Урок творческого обобщения на тему Антарктида

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок творческого обобщения.

Антарктида - материк за облаками.

Эпиграф:

Для чего изучать Антарктиду ? Мы ещё очень мало знаем этот огромный ледяной континент: что скрывается под его ледяной бронёй, какие богатства таят его недра, как протекает в этой области геофизические процессы…

А.Гусев

Ребята , мы закончили изучать тему : « Материк Антарктида» . В ходе серии уроков мы выявили особенности континента, которые влияют на развитие природного комплекса, рассматривали вопросы открытия и изучения ледяного материка, его особенности и достопримечательности. Сегодня мы проведём урок творческого обобщения изученного и узнаем много нового об уникальности этой части света.

Учитель. Ваши товарищи подготовили краткие вступительные сообщения об Антарктиде.

Предоставим им слово.

1 ученик. Антарктидой называют Южную полярную область, находящуюся на противоположном по отношению к Арктике стороне земного шара. Об этом говорит приставка «АНТ», что по - гречески обозначает «НАПРОТИВ». За границу Антарктики принимается зона антарктической конвергенции , или , иначе говоря , слияние схождения холодных вод, формирующихся в полярных южных широтах, с более тёплыми водами умеренных широт . примерно по 56 градусах южной широты.

2 ученик. В центральной части Антарктики находится материк Антарктида. Зимой погружается во мрак круглосуточной полярной ночи , почти на полгода. В летние времена солнце не опускается за горизонт. На самом Южном полюсе привычной для нас смены дня и ночи нет совсем. Восходом солнца здесь можно любоваться только раз в году.

Учитель. А откуда в нашу речь пришли названия Антарктика, Антарктида? Чтобы ответить на этот вопрос , я прошу вас открыть топонимические словари и, найдя эти географические объекты , довести до нашего сведения смысл географических названий.

Антарктида - материк , часть света . Открыт в 1820 году русской экспедицией по командованием Ф. Беллингаузена и М. Лазарева. Его название образовано от слова Антарктика и суффикса - « ида».

Антарктика- южная полярная область Земли. Название греческое и означает « противоположная Арктике».

Арктика , северная полярная область Земли. Поскольку полярная область находится непосредственно под созвездием Большой Медведицы , а медведь по - гречески - арктос. Север получил у греков название Артикос , отсюда принята во многих языках форма Арктика.

Самостоятельная работа.

Спасибо за интересные сообщения . А сейчас вы выполните самостоятельную работу . На экране справочно - информационный материал по материку Антарктида, который требует дополнения данными. На доске все данные. Вам нужно вспомнить о чём мы учили , подобрать правильный ответ и дописать его в предложение. Ответы записать на листах.

Задания.

- Граница Антарктики считается линия январской изотермы…

( +10 С)

- Площадь материка Антарктики …

( 68 млн. кв. км.)

-Площадь материка Антарктида…

( 14,1 млн. кВ. км.)

-Площадь островов около материка …

( 76 тыс. кВ. км.)

-Длина береговой линии…

( 30 тыс. км.)

-Самый большой полуостров…

( Антарктический )

-Максимальная удалённость противоположных берегов…( 5500 км.), а минимальная …( 2900 км.)

-…( 99%) территории покрыто льдами . Средняя толщина льда …( 1700 м.), а наибольшая - …( более 4500 м.).

- Свободные ото льда участки называются … ( оазисы), на которых расположены около …( 50) научных станций.

- Средняя высота Антарктиды над уровнем моря … ( 2040м.) , а наибольшая высота - … ( массив Винсон, горы Элсуорт- 5140 м.)

- Самая северная точка …( п-ов Антарктический , 63 градуса 13 минут южной широты).

- Как доказывают учёные - Антарктида богата минеральным сырьём . Какие полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде?.

- В 50- десятые годы на карте Антарктиды появились… ( ойконимы) , название населённых пунктов действующих научных станций.

После выполнения работы , прошу проверить друг у друга правильность вписанных ответов в предложения и выставить баллы, учитывая и аккуратность выполнения работы.

Ученик.1 Я хочу вас ознакомить с интересной хронологией , связанной с Антарктидой.

1. 28 Января 1820 года - русские мореплаватели открыли последний континент на Земле, завершив эпоху Великих географических открытий.

2. 1840 год- первая высадка людей на ледяной материк в районе мыса Адэр ( Земля Виктория).

3. Февраль, 1899 года - впервые 10 зимовщиков из Англии остались на зимовку.

4. 1902 год - впервые люди увидели Антарктиду с воздуха.

5. 1 апреля 1903 год - появился первый населённый пункт , начало обитания людей в Южной полярной области. Это была шотландская научная экспедиция из 12 научных сотрудников.

6. 1928 год - над Антарктидой появился первый самолёт , пилотируемый англичанином Д.Х. Уилкинсоном.

7. май, 1956 год - создана настоящая первая внутриконтинентальная станция « Пионерская» на высоте 2700 м. над уровнем моря.

8. 1 декабря , 1959года в Вашингтоне 12 государств подписали Договор об Антарктиде. Материк Антарктида - это материк мира и науки.

9. С 1995 года на станции « Академик Вернадский « работают украинские учёные. Её координаты 66 градусов 15 минут ю.ш. и 64 градуса 15 минут в.д. расположена она на небольшом острове Галиндез. Это бывшая английская станция « Фарадей».

