Программа прикладного курса История географических открытий

В стремительно меняющемся окружающем мире содержание школьной географии должно отвечать, прежде всего, цели подготовки учащихся быть адекватными окружающей географической действительности. Достижение этой цели в значительной степени способствует приобретение исторических знаний освоения своей страны и навыков для, самостоятельного оценивания качества и уровня изученности территории страны.   Прикладной курс «История географических открытий» должен сформировать у учащихся общие представления об и...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

В стремительно меняющемся окружающем мире содержание школьной географии должно отвечать, прежде всего, цели подготовки учащихся быть адекватными окружающей географической действительности. Достижение этой цели в значительной степени способствует приобретение исторических знаний освоения своей страны и навыков для, самостоятельного оценивания качества и уровня изученности территории страны.

Прикладной курс «История географических открытий» должен сформировать у учащихся общие представления об истории открытия и изучения территории нашей родины. Учащиеся должны иметь представление о современных исследовательских процессах, знакомы с общими этапами открытия и изучения территории страны, этапами формирования геологической истории и развитием органической жизни.

Произошедшие важнейшие сдвиги и проявляющиеся тенденции в развитии мирового сообщества и его взаимодействии с окружающей средой свидетельствуют, что на рубеже 21 века, важнейшей проблемой стало- выживание человечества на планете. Географическое открытие- это первое исторически доказанное посещение, намеренное или, случайное, представителями народов, знающие письмо, неизвестных им ранее или известных только по слухам частей океанов, морей, заливов и проливов, материков и их частей, островов, внутренних вод, любых возвышенных и низменных участков суши не только необитаемых, и но и обитаемых земель с еще бесписьменным населением. Особенностью содержания курса является ориентация на личность учащегося, формирование географической компетенции как субъекта бытовой и профессиональной деятельности в разнообразной быстро меняющейся окружающей действительности.

Изучение курса позволит интегрировать знания по географии, археологии, биологии, лингвистики и другими предметами.

Изучение данного курса на профильном уровне общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы г географических знаний для понимания взаимосвязей и взаимодействий в системе «человек - природа - хозяйство »;

- овладение умениями применять знания для самостоятельной оценки уровня освоенности территории, развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей для наблюдения за становлением культуры и процветания отдельных территорий и страны в целом; навыков решения поставленных задач;

-воспитание социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной деятельности;

- использование географических знаний и умений в быту и в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности; в обеспечении жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.

Главная задача курса заключается в формировании у ребят географической компетентности, основополагающими признаками которой являются:

-осознание пространственного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных и социально-экономических, объектов;

- умение самостоятельно различать и оценивать демографические ситуации личностной ценностной поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.

Школьники должны знать представление о современных географических открытиях, связанных с научно-техническим прогрессом, с космической съемкой; иметь представления о проблемах истории открытий прежних времен; создание современных карт.

Все это должно способствовать формированию представлений о нашей планете как части отражают неразрывное единство природных процессов.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

-работать с таблицами, графиками, диаграммами;

- по различным источникам информации давать характеристику исследования или открытия;

-использовать различные источники информации для изучения условий и возможностей современных исследований.

Курс рассчитан на учащихся 10 класса.. Количество часов -34.

№п/п

Тема

часы

сроки

Введение.

1

Введение Знакомство с предметом и задачами курса.

1

Географические открытия.

2

Открытия древних времён.

1

3.

Средневековые открытия.

1

4.

Эпоха великих географических открытий. Васко да Гамо.

1

5.

Путешествия Х.Калумба, А. Веспуччи

1

6.

Фернан Магеллан-первое кругосветное путешествие.

1

7.

Жак Картье-открытие Канады.

1

8.

Френсис Дрейк-испанский мореплаватель.

1

9

Хождение за три моря тверского купца А. Никитина .

1

10.

Исследования морей Северного Ледовитого океана.(Баренц,Баффин,Гудзон)

1

11-12

Вклад русских путешественников в исследования новых земель.(С.Дежнев,В.Беринг,А.Чириков,, С.Челюскин,Х.Лаптев,)

2

13

Географические открытия и арабские географы: Бируни, Масуди, Идриси, Ибн Баттута, Ибн Маджид.

1

14

Географические открытия голландских мореплавателей Абеля Тасмана, Джеймс Кук.

1

15.

И.Крузенштерн, Ю.Лисянский русские путешественники-исследователи.

1

16.

Ф.Беллинсгаузен, М.Лазарев-открытие Антарктиды.

1

17.

Экспедиция на «Бигле»-Фицрой и Дарвин.

1

18-19

Выдающиеся исследователи Африки: Д.Ливингстон,Г.Стэнли, Е. Ковалевский, В.Юнкер

2

20

Путешествие Гумбольдта по Америке.

1

21

Руал Амундсен-открытие Северного полюса.

1

22

О. Шмидт исследователь Северного Ледовитого океана.

1

23

Открытие единой планетарной системы срединно-океанических хребтов (Б.Хейзен, Г.Менард, П.Л.Безруков, 1955-1962 гг.).

1

24

Жак Ив Кусто.

1

История исследования территории Казахстана.

25

Арабские путешественники

1

26

Махмуд Кашгари, Мухаммед Дулати, Абу-Насыр аль Фараби.

1

27

. Выдающиеся исследователи Азии: А.Ф. Миддендорф, А.П. Семенов-Тян-Шанский и Н.М.Пржевальский.

1

28-29

Ш.Уалиханов-казахский путешественник.

2

30

И.В.Мущкетов,НА Северцов-исследования Казахстана и Средней Азии

1

31-32

К.Сатпаев-выдающийся ученый Казахстана.

2

33-34

Итоговое занятие

2


Литература.


  1. У.А.Есназарова Физическая география Казахстана.

  2. Справочник школьника География Казахстана. «Арман ПВ»2005

  3. Г.Голубев Колумбы российские. Москва 1989

  4. Е.Н.Авадеява 100 великих мореплавателей. Москва «Вече»1999

  5. .Максаковский В. П. Историческая география мира. - М., 1997

  6. .Мукитанов Н. Г. От Страбона до наших дней. - М., 1985

© 2010-2022