- Преподавателю
- География
- Программа библиотечных уроков для 1-9 классов «Библиотечно-библиографические и информационные знания учащимся»
Программа библиотечных уроков для 1-9 классов «Библиотечно-библиографические и информационные знания учащимся»
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ильичёва О.В. |
Дата | 08.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 2 г. Ангарск
«Библиотечно-библиографические и информационные знания учащимся»
Программа библиотечных уроков
1-9 классы
Срок реализации программы: 1 год
Возрастная категория учащихся:
7 - 16-17 лет
Автор-составитель:
заведующая библиотекой:
Сухорукова Екатерина Николаевна
2014 год
г. Ангарск
Программное содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Введение
Велика роль книги в воспитании учащихся. Разнообразны виды и формы работы с книгой, но все они подчинены общей цели - развитию у школьников навыков чтения. Важно пробудить интерес к чтению книг с первых дней пребывания учащихся в школе. Планируемая работа направлена на расширение и углубление интересов детей, умение работать с книгой, также на решение проблемы обогащения познавательной деятельности.
Данная программа позволяет также достичь воспитательных результатов с детьми во внеурочной познавательной деятельности.
Познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности. Она организована в форме библиотечных уроков.
1.2. Актуальность программы
Программа развития школьной библиотеки составлена на основе федерального компонента государственного стандарта. Дает примерное распределение учебных часов и последовательность изучения тем с учетом возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.
Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система - Школа - Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития.
1.3. Нормативно-правовое обеспечение программы.
-
Федеральная программа развития образования.
-
Национальная стратегия «Наша новая школа».
-
«Закон об образовании РФ».
-
Федеральный государственный образовательный стандарт.
-
Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.
-
Закон РФ "О библиотечном деле".
-
Закон РФ "Об информации".
1.4. Цели и задачи программы
Цель программы.
Формирование начальных знаний, умений и навыков по работе с книгой, приобщение учащихся к библиотеке и систематическому чтению.
Задачи программы.
Образовательная: расширение кругозора;
Воспитательная: воспитание любви к книге, к чтению
Развивающие: развитие познавательных интересов, любознательность; развитие читательских интересов.
1.5. Направления деятельности библиотеки
-
Работа с учащимися:
-
Уроки культуры чтения;
-
Библиографические уроки;
-
Информационные и прочие обзоры литературы;
-
Доклады о навыках работы с книгой.
-
Поддержка общешкольных мероприятий:
-
Предметные недели;
-
День Знаний;
-
День Матери;
-
День Земли и др.;
-
Общественные акции;
-
Оформление школьных газет и стендов.
-
Работа с педагогами и родителями:
-
Выступления на заседаниях;
-
Обзоры новинок художественной, научной, учебной литературы;
-
Отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;
-
Выступления на родительских собраниях;
-
Индивидуальная работа с педагогами.
-
Пополнение банка педагогической информации.
-
Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра школьной библиотеки.
-
Создание условий учащимся, педагогам, родителям для чтения литературы.
1.6. Основные функции библиотечно-информационного центра школьной библиотеки
Образовательная - поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.
Информационная - предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
Культурная - организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
1.7. Место реализации: ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска.
1.8. Срок реализации программы: 1 год.
1.9. Возрастная категория учащихся: 7 - 16-17 лет.
2. Этапы разработки и реализации программы
2.1. Основные принципы
1. Принцип системности - этот принцип обеспечивает взаимность всех элементов работы, а также наличие системообразующего элемента, которым является в нашей работе личностный подход.
2. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации работы.
Фронтальные формы работы:
- участие в школьных, районных и городских мероприятиях;
- проблемно-тематические семинары;
- тематические педсоветы.
Групповые формы работы:
- посещение и анализ открытых уроков и мероприятий;
- заседания методических объединений классных руководителей;
- заседания координационного совета;
- работа творческих групп;
- обмен опытом.
Индивидуальные формы работы:
- работа отдельных педагогов по теме;
- подготовка педагогами конспектов уроков по теме;
- творческие отчёты отдельных педагогов дополнительного образования;
- взаимопосещение занятий;
- помощь отдельным педагогам в овладении диагностическими методиками;
- консультации педагогов.
2.2. Методы, практикуемые в организации работы
1. Теоретические:
- изучение специальной и психолого-педагогической литературы;
- анализ;
- сравнение;
- обобщение и т. д.
2. Эмпирические:
- тесты;
- анализ и моделирование ситуаций;
- деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры;
- тренинги;
- дискуссии;
- лекции;
- беседы;
- анкетирование и т. д.
3. Формы и методы реализации программы
3.1. Управленческая деятельность по информационному обеспечению
1. Создание банка данных:
- разработок уроков;
- лекций и бесед для родителей;
- бесед для учащихся;
- внеклассных мероприятий.
2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах.
3. Сбор текущей информации:
- о результатах тестов, срезов знаний;
- о посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.
4. Сбор аналитической информации:
- о ходе работы по программе;
- о результатах выполнения программы.
5. Функционирование проблемных семинаров, практикумов.
6. Работа школьных методических объединений.
7. Консультационные совещания.
8. Проведение контрольных срезов, тестов.
9. Систематическое оформление информационного стенда.
3.2. Методы и формы работы по реализации поставленных задач:
-
словесные методы: беседы, индивидуальные собеседования;
-
работа с литературой;
-
наглядно-иллюстративные методы: работа с кино- видеоматериалами, фотоматериалами, плакатами, интернет - обозреватель;
-
практические методы: игровое моделирование, конкурсы, праздники.
Методы наглядной агитации
-
Оформление стендов;
-
Составление буклетов, брошюр, листовок, памяток;
-
Издание стенгазет;
-
Конкурсы рисунков;
-
Просмотр видеосюжетов.
Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
3.3. Основные требования к уровню подготовки учащихся.
В результате обучения учащиеся должны знать:
-
знания о роли и пользе книги;
-
знания об источниках информации, информацию о детских писателях;
-
знать правила пользования библиотекой;
-
знать правила обращения с книгами.
Учащиеся должны уметь:
-
умение ориентироваться в библиотеке;
-
умение самостоятельно выбирать книгу;
-
умение бережно обращаться с книгами.
Программа рассчитана на 40 часов, для учащихся 1-9-х классов, с учетом возрастных особенностей.
4. Организационно-методическое обеспечение
Учебно-тематический план на год обучения
Класс
Разделы и темы
Всего часов
В том числе
теория
практика
1
«Давайте познакомимся!» - экскурсия в библиотечно-информационный центр. Правила и умения обращаться с книгой
5
5
-
2
«Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги.
5
5
-
3
«Остров периодики». Газеты и журналы для детей. Справочная литература.
5
4
1
4
Твои первые энциклопедии, словари и справочники.
5
2
3
5
Древние книги.
Тест «История появления основных источников информации».
4
2
2
6
Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры.
4
2
2
7
Выбор книг. Библиографические указатели.
4
2
2
8
Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге. Памятка для учащихся
4
2
2
9
Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки (экскурсия).
4
1
3
ИТОГО
40
25
15
Содержание программы
1 класс. «Давайте познакомимся!» - экскурсия в библиотечно-информа-ционный центр. Правила и умения обращаться с книгой. Знакомство с библиотечно-информационным центром, формирование интереса к книге. Экскурсия по библиотечно-информационному центру. Термины «библиотечно-информационный центр», «абонемент», «информационный зал», «читатель», «библиотекарь». Знакомство с книжными выставками, тематическими полками, картотеками, периодической печатью. Основные правила пользования библиотечно-информационным центром.
2 класс. «Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги. Роль и назначение библиотеки. Первое знакомство со структурой книги. Обложка, титульный лист, предисловие, аннотация, содержание, оглавление, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.
3 класс «Остров периодики». Газеты и журналы для детей. Справочная литература. Разнообразие детских журналов. Структура журналов. Оформление журналов.
Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для начальных классов: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Простоквашино» и др. Обучение умению пользоваться справочной литературой. Расширение понятий о видах справочной литературы. Привитие навыков пользования ими. Типы справочных изданий. Энциклопедии универсальные «Что такое? Кто такой?» и отраслевые (историческая, географическая, биологическая и др.). Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их структура и принципы работы с ними.
4 класс. Твои первые энциклопедии, словари и справочники. Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.
5 класс. Древние книги. Тест «История появления основных источников информации». Мысли людей, записанные в виде рисунков, иероглифов, букв, незримыми нитями привязаны к месту и времени своего возникновения. Они стали доступны для нас благодаря тому материалу, который донёс их до нашего времени. От материала зависела и форма книги. Разные народы использовали доступный для них писчий материал.
6 класс. Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры. Библиотека - центр по сбору и хранению информации. Крупнейшие книжные центры. Обучение самостоятельному поиску информации.
7 класс. Выбор книг. Библиографические указатели. Расстановка фонда в библиотеке. Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки - помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.
8 класс. Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге. Памятка для учащихся. Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка использованной литературы. Как составить конспект. Как составить план, тезисы, список литературы. Как писать отзыв о прочитанной книге.
9 класс. Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки (экскурсия). Каталоги, картотеки. Понятие и особенности алфавитного и систематического каталогов. Художественная литература для старших подростков.
5. Средства контроля
-
тестирование;
-
анкетирование;
-
поисковая работа;
-
самостоятельная работа;
-
письменные работы (реферат, отзыв, ведение дневника, рецензия);
-
составление плана, тезисов, списков литературы.
6. Список литературы
-
Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - Волгоград: Учитель, 2009.
-
Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б. Антипова. - М.: Издательство «Глобус», 2009.
-
Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы / М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
-
В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников / авт. - сост. А.А. Егорова. - Волгоград: Учитель, 2011.
-
Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, беседы, праздничные программы / авт. - сост. А.А. Егорова. - Волгоград: Учитель, 2011.
-
Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 класс/Сост. Е.В. Илдаркина. - 3-е изд., стер.- М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.
-
Илдаркина, Е.В. Мастер - классы для школьных библиотекарей / Е.В. Илдаркина,- 2-е изд., стереотипное. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.
-
Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиогра-фические уроки / авт. - сост. М.А. Багаева. - Волгоград: Учитель, 2011.
-
Кузнецова, Н.И., Мещерякова, М.И., Арзамасцева, И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. - М.: «Баллас», «С - Инфо», 1995.
-
Лавренова, Л.Е. Детские праздники в школе и дома. - С-П.: «Паритет», 2002.
-
Мастер-классы для школьных библиотекарей. Вып. 2. Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия/Авт.-сост. Е.В. Илдаркина. - М.: Издательство «Глобус», 2009.
-
Мастер - классы для школьных библиотекарей. Вып. 3: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады/Авт.-сост. Е.В. Илдаркина, В.Б. Антипова. - М.: Издательство «Глобус», 2010.
-
Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова.- Волгоград: Учитель, 2011.
-
Павлов, И.П. Про твою книгу: Научно-популярная литература / рис. и макет Б. Буракова. - Л.: Дет. лит. 1991.
-
Подросток в библиотеке: взрослеем вместе с книгой: дискуссионные видеосалоны, тематические дни / авт.-сост. Т.М. Плохотник. - Волгоград: Учитель, 2011.
-
Праздничный весёлый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт. - сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2007.
-
Прохоренко, И.Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф. Прохоренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.