Ученица. Слушайте ребята! Антарктида - очень замечательный континент. И вот почему.

Самое населенное место - это Антарктический полуостров, где расположено наибольшее количество научных станций.

В Сухой Долине на Земле Виктория в середине декабря, (а как вы знаете это лето в Антарктиде), была зарегистрирована температура почвы каменистой + 23 градуса Цельсия.

На Земле Виктория, оазисе Райт, есть река Оникс, ее длина 30 км. В этом оазисе течет речка Виктория. Их можно найти на крупномасштабных картах Антарктиды. Ради интереса, откройте атлас Антарктиды и вы убедитесь в правильности моего сообщения.

Самое крупное антарктическое озеро Фигурное, которое протянулось на 20 км. Площадь его - 15 квадратных километров, а глубина превышает 130 м. расположено оно в оазисе Бангера - самом большом оазисе площадью 482 кв. км.

Летом население в Антарктиде достигает 5 тысяч научных сотрудников, а зимние времена - до 1 тысячи человек.

Найдено озеро, вода в котором в 11 раз солонее морской и замерзает при температуре - 50 градусов.

Ученик 2. А я нашел тоже интересные факты в литературе.

За столь короткое время. После его открытия, на Антарктиде побывало 200 тысяч человек.

Только в 2010 году 40 тысяч туристов посетило материк. И это при стоимости 10 тысяч долларов.

На материке (в основном на Антарктическом полуострове) работает 53 научных станций из 20 стран мира. 37 станций работает круглый год. 16 - только летнее время.

На украинской станции «Академик Вернадский» работает 12 ученых.

На российских станциях:

«Мирный» работает 32 чел.

«Новолазаревская» - 33 чел.

«Восток» - 12 чел.

«Беллинсгаузен» - 15 чел.

«Прогресс» - 25 чел.

Животный мир принадлежит к сухопутному, воздушному и водному ареалам.

В относительно теплое летнее время в котловинах скал прячутся гвоздичные и злаковые травы, высотой до 1 см. В оазисах распространены ногохвостки, клещи, насекомые без крыльев, черви, разнообразные бактерии. Радуют глаз лишайники и мхи, которые умудряются выжить в пургу, снега и сильнейшие морозы.

Рассказывая об удивительном мире Антарктиды, ученики демонстрируют иллюстрации, фотоснимки.

Творческое задание.

Учитель. Спасибо за интересные сообщения. Как вы убедились, что даже таких суровых условиях развивается, приспосабливается, жизнь.

Ребята. Ваши товарищи прочитали много интересных книг, статей о столь далеком, но интересном и хранящем множество секретов, тайн материке, но, читая, ребята выписали образные названия, крылатые выражения, метафорические определения. Вы их видите на экране. Продолжим нашу работу в научных лабораториях, названия которых вы видите на подставках:

№1. Заоблачный материк

№2. Двухярусная страна.

№3. Континент науки и мира.

№4. Страна жёсткого солнца.

№5. А жизнь развивается.

Вам нужно, вытянув номерок с цифрой и прочитав на экране фразу, которая соответствует вашей цифре, сесть на рабочее место в лаборатории, название которой наиболее соответствует выбранному выражению, определению…

- Ледяная тишина

- Холодильник земли

- Всегда на север.

- Заоблачная земля.

- Страна Пингвиния

- Страна жёсткого солнца.

- Купол безжизненного пространства.

- Ледяной панцирь.

- И здесь буяла растительность.

- Кладовая минералов.

- Удивительное за семью морями..

- Снежно - ледовая антарктическая пустыня.

- Мировая кухня погоды.

- Гейзеры - очаги тепла.

- Природная лаборатория.

- Материк загадок. Белое пятно на карте.

- Всё, что во льду будет в океане.

- Материк Южного океана.

- Влажные холодные луга субантарктического пояса.

- Законсервированная вода.

Учитель. Ребята, вы определились в выборе лабораторий. Сейчас вам нужно написать мини сочинение, желательно употребить фразы, которые есть у вас. Вы можете выбрать отрывок описания из книг, которые вы видите на стенде. (Работа в бригадах).

Учитель. Спасибо за содержательные письменные работы. А теперь время вернуться к эпиграфу урока. Подумайте . Нужно ли изучать Антарктиду и Антарктику?

Ответы учеников.

- Антарктида - это часть нашей планеты. Много хранит тайн, что и тянет к ней исследователей. С ней связаны не только радости открытий, но и горечи потерь, особенно - жизни людей.

- Воздушные массы, которые формируются над Антарктидой, оказывают огромное влияние на климат всей планеты.

- Законсервированная пресная вода , хранит не только множество тысячелетних тайн, но её можно транспортировать в маловодные, засушливые районы Земли.

- Наблюдения ведутся и за озоновой дырой , которая таит в себе губительную силу для всего живого на планете.

- Учёные изучают толщи льда, подлёдный рельеф , природные ресурсы…

Учитель. При подготовке уроку вами подготовлено много материала об Антарктиде. Мы предлагаем систематизировать собранное и создать проект.

Обобщение. Я думаю, что после сегодняшнего занятии вы по - другому посмотрите на Антарктиду. Спасибо вам большое за активное участие!



© 2010-2022