Презентация по географии на тему Северный морской путь (7 класс)

Урок географии призван рассказать обучающимся: когда первый атомный ледокол прошёл по водам северных морей; какое значение получил этот путь в жизни людей живущих на севере, а также в экономике всей страны, и как сейчас используется этот путь. Почему именно атомное топливо более экономично для ледоколов, чем дизельное топливо.
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Урок географии по теме:


«Северный морской путь»





Мартыненко Галина Фёдоровна

учитель географии




ГКОУ РО школа-интернат VIII вида

Г.Новошахтинска


2015 г.







Цель урока: раскрыть значение Северного морского пути для народного

хозяйства страны; довести до понимания учащихся пра-

вильность выбора средства передвижения в условиях Севера.

Задачи.

Образовательные: показать необходимость Северного морского пути; дать

обучающимся общее представление об условиях Севера.

Коррекционно-развивающие: продолжать работу над развитием умений давать характеристику природным условиям; совершенствовать умение работать с разными видами географических карт.

Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к труду народа, к

людям труда, создающим богатство на земле, и в государстве.

Основные знания.

1930 г. - первый ледокол «Сибиряков» прошёл путь от Мурманска до Эйлина, с 1960 г. - по Северному морскому пути плавают атомные ледоколы.

Основные термины и понятия.

Навигация, Диксон, Певек, Тикси, Мурманск, Владивосток.

Оборудование и материалы.

Карта «Природные зоны России», карта «Физическая карта РФ», контурные карты, репродукции картин: «Север», «Ледокол «Ленин»», предметные картинки: самолёт, корабль; видеофильм «Зона Арктических пустынь».

Тип урока. Комбинированный.

Форма урока. Урок целеполагания.


1



I. Оргмомент.

Здравствуйте дети, сегодня к нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с ними, (здороваются). Садитесь.

Сегодня на уроке, мы свами узнаем, как моряки впервые прошли по Северному морскому пути, о его необходимости для людей живущих в северных районах нашей Родины, узнаем о суровости северного климата. «Совершим путешествие» по этому пути по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов.

II. Повторение пройденного материала.

  • Для того, чтобы совершить сегодняшнее путешествие мы должны повторить названия морей Северного ледовитого и Тихого океанов. (раздаётся задание 4-м уч-ся на перфокартах)

(Рисунок 1).

  • Назовите моря Северного ледовитого океана и покажите их по карте ( 1 уч-ся у доски).

  • Назовите моря Тихого океана и покажите их по карте (1 уч-ся у доски).

  • Какие полуострова расположены в Северном Ледовитом и Тихом океанах? (показывают по карте у доски).

  • Задание в конверте: «Выбери животных Арктики».

(в конверте предметные картинки: слон, полярная сова, павлин, белый медведь, морж, морской котик).

III. Актуализация знаний, объявление новой темы.

  • Вступительное слово учителя.

Из-за суровых условий в зоне Арктических пустынь очень малочисленный растительный и животный мир. Люди, которые живут в Арктике отрезаны от большого мира, непроходимыми снежными заносами, замёрзшими причудливо льдами 9 месяцев в году.

Сотни лет русские моряки и учёные мечтали проложить путь в Тихий океан вдоль берегов Северных морей. Долгое время эти попытки были неудачными.


  • Название темы нашего урока скрыто под этими числами по порядку, каждое число - буква, по порядку в названии темы, но чтобы их открыть нужно найти самое наименьшее число. Расположи их в порядке возростания чисел и прочти слова.



2




с

е

в

е

р

н

ы

й

1

2

3

4

5

6

7

8


м

о

р

с

к

о

й

п

у

т

ь

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

(разрезаются)

(ученик у доски выполняет задание выстраивая порядок карточек с числами и буквами)

- Прочитайте название темы. Запишите в тетрадь, число и тему урока.

IV. Изучение новой темы.

  • Вступительное слово учителя.

Суровый северный край. На сотни километров снега, льды. Это снежная, безмолвная пустыня, где редко увидишь живое существо.

( чтение учителем отрывка из стихотворения С.Есенина «Метель»)

«…Визжит метель,

Как будто бы кабан,

Которого зарезать собрались

Холодный,

Ледяной туман,

Не разберёшь,

Где даль,

Где близь…»

  • Работа с текстом стихотворения.

- Почему поэт сравнивает метель с визгом кабана?

- Почему в ледяной туман нельзя разобрать «где даль, где близь»?

  • Работа с предметной картинкой «Север».

- Что вы видите на картинке?

- Какие цвета преобладают на картине?

- Какие ощущения вызывает у вас эта картина?

- С чем они связаны?

- Чего больше хочется глядя на эту картинку?

