Представление собственного инновационного опыта

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я - Летюшова Ирина Константиновна, учитель географии Низовской средней общеобразовательной школы. Быть учителем географии - это возможность каждый день совершать с детьми новые открытия, общаться с ними, думать, сопереживать, любить, находя в этом радость и удовлетворение.

Времена меняются, меняется мир вокруг нас и возникает вопрос: современный ученик - какой он? Он рано знакомиться с телевизором, рано начинает пользоваться телефоном, очень быстро переходит на «ты» с компьютером. Это требование времени, и изменить существующее положение дел невозможно. Но основное своё время всё - таки дети проводят в школе и от того как они его используют зависит их характер, эмоциональный и психологический настрой и даже будущее. А насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведённые учеником за партой, зависит от стараний учителя.

Я считаю, что педагог должен быть не только источником знаний, а человеком, который воздействует на все стороны личности учащегося. Он должен понять, оценить, подсказать и принять ученика таким, какой он есть.

Делая первые шаги в педагогике, я задавалась вопросом: зачем моим ученикам география? Им в будущем людям разных профессий…. Как повысить, развить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Я чётко понимаю, что знания, умения, навыки учащихся по географии должны отвечать требованиям современного общества. Для меня важно, чтобы информация, полученная на уроке, и способы её подачи, заинтересовали учащихся, именно тогда у школьников возникнет желание изучать географию и вне урока, узнавая всё больше и больше.

Всё выше сказанное мной обусловило выбор темы моей педагогической проблемы: «Нестандартные подходы в обучении географии как способ повышения познавательной активности учащихся». Нетрадиционные формы урока помогают разнообразить учебный процесс. Кроме того такие уроки необычны и больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия. Я считаю, практиковать такие уроки следует всем учителям, но превращать их в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьёзного познавательного труда. Поэтому на своих уроках я применяю нестандартные приёмы лишь на отдельных этапах занятия. Для себя я разработала «конструктор урока», в котором расписала все этапы урока, а для каждого из них подобрала приемы и методы работы с детьми в нетрадиционной форме. Например, организационный момент, считаю, что это основная часть урока, т.к. от настроя учащихся зависит продуктивность их работы во время всего занятия.

Начать урок можно по - разному, я на данном этапе применяю: коммуникативную атаку, игровой момент, стихи, загадки, нестандартный вход в урок, музыкальные композиции. Эти приёмы уже в начальный период помогают «собрать», сконцентрировать внимание детей, заставить моментально включиться в урок.

В старших классах на данном этапе применяю приём «Нестандартный вход в урок», задавая нестандартные вопросы:

- Почему Австралия - страна наоборот? Эти вопросы побуждают учащихся к формированию мыслительной деятельности. Такое начало урока всегда привлекает внимание детей.

На этапе мотивация, использую такие приёмы как: ассоциативный ряд, проблемная ситуация, видеосюжет, приём «Фотоквест»

На доску вывешиваю 3 изображения, посмотрев, на которые учащиеся должны сформулировать тему и цель урока. В 6 классе при изучении темы «Атмосферные осадки» вывешиваю картинки: дождь, снег, град. И задаю вопрос - Ребята, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? Этот приём помогает детям сформулировать тему урока и поставить цель.

Учитель - это в первую очередь актёр и от того, как он ведёт себя, зависит продуктивность урока. На этапе актуализации знаний, я применяю приёмы: «Снежный ком», «Жокей и лошадь», «Диктант в ладоши», «Объясните ребёнку», «Кто кому сосед?», «Лото» и т. д.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача учителя - выявлять и развивать творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся форме. Здесь мне помогает приём «Объясни ребёнку», ново, необычно, привлекает внимание, и дети с удовольствием включаются в объяснение темы. Суть этого приёма в том, что они должны почувствовать себя взрослыми опытными людьми и попытаться объяснить своему ребёнку какое - либо понятие. Данный приём применяю в старших классах, к примеру, в 10 классе при изучении тем: НТР, мировое хозяйство встречается много непонятных и сложных терминов. Например, прошу объяснить 6 летнему ребёнку понятие НТР. Во время таких бесед учащиеся полностью раскрепощаются, порой выдают очень неожиданные варианты: - помнишь я подарил тебе куклу 3 года назад она очень простая не плачет, не ходит, глазками не хлопает, а на день рожденье подарил тебе куклу, которая умеет плакать, произносить слова она более современная и это результат НТР. Это способствует развитию их творческого мышления.

