Открытый урок по географии в 6 классе Движения воды в океане. Волны

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока географии в 6 классе

по теме: «Движение воды в океане. Волны»

Цель: формирование знаний учащихся о видах движения океанической воды.

Задачи:

личностные: воспитание интереса к изучаемому предмету, формирование научного мировоззрения.

метапредметные: развитие умения самостоятельно анализировать источники географической информации в поисках решения поставленных задач;

предметные: формирование знаний о видах движений воды в Океане, выяснение их причин;

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, презентация.


Ход урока


1. Мотивация к учебной деятельности

Организация работы на уроке (раздача карточек для рефлексии и оценочной деятельности учащихся)

Здравствуйте уважаемые гости и ребята!

Слайд 2

На партах у вас лежат карточки, напишите, пожалуйста, на них свою фамилию и имя. На протяжении урока вы будете выполнять задания и вписывать набранные баллы. Максимальное количество баллов также указано в карточке. В конце урока вам нужно сосчитать набранные баллы и поставить себе отметку за работу на уроке.

Фамилия, имя ученика ____________________________________________

Тест

Заполнение схемы

Сообщение

«Географическое

исследование»

Итоги за урок

5 баллов

4 балла

1 балл

5 баллов

15 баллов


Критерии оценки: «5» - 12-15 б.

«4» - 9-11 б.

«3» - менее 9 б.

Я приехала к вам из села Семенкино и хочу именно с вами плодотворно поработать. Ребята, давайте продолжим исследовать земную поверхность. Я предлагаю вам отправиться в путешествие и постичь тайны нашей планеты. Для этого нам будет нужен транспорт. Так как 70 % Земли покрыто водой, то идеальным видом транспорта будет корабль.

Чтобы отправиться в далекое плавание, вам необходимо обладать определенным багажом знаний. Давайте сейчас проверим, насколько вы готовы к путешествию.

2. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Выполните тест и выберите только один правильный ответ на вопрос.

1.Наибольшие глубины характерны для океана:

Северного Ледовитого

Тихого

Индийского

Атлантического

2.Море, практически, со всех сторон окружённое сушей:

Окраинное

Материковое

Межостровное

Внутреннее

3.Средняя солёность вод Мирового океана составляет:

28‰

35‰

37‰

42‰

4.Средняя температура поверхностных вод океана равна:

+4º

+17º

+10º

+20º

5.Самый крупный остров Земли:

Мадагаскар

Новая Гвинея

Гренландия

Сахалин

Ребята, насколько вы справились с тестом? Поставьте себе оценку в верхнем углу. А сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы.

Правильные ответы представлены на Слайде 3.

У кого оценки совпали? Поднимите руки.

Результаты в баллах занесите в свои карточки

1. Тихого

3. Внутреннее

3. 35‰

4. +17º

5. Гренландия

Деятельность учащихся: Проверяют тест по и записывают результаты в карточку.


3. Постановка проблемы и построение проекта выхода из затруднений.


Багаж знаний упакован, теперь смело можно отправиться в путешествие.

Деятельность учащихся: Формулируют тему и задачи урока.

Просмотр видеофрагмента «Шторм на море»

Океан не сразу покорялся человеку, т.к. плавание под парусами представляло собой большую опасность. В океане круглый год бушуют штормы, и стоило кораблю выйти в океан, как ему угрожала беда.

Трудности и разнообразные опасности, подстерегающие в океане, были хорошо известны и героям фильма «В сердце моря», который недавно показывали в кинотеатрах.

В этой картине команда, занимающаяся китобойным промыслом, отправляется на судне за китовым жиром.

А вы знаете, что до появления нефти, основным источником освещения был китовый жир. Поэтому китобои уходили в плавание на несколько лет. Фильм повествует о бурях, кораблекрушении и чудесном спасении нескольких китобоев, в том числе и капитана корабля.

Что больше всего мешало китобойному судну? Волны. Итак, какая тема нашего урока?

«Движение воды в океане. Волны» - Слайд 4

Ребята, а что вы знаете о волнах? Что такое шторм? Расскажите. (Выслушивание ответов детей, не комментировать).

