Рабочая программа кружка «Экология Дона»

"Описание материала: "Программа "кружка «"Экология "Дона», "имеет "экологическую "направленность, "является "учебно-"образовательной "с "практической "ориентацией.  "Достижение "целей "курса «"Экология "Дона» "возможно "при "использовании "различных "методов "обучения, "но "приоритет "отдан "методам "исследовательского "характера: "наблюдение; "экскурсии; "экспериментальные "работы; "моделирование "различных "экологических "ситуаций; "деловые "игры; "беседы; "работа "с "дополнительной "и "период...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа кружка «Экология Дона»

Рабочая программа кружка «Экология Дона»

Рабочая программа кружка «Экология Дона»


Автор: Дудочникова Н.В.

1996 г.





Объяснительная записка

Проблемы экологии и рационального природопользования приобрели для нашей страны и для всего мира судьбоносное значение. От того, как успешно они будут решены, зависят судьбы и нашего хозяйства, и нашего здоровья, и продолжения нашей жизни.

В настоящее время экологическое положение нашей страны во многом совершенно неудовлетворительно. Множество развивающихся на её территории угрожающих процессов может если не принять безотлагательных мер, перейти в необратимые катастрофы. Это требует принятия неотложных мер. Особую роль в сложившейся ситуации играет школа. Она призвана дать экологические знания, воспитывать экологическую культуру, быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.

Факультативный курс по экологии рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и является дополнительным курсом природоведения, биологии, географии, физики, химии.

Курс экологии:

  • Расширяет знания учащихся о физических и химических свойствах компонентов неживой природы, о связях между органическим и неорганическим миром; об относительной приспособленности растений и животных к различным условиям внешней среды;


  • Углубляет знания учащихся о местной природе, о рациональном использовании и охране её богатств.

Основная цель курса:

конкретизация биологических знаний на основе регионального материала, подведение учащихся к осознанию, что глобальный экологический кризис складывается из многочисленных локальных разрушений среды жизни человека на всей планете.

В задачи курса входит:

  • Формирование системы знаний о роли человека в природе. Человек является частью природы, он существует, используя её богатства, и обязан так вести хозяйство, чтобы сохранить чистыми воздух и воду, плодородие почв, красоту ландшафтов, все многообразие обитающих на Земле растений и животных;


  • Формирование знаний и умений исследовательского характера, способствующего развитию творческой и деловой активности при решении различных экологических проблем;


  • Развитие потребности в общении с природой, понимание сущности и актуальности региональных экологических проблем для населения Ростовской области;


  • Развитие у школьников оценочно - критического мышления, интеллектуальных и практических навыков и умений, направленных на решение экологических проблем, эмоционально - художественного восприятия окружающей среды, усвоение правовых норм регулирования взаимоотношений с ней.

Достижение целей курса «Экология Дона» возможно при использовании различных методов обучения, но приоритет отдан методам исследовательского характера:

- наблюдение; экскурсии; экспериментальные работы; моделирование различных экологических ситуаций; деловые игры; беседы; работа с дополнительной и периодической литературой.









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ (3 ч.)

Теоретические основы охраны природы. Предмет и задачи экологии.

Экскурсия в природу с целю ознакомления воздействий человека на природу и связанная с ним напряженность экологических проблем.

ТЕМА 1. ЭКОЛОГИЯ ЖИЗНИ (7 ч.)

Природа неживая и живая. Сущность жизни. Что такое жизнь?

Разнообразие живых существ, виды и группы организмов.

Солнце как источник тепла и света для живого.

Воздух и вода как условия необходимые для жизни организмов.

Почему организмы обитают там, где они обитают?

ТЕМА 2. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (11 ч.)

Часть1. Воздух (4 ч.)

Атмосферный воздух и его охрана. Значение воздуха в жизни человека, животных, растений. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние организмов на состав воздуха.

Часть 2. Почва (3 ч.)

Влияние организмов на состав и плодородие почв. Почвенные ресурсы. Роль почвы в биосфере.

Часть 3. Вода (4 ч.)

Вода как фактор жизни. Источники загрязнения водоемов. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества.

Практические работы:

  1. Изучение влияния загрязнений атмосферы на окружающую природу.

  2. Изучение территории с эрозированными почвами и определение причин и видов эрозии.

Экскурсия в природу: на объекты с эрозийными процессами.

Экскурсия на различные виды водоемов (родник, оросительный канал, озеро). Выявление источников загрязнения вод и способов их очистки.

ТЕМА 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (13 ч.)

Часть 1. Экосистемы (7ч.)

Основные компоненты экосистем. Роль растений в природе. Роль животных в жизни растений. Роль грибов и микроорганизмов в природе. Цепи питания. Сообщества леса, луга, пресного водоема. Разнообразие организмов в сообществах. Биоценоз - элементарная экосистема. Природные зоны.

Часть 2. Экосистемы и человек (6ч.)

Влияние человека на состояние природных зон. Круговорот веществ в природе. Разностороннее значение природы для человека. Охрана природы. Красная книга. Человек - часть природы, её живого мира.

Практическая работа:

  1. Посадка деревьев, кустарников и цветов.

Экскурсия в природу с целью выявления человека на состояние луга, водоемов и других экологических систем.

© 2010-2022