- Преподавателю
- География
- Технологическая карта тема Население Африки. Современная политическая карта
Технологическая карта тема Население Африки. Современная политическая карта
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Якимова Ю.Ю. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Население Африки. Современная политическая карта.
Цели: познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой, совершенствовать умения работы с географическими картами.
Задачи урока:
-
Совершенствовать умения работать с текстом учебника, энциклопедиями, атласом, справочной литературой, интернет-ресурсами
-
Обеспечить развитие способностей высказывать суждения, делать выводы
-
Воспитывать умение работать в коллективе; развивать взаимопомощь.
-
Развивать творческие способности и познавательный интерес.
Оборудование: Физическая и политическая карты мира, Иллюстрации, учебник, тетрадь, атласы 7 класса. Энциклопедия страны мира. Электронные учебники «География. Наш дом- Земля 7 класс, Уроки географии Кирилла и Мефодия, интернет ресурсы
Формы работы: индивидуальная,
групповая с элементами исследования
Тип урока: изучение нового материала
План урока:
-
Организация урока.
-
Постановка учебных задач.
-
Повторение домашнего задания
-
Изучение новой темы.
-
Работа учащихся в группах. Ответы учащихся.
-
Практическая часть урока.
-
Итог урока. Оценивание ответов учащихся.
-
Домашнее задание.
На перемене музыкальная заставка
Ход урока.
Организационный момент. (Прозвенел опять звонок, начинаем наш урок.)
Ответьте ребята, о каком материке загадка?
Там мыс Игольный,
Мыс Альмади,
Сухие русла рек там - Вади,
Там реки быстро протекают
И в разные моря впадают.
Там есть вулкан Килиманджаро
Наделал много он пожаров. (Африка)
Тема сегоднешнего урока «Население Африки. Современная политическая карта» (Слайды №1-2)
Прежде чем изучить новую тему, мы должны вспомнить домашнее задание.
1. Дайте характеристику географического положения Африки. (слайд №3)
2. Обозначить объекты на контурной карте Африки (индивидуальная работа за компьюторами - тренажер)
Вопросы учащимся:
-
В каких климатических поясах расположена Африка?
-
Какие природные зоны размещены в этих поясах?
Просмотр видеофрагмента «Саванны Африки» (Слайд № 4). Какая природная зона показана на видеофрагменте? (Саванна)
-
Назовите причины формирования разных природных зон.(Слайд №5)
-
Влияет ли климат на расселение людей, образ жизни, культуру?
Работа по теме урока.
Сегодня мы постараемся совершить путешествие по Африканскому континенту. Цель нашего исследования познакомиться с населением Африки.
Работать мы будем в группах. Может, мы тоже, окажемся первопроходцами и узнаем много нового и интересного. При работе можете использовать учебники, энциклопедии, атласы, справочную литературу.
Изучение новой темы будет проводиться по следующему плану: (слайд №6)
1.Численность населения и его размещение.
2.Расы и народы Африки.
3.Современная политическая карта.
1. Численность населения и его размещение. (Слайд №7)
Эвристическая беседа, на основе анализа карты «Народы и плотность населения мира» и заполнение таблицы.
Основные районы с высокой и низкой плотностью населения
Район
Плотность, чел/км2
Причины
Северная Африка
Юго-западная Африка
Побережье Средиземного моря
Побережье Гвинейского залива
Юг материка
Вдоль реки Нил
В районе озер
Вывод: население распределяется крайне неравномерно: очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 50 чел. на км2) плотность; значительные территории вообще не заселены; более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек, на берегах озер.
2.Расы и народы Африки. 1-й этап. Рассказ учителя о населении Африки, о том, что оно делится на 3 основные расы.
Народы Африка (Слайд № 8)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(Слайд № 9)
Просмотр слайдов -население Африки.
2-й этап. Заполнение каждым учащимся таблицы на основе анализа учебника, карты народов и просмотра слайдов (слайд №11)
Расы
Народы
Место проживания
Как выглядят
Европеоидная
Алжирцы
Север Африки
Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо
Марокканцы
Египтяне
Берберы
Туареги
Негроидная раса
Тутси
Южнее Сахары
Рост 180-200 см. удивительно стройны и грациозны
Хими
Пигмеи
Малорослы (ниже 150 см). цвет кожи менее темный, губы тонкие, широкий нос, коренастые
Бушмены
В полупустынях и пустынях
Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо. Низкорослы, тонкокостны
Готентоты
Промежуточная раса
Эфиопы
Масаи
Эфиопское плоскогорье
Цвет кожи более светлый, но с красноватым оттенком кожи. Ближе к европеоидной расе.
Смешанная раса
(Монголоидная и негроидная)
Малагасийцы
3-й этап. Эвристическая беседа на основе таблицы. Рассказ учащихся о жизни пигмеев
Просмотр видеофрагментов из жизни берберов, туарегов, пигмеев, бушменов (Мультимедийный учебник «Уроки географии Кирилла и Мефодия»)
3.Современная политическая карта.
Прослушивание фрагмента. (Слайд № 12)
Используя карту «Африка. Политическая карта», заполните таблицу.
Политическая карта Африки
Самые большие по площади страны Африки
Страны на побережье Индийского океана
Страны на побережье Атлантического океана
Внутриконтинентальные страны.
Итоги и закрепление материала (слайд №13)
1. Сравните две карты «Политическая карта Африки» и «Плотность населения» и определите страны Африки, имеющие высокую плотность населения; низкую плотность населения; страны, где население размещено неравномерно, какими причинами это можно объяснить.
2. Учитель читает вопросы, уч-ся их слушают, выбирают правильный ответ с экрана
Народы, населяющие материк (Слайд № 14)
а) арабы
б) пигмеи
в) эфиопы
г) тутси, хими
д) африканеры
е) малагасийцы
Вопросы:
-
Самый низкорослый народ на Земле, обитающий в экваториальных лесах.
-
Народ, населяющий пустыню Сахару, ведущий кочевой образ жизни.
-
Жители острова Мадагаскар.
-
Стройные высокорослые народы саванны восточной части материка.
-
Представители южной ветви европеоидной расы, населяющие север Африки.
-
Потомки европейских переселенцев из Нидерландов, населяющие юг Африки.
Ключ:
1-б
2-а
3-е
4-г
5-в
6-д
Рефлексия (Что вы нового узнали на уроке? Какой вид работы вам больше понравился? )
Сегодня мы постарались совершить путешествие по Африканскому континенту. Мы познакомились с населением Африки. Открыли много нового и интересного. Цель нашего исследования достигнута.
Итог урока. Оценивание ответов учащихся
Домашнее задание. (Слайд №15)
§ 30, нанести на контурную карту государства материка. Подготовить сообщения о странах Африки: Египет, Алжир, Сомали, ЮАР. Можно использовать интернет -ресурсы (Знакомство со страной krugosvet.ru/ )