Хорошо, чтобы оценить ваши знания и лучше разобраться в этом вопросе, нам поможет изучение

Для лучшего понимания, мы разделим тему на три этапа: Слайд 5

Ознакомьтесь с ними.

I этап 1. Виды волн. Основные элементы волны.

II этап 1. Причины образования цунами. 2. Почему цунами не страшны в открытом море?

III этап 1. Что такое приливы и отливы? 2. Почему они происходят?

По ходу изучения темы вы будете заполнять таблицу по представленному образцу. Слайд 6.


4. Реализация построенного проекта

Почему вода в океане движется?

Дети: из-за ветра

Вы знаете, что даже самый слабый ветерок оказывает волнение на поверхности воды.

Вода в океане находится в постоянном движении и люди наблюдают на его поверхности волны. Но на самом деле непрерывно перемещается вся толща воды - от поверхности до самых глубоких слоев.

Движения воды вызывают разные силы: Слайд 7

Космические

Атмосферные

Внутриземные (землетрясения, извержения подводных вулканов)

Внутриокеанические (различия в температуре, солености и плотности вод)

Сообщение 1

Учащимся зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Непонятная песня».

Послушайте, о чем здесь говориться. Слайд 8 - 13


...Клокочет, бушует, волнуется море

Сердито и грозно, седые валы

Как вихри летают на буйном просторе

И силятся сдвинуть крутые скалы.

Смотрите, смотрите - как грудью, могучей

Они, разъяренные бьют в берега!

Но вот на средину отхлынули тучей,

Как будто заслышав призванье врага.

Как будто меж ними затеялась ссора -

Ревут ураганом, громами гремят,

Понять невозможно их чудного хора,

Но, кажется, что-то они говорят…

О чем идет речь в этом отрывке?

Так что же такое «Волна» - это колебательные движения воды Слайд 14

Рассмотрим основные элементы волны - Слайд 15

Какие части выделяются у волны?

Подошва - наиболее низкая часть волны

Гребень - наиболее высокая часть волны

Высота - расстояние от подошвы до гребня волны

Длина - расстояние между двумя гребнями волны

По рисунку дайте устно определения этим элементам.

Разновидности волн

Волны бывают глубинные и поверхностные Слайд 16

Где возникают глубинные волны? Где возникают поверхностные волны?

Глубинные волны возникают на любых глубинах океанов, они опасны для водолазов и подводных лодок. Поверхностные волны возникают на поверхности океана.

Выделяют три разновидности поверхностных волн. Первая из них - ветровые волны.

Как вы думаете, какова главная причина ветровых волн?

Выполнили мы свою задачу на этом этапе?

Назовите виды волн.

Основные элементы волны.

Кроме ветровых волн в океане есть ещё другие волны. Послушайте сообщение 2

Сообщение 2

«…Мы увидели надвигающуюся волну. Она близилась, как стена, и росла. Больше, чем раскаты грома, что доносились от приближавшейся волны, страх нагонял сам вид водоворота перед ней, в котором крутились целые обломки скал и тяжелые стволы деревьев, словно это были спички. Как этот мощный водопад среди моря, эта гигантская в 20 и более метров высотой стена, с грохочущей, добела иссеченной пенной короной могла удерживаться прямо, как стена? Затем она обрушилась на берег и потрясла основание острова, словно землетрясение. Кровли, деревья, две лодки волна унесла с собой. Всё это продолжалось несколько минут, и тем не менее залив после этого выглядел словно после битвы.»

О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?

Дети: - цунами

При сильных подводных землетрясениях колебания земной коры передаются воде. При этом на поверхности океана образуются особые волны - цунами. Слайд 17, 18.

В открытом океане высота цунами 1 - 2 метра, они безопасны для кораблей. Распространяясь со скорость 700 км/ч, достигают берегов. Их высота возрастает до 20 м. В узких заливах и бухтах до 35 - 50 м. Слайд 19

Последствия, районы, подверженные цунами - Слайды 20, 21

Подведём итоги второго этапа.

Что такое цунами, их причины?

