• Преподавателю
  • География
  • Программа библиотечных уроков для 1-9 классов «Библиотечно-библиографические и информационные знания учащимся»

Программа библиотечных уроков для 1-9 классов «Библиотечно-библиографические и информационные знания учащимся»

Программа связана с получением библиотечно-библиографических знаний учащихся, охватывает контингент учащихся 1-9-е классы. В ней рассматриваются темы, которые связаны именно с работой с книгой, соответственно структурой. Помогает воспитывать бережное отношение к самому древнему получении информации для саморазвития, самообразования, самосовершенствования. Умение выделять полезную информацию из книжных изданий остается неотъемлемой частью и для сегодняшней жизни, несмотря на развитие новейших ИКТ...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 2 г. Ангарск









«Библиотечно-библиографические и информационные знания учащимся»



Программа библиотечных уроков

1-9 классы


Срок реализации программы: 1 год

Возрастная категория учащихся:

7 - 16-17 лет

Автор-составитель:

заведующая библиотекой:

Сухорукова Екатерина Николаевна





2014 год

г. Ангарск

Программное содержание




1. Пояснительная записка


1.1. Введение

Велика роль книги в воспитании учащихся. Разнообразны виды и формы работы с книгой, но все они подчинены общей цели - развитию у школьников навыков чтения. Важно пробудить интерес к чтению книг с первых дней пребывания учащихся в школе. Планируемая работа направлена на расширение и углубление интересов детей, умение работать с книгой, также на решение проблемы обогащения познавательной деятельности.

Данная программа позволяет также достичь воспитательных результатов с детьми во внеурочной познавательной деятельности.

Познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности. Она организована в форме библиотечных уроков.


1.2. Актуальность программы

Программа развития школьной библиотеки составлена на основе федерального компонента государственного стандарта. Дает примерное распределение учебных часов и последовательность изучения тем с учетом возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.

Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр. В связке «Образовательная система - Школа - Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития.


1.3. Нормативно-правовое обеспечение программы.


  1. Федеральная программа развития образования.

  2. Национальная стратегия «Наша новая школа».

  3. «Закон об образовании РФ».

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт.

  5. Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.

  6. Закон РФ "О библиотечном деле".

  7. Закон РФ "Об информации".



1.4. Цели и задачи программы

Цель программы.

Формирование начальных знаний, умений и навыков по работе с книгой, приобщение учащихся к библиотеке и систематическому чтению.

Задачи программы.

Образовательная: расширение кругозора;

Воспитательная: воспитание любви к книге, к чтению

Развивающие: развитие познавательных интересов, любознательность; развитие читательских интересов.


1.5. Направления деятельности библиотеки


  1. Работа с учащимися:

  • Уроки культуры чтения;

  • Библиографические уроки;

  • Информационные и прочие обзоры литературы;

  • Доклады о навыках работы с книгой.

  1. Поддержка общешкольных мероприятий:

  • Предметные недели;

  • День Знаний;

  • День Матери;

  • День Земли и др.;

  • Общественные акции;

  • Оформление школьных газет и стендов.

  1. Работа с педагогами и родителями:

  • Выступления на заседаниях;

  • Обзоры новинок художественной, научной, учебной литературы;

  • Отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;

  • Выступления на родительских собраниях;

  • Индивидуальная работа с педагогами.

  1. Пополнение банка педагогической информации.

  2. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра школьной библиотеки.

  3. Создание условий учащимся, педагогам, родителям для чтения литературы.


1.6. Основные функции библиотечно-информационного центра школьной библиотеки

Образовательная - поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.

Информационная - предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.

Культурная - организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.

1.7. Место реализации: ОГСКОУ «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска.

1.8. Срок реализации программы: 1 год.

1.9. Возрастная категория учащихся: 7 - 16-17 лет.










2. Этапы разработки и реализации программы


2.1. Основные принципы

1. Принцип системности - этот принцип обеспечивает взаимность всех элементов работы, а также наличие системообразующего элемента, которым является в нашей работе личностный подход.

2. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации работы.

Фронтальные формы работы:

- участие в школьных, районных и городских мероприятиях;

- проблемно-тематические семинары;

- тематические педсоветы.

Групповые формы работы:

- посещение и анализ открытых уроков и мероприятий;

- заседания методических объединений классных руководителей;

- заседания координационного совета;

- работа творческих групп;

- обмен опытом.

Индивидуальные формы работы:

- работа отдельных педагогов по теме;

- подготовка педагогами конспектов уроков по теме;

- творческие отчёты отдельных педагогов дополнительного образования;

- взаимопосещение занятий;

- помощь отдельным педагогам в овладении диагностическими методиками;

- консультации педагогов.


2.2. Методы, практикуемые в организации работы

1. Теоретические:

- изучение специальной и психолого-педагогической литературы;

- анализ;

- сравнение;

- обобщение и т. д.

2. Эмпирические:

- тесты;

- анализ и моделирование ситуаций;

- деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры;

- тренинги;

- дискуссии;

- лекции;

- беседы;

- анкетирование и т. д.


3. Формы и методы реализации программы


3.1. Управленческая деятельность по информационному обеспечению

1. Создание банка данных:

- разработок уроков;

- лекций и бесед для родителей;

- бесед для учащихся;

- внеклассных мероприятий.

2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах.

3. Сбор текущей информации:

- о результатах тестов, срезов знаний;

- о посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.

4. Сбор аналитической информации:

- о ходе работы по программе;

- о результатах выполнения программы.

5. Функционирование проблемных семинаров, практикумов.

6. Работа школьных методических объединений.

7. Консультационные совещания.

8. Проведение контрольных срезов, тестов.

9. Систематическое оформление информационного стенда.


3.2. Методы и формы работы по реализации поставленных задач:


  • словесные методы: беседы, индивидуальные собеседования;

  • работа с литературой;

  • наглядно-иллюстративные методы: работа с кино- видеоматериалами, фотоматериалами, плакатами, интернет - обозреватель;

  • практические методы: игровое моделирование, конкурсы, праздники.

Методы наглядной агитации

  • Оформление стендов;

  • Составление буклетов, брошюр, листовок, памяток;

  • Издание стенгазет;

  • Конкурсы рисунков;

  • Просмотр видеосюжетов.

Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.


3.3. Основные требования к уровню подготовки учащихся.

В результате обучения учащиеся должны знать:

  • знания о роли и пользе книги;

  • знания об источниках информации, информацию о детских писателях;

  • знать правила пользования библиотекой;

  • знать правила обращения с книгами.

Учащиеся должны уметь:

  • умение ориентироваться в библиотеке;

  • умение самостоятельно выбирать книгу;

  • умение бережно обращаться с книгами.

Программа рассчитана на 40 часов, для учащихся 1-9-х классов, с учетом возрастных особенностей.


4. Организационно-методическое обеспечение


Учебно-тематический план на год обучения


Класс

Разделы и темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

1

«Давайте познакомимся!» - экскурсия в библиотечно-информационный центр. Правила и умения обращаться с книгой

5

5

-

2

«Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги.

5

5

-

3

«Остров периодики». Газеты и журналы для детей. Справочная литература.

5

4

1

4

Твои первые энциклопедии, словари и справочники.

5

2

3

5

Древние книги.

Тест «История появления основных источников информации».

4

2

2

6

Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры.

4

2

2

7

Выбор книг. Библиографические указатели.

4

2

2

8

Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге. Памятка для учащихся

4

2

2

9

Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки (экскурсия).

4

1

3


ИТОГО

40

25

15


Содержание программы

1 класс. «Давайте познакомимся!» - экскурсия в библиотечно-информа-ционный центр. Правила и умения обращаться с книгой. Знакомство с библиотечно-информационным центром, формирование интереса к книге. Экскурсия по библиотечно-информационному центру. Термины «библиотечно-информационный центр», «абонемент», «информационный зал», «читатель», «библиотекарь». Знакомство с книжными выставками, тематическими полками, картотеками, периодической печатью. Основные правила пользования библиотечно-информационным центром.

