- Преподавателю
- География
- Открытый урок по географии в 6 классе Движения воды в океане. Волны
Открытый урок по географии в 6 классе Движения воды в океане. Волны
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ишбулдина В.Р. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка урока географии в 6 классе
по теме: «Движение воды в океане. Волны»
Цель: формирование знаний учащихся о видах движения океанической воды.
Задачи:
личностные: воспитание интереса к изучаемому предмету, формирование научного мировоззрения.
метапредметные: развитие умения самостоятельно анализировать источники географической информации в поисках решения поставленных задач;
предметные: формирование знаний о видах движений воды в Океане, выяснение их причин;
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, презентация.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Организация работы на уроке (раздача карточек для рефлексии и оценочной деятельности учащихся)
Здравствуйте уважаемые гости и ребята!
Слайд 2
На партах у вас лежат карточки, напишите, пожалуйста, на них свою фамилию и имя. На протяжении урока вы будете выполнять задания и вписывать набранные баллы. Максимальное количество баллов также указано в карточке. В конце урока вам нужно сосчитать набранные баллы и поставить себе отметку за работу на уроке.
Фамилия, имя ученика ____________________________________________
Тест
Заполнение схемы
Сообщение
«Географическое
исследование»
Итоги за урок
5 баллов
4 балла
1 балл
5 баллов
15 баллов
Критерии оценки: «5» - 12-15 б.
«4» - 9-11 б.
«3» - менее 9 б.
Я приехала к вам из села Семенкино и хочу именно с вами плодотворно поработать. Ребята, давайте продолжим исследовать земную поверхность. Я предлагаю вам отправиться в путешествие и постичь тайны нашей планеты. Для этого нам будет нужен транспорт. Так как 70 % Земли покрыто водой, то идеальным видом транспорта будет корабль.
Чтобы отправиться в далекое плавание, вам необходимо обладать определенным багажом знаний. Давайте сейчас проверим, насколько вы готовы к путешествию.
2. Актуализация знаний и пробного учебного действия.
Выполните тест и выберите только один правильный ответ на вопрос.
1.Наибольшие глубины характерны для океана:
Северного Ледовитого
Тихого
Индийского
Атлантического
2.Море, практически, со всех сторон окружённое сушей:
Окраинное
Материковое
Межостровное
Внутреннее
3.Средняя солёность вод Мирового океана составляет:
28‰
35‰
37‰
42‰
4.Средняя температура поверхностных вод океана равна:
+4º
+17º
+10º
+20º
5.Самый крупный остров Земли:
Мадагаскар
Новая Гвинея
Гренландия
Сахалин
Ребята, насколько вы справились с тестом? Поставьте себе оценку в верхнем углу. А сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы.
Правильные ответы представлены на Слайде 3.
У кого оценки совпали? Поднимите руки.
Результаты в баллах занесите в свои карточки
1. Тихого
3. Внутреннее
3. 35‰
4. +17º
5. Гренландия
Деятельность учащихся: Проверяют тест по и записывают результаты в карточку.
3. Постановка проблемы и построение проекта выхода из затруднений.
Багаж знаний упакован, теперь смело можно отправиться в путешествие.
Деятельность учащихся: Формулируют тему и задачи урока.
Просмотр видеофрагмента «Шторм на море»
Океан не сразу покорялся человеку, т.к. плавание под парусами представляло собой большую опасность. В океане круглый год бушуют штормы, и стоило кораблю выйти в океан, как ему угрожала беда.
Трудности и разнообразные опасности, подстерегающие в океане, были хорошо известны и героям фильма «В сердце моря», который недавно показывали в кинотеатрах.
В этой картине команда, занимающаяся китобойным промыслом, отправляется на судне за китовым жиром.
А вы знаете, что до появления нефти, основным источником освещения был китовый жир. Поэтому китобои уходили в плавание на несколько лет. Фильм повествует о бурях, кораблекрушении и чудесном спасении нескольких китобоев, в том числе и капитана корабля.
Что больше всего мешало китобойному судну? Волны. Итак, какая тема нашего урока?
