Конспект урока в 6 классе «Движение воздуха»

Конспект составлен для 6 класса классической линии УМК «Физическая география « . конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения. В построении конспекта урока учтена вся структура урока, представлены все этапы, начиная с актуализации и заканчивая этапом рефлексии.           В уроке представлены различные методы и средства. Урок построен в проблемно-диалогической форме.  Начальным этапом служит актуализация знаний детей по прошедшим темам.затем перед детьми ставится пр...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

география

Класс

6

Тема урока

Движение воздуха

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся смогут дать определение понятиям ветер, бриз, роза ветров, флюгер;

смогут рассказать о происхождении Обучающиеся определят: существенные признаки понятия ветер
Обучающиеся смогут построить розу ветров.

Обучающиеся смогут ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения; ставить оценку результатам своей работы;
определять цели, функции участников для работы в группе, способы взаимодействия;

ставить вопросы; сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации; разрешать конфликты уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, Обучающиеся смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения. Обучающиеся овладеют умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.

Решаемые учебные проблемы


Основные понятия, изучаемые на уроке

ветер, бриз, дневной бриз, ночной бриз, флюгер, направление ветра, роза ветров

Вид используемых на уроке средств ИКТ


Образовательные интернет-ресурсы


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Познакомить с различными видами полезных ископаемых, способах их добычи и применении в хозяйстве страны.

Деятельность учителя

На прошлом уроке мы с вами изучили атмосферное давление. И я хотела бы, чтобы вы проверили свои знания, выбрав предложенные виды работы: работа у доски ( решение географических задач), работа по карточкам по выполнению заданий на знание закономерностей, на знание фактического материала, на проверку умений.
Задания на знание закономерностей
- Какие факторы влияют на изменение атмосферного давления?
- Как изменяется давление с высотой?

Задания на знания фактического материала
- Подчеркните значения пониженного давления волнистой линией, а повышенного - сплошной чертой: 740; 778, 732, 773, 749.
- Как называется прибор для измерения атмосферного давления? Расскажите о его строении.
3адания на проверку умений
- У подножья возвышенности атмосферное давление равно 760 мм рт. ст. Какова высота возвышенности, если на вершине наблюдается давление 748 мм рт. ст. Холм это или гора?
- У края пропасти давление 754 мм рт. ст. Чему равно давление на ее дне при глубине 200 м?
- На дне пропасти 780 мм рт. ст, а на поверхности 740 мм рт. ст. Найдите глубину пропасти.

Деятельность учащихся

Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют задания.



2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию - противоречия, порождающего удивление (приемы):

Я предлагаю послушать вам сказку Геннадия Цыферова «О глупом теленке»: «Глупый Теленок всё думал о ветре: «Где он прячется, когда его нет? Заглянул Теленок и в собачий домик, и в улей к пчелам, а потом на лужок пошел. Искал там, искал и вдруг нечаянно тронул ножкой колокольчик. «Динь-динь-динь», - зазвенел колокольчик, и Теленок всё понял: там, в голубом колокольчике, и прячется ветер. «Я тебя нашел! Выходи, ветер!» - обрадовался Теленок. И ветер в колокольчике засмеялся: «Динь- динь - динь».

Деятельность учащихся

- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие - проговаривают и осознают его.


3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Правильно, тема нашего сегодняшнего урока «Движение ветра».
Что же мы с вами сегодня должны узнать? Чему научиться? Какие навыки и умения закрепить?
Так откуда же берется ветер? Где он зарождается? Почему бывают дни с преобладанием сильного ветра, а бывают дни с полным штилем?

Деятельность учащихся

Высказывают предположения о теме урока.

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности

4. ЭТАП планирования

Назовите эпитеты к слову ветер, каким он может быть?

Кто даст определение понятию ветер?

Попробуйте придумать свое понятие ветер.

Давайте запишем в тетради придуманные нами определения. А теперь давайте откроем учебник и прочтем определение понятия ВЕТЕР, предлагаемое нам в учебнике.

Записывают определение с учебника.

Учитель просит обратить внимание на записи на доске:

1) 760, 720;

2) 740, 720.

- В каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях? (760 → 720;740 →720.)

- Где будет ветер сильнее?
Какой же вывод мы можем сделать?

И если мы с вами упомянули скорость ветра, то давайте рассмотрим это понятие внимательнее.

Скорость ветра оценивается по шкале Бофорта.

(учитель раздает таблицы шкалы Бофорта, задает вопросы по шкале).

Я предлагаю вам придумать примеры из литературных произведений, в которых бы описывались ветра различные по скорости.

Теплым, ласковым, сильным, слабым, вихревым.

Высказывают свои предположения.

Находят определение и сравнивают с собственным определением.

«Ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении. Главная причина образования ветра - это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности.»


Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.


В первом случае.

Работают с таблицей, записываю примеры в тетради.

5 ЭТАП «Открытие" нового знании.
Механизм возникновения ветра

Давайте вернемся к теме нашего сегодняшнего урока. Движение ветра. Так почему же ветер то появляется, то пропадает? Почему меняет направление? Скорость?

Для этого нам надо вспомнить следующие моменты:. От чего нагревается воздух?
Равномерно ли нагревается воздух на земле?
От чего зависит нагревание воздуха над земной поверхностью
Какие типы подстилающей поверхности вы знаете?

Над какой поверхностью воздух прогреется больше и над какой меньше?
Какой воздух легче теплый или холодный?

Как изменяется температура воздуха с изменением высоты?

Что называется давлением воздуха?

Зависит ли давление воздуха от температуры
Над хорошо прогретой поверхностью воздух нагревается, поднимается вверх, давление при этом уменьшается или увеличивается?
С высоты опускается холодный воздух, давление при этом увеличивается или уменьшается?

Итак, какой же мы можем сделать вывод?

А теперь перенесемся с нашего урока в лето и вспомним отдых у реки. Какая вода в реке?

А если мы будем купаться в этой же реке вечером?

Какой можно сделать вывод?

Если над водой воздух холоднее, значит,

-Какое будет здесь формироваться давление.

А как всё будет выглядеть ночью?
- следовательно, воздух над ней теплее, значит, давление над сушей больше, и ветер будет дуть с суши в сторону водоёма.

Предлагаю снова призвать на помощь нам учебник на странице 119 рис.84 первый.

Что изображено на рисунке? Дайте определение этому виду ветра.

Что изображено на втором рисунке?

Итак, существует несколько видов ветра, муссон, бриз и т.д. Давайте заполним таблицу «Муссоны и бриз». Для этого нам необходимо разделиться на 2 группы. 1-я группа заполняет графу «Муссоны», а вторая «Бриз». А затем обсудим.

Ребята, встаньте с рабочих мест, задвиньте стулья. Немного поиграем. Правила игры:
я говорю: «Ветер дует с севера». Все должны повернуться к югу. Затем: «Ветер дует с запада». Все поворачиваются на восток. Или: «Ураган». Все кружатся. «Штиль» - все стоят спокойно. Тот кто неправильно повернулся , садится на свое место. В конце игры остаются только ребята, которые правильно могут ориентироваться. А с остальными нужно еще работать по этой теме.

Молодцы, ребята!

А с помощью какого прибора можно узнать направление ветра?

^ Практическая работа «Построение розы ветров»
Роза ветров - это график, который наглядного представляет направление преобладающих ветров в данной местности за какой-либо период времени.
Инструктивная карта
1. Вычертить основу из восьми линий с одной точкой пересечения.
2. Линии подписываются в соответствии со сторонами горизонта.
3. Линии делятся на равные отрезки. 1 отрезок - 1 день.
4. Берутся данные наблюдения за погодой
5. Количество дней с северным ветром откладывается пo линии «север», ставится точка, и таким образом отличатся пo всем направлениям.
6. Если ветра с определенным направлением не было в течение месяца, то отметка не ставится.
7. Точки соединяются в последовательности: север - северо-восток - восток - юго-
восток - юг - юго-запад - запад - северо-запад - север.
При отсутствии какого-либо ветра линия в данном месте прерывается.
8. Количество дней со штилем записывается в кружок внутри розы ветров.
Задание.
Постройте розу ветров на 1 месяц по следующим данным:
С - 4 дня; СВ - 1 день, В - 4 дня, ЮВ - 10 дней, Ю - 5 дней, ЮЗ - 4 дня, З - 2 дня, СЗ - 1 день
Сделайте вывод о преобладающих ветрах в данном месяце.

От поверхности земли.

Нет, неравномерно.

Песок, лед, вода, земля.

Теплый.

Понижается на 6 градусов с поднятием на каждый километр


Более холодный воздух будет вытеснять более теплый у поверхности. Следовательно, происходит перемещение воздуха.
Значит, главная причина возникновения ветра - это разница в атмосферном давлении.


Прохладная.

Теплая.

Вода нагревается и остывает медленнее, чем суша. Днём суша нагрета сильнее, чем водоём.

Высокое давление.

Вода нагрета сильнее.

Бризом называется ветер, который днём дует со стороны водоёма, а ночью со стороны суши.
Дневным бризом называется, ветер, который дует днём со стороны водоёма.
Ночной бриз что дует с суши ночью на водоем

Признаки сравнения написаны на доске.

Делают сравнение.

При обсуждении заполняют незаполненные графы.

Выполняют задание.


Флюгер - прибор для определения направления ветра.

Работают в тетрадях, чертят основу и слушают объяснения учителя.


6 этап. Закрепление
Провести тренинг.

1. Ветер - это.... .
2. Куда дует ветер? Почему? Покажи стрелкой.

760 мм рт. ст. →743 мм. рт. ст. ← 773 мм. рт. ст.
3. Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра: образование ветра; разница в нагревании моря и суши; разница в давлении.


Разница в нагревании моря и суши → разница в давлении → образование ветра.

7 этап Подведение итогов урока.
Итак, теперь мы сможем объяснить теленку, что ветер не живет в цветах.


7 этап. Рефлексия
Какие впечатления об уроке остались у вас?
Поделитесь своими впечатлениями.
Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:
1. «Я всё понял(а), смогу объяснить этот материал другому?»
2. «Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя».
3. «Я понял(а) материал частично».
4. «Я ничего не понял(а)».
Домашнее задание.
§18;вопросы.
На основе приведённых в таблице данных постройте розу ветров в рабочей.

Высказывают впечатления о уроке, делают выводы, что узнали нового, в чем были затруднения, над чем надо поработать дополнительно.






© 2010-2022