Почему они не страшны в открытом море?

Физкультминутка

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (ученики машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (делают плавательные движения)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте)

Сядьте, дети, на песок,

Продолжаем наш урок!

Послушайте сообщение и угадайте третий вид поверхностных волн.

Сообщение 3

В некоторых районах океана два раза в течение суток вода устремляется к берегу, затопляет пляжи, прибрежные низины и два раза в сутки отступает от берега, и из воды «выныривают» камни, обнажаются основания утесов и пляжи, а океан кое-где отступает от берегов на 10-20 см. Кажется, что море дышит полной грудью и за каждым глубоким вздохом следует выдох. Ещё 2000 лет назад люди поняли их связь с фазами Луны, но научное объяснение дал в 1687 году Исаак Ньютон на основе сформулированного им закона всемирного тяготения. Этот закон гласит, что все тела притягиваются друг к другу, сила притяжения Луны притягивает воду к тому месту океана, который ближе всего к спутнику. Самые высокие приливы бывают тогда, когда Солнце, Луна и Земля находятся на одной линии.

Какие же это волны?

Периодические повышения и понижения воды у берегов называются приливами и отливами. За сутки наблюдаются 2 прилива и 2 отлива.

Приливные волны - ритмические поднятия и опускания уровня океана Слайд 22

Причины приливов и отливов - притяжение вод океана луной Слайд 23

Луна, вращаясь вокруг Земли, притягивает ее. И когда луна приближается к Земле, она притягивает к себе огромные массы воды - наступает отлив. Когда луна отдаляется от Земли - наступает прилив.

Залив Фанди Слайд 24 Пенжинская губа Слайд 25

Таблица приливов Слайд 26

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Итак, мы разобрали все основные виды движения воды в океане.

Сейчас я попрошу вас заполнить схемы и проверить результаты Слайд 27, 28

Ребята! Кто из вас не допустил ни одной ошибки? Поднимите руки. Набранные баллы запишите в карточку.

6. Первичное включение нового знания в систему знаний и повторение нового знания


По итогам нашего путешествия давайте проведем «Географическое исследование».

ВАРИАНТ 1.

1. Гребень - это:

A) высшая точка волны;

Б) колебательные движения;

B) низкая точка волны.

2. Волны - это:

A) горизонтальные движения воды;

Б) вертикальные колебательные движения;

B) подъем уровня воды.

3. Прилив - это:

A) набегающие и разрушающиеся при ударе волны;

Б) подъём уровня воды;

B) самый низкий уровень воды.

4. Длина волны - это:

A) расстояние между гребнем и подошвой;

Б) расстояние между гребнями;

B) высшая точка волны.

  1. Мелкие волны, появляющиеся при слабом ветре

ВАРИАНТ 2.

1. Подошва - это;

  1. высшая точка волны;

Б) низкая точка волны;

В) расстояние между гребнями.

2. Волна - это:

A) колебательные движения водной массы;

Б) подъём уровня воды;

B) расстояние между гребнями.

3. Цунами - это:

А) колебательные движения;

Б) горизонтальные течения;

В) гигантские волны.

4. Высота волны - это:

А) расстояние между гребнем и подошвой;

Б) расстояние между гребнями;

B) высшая точка волны.

5. Высокие волны, появляющиеся при сильном ветре.

Ответы Слайд 29

Вариант 1

1 - А

2 - Б

3 - Б

4 - Б

5 - Рябь

Вариант 2

1 - Б

2 - А

3 - В

4 - А

5 - Шторм

7. Рефлексия

Поднимите руки те, ребята, которые получили сегодня за урок оценку «5», «4». Поставьте оценки себе в дневники, на перемене я распишусь.

В чем изменились ваши знания? Что нового вы узнали на уроке? В чем вы ошибались? Молодцы, что шли в правильном направлении.

Пригодятся ли эти знания в жизни? В повседневной жизни нам тоже нужны знание географии.

Спасибо всем за плодотворную работу на уроке.


8. Домашнее задание.


Посмотреть фильм «В сердце океана» или прочитать рассказы о Синбаде Мореходе.

© 2010-2022