Этап изучения нового материал является главным этапом любого урока. Поэтому здесь учителю необходимо не только особое внимание уделить правильной подаче материала, но и настроить детей на её восприятие. Среди приёмов можно выделить такие как: опережающее д/з, игра «Верите ли вы что..», групповая работа, применение интерактивной доски.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения то, что применение информационно - коммуникационных технологий делает урок более информативным, содержательным, ярким и по - настоящему современным. Интерактивная доска на практике оказывается значительно эффективнее традиционных школьных досок, т.к. она позволяет быстрее и эффективнее доводить информацию до детей. На своих уроках теоретический материал параграфа я представляю в виде схем и таблиц, у обучающихся формируется умение анализировать, обобщать, выделять главное. А также развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти.

Большое значение для формирования активной познавательной деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Исходя из этого при закреплении материала, я так же стараюсь применять нестандартные приёмы и методы. На данном этапе это может быть: географический диктант, приём «Найди ошибку», составление кроссворда, составление мини - проекта, приём «Диаманта

Диаманта -стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

1, 7 строчки - существительные антонимы;

2 - два прилагательных к первому существительному;

3 - три глагола к первому существительному;

4 - два словосочетания с существительными;

5 - три глагола ко второму существительному;

6 - два прилагательных ко второму существительному.

Пример. При изучении темы «Городское и сельское население» в 8 классе, на этапе закрепления материала мы сравнивали город и деревню, вот что у нас получилось Город

Большой, новый

Строится, растет, процветает

Живой город, маленькая деревня

Кормит, разрушается, уменьшается

Красивая, родная

Деревня

Так же на уроках географии уделяю значительное внимание развитию практических навыков учащихся. На каждом уроке дети работают с картами атласа, текстовыми картами учебника, контурными картами. На уроке мои ученики сравнивают отдельные объекты, описывают их по типовым планам, сопоставляют несколько карт в целях получения ответа на поставленный вопрос, определяют координаты, делают измерения расстояний и т.д.

Ученики должны воспринимать учителя не иначе - как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству. Именно поэтому считаю, что учитель должен уметь заинтересовывать детей, чтобы занятия пролетали мигом, а дети после уроков ждали новых встреч. Поэтому учителю важно удерживать внимание детей не только в начале, середине урока, но и особенно нужно уметь правильно закончить урок. На этом этапе я применяю приёмы: «Сообщи своё Я», приём Э. Боно «Шесть шляп мышления», «До и после» и т. д.

Не секрет, что наши учащиеся, пользуясь, опять таки, традиционным мышлением, бояться выглядеть в глазах одноклассников и учителей смешно, глупо, бояться проявить непонимание, предпочитая в таких случаях лучше отмолчаться, чем произнести что-либо, что поставит их в неловкое положение. По методике Боно, я начала работать с седьмым классом на примере курса изучаемой ими физической географии материков и океанов. Ребята получили карточки со следующими пояснениями к моему предварительному рассказу о данной методике:

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Эту методику я применяла на обобщающем уроке в 7 классе по теме: Австралия. Раздала учащимся шляпы разных цветов. Первой своё выступление начал обладатель белой шляпы, который назвал основные факты, которые он запомнил при изучении этого материка: Г.П., что материк открыли голландцы, в Австралии есть рудные п.и., что это самый сухой материк и т. д. Затем эстафету принял ученик в жёлтой шляпе, который назвал достоинства материка: это единственный материк, на котором расположено одно государство, материк где встречаются уникальные виды растений и животных, которых нет на др. материках и т.д. Далее выступает ученик в чёрной шляпе - он назвал недостатки материка: самый сухой материк, удалён от других материков….. Ученик в красной шляпе - назвал Что при изучении Австралии ему захотелось узнать больше о животном и растительном мире данного материка и даже побывать там. «Зелёная шляпа » - высказала предположение о том, что недостаток пресной воды можно решить путём использования льда Антарктиды, конечно же с согласия других стран. Ну а роль «Синей шляпы» принадлежит мне - учителю для того чтобы подвести итоги по данной теме и сделать вывод : - Как вы считаете можно ли действительно назвать Австралию уникальным материком?

Я считаю, что увидеть детей в ином качестве, не возможно не на одином традиционном уроке.

Домашнее задание так же стараюсь задавать не в традиционной форме для того, чтобы сохранить интерес к изученной теме и предмету географии в целом. В качестве д\з может быть творческое задание, например, создать рекламный плакат, написать сочинение, например « Я - капля в мировом круговороте воды», создать презентацию, составить кроссворд, мини - проект, коллаж. Такие задания вызывают больший интерес у учащихся, нежели обычное изложение материала и формируют определённые умения и навыки.

Школьные уроки - это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. На каждом из них рождаются будоражащие детское сознание мысли и невероятные открытия. Анатоль Франс очень точно подметил, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». А пробудить в детях «аппетит» к знаниям под силу лишь учителю, который заинтересован в этом. Быть современным учителем трудно - но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.



© 2010-2022