Курс по выбору предпрофильная подготовка по географии

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

курса по выбору

«География на кухне»



для 9АЕ,БЕ классы



на 2015 - 2016 учебный год



учитель - Шумакова Валентина Николаевна





СП «Ерино»

2015









Программа предпрофильной подготовки курса по географии для учащихся 8- 9 классов География на кухне. Кухня - индикатор культуры и географии народа.

Пояснительная записка.

Программа курса «География на кухне» предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки и ориентирована на гуманитарный и естественнонаучный профили.

Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности, творческих способностей и обобщению межпредметных связей. В содержании курса нашли отражение этнография и культурология, география и история, биология и литература. Данная программа является интегрированной.

Особенности приготовления и приема пищи, состав продуктов, технологии приготовления разнообразных блюд у разных народов могут рассказать о многом. О том, в каких природных условиях жили представители этого народа или живут сейчас, с какими народами и когда контактировали, куда и зачем путешествовали, о процессах глобализации в современном мире. Сейчас мир поделён не только по политическому, географическому принципу, но и по кулинарному.

Цели курса:

1.Ознакомление учащихся с этнографическим материалом, связанным с особенностями национальной кухни некоторых народов России.

2.Реализация личностно-ориентированного учебного процесса.

3.Умение логически мыслить и анализировать.

Задачи курса:

1. Изучение географии народов России и классификации народов.

2. Определение связи этнографических особенностей с географической средой.

3. Посещение краеведческого музея этнографии с целью описания предметов быта, связанных с приготовлением пищи.

4. Работа с литературными источниками, включающими описание быта народов России.

5. Практическая деятельность учащихся на основе технологических карт приготовления блюд (при соответствующем оснащении - приготовление блюд в ходе занятий).

Методы обучения:

1. Словестный (рассказ, беседа, лекция).

2. Практический.

3. Метод самостоятельной работы.

4. Проблемно-поисковый.

В процессе освоения программы элективного курса создаются благоприятные условия для актуализации навыков, необходимых в освоении ряда профессий и специальностей: географ, этнограф, историк, археолог, антрополог, филолог, экскурсовод, технолог пищевой промышленности, повар-кулинар и т.д. Воспитывается толерантность к иной культуре, к иным национальным особенностям. Ведь за великими географическими открытиями не раз стояли кулинарные интересы и для большой политики.

Содержание элективного курса «География на кухне» предполагает ознакомление учащихся с основами географических особенностей этнической кулинарии народов России, так как это важная составляющая национальной культуры, отражающая условия жизни и традиции народов.

Курс представляется актуальным, так как знакомит учащихся с особыми аспектами этнографии, которые не входят в школьную программу, показывает через особенности питания образ жизни народов России, учит анализировать исторические, географические, конфессиональные аспекты формирования именно такого типа питания. Учитывая современные аспекты межэтнических отношений, этнический состав отдельных школ и классов, предлагаемый курс несет большую воспитательную нагрузку. Данный элективный курс может служить целям профориентации и выбора будущего образовательного маршрута, снабжает школьников интересной информацией, которая может быть им полезна в их будущей профессиональной деятельности.

Особенностью курса является сочетание информационной составляющей и практической деятельности. Теория курса нацеливает школьников на работу с разными источниками информации, в т.ч. предполагается посещение музеев, изучение научной, научно-популярной и художественной литературы и т.д. Практическая часть может быть организована совместно с учителем, музейным работником. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации и проведении занятий возможно создание творческих групп и выполнение индивидуальных заданий, использование проектных методик, создание презентаций. Изучение программы курса помогает ученикам осознанно выбрать профиль обучения в старшей школ.

Содержание программы.

Тема 1.Введение (1 час) География на кухне и в магазине

Ознакомление с программой курса, планируемыми формами организации занятий, требованиями к учащимся, списком литературы. Ознакомление с правилами техники безопасности при работе на кухне.

Тестирование учащихся с целью определения уровня их знаний по географии населения и степени заинтересованности в изучении данного курса. Организация собеседования - какие блюда и продукты питания в нашей повседневной жизни имеют этническое происхождение, из культуры каких народов они пришли? Практическая работа №1 «География на кухне и в магазине»

Тема 2. Национальный состав населения России и Московской области (1 часа)

Лекция: Национальный (этнический) и конфессиональный состав населения России,

г. Москвы и Московской области. Работа с картографическими и текстовыми источниками информации. Изучение карты народов России, основных миграционных потоков современной России и Московской области, работа с контурной картой.

Практическая работа № 2, Работа с картами этнический , конфессиональный состав РФ, плотность населения. Малые народности РФ

Работа с книгой:А. П.Куртасов «Здесь наши корни» Кухни народов Росии.

