- Преподавателю
- География
- Презентация по географии на тему Северный морской путь (7 класс)
Презентация по географии на тему Северный морской путь (7 класс)
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Мартыненко Г.Ф. |
Дата | 21.03.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Урок географии по теме:
«Северный морской путь»
Мартыненко Галина Фёдоровна
учитель географии
ГКОУ РО школа-интернат VIII вида
Г.Новошахтинска
2015 г.
Цель урока: раскрыть значение Северного морского пути для народного
хозяйства страны; довести до понимания учащихся пра-
вильность выбора средства передвижения в условиях Севера.
Задачи.
Образовательные: показать необходимость Северного морского пути; дать
обучающимся общее представление об условиях Севера.
Коррекционно-развивающие: продолжать работу над развитием умений давать характеристику природным условиям; совершенствовать умение работать с разными видами географических карт.
Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к труду народа, к
людям труда, создающим богатство на земле, и в государстве.
Основные знания.
1930 г. - первый ледокол «Сибиряков» прошёл путь от Мурманска до Эйлина, с 1960 г. - по Северному морскому пути плавают атомные ледоколы.
Основные термины и понятия.
Навигация, Диксон, Певек, Тикси, Мурманск, Владивосток.
Оборудование и материалы.
Карта «Природные зоны России», карта «Физическая карта РФ», контурные карты, репродукции картин: «Север», «Ледокол «Ленин»», предметные картинки: самолёт, корабль; видеофильм «Зона Арктических пустынь».
Тип урока. Комбинированный.
Форма урока. Урок целеполагания.
1
I. Оргмомент.
Здравствуйте дети, сегодня к нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с ними, (здороваются). Садитесь.
Сегодня на уроке, мы свами узнаем, как моряки впервые прошли по Северному морскому пути, о его необходимости для людей живущих в северных районах нашей Родины, узнаем о суровости северного климата. «Совершим путешествие» по этому пути по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов.
II. Повторение пройденного материала.
-
Для того, чтобы совершить сегодняшнее путешествие мы должны повторить названия морей Северного ледовитого и Тихого океанов. (раздаётся задание 4-м уч-ся на перфокартах)
(Рисунок 1).
-
Назовите моря Северного ледовитого океана и покажите их по карте ( 1 уч-ся у доски).
-
Назовите моря Тихого океана и покажите их по карте (1 уч-ся у доски).
-
Какие полуострова расположены в Северном Ледовитом и Тихом океанах? (показывают по карте у доски).
-
Задание в конверте: «Выбери животных Арктики».
(в конверте предметные картинки: слон, полярная сова, павлин, белый медведь, морж, морской котик).
III. Актуализация знаний, объявление новой темы.
-
Вступительное слово учителя.
Из-за суровых условий в зоне Арктических пустынь очень малочисленный растительный и животный мир. Люди, которые живут в Арктике отрезаны от большого мира, непроходимыми снежными заносами, замёрзшими причудливо льдами 9 месяцев в году.
Сотни лет русские моряки и учёные мечтали проложить путь в Тихий океан вдоль берегов Северных морей. Долгое время эти попытки были неудачными.
-
Название темы нашего урока скрыто под этими числами по порядку, каждое число - буква, по порядку в названии темы, но чтобы их открыть нужно найти самое наименьшее число. Расположи их в порядке возростания чисел и прочти слова.
2
с
е
в
е
р
н
ы
й
1
2
3
4
5
6
7
8
м
о
р
с
к
о
й
п
у
т
ь
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
(разрезаются)
(ученик у доски выполняет задание выстраивая порядок карточек с числами и буквами)
- Прочитайте название темы. Запишите в тетрадь, число и тему урока.
IV. Изучение новой темы.
-
Вступительное слово учителя.
Суровый северный край. На сотни километров снега, льды. Это снежная, безмолвная пустыня, где редко увидишь живое существо.
( чтение учителем отрывка из стихотворения С.Есенина «Метель»)
«…Визжит метель,
Как будто бы кабан,
Которого зарезать собрались
Холодный,
Ледяной туман,
Не разберёшь,
Где даль,
Где близь…»
-
Работа с текстом стихотворения.
- Почему поэт сравнивает метель с визгом кабана?
- Почему в ледяной туман нельзя разобрать «где даль, где близь»?
-
Работа с предметной картинкой «Север».
- Что вы видите на картинке?
- Какие цвета преобладают на картине?
- Какие ощущения вызывает у вас эта картина?
- С чем они связаны?
- Чего больше хочется глядя на эту картинку?
(Рисунок 2)
3
-
Работа с сюжетными картинками «Собачья упряжка» и «Оленья упряжка». (Рисунок 3)
- Жителям севера приходилось очень много передвигаться на собаках, оленях, но много грузов не увезёшь на упряжке. Нужно было выбирать другой способ передвижения.
