- Преподавателю
- География
- Программа прикладного курса История географических открытий
Программа прикладного курса История географических открытий
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | РИБИЦКАЯ О.И. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
В стремительно меняющемся окружающем мире содержание школьной географии должно отвечать, прежде всего, цели подготовки учащихся быть адекватными окружающей географической действительности. Достижение этой цели в значительной степени способствует приобретение исторических знаний освоения своей страны и навыков для, самостоятельного оценивания качества и уровня изученности территории страны.
Прикладной курс «История географических открытий» должен сформировать у учащихся общие представления об истории открытия и изучения территории нашей родины. Учащиеся должны иметь представление о современных исследовательских процессах, знакомы с общими этапами открытия и изучения территории страны, этапами формирования геологической истории и развитием органической жизни.
Произошедшие важнейшие сдвиги и проявляющиеся тенденции в развитии мирового сообщества и его взаимодействии с окружающей средой свидетельствуют, что на рубеже 21 века, важнейшей проблемой стало- выживание человечества на планете. Географическое открытие- это первое исторически доказанное посещение, намеренное или, случайное, представителями народов, знающие письмо, неизвестных им ранее или известных только по слухам частей океанов, морей, заливов и проливов, материков и их частей, островов, внутренних вод, любых возвышенных и низменных участков суши не только необитаемых, и но и обитаемых земель с еще бесписьменным населением. Особенностью содержания курса является ориентация на личность учащегося, формирование географической компетенции как субъекта бытовой и профессиональной деятельности в разнообразной быстро меняющейся окружающей действительности.
Изучение курса позволит интегрировать знания по географии, археологии, биологии, лингвистики и другими предметами.
Изучение данного курса на профильном уровне общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы г географических знаний для понимания взаимосвязей и взаимодействий в системе «человек - природа - хозяйство »;
- овладение умениями применять знания для самостоятельной оценки уровня освоенности территории, развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей для наблюдения за становлением культуры и процветания отдельных территорий и страны в целом; навыков решения поставленных задач;
-воспитание социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной деятельности;
- использование географических знаний и умений в быту и в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности; в обеспечении жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Главная задача курса заключается в формировании у ребят географической компетентности, основополагающими признаками которой являются:
-осознание пространственного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных и социально-экономических, объектов;
- умение самостоятельно различать и оценивать демографические ситуации личностной ценностной поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.
Школьники должны знать представление о современных географических открытиях, связанных с научно-техническим прогрессом, с космической съемкой; иметь представления о проблемах истории открытий прежних времен; создание современных карт.
Все это должно способствовать формированию представлений о нашей планете как части отражают неразрывное единство природных процессов.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
-работать с таблицами, графиками, диаграммами;
- по различным источникам информации давать характеристику исследования или открытия;
-использовать различные источники информации для изучения условий и возможностей современных исследований.
Курс рассчитан на учащихся 10 класса.. Количество часов -34.
№п/п
Тема
часы
сроки
Введение.
1
Введение Знакомство с предметом и задачами курса.
1
Географические открытия.
2
Открытия древних времён.
1
3.
Средневековые открытия.
1
4.
Эпоха великих географических открытий. Васко да Гамо.
1
5.
Путешествия Х.Калумба, А. Веспуччи
1
6.
Фернан Магеллан-первое кругосветное путешествие.
1
7.
Жак Картье-открытие Канады.
1
8.
Френсис Дрейк-испанский мореплаватель.
1
9
Хождение за три моря тверского купца А. Никитина .
1
10.
Исследования морей Северного Ледовитого океана.(Баренц,Баффин,Гудзон)
1
11-12
Вклад русских путешественников в исследования новых земель.(С.Дежнев,В.Беринг,А.Чириков,, С.Челюскин,Х.Лаптев,)
2
13
Географические открытия и арабские географы: Бируни, Масуди, Идриси, Ибн Баттута, Ибн Маджид.
1
14
Географические открытия голландских мореплавателей Абеля Тасмана, Джеймс Кук.
1
15.
И.Крузенштерн, Ю.Лисянский русские путешественники-исследователи.
1
16.
Ф.Беллинсгаузен, М.Лазарев-открытие Антарктиды.
1
17.
Экспедиция на «Бигле»-Фицрой и Дарвин.
1
18-19
Выдающиеся исследователи Африки: Д.Ливингстон,Г.Стэнли, Е. Ковалевский, В.Юнкер
2
20
Путешествие Гумбольдта по Америке.
1
21
Руал Амундсен-открытие Северного полюса.
1
22
О. Шмидт исследователь Северного Ледовитого океана.
1
23
Открытие единой планетарной системы срединно-океанических хребтов (Б.Хейзен, Г.Менард, П.Л.Безруков, 1955-1962 гг.).
1
24
Жак Ив Кусто.
1
История исследования территории Казахстана.
25
Арабские путешественники
1
26
Махмуд Кашгари, Мухаммед Дулати, Абу-Насыр аль Фараби.
1
27
. Выдающиеся исследователи Азии: А.Ф. Миддендорф, А.П. Семенов-Тян-Шанский и Н.М.Пржевальский.
1
28-29
Ш.Уалиханов-казахский путешественник.
2
30
И.В.Мущкетов,НА Северцов-исследования Казахстана и Средней Азии
1
31-32
К.Сатпаев-выдающийся ученый Казахстана.
2
33-34
Итоговое занятие
2
Литература.
-
У.А.Есназарова Физическая география Казахстана.
-
Справочник школьника География Казахстана. «Арман ПВ»2005
-
Г.Голубев Колумбы российские. Москва 1989
-
Е.Н.Авадеява 100 великих мореплавателей. Москва «Вече»1999
-
.Максаковский В. П. Историческая география мира. - М., 1997
-
.Мукитанов Н. Г. От Страбона до наших дней. - М., 1985