- Преподавателю
- География
- Курс по выбору предпрофильная подготовка по географии
Курс по выбору предпрофильная подготовка по географии
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шумакова .В. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
курса по выбору
«География на кухне»
для 9АЕ,БЕ классы
на 2015 - 2016 учебный год
учитель - Шумакова Валентина Николаевна
СП «Ерино»
2015
Программа предпрофильной подготовки курса по географии для учащихся 8- 9 классов География на кухне. Кухня - индикатор культуры и географии народа.
Пояснительная записка.
Программа курса «География на кухне» предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки и ориентирована на гуманитарный и естественнонаучный профили.
Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности, творческих способностей и обобщению межпредметных связей. В содержании курса нашли отражение этнография и культурология, география и история, биология и литература. Данная программа является интегрированной.
Особенности приготовления и приема пищи, состав продуктов, технологии приготовления разнообразных блюд у разных народов могут рассказать о многом. О том, в каких природных условиях жили представители этого народа или живут сейчас, с какими народами и когда контактировали, куда и зачем путешествовали, о процессах глобализации в современном мире. Сейчас мир поделён не только по политическому, географическому принципу, но и по кулинарному.
Цели курса:
1.Ознакомление учащихся с этнографическим материалом, связанным с особенностями национальной кухни некоторых народов России.
2.Реализация личностно-ориентированного учебного процесса.
3.Умение логически мыслить и анализировать.
Задачи курса:
1. Изучение географии народов России и классификации народов.
2. Определение связи этнографических особенностей с географической средой.
3. Посещение краеведческого музея этнографии с целью описания предметов быта, связанных с приготовлением пищи.
4. Работа с литературными источниками, включающими описание быта народов России.
5. Практическая деятельность учащихся на основе технологических карт приготовления блюд (при соответствующем оснащении - приготовление блюд в ходе занятий).
Методы обучения:
1. Словестный (рассказ, беседа, лекция).
2. Практический.
3. Метод самостоятельной работы.
4. Проблемно-поисковый.
В процессе освоения программы элективного курса создаются благоприятные условия для актуализации навыков, необходимых в освоении ряда профессий и специальностей: географ, этнограф, историк, археолог, антрополог, филолог, экскурсовод, технолог пищевой промышленности, повар-кулинар и т.д. Воспитывается толерантность к иной культуре, к иным национальным особенностям. Ведь за великими географическими открытиями не раз стояли кулинарные интересы и для большой политики.
Содержание элективного курса «География на кухне» предполагает ознакомление учащихся с основами географических особенностей этнической кулинарии народов России, так как это важная составляющая национальной культуры, отражающая условия жизни и традиции народов.
Курс представляется актуальным, так как знакомит учащихся с особыми аспектами этнографии, которые не входят в школьную программу, показывает через особенности питания образ жизни народов России, учит анализировать исторические, географические, конфессиональные аспекты формирования именно такого типа питания. Учитывая современные аспекты межэтнических отношений, этнический состав отдельных школ и классов, предлагаемый курс несет большую воспитательную нагрузку. Данный элективный курс может служить целям профориентации и выбора будущего образовательного маршрута, снабжает школьников интересной информацией, которая может быть им полезна в их будущей профессиональной деятельности.
Особенностью курса является сочетание информационной составляющей и практической деятельности. Теория курса нацеливает школьников на работу с разными источниками информации, в т.ч. предполагается посещение музеев, изучение научной, научно-популярной и художественной литературы и т.д. Практическая часть может быть организована совместно с учителем, музейным работником. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации и проведении занятий возможно создание творческих групп и выполнение индивидуальных заданий, использование проектных методик, создание презентаций. Изучение программы курса помогает ученикам осознанно выбрать профиль обучения в старшей школ.
Содержание программы.
Тема 1.Введение (1 час) География на кухне и в магазине
Ознакомление с программой курса, планируемыми формами организации занятий, требованиями к учащимся, списком литературы. Ознакомление с правилами техники безопасности при работе на кухне.
Тестирование учащихся с целью определения уровня их знаний по географии населения и степени заинтересованности в изучении данного курса. Организация собеседования - какие блюда и продукты питания в нашей повседневной жизни имеют этническое происхождение, из культуры каких народов они пришли? Практическая работа №1 «География на кухне и в магазине»
Тема 2. Национальный состав населения России и Московской области (1 часа)
Лекция: Национальный (этнический) и конфессиональный состав населения России,
г. Москвы и Московской области. Работа с картографическими и текстовыми источниками информации. Изучение карты народов России, основных миграционных потоков современной России и Московской области, работа с контурной картой.
Практическая работа № 2, Работа с картами этнический , конфессиональный состав РФ, плотность населения. Малые народности РФ
Работа с книгой:А. П.Куртасов «Здесь наши корни» Кухни народов Росии.