.

Тема 3. Кухня народов Европейского севера» (1 час)

Семинар: Блюда кухни народов европейского Севера: литературно-географическое путешествие (1 час) Лекция:Русская кухня в прошлом и настоящем. Практические работы №3:Изучение карты природных зон России, сопоставление с картой народов. Работа с контурной картой. Составление меню из традиционных блюд русской кухни (для постных и скоромных дней) (1 час)

(1 час)Работа с видеофильмами: «Собачье сердце», «Иван Васильевич меняет профессию», «Спортлото -66», Фрагменты передачи «Жить здорово» с Е. Малышевой

Тема 4 Кухня тюркских народов (1 часа)

Лекция: Кухня кочующих народов (0,25 часа).

Тема 5. Кухня народов Северного Кавказа (1 час)

Каказская кухня. Практическая работа№4 : Приготовление осетинских лепешек и степного чая.

Работа с видеофильмом «Кавказская Пленница»

Тема 6. Татарская кухня (1 час)

Семинар: Отражение конфессиональных особенностей в традициях питания. Обряды, связанные с продуктами питания и особыми блюдами.(1 час)

Работа с видеофильмом «Путешествие по Татарстану»

Тема 7. Кухня моей семьи. Семейные традиции (1часа)

Семинар: Продукты питания моей семьи. (1 час)

Творческая работа: Сопоставление традиционного и современного типов питания. Мое любимое блюдо. Составление правил здорового питания современного человека (1 час).

Итоговое занятие (1 час)

Итоговый зачет (1 час). Итоговый зачет в форме презентации мини-портфолио.

Учебно-тематический план.

п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практические

экскурсии

1.

Введение

География на кухне и в магазине

1

0, 5

0,5


Тест

Собеседование

Практическая работа №1 «География на кухне и в магазине»

2

Национальный состав населения России и Московской области области

1

0,5

0,5


Практическая работа № 2, Работа с картами этнический , конфессиональный состав РФ, плотность населения. Малые народности РФ

3

Кухня народов Европейского Севера. Русская национальная кухня

1

0,5

0,5


Презентация темы.

Консультация по проектам Практическая работа №3

Составление меню из традиционных блюд русской кухни (для постных и скоромных дней) (1 час)

4

Кухня тюркских народов. Традиции и культурные особенности, связанные с приёмом пищи.

1



1

Занятия на базе краеведческого музея.

Деловая игра «Гость на пороге».

5

Кухня народов Кавказа

Осетинские лепешки

1

0,5

05


Собеседование

презентация

6

Татарская кухня

1

1



Собеседование защита проектов

7

Кухня моей семьи. Семейные традиции

1

0,5

0,5


Творческая работа: «Мое любимое блюдо» Сопоставление традиционного и современного типов питания

8

Итоговое занятие Питание и здоровый образ жизни.

Подведение итогов

1,5


1

0,5

Презентации «Ключ к здоровью», «Обед под микроскопом», «Расписание желудка», «Что ели наши предки»? Деловая игра «У прилавка магазина»

Экскурсия в ближайший магазин

Итого

8,5

3,5

3,5

1,5

Требования к уровню подготовки школьников.

Учащиеся должны знать/понимать:

1. Расовый и этнический состав народов России, Москвы и Московской области области.

2. Особенности образа жизни народов, связь их с природными условиями и проявление этих особенностей в типичном наборе продуктов питания, калорийности питания, технологий приготовления блюд, наборе кухонной утвари, правилах приема пищи.

3. Основные национальные блюда групп народов и распространение их в современной российской кухне, правила приготовления некоторых блюд.

4. Соблюдение правил приема пищи с позиций сохранения и укрепления здоровья и этических норм.

Учащиеся должны уметь:

1. Показывать на карте основные регионы проживания народов и групп народов.

2. Работать с информацией (отбирать, анализировать, обобщать).

3. Вести личные наблюдения.

4. Проводить опрос населения.

5. Определять и сравнивать кухню народов России.

6. Работать в парах и группах, выполняя проектные задания, оформлять презентации, бережно относиться к музейным экспонатам.

Литература.

  1. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., наука. 1981.

  2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., Наука. 1993.

  3. Гумилёв Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993.

  4. Ковалёв В.М. Русская кухня: функции и обычаи. 1990.

  5. Кухня разных народов. - Казань. Татарское книжное издательство. 1992.

  6. Мифы о неправильном питании // «Московский Арбат», № 1, 2.01. 2002.

  7. Уставщикова С.В. Этнический состав населения Москвы и Московской области. Изд. МосковскогоУниверситета, 2006.



© 2010-2022