2 класс. «Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги. Роль и назначение библиотеки. Первое знакомство со структурой книги. Обложка, титульный лист, предисловие, аннотация, содержание, оглавление, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.

3 класс «Остров периодики». Газеты и журналы для детей. Справочная литература. Разнообразие детских журналов. Структура журналов. Оформление журналов.
Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для начальных классов: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Простоквашино» и др. Обучение умению пользоваться справочной литературой. Расширение понятий о видах справочной литературы. Привитие навыков пользования ими. Типы справочных изданий. Энциклопедии универсальные «Что такое? Кто такой?» и отраслевые (историческая, географическая, биологическая и др.). Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их структура и принципы работы с ними.

4 класс. Твои первые энциклопедии, словари и справочники. Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели.

5 класс. Древние книги. Тест «История появления основных источников информации». Мысли людей, записанные в виде рисунков, иероглифов, букв, незримыми нитями привязаны к месту и времени своего возникновения. Они стали доступны для нас благодаря тому материалу, который донёс их до нашего времени. От материала зависела и форма книги. Разные народы использовали доступный для них писчий материал.

6 класс. Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры. Библиотека - центр по сбору и хранению информации. Крупнейшие книжные центры. Обучение самостоятельному поиску информации.

7 класс. Выбор книг. Библиографические указатели. Расстановка фонда в библиотеке. Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки - помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.

8 класс. Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге. Памятка для учащихся. Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка использованной литературы. Как составить конспект. Как составить план, тезисы, список литературы. Как писать отзыв о прочитанной книге.

9 класс. Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки (экскурсия). Каталоги, картотеки. Понятие и особенности алфавитного и систематического каталогов. Художественная литература для старших подростков.


5. Средства контроля


  • тестирование;

  • анкетирование;

  • поисковая работа;

  • самостоятельная работа;

  • письменные работы (реферат, отзыв, ведение дневника, рецензия);

  • составление плана, тезисов, списков литературы.


6. Список литературы


  1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - Волгоград: Учитель, 2009.

  2. Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б. Антипова. - М.: Издательство «Глобус», 2009.

  3. Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы / М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

  4. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников / авт. - сост. А.А. Егорова. - Волгоград: Учитель, 2011.

  5. Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, беседы, праздничные программы / авт. - сост. А.А. Егорова. - Волгоград: Учитель, 2011.

  6. Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 класс/Сост. Е.В. Илдаркина. - 3-е изд., стер.- М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

  7. Илдаркина, Е.В. Мастер - классы для школьных библиотекарей / Е.В. Илдаркина,- 2-е изд., стереотипное. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

  8. Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиогра-фические уроки / авт. - сост. М.А. Багаева. - Волгоград: Учитель, 2011.

  9. Кузнецова, Н.И., Мещерякова, М.И., Арзамасцева, И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. - М.: «Баллас», «С - Инфо», 1995.

  10. Лавренова, Л.Е. Детские праздники в школе и дома. - С-П.: «Паритет», 2002.

  11. Мастер-классы для школьных библиотекарей. Вып. 2. Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия/Авт.-сост. Е.В. Илдаркина. - М.: Издательство «Глобус», 2009.

  12. Мастер - классы для школьных библиотекарей. Вып. 3: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады/Авт.-сост. Е.В. Илдаркина, В.Б. Антипова. - М.: Издательство «Глобус», 2010.

  13. Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова.- Волгоград: Учитель, 2011.

  14. Павлов, И.П. Про твою книгу: Научно-популярная литература / рис. и макет Б. Буракова. - Л.: Дет. лит. 1991.

  15. Подросток в библиотеке: взрослеем вместе с книгой: дискуссионные видеосалоны, тематические дни / авт.-сост. Т.М. Плохотник. - Волгоград: Учитель, 2011.

  16. Праздничный весёлый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт. - сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2007.

  17. Прохоренко, И.Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф. Прохоренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.



© 2010-2022