«Движение воды в океане. Волны» - Слайд 4
Ребята, а что вы знаете о волнах? Что такое шторм? Расскажите. (Выслушивание ответов детей, не комментировать).
Хорошо, чтобы оценить ваши знания и лучше разобраться в этом вопросе, нам поможет изучение
Для лучшего понимания, мы разделим тему на три этапа: Слайд 5
Ознакомьтесь с ними.
I этап 1. Виды волн. Основные элементы волны.
II этап 1. Причины образования цунами. 2. Почему цунами не страшны в открытом море?
III этап 1. Что такое приливы и отливы? 2. Почему они происходят?
По ходу изучения темы вы будете заполнять таблицу по представленному образцу. Слайд 6.
4. Реализация построенного проекта
Почему вода в океане движется?
Дети: из-за ветра
Вы знаете, что даже самый слабый ветерок оказывает волнение на поверхности воды.
Вода в океане находится в постоянном движении и люди наблюдают на его поверхности волны. Но на самом деле непрерывно перемещается вся толща воды - от поверхности до самых глубоких слоев.
Движения воды вызывают разные силы: Слайд 7
Космические
Атмосферные
Внутриземные (землетрясения, извержения подводных вулканов)
Внутриокеанические (различия в температуре, солености и плотности вод)
Сообщение 1
Учащимся зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Непонятная песня».
Послушайте, о чем здесь говориться. Слайд 8 - 13
...Клокочет, бушует, волнуется море
Сердито и грозно, седые валы
Как вихри летают на буйном просторе
И силятся сдвинуть крутые скалы.
Смотрите, смотрите - как грудью, могучей
Они, разъяренные бьют в берега!
Но вот на средину отхлынули тучей,
Как будто заслышав призванье врага.
Как будто меж ними затеялась ссора -
Ревут ураганом, громами гремят,
Понять невозможно их чудного хора,
Но, кажется, что-то они говорят…
О чем идет речь в этом отрывке?
Так что же такое «Волна» - это колебательные движения воды Слайд 14
Рассмотрим основные элементы волны - Слайд 15
Какие части выделяются у волны?
Подошва - наиболее низкая часть волны
Гребень - наиболее высокая часть волны
Высота - расстояние от подошвы до гребня волны
Длина - расстояние между двумя гребнями волны
По рисунку дайте устно определения этим элементам.
Разновидности волн
Волны бывают глубинные и поверхностные Слайд 16
Где возникают глубинные волны? Где возникают поверхностные волны?
Глубинные волны возникают на любых глубинах океанов, они опасны для водолазов и подводных лодок. Поверхностные волны возникают на поверхности океана.
Выделяют три разновидности поверхностных волн. Первая из них - ветровые волны.
Как вы думаете, какова главная причина ветровых волн?
Выполнили мы свою задачу на этом этапе?
Назовите виды волн.
Основные элементы волны.
Кроме ветровых волн в океане есть ещё другие волны. Послушайте сообщение 2
Сообщение 2
«…Мы увидели надвигающуюся волну. Она близилась, как стена, и росла. Больше, чем раскаты грома, что доносились от приближавшейся волны, страх нагонял сам вид водоворота перед ней, в котором крутились целые обломки скал и тяжелые стволы деревьев, словно это были спички. Как этот мощный водопад среди моря, эта гигантская в 20 и более метров высотой стена, с грохочущей, добела иссеченной пенной короной могла удерживаться прямо, как стена? Затем она обрушилась на берег и потрясла основание острова, словно землетрясение. Кровли, деревья, две лодки волна унесла с собой. Всё это продолжалось несколько минут, и тем не менее залив после этого выглядел словно после битвы.»
О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?
Дети: - цунами
При сильных подводных землетрясениях колебания земной коры передаются воде. При этом на поверхности океана образуются особые волны - цунами. Слайд 17, 18.
В открытом океане высота цунами 1 - 2 метра, они безопасны для кораблей. Распространяясь со скорость 700 км/ч, достигают берегов. Их высота возрастает до 20 м. В узких заливах и бухтах до 35 - 50 м. Слайд 19
Последствия, районы, подверженные цунами - Слайды 20, 21
Подведём итоги второго этапа.
