- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии для домашнего обучения. 8 класс
Рабочая программа по географии для домашнего обучения. 8 класс
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Безденежных И.К. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Рассмотрено» Руководитель МО ___/ Козенцова Е.Г./ Протокол №____ от «___» _______2015г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова» _____ /Матюхова Г.Я. /
| «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №9 имени М.И. Баркова» ____/Антонцева И.Г./ Приказ № ______ от «___» ________ 2015г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Безденежных Ирины Константиновны
Ф.И.О
I квалификационная категория
категория
по географии, 8 класс
индивидуальное обучение на дому
название, предмет, класс
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии России для учащихся 8 классов составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по географии 6-9 классы, 10-11 классы соответствующей требованиям Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (Алексеев А.И, Липкина Е.К., Николина В.В) 2 - изд М.: Просвещение, 2009 (линия «Полярная звезда»).
Учебник: Алексеев А.И. Николина В.В, Болысов С.И. География. Россия. 8 класс: учеб для общеобразоват. учреждений; Рос акад. наук, Рос. акад образования, изд-во «Просвещение» - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010- 271 с.:ил., карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
Количество часов: всего 17 часов, в неделю 0,5 часа, согласно учебного плана индивидуального обучения на дому.
В 8 классе учащиеся начинают изучать географию нашей Родины- России. Учащиеся познакомятся с необычным географическим положением страны её сложным внутренним административным устройством, разнообразной суровой, богатой и прекрасной природой, узнают как осваивалась огромная территория России и что есть ещё места для географических открытий. Учащиеся познакомятся с самобытным калейдоскопом народов, языков и религий, как формировалась российская экономика, какие сложные и разнообразные проблемы приходится решать на современном этапе её развития, познакомятся с отдельными отраслями хозяйства, продолжат знакомство со Всемирным природным и культурным наследием, состоянием окружающей среды в России, проблемами и возможными путями решения.
Цель: формирование географического образа своей Родины во всём её многообразии и целостности и показ взаимосвязи трёх основных компонентов - природы, населения, хозяйства
Задачи:
-
создать у учащихся целостного представления о России,
-
раскрыть разнообразие ее природы и населения, познакомить с народами, населяющими нашу страну, их культурой, традициями, обычаями, религиями,
-
сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений о своей Родине, необходимых каждому человеку нашей эпохи,
-
раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений
-
воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международ ного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.
В программе учтены новые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве (групповые формы работы), разноуровневое обучение на основе дифференцированного подхода, личностно-ориентированное обучение, метод проектов, информационные технологии обучение по мультимедийным учебникам. Кроме этого обязательны практикумы, работа с картами,
Усвоение географического содержания проверяется с учетом требований к уровню подготовки учащихся, заложенных в Государственном стандарте общего образования
Учебно-тематическое планирование
по географии. География России
предмет
Классы 8, индивидуальное обучение на дому
Учитель Безденежных Ирина Константиновна
Количество часов
Всего 17 час; в неделю 05 час.
Плановых контрольных уроков __ , зачетов __, тестов ч.
Административных контрольных уроков ч.
Планирование составлено на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Программы общеобразовательных учреждений. География 6-9 классы, 10-11 классы - 2 - изд М.: Просвещение, 2009 (Алексеев А.И, Липкина Е.К., Николина В.В) Программы соответствуют требованиям Федерального компонента Государственного стандарта общего образования.(линия «Полярная звезда»)
программа
Учебник
Алексеев А.И. Николина В.В, Болысов С.И География. Россия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений; Рос акад. наук, Рос акад образования, изд-во «Просвещение»- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010 - 271 с.:ил., карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
автор, название, издательство, год издания
Дополнительная литература
-
Жижина Е.А. контрольно-измерительные материалы. География: 8 класс М.: «