-
Беседа с заданием.
- Как вы думаете, ребята, какой способ передвижения по северным пустыням более практичный? - Почему?
- (выбирают нужную картинку из предложенных на доске: автомобиль, самолёт, корабль). При этом дают сравнение кораблям. (ледокол, обычный грузовой теплоход).
Региональный компонент.
-А в нашей местности на каком виде транспорта можно передвигаться?
-Почему?
-
Просмотр документальных видеоматериалов о севере.
-
Беседа.
- Для чего нужен был Северный морской путь?
- Возможен ли был этот путь без специального корабля?
-
Слово учителя.
В таких условиях приходилось работать учёным, которые приезжают в Арктику, жить коренным жителям Севера. Но людям не хотелось мириться с суровой природой. Человек хотел подчинить стихию, усмирить ветра, подчинить себе погоду.
-
Сообщение учащегося.
- Человек хотел подчинить себе холодные моря Севера. В 30-е годы XX века, ледокол «Сибиряков» прошёл от Архангельска вдоль берегов ( показывает по карте путь корабля) Северного Ледовитого океана до Уэлена, что в Беринговом проливе, за одну навигацию, без зимовок. С тех пор Северный морской путь превратился в постоянный транспортный путь.
(на доске вывешивается предметная картинка корабля и слова - «ледокол «Сибиряков»»).
(Рисунок 4)
4
-
Словарная работа.
- на стр. 172 учебника слово - «ледокол» (читают, разбирают, записывают пояснение в тетрадь; на доске слово «ледокол» прикреплено на магнит)
-
Работа с физической и контурной картой - «Мозговая атака».
- Читают отрывок текста на стр. 47 учебника -«Ледоколы….» (показывают порты на физической карте, в которые заходил ледокол, отмечая стрелками на карте, и отмечают их в контурной карте, сопоставляя карты - физическую и контурную - Мурманск, Диксон, Тикси, Певек, Владивосток.
- Какое расстояние проходят суда от Мурманска до Владивостока?
- 12 тыс.км.
-
Работа с учебником.
- Какие грузы доставляют жителям Севера?
(ответ словами текста - стр.47 учебника, последний абзац, находит и читает ученик).
- А какие грузы везут с Севера? (текст на стр.48)
-
Работа с художественной литературой.
( чтение учителем отрывка из поэмы С. Есенина «Страна негодяев»)
«…Чем больше гляжу я на снежную ширь,
Тем думаю всё упорнее,
Чёрт возьми
Да ведь наша Сибирь
Богаче, чем жёлтая калифорния»….
- С чем сравнил автор этих строк Сибирь?
- А теперь по карте давайте сравним два этих объекта?
- Это сравнение было не случайно. В те далёкие времена Сибирь ещё не считали богатым краем, т.к. не все сибирские богатства были открыты.
-
Слово учителя. (на доске картинка с изображением ледокола)
- Что вы видите на картинке?
- Почему ледокол идёт первым?
(уч-ся отвечают)
5
-
Сообщение учащегося.
- С 1960 года во льдах стали прокладывать атомоходы. Атомоходам не нужны тысячи тонн угля и дизельного топлива. Они берут небольшое количество атомного топлива и могут плавать не заходя в порты. Им нужен один спичечный коробок атомного топлива на 12 тысяч км. Эти корабли могут больше взять грузов для жителей Севера.
-
Работа с учебником.
- Какое значение для нашей страны имеет Северный Морской путь? Ответьте словами из текста. (стр.48, последний абзац)
-
Работа с картами. (меняется карта «России» на «Карту полушарий»)
- Учитель показывает первый путь - от Архангельска до Берингова пролива через Атлантический океан, вдоль берегов Азии и второй - от Архангельска до Берингова пролива через Северный Ледовитый океан.
- Какой путь ближе?
V. Первичное закрепление нового материала.
-
Фронтальная работа.
- Для чего был проложен Северный Морской путь?
- Задание №9 на стр.15 в рабочих тетрадях (запись с комментариями).
(Рисунок 5)
- Задание №4 на стр.13 в рабочих тетрадях (читают, отвечают, записывают)
(Рисунок 6)
Релаксация. (задания выполняются под лёгкую успокаивающую мелодию).
-
Региональный компонент.
- Мы с вами живём в Ростовской области, она расположена в степной зоне;
- Вспомните, в каком тепловом поясе? (умеренном)
- Сколько месяцев длятся все времена года в этом поясе? (по три месяца)
-
-Какой путь короче: через Азию или через Арктику?
-
Итоги.
Объявление оценок за работу на уроке с комментариями.
-
Домашнее задание.
6