Что такое цунами, их причины?
Почему они не страшны в открытом море?
Физкультминутка
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (ученики машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (делают плавательные движения)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте)
Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок!
Послушайте сообщение и угадайте третий вид поверхностных волн.
Сообщение 3
В некоторых районах океана два раза в течение суток вода устремляется к берегу, затопляет пляжи, прибрежные низины и два раза в сутки отступает от берега, и из воды «выныривают» камни, обнажаются основания утесов и пляжи, а океан кое-где отступает от берегов на 10-20 см. Кажется, что море дышит полной грудью и за каждым глубоким вздохом следует выдох. Ещё 2000 лет назад люди поняли их связь с фазами Луны, но научное объяснение дал в 1687 году Исаак Ньютон на основе сформулированного им закона всемирного тяготения. Этот закон гласит, что все тела притягиваются друг к другу, сила притяжения Луны притягивает воду к тому месту океана, который ближе всего к спутнику. Самые высокие приливы бывают тогда, когда Солнце, Луна и Земля находятся на одной линии.
Какие же это волны?
Периодические повышения и понижения воды у берегов называются приливами и отливами. За сутки наблюдаются 2 прилива и 2 отлива.
Приливные волны - ритмические поднятия и опускания уровня океана Слайд 22
Причины приливов и отливов - притяжение вод океана луной Слайд 23
Луна, вращаясь вокруг Земли, притягивает ее. И когда луна приближается к Земле, она притягивает к себе огромные массы воды - наступает отлив. Когда луна отдаляется от Земли - наступает прилив.
Залив Фанди Слайд 24 Пенжинская губа Слайд 25
Таблица приливов Слайд 26
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Итак, мы разобрали все основные виды движения воды в океане.
Сейчас я попрошу вас заполнить схемы и проверить результаты Слайд 27, 28
Ребята! Кто из вас не допустил ни одной ошибки? Поднимите руки. Набранные баллы запишите в карточку.
6. Первичное включение нового знания в систему знаний и повторение нового знания
По итогам нашего путешествия давайте проведем «Географическое исследование».
ВАРИАНТ 1.
1. Гребень - это:
A) высшая точка волны;
Б) колебательные движения;
B) низкая точка волны.
2. Волны - это:
A) горизонтальные движения воды;
Б) вертикальные колебательные движения;
B) подъем уровня воды.
3. Прилив - это:
A) набегающие и разрушающиеся при ударе волны;
Б) подъём уровня воды;
B) самый низкий уровень воды.
4. Длина волны - это:
A) расстояние между гребнем и подошвой;
Б) расстояние между гребнями;
B) высшая точка волны.
-
Мелкие волны, появляющиеся при слабом ветре
ВАРИАНТ 2.
1. Подошва - это;
-
высшая точка волны;
Б) низкая точка волны;
В) расстояние между гребнями.
2. Волна - это:
A) колебательные движения водной массы;
Б) подъём уровня воды;
B) расстояние между гребнями.
3. Цунами - это:
А) колебательные движения;
Б) горизонтальные течения;
В) гигантские волны.
4. Высота волны - это:
А) расстояние между гребнем и подошвой;
Б) расстояние между гребнями;
B) высшая точка волны.
5. Высокие волны, появляющиеся при сильном ветре.
Ответы Слайд 29
Вариант 1
1 - А
2 - Б
3 - Б
4 - Б
5 - Рябь
Вариант 2
1 - Б
2 - А
3 - В
4 - А
5 - Шторм
7. Рефлексия
Поднимите руки те, ребята, которые получили сегодня за урок оценку «5», «4». Поставьте оценки себе в дневники, на перемене я распишусь.
В чем изменились ваши знания? Что нового вы узнали на уроке? В чем вы ошибались? Молодцы, что шли в правильном направлении.
Пригодятся ли эти знания в жизни? В повседневной жизни нам тоже нужны знание географии.
Спасибо всем за плодотворную работу на уроке.
8. Домашнее задание.
Посмотреть фильм «В сердце океана» или прочитать рассказы о Синбаде Мореходе.