «Гидросфера. Земли»
Мини - олимпиада
Анализ результатов решения олимпиады по теме.
Тема «Биосфера и географическая оболочка» - 3ч
-
Правила и закономерности физической географии - живая природа.
Викторина
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.
Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.
Анализ результатов выполнения викторин
-
Правила и закономерности физической географии - живая природа.
Викторина
Анализ результатов выполнения викторин
-
Решение олимпиады «Организмы на Земле».
Мини - олимпиада
Анализ результатов решения олимпиады по теме.
Раздел 5. Материки и океаны - 20 ч
-
Природные особенности и рекорды Африки.
Викторина
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.
Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.
Анализ результатов выполнения викторин
-
Решение задач по страноведению Африки.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Природные особенности и рекорды Южной Америки.
Викторина
Анализ результатов выполнения викторин
-
Решение задач по страноведению Южной Америки
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Природные особенности и рекорды Австралии.
Викторина
Анализ результатов выполнения викторин
-
Решение задач по страноведению Австралии.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Природные особенности и рекорды Антарктиды.
Викторина
Анализ результатов выполнения викторин
-
Выполнение олимпиады «Южные материки».
Мини - олимпиада
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.
Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.
Анализ результатов решения олимпиады по теме.
-
Природные особенности и рекорды Северной Америки.
Викторина
Анализ результатов выполнения викторин
-
Решение задач по страноведению Северной Америки.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Природные особенности и рекорды Евразии .
Викторина
Анализ результатов выполнения викторин
-
Природные особенности и рекорды Евразии .
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Решение задач по страноведению Евразии.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Решение задач по страноведению Евразии.
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Выполнение олимпиады «Северные материки».
Мини - олимпиада
Анализ результатов решения олимпиады по теме.
-
Природные особенности и рекорды Тихого океана.
Викторина
Анализ результатов выполнения викторин
-
Природные особенности и рекорды Атлантического океана.
Викторина
Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.
Анализ результатов выполнения викторин
-
Природные особенности и рекорды Индийского океана
Викторина
Анализ результатов выполнения викторин
-
Природные особенности и рекорды Северного ледовитого океана.
Викторина
Анализ результатов выполнения викторин
-
Выполнение олимпиады «Мировой океан».
Мини - олимпиада
Анализ результатов решения олимпиады по теме.
Раздел 6. По родной стране - 5 ч
-
Природные достопримечательности России.
Учебная игра
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.
Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.
Анализ результатов игры
-
Культурно - исторические достопримечательности России.
Викторина
Анализ результатов выполнения викторин
-
Решение олимпиады « Моя Россия»
Учебная игра
Анализ результатов игры
-
Чудеса Ямала.
Викторина
Анализ результатов выполнения викторин
-
Решение задач по географии ЯНАО.
Учебная игра
Анализ результатов игры
Обобщение знаний - 3 ч
-
Решение олимпиады «В мире географии»
Мини - олимпиада
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.
Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.
Анализ результатов решения олимпиады по теме.
-
Решение олимпиады «В мире географии»
Мини - олимпиада
-
Подведение итогов изучения курса «Кругосветка».
Учебная игра
Анализ результатов игры
Материально-техническое обеспечение программы
-
компьютер;
-
мультимедиапроектор;
-
интерактивная доска;
-
телевизор;
-
DVD проигрыватель;
-
принтер-сканер.
Дидактический материал: географическое лото, карточки-задания; игра «Занимательная география», сборник заданий для подготовки к олимпиадам
« Отправляемся в кругосветку!» (авторская разработка)
Литература для педагога
-
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география. - М.:АСТ-ПРЕСС, 2001.
-
Горбатова О.Н. география. 6-11 классы: технология решения творческих задач - Волгоград: Учитель, 2011.
-
Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. В четырёх книгах. - М.: Новая школа, 1994.
-
Макарцева Л.В.,. Кусков А.С. «Внеклассная работа по экономической и социальной географии России». ОАО
-
Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы . - М.: Айрис-пресс, 2007.
-
Постникова М.В. География. Материки, океаны, народы и страны: контрольные вопросы, занимательные задания, тесты - М.: изд. НЦ ЭНАС, 2006. «Лицей», 2001.
-
Снигирёв В.А. игры на уроках географии: метод. пособие. - М: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2015.
-
Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения.- М.: ВЛАДОС, 2000.
-
Хуторской А.В. Эвристические олимпиады и проекты.- М.: ВЛАДОС, 2000.
Литература для детей и родителей
-
Андруз Дж., Найтон К. 100 научных экспериментов .:М, Изд.: «Росмэн», 2007 г.
-
Безруков А. Пивоварова Г. «Занимательная география» АСТ Пресс. М. 2001.
-
Глушкова В.Г., Симагин Ю.А.. «Тесты и задания по экономической и социальной географии мира». Владос. М. 2000.
-
Завьялов А.И.. География в кроссвордах, ребусах, чайнвордах. Минск, 1990.
-
Книга эрудита. - М.: МАХАОН, 2000г.
-
Сборник олимпиадных задач по географии. М.П. 1999. Коллектив авторов.
-
Постникова М.В. География. Материки, океаны, народы и страны: контрольные вопросы, занимательные задания, тесты - М.: изд. НЦ ЭНАС, 2006.
-
Пивоварова Г.П. «По страницам занимательной географии». М. П. 1990. Энциклопедия живой природы. - М.: АСТ- ПРЕСС, 1999г.
-
Энциклопедия окружающего мира. - М.: МАХАОН, 2000г.
Интернет - ресурсы
-
Всероссийская олимпиада школьников rosolymp.ru/
-
Все олимпиады для школьников на одном сайте olimpiada.ru/activities
-
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru/
-
Карты Google maps.google.ru/?Hl=ru
-
Google планета Земля earth.google.com/
-
Блог географиня geografinya.blogspot.com
-
Ресурс сетевых сообществ Открытый класс openclass.ru/
-
Представительство Сети творческих учителей it-n.ru/.
-
Газета «География» geo. 1 september.ru/
-
Gismeteo.rugismeteo.ru/maps.htm
-
Географическое общество России rgo.org.ru/'
-
Клуб журнала «GEO» http: //geo.ru/
-
Журнал «Вокруг света» http: //vokrugsveta. Ru/
-
Журнал «National geographic» wwvv. National -geographiс. Ru/ngm/ngs/
-
Великие путешественники, мореплаватели и географы geografia.ru/
-
Национальное географическое общество rusngo.ru/project/index.shtml
Средства мультимедиа
-
Электронное приложение к учебнику. География. 5-7 класс. Дрофа. 2015 г.
-
Интерактивные карты.6-11 класс. Дрофа 2015г.