.
Тема 3. Кухня народов Европейского севера» (1 час)
Семинар: Блюда кухни народов европейского Севера: литературно-географическое путешествие (1 час) Лекция:Русская кухня в прошлом и настоящем. Практические работы №3:Изучение карты природных зон России, сопоставление с картой народов. Работа с контурной картой. Составление меню из традиционных блюд русской кухни (для постных и скоромных дней) (1 час)
(1 час)Работа с видеофильмами: «Собачье сердце», «Иван Васильевич меняет профессию», «Спортлото -66», Фрагменты передачи «Жить здорово» с Е. Малышевой
Тема 4 Кухня тюркских народов (1 часа)
Лекция: Кухня кочующих народов (0,25 часа).
Тема 5. Кухня народов Северного Кавказа (1 час)
Каказская кухня. Практическая работа№4 : Приготовление осетинских лепешек и степного чая.
Работа с видеофильмом «Кавказская Пленница»
Тема 6. Татарская кухня (1 час)
Семинар: Отражение конфессиональных особенностей в традициях питания. Обряды, связанные с продуктами питания и особыми блюдами.(1 час)
Работа с видеофильмом «Путешествие по Татарстану»
Тема 7. Кухня моей семьи. Семейные традиции (1часа)
Семинар: Продукты питания моей семьи. (1 час)
Творческая работа: Сопоставление традиционного и современного типов питания. Мое любимое блюдо. Составление правил здорового питания современного человека (1 час).
Итоговое занятие (1 час)
Итоговый зачет (1 час). Итоговый зачет в форме презентации мини-портфолио.
Учебно-тематический план.
№
п/п
Наименование тем курса
Всего часов
В том числе
Форма контроля
лекции
практические
экскурсии
1.
Введение
География на кухне и в магазине
1
0, 5
0,5
Тест
Собеседование
Практическая работа №1 «География на кухне и в магазине»
2
Национальный состав населения России и Московской области области
1
0,5
0,5
Практическая работа № 2, Работа с картами этнический , конфессиональный состав РФ, плотность населения. Малые народности РФ
3
Кухня народов Европейского Севера. Русская национальная кухня
1
0,5
0,5
Презентация темы.
Консультация по проектам Практическая работа №3
Составление меню из традиционных блюд русской кухни (для постных и скоромных дней) (1 час)
4
Кухня тюркских народов. Традиции и культурные особенности, связанные с приёмом пищи.
1
1
Занятия на базе краеведческого музея.
Деловая игра «Гость на пороге».
5
Кухня народов Кавказа
Осетинские лепешки
1
0,5
05
Собеседование
презентация
6
Татарская кухня
1
1
Собеседование защита проектов
7
Кухня моей семьи. Семейные традиции
1
0,5
0,5
Творческая работа: «Мое любимое блюдо» Сопоставление традиционного и современного типов питания
8
Итоговое занятие Питание и здоровый образ жизни.
Подведение итогов
1,5
1
0,5
Презентации «Ключ к здоровью», «Обед под микроскопом», «Расписание желудка», «Что ели наши предки»? Деловая игра «У прилавка магазина»
Экскурсия в ближайший магазин
Итого
8,5
3,5
3,5
1,5
Требования к уровню подготовки школьников.
Учащиеся должны знать/понимать:
1. Расовый и этнический состав народов России, Москвы и Московской области области.
2. Особенности образа жизни народов, связь их с природными условиями и проявление этих особенностей в типичном наборе продуктов питания, калорийности питания, технологий приготовления блюд, наборе кухонной утвари, правилах приема пищи.
3. Основные национальные блюда групп народов и распространение их в современной российской кухне, правила приготовления некоторых блюд.
4. Соблюдение правил приема пищи с позиций сохранения и укрепления здоровья и этических норм.
Учащиеся должны уметь:
1. Показывать на карте основные регионы проживания народов и групп народов.
2. Работать с информацией (отбирать, анализировать, обобщать).
3. Вести личные наблюдения.
4. Проводить опрос населения.
5. Определять и сравнивать кухню народов России.
6. Работать в парах и группах, выполняя проектные задания, оформлять презентации, бережно относиться к музейным экспонатам.
Литература.
-
Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., наука. 1981.
-
Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., Наука. 1993.
-
Гумилёв Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993.
-
Ковалёв В.М. Русская кухня: функции и обычаи. 1990.
-
Кухня разных народов. - Казань. Татарское книжное издательство. 1992.
-
Мифы о неправильном питании // «Московский Арбат», № 1, 2.01. 2002.
-
Уставщикова С.В. Этнический состав населения Москвы и Московской области. Изд. МосковскогоУниверситета, 2006.