Открытый урок на тему

Тема: «Атмосферное давление» Цель: создать условия для формирования у учащихся системы знаний об атмосфере Земли путем знакомства  с понятиями атмосферное давление и условиями его изменения, выяснить причины возникновения ветров, их разновидности, сформировать понятие о «розе ветров»; развивать внимание, представление, логическое мышление учащихся; формировать умения и навыки работы с текстом учебника, пользоваться барометром, флюгером, географической картой, обрабатывать материалы календаря наб...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Сарыбашская школа Первомайского района Республики Крым

Учитель Гафарова Эльмаз Шакировна.

6 класс География (открытый урок)

Тема: «Атмосферное давление»

Цель: создать условия для формирования у учащихся системы знаний об атмосфере Земли путем знакомства с понятиями атмосферное давление и условиями его изменения, выяснить причины возникновения ветров, их разновидности, сформировать понятие о «розе ветров»; развивать внимание, представление, логическое мышление учащихся; формировать умения и навыки работы с текстом учебника, пользоваться барометром, флюгером, географической картой, обрабатывать материалы календаря наблюдений за погодой (составить «розу ветров»);

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: атмосферное давление, барометр-анероид, изобары, флюгер, ветep , бриз, муссон, пассаты, местные ветры

Наглядность и оборудование: физическая карта мира, календарь погоды, барометр, флюгер, учебники, атласы для 6 класс, тетрадь для практических работ ; для опытов стакан с водой, лист бумаги, свеча.

ХОД урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

1. Прием «Карусель»

В игре принимают участие 10 учеников. Они образуют два круга. Пять учеников внешнего круга подготовили по пять вопросов, ответы на которые записаны на карточках. Оба круга движутся в противоположных направлениях так, чтобы каждый ученик внутреннего круга встретился с учеником внешнего круга, который задает подготовленное задание. Если ответ правильный, то ученик внутреннего круга получает карточку-ответ. Побеждает тот, кто собрал больше карточек.

2. Проверка задачи домашнего задания

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Народная мудрость утверждает: «Легкий, как воздух».

А действительно ли воздух легкий?

Опыт № 1

В стакан наливаем 150 г воды, сверху кладем лист бумаги, крепко прижимает к стенкам стакана, и осторожно перекидываем вверх дном. Вода со стаканы не выливается. Почему?

Обсуждение результатов опыта

Вывод: на лист снизу давит воздуха.

Учитель. Оказывается, что воздух имеет вес и с определенной силой давит на земную поверхность, на все тела, и в том числе на тело человека.

Ученые доказали, что слой воздуха давит на каждый 1 см2 с силой 1 кг 330 г. Давайте посчитаем, с какой силой воздух давит на вашу ладонь, если и площадь примерно равна 100 см2.

1,33 х 100 = 133 кг / см2.

Почему же мы не чувствуем такого давления? (Давление атмосферы уравнивается внутренним давлением воздуха, что находится в теле человека.)

IV. Изучение нового материала

Учитель. Что же такое атмосферное давление? Ответ на этот вопрос мы найдем в учебнике на странице _____.

1. Работа с учебником

Учитель. Иногда в быту мы слышим фразу «Упало давление» или «У меня поднялось давление». А как же его можно измерить?

2. Выступления учеников (опережающее задание)

Объяснить это может исследование итальянского ученого Еванджелиста Topричелли. Этот талантливый ученик Галилея в 1664 г создал прибор, который позволил измерить силу давления атмосферы. Стеклянную трубку длиной 1 м (1000 мм), запаянную с одного конца, он заполнил ртутью. Затем крепко закрыл не запаянный конец, перевернул и опустил не запаянным концом в чашку с ртутью. А в чашке под слоем налитой ртути конец открыл. Часть pтyти из трубки вылилась в чашку, а в трубке остался столб ртути высотой 760 мм. Когда ученый поднялся на высоту 10 м, столбик ртути был 759 мм, а когда опустился на 10 м, столбик показывал 761 мм. Как вы думаете, почему на разной высоте столбик ртути в трубке разный?

Учитель. Прибор для измерения атмосферного давления, созданный по принципу трубки Торричелли, называют ртутным барометром (от греческого barog - бремя, груз; metrew - измеряю). Но ртуть - опасный металл и прибором, что состоит со стеклянной трубки, пользоваться в полевых условиях неудобно. Поэтому широко используется барометр-анероид (avnpog - то, что действует без воды).