(Рисунок 2)

3


  • Работа с сюжетными картинками «Собачья упряжка» и «Оленья упряжка». (Рисунок 3)

- Жителям севера приходилось очень много передвигаться на собаках, оленях, но много грузов не увезёшь на упряжке. Нужно было выбирать другой способ передвижения.


  • Беседа с заданием.

- Как вы думаете, ребята, какой способ передвижения по северным пустыням более практичный? - Почему?

- (выбирают нужную картинку из предложенных на доске: автомобиль, самолёт, корабль). При этом дают сравнение кораблям. (ледокол, обычный грузовой теплоход).

Региональный компонент.

-А в нашей местности на каком виде транспорта можно передвигаться?

-Почему?


  • Просмотр документальных видеоматериалов о севере.

  • Беседа.

- Для чего нужен был Северный морской путь?

- Возможен ли был этот путь без специального корабля?


  • Слово учителя.

В таких условиях приходилось работать учёным, которые приезжают в Арктику, жить коренным жителям Севера. Но людям не хотелось мириться с суровой природой. Человек хотел подчинить стихию, усмирить ветра, подчинить себе погоду.


  • Сообщение учащегося.

- Человек хотел подчинить себе холодные моря Севера. В 30-е годы XX века, ледокол «Сибиряков» прошёл от Архангельска вдоль берегов ( показывает по карте путь корабля) Северного Ледовитого океана до Уэлена, что в Беринговом проливе, за одну навигацию, без зимовок. С тех пор Северный морской путь превратился в постоянный транспортный путь.

(на доске вывешивается предметная картинка корабля и слова - «ледокол «Сибиряков»»).

(Рисунок 4)

4


  • Словарная работа.

- на стр. 172 учебника слово - «ледокол» (читают, разбирают, записывают пояснение в тетрадь; на доске слово «ледокол» прикреплено на магнит)


  • Работа с физической и контурной картой - «Мозговая атака».

- Читают отрывок текста на стр. 47 учебника -«Ледоколы….» (показывают порты на физической карте, в которые заходил ледокол, отмечая стрелками на карте, и отмечают их в контурной карте, сопоставляя карты - физическую и контурную - Мурманск, Диксон, Тикси, Певек, Владивосток.

- Какое расстояние проходят суда от Мурманска до Владивостока?

- 12 тыс.км.


  • Работа с учебником.

- Какие грузы доставляют жителям Севера?

(ответ словами текста - стр.47 учебника, последний абзац, находит и читает ученик).

- А какие грузы везут с Севера? (текст на стр.48)


  • Работа с художественной литературой.

( чтение учителем отрывка из поэмы С. Есенина «Страна негодяев»)

«…Чем больше гляжу я на снежную ширь,

Тем думаю всё упорнее,

Чёрт возьми

Да ведь наша Сибирь

Богаче, чем жёлтая калифорния»….

- С чем сравнил автор этих строк Сибирь?

- А теперь по карте давайте сравним два этих объекта?

- Это сравнение было не случайно. В те далёкие времена Сибирь ещё не считали богатым краем, т.к. не все сибирские богатства были открыты.


  • Слово учителя. (на доске картинка с изображением ледокола)

- Что вы видите на картинке?

- Почему ледокол идёт первым?

(уч-ся отвечают)

5



  • Сообщение учащегося.

- С 1960 года во льдах стали прокладывать атомоходы. Атомоходам не нужны тысячи тонн угля и дизельного топлива. Они берут небольшое количество атомного топлива и могут плавать не заходя в порты. Им нужен один спичечный коробок атомного топлива на 12 тысяч км. Эти корабли могут больше взять грузов для жителей Севера.


  • Работа с учебником.

- Какое значение для нашей страны имеет Северный Морской путь? Ответьте словами из текста. (стр.48, последний абзац)


  • Работа с картами. (меняется карта «России» на «Карту полушарий»)

- Учитель показывает первый путь - от Архангельска до Берингова пролива через Атлантический океан, вдоль берегов Азии и второй - от Архангельска до Берингова пролива через Северный Ледовитый океан.

- Какой путь ближе?

V. Первичное закрепление нового материала.


  • Фронтальная работа.

- Для чего был проложен Северный Морской путь?

- Задание №9 на стр.15 в рабочих тетрадях (запись с комментариями).

(Рисунок 5)

- Задание №4 на стр.13 в рабочих тетрадях (читают, отвечают, записывают)

(Рисунок 6)

Релаксация. (задания выполняются под лёгкую успокаивающую мелодию).


  • Региональный компонент.

- Мы с вами живём в Ростовской области, она расположена в степной зоне;

- Вспомните, в каком тепловом поясе? (умеренном)

- Сколько месяцев длятся все времена года в этом поясе? (по три месяца)

  • -Какой путь короче: через Азию или через Арктику?


  1. Итоги.

Объявление оценок за работу на уроке с комментариями.


  1. Домашнее задание.

6


© 2010-2022