- Преподавателю
- География
- Рабочая программа кружка «Экология Дона»
Рабочая программа кружка «Экология Дона»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дудочникова Н.В. |
Дата | 12.12.2013 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Автор: Дудочникова Н.В.
1996 г.
Объяснительная записка
Проблемы экологии и рационального природопользования приобрели для нашей страны и для всего мира судьбоносное значение. От того, как успешно они будут решены, зависят судьбы и нашего хозяйства, и нашего здоровья, и продолжения нашей жизни.
В настоящее время экологическое положение нашей страны во многом совершенно неудовлетворительно. Множество развивающихся на её территории угрожающих процессов может если не принять безотлагательных мер, перейти в необратимые катастрофы. Это требует принятия неотложных мер. Особую роль в сложившейся ситуации играет школа. Она призвана дать экологические знания, воспитывать экологическую культуру, быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.
Факультативный курс по экологии рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и является дополнительным курсом природоведения, биологии, географии, физики, химии.
Курс экологии:
-
Расширяет знания учащихся о физических и химических свойствах компонентов неживой природы, о связях между органическим и неорганическим миром; об относительной приспособленности растений и животных к различным условиям внешней среды;
-
Углубляет знания учащихся о местной природе, о рациональном использовании и охране её богатств.
Основная цель курса:
конкретизация биологических знаний на основе регионального материала, подведение учащихся к осознанию, что глобальный экологический кризис складывается из многочисленных локальных разрушений среды жизни человека на всей планете.
В задачи курса входит:
-
Формирование системы знаний о роли человека в природе. Человек является частью природы, он существует, используя её богатства, и обязан так вести хозяйство, чтобы сохранить чистыми воздух и воду, плодородие почв, красоту ландшафтов, все многообразие обитающих на Земле растений и животных;
-
Формирование знаний и умений исследовательского характера, способствующего развитию творческой и деловой активности при решении различных экологических проблем;
-
Развитие потребности в общении с природой, понимание сущности и актуальности региональных экологических проблем для населения Ростовской области;
-
Развитие у школьников оценочно - критического мышления, интеллектуальных и практических навыков и умений, направленных на решение экологических проблем, эмоционально - художественного восприятия окружающей среды, усвоение правовых норм регулирования взаимоотношений с ней.
Достижение целей курса «Экология Дона» возможно при использовании различных методов обучения, но приоритет отдан методам исследовательского характера:
- наблюдение; экскурсии; экспериментальные работы; моделирование различных экологических ситуаций; деловые игры; беседы; работа с дополнительной и периодической литературой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (3 ч.)
Теоретические основы охраны природы. Предмет и задачи экологии.
Экскурсия в природу с целю ознакомления воздействий человека на природу и связанная с ним напряженность экологических проблем.
ТЕМА 1. ЭКОЛОГИЯ ЖИЗНИ (7 ч.)
Природа неживая и живая. Сущность жизни. Что такое жизнь?
Разнообразие живых существ, виды и группы организмов.
Солнце как источник тепла и света для живого.
Воздух и вода как условия необходимые для жизни организмов.
Почему организмы обитают там, где они обитают?
ТЕМА 2. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (11 ч.)
Часть1. Воздух (4 ч.)
Атмосферный воздух и его охрана. Значение воздуха в жизни человека, животных, растений. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние организмов на состав воздуха.
Часть 2. Почва (3 ч.)
Влияние организмов на состав и плодородие почв. Почвенные ресурсы. Роль почвы в биосфере.
Часть 3. Вода (4 ч.)
Вода как фактор жизни. Источники загрязнения водоемов. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества.
Практические работы:
-
Изучение влияния загрязнений атмосферы на окружающую природу.
-
Изучение территории с эрозированными почвами и определение причин и видов эрозии.
Экскурсия в природу: на объекты с эрозийными процессами.
Экскурсия на различные виды водоемов (родник, оросительный канал, озеро). Выявление источников загрязнения вод и способов их очистки.
ТЕМА 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (13 ч.)
Часть 1. Экосистемы (7ч.)
Основные компоненты экосистем. Роль растений в природе. Роль животных в жизни растений. Роль грибов и микроорганизмов в природе. Цепи питания. Сообщества леса, луга, пресного водоема. Разнообразие организмов в сообществах. Биоценоз - элементарная экосистема. Природные зоны.
Часть 2. Экосистемы и человек (6ч.)
Влияние человека на состояние природных зон. Круговорот веществ в природе. Разностороннее значение природы для человека. Охрана природы. Красная книга. Человек - часть природы, её живого мира.
Практическая работа:
-
Посадка деревьев, кустарников и цветов.
Экскурсия в природу с целью выявления человека на состояние луга, водоемов и других экологических систем.