3. Выступления учеников (опережающее задание)

Работа барометра-анероида основана на изменении формы тонкостенной запаянной металлической коробки под влиянием изменений атмосферного давления. Из коробки сначала выкачивается воздух. Для увеличения поверхности коробки она выполнена волнообразно. Дно коробки прилепляется к приставке, установленной на основе коробки анероида. К этой основе прикреплена пружина, которая поддерживает штифт, который продетый через стержень, припаян вверх коробки. Уравновешивая давление окружающего воздуха над коробкой, пружина предотвращает ее сжатию. Одновременно она допускает незначительное повышение или понижение верха коробки при изменении атмосферного давления. Это изменение положения верха коробки является мерой изменения атмосферного давления. С помощью системы передач он в увеличенном в 200-800 раз отражается движением конца стрелки по циферблату анероида. Деления циферблата соответствуют миллиметрам ртутного столба.

4. Работа в группах

Группа I

Составить ЛОС «Атмосферное давление».


Атмосферное давление -? г


Открытый урок на тему:


А (норм) - 760 мм рт. ст.

(45 ° широты, 0 м)


БОткрытый урок на тему:Открытый урок на тему:арометр


Ртутный

(Э.Торричелли)

АОткрытый урок на тему:- 1 км -100мм рт.ст.


Анероид



Группа II

Задача. Возле подножия горы атмосферное давление составляет 740 мм рт. ст. Определите давление на высоте 1 500 м.

Решение: Мы знаем, что 10 м - 1 мм рт. ст.,

то 500 м: 10 м = 50 х 1 мм рт. ст. - 50 мм рт. ст.

Итак, 740 мм рт. в.- 50 мм рт. ст. = 690 мм рт. ст.

Ответ: если у подножия горы атмосферное давление составляет 740 мм рт. ст., то на высоте 500 м давление составит 690 мм рт. ст.

Группа III

Задача. Если высота г.Знаменка составляет 170 метров над уровнем моря, то какое давление можно считать нормальным для нашего города?

Решение:

10 м -1 мм рт. ст.,

170 м: 10 м = 17

17 х 1 мм рт. ст. = 17 мм рт. ст.

760 мм рт. ст. - 17 мм рт. ст. = 743 мм рт. ст.

Ответ: нормальное атмосферное давление для нашего города составляет 743 мм рт. ст.

Учитель. Вспомните, какие свойства воздуха мы изучили на прошлом уроке (упругость, маленькая теплопроводность, способность при нагревании расширяться, а в случае охлаждения - сжиматься).

Когда воздух нагревается, он расширяется, становится легче и поднимается вверх.

5. Опыт №2

Зажжем свечку, поднесем ее к дверям классной комнаты. Держим свечку возле открытых дверей сверху, потом возле пола. Наблюдаем, что происходит с пламенем.

(Обговариваем результаты опыта. Сверху пламя свечи наклоняется из кабинета в коридор. Возле пола: пламя наклоняется из коридора в кабинет).

Заключение: воздух совершает горизонтальное перемещение.

6. Работа с учебником.

Откуда и куда будет двигаться воздух? От чего зависит скорость движения ветра?

7. Работа со схемой.

Проанализируйте схему:


780 мм рт.ст.

760 мм рт. ст.

Открытый урок на тему:Открытый урок на тему:

ВОткрытый урок на тему:Открытый урок на тему:етер


770 мм рт.ст.

780 мм рт. ст.

Открытый урок на тему:Открытый урок на тему:

ВОткрытый урок на тему:етер

8Открытый урок на тему:. Работа с прибором.

Как можно определить направление ветра? ( С помощью флюгера). Название ветра определяется по стороне горизонта, откуда он дует. Например: если мы говорим что ветер южный, значит, он дует с юга.

9. Работа с учебником.

Сила ветра - измеряется в баллах ( по шкале Бофорта).

Скорость ветра - измеряется в метрах за секунду.

От чего зависит сила ветра? (от разницы атмосферного давления, чем больше, тем скорость ветра сильнее).

10. Практическая работа (выполняется в тетрадях для практических работ).

11. Работа со схемой. Виды ветра.

Открытый урок на тему:

V. Закрепление. Игра «Верю- не верю».

Атмосфера- это воздушная оболочка Земли (+).

Стратосфера - это нижний слой атмосферы (-).

Барометр - это прибор для измерения силы и направления ветра (-).

Атмосферное давление с высотой понижается (+).

Нормальное атмосферное давление считается 760 мм рт.ст. (+).

Муссон в переводе с арабского языка означает сезон (+).

VI. Итог урока

Прием «Моё географическое открытие на уроке».

Закончите предложение «Сегодня я впервые узнал, что….»

VII. Домашнее задание

Изучить параграф. Подготовить сообщение по теме: « Рекорды в атмосфере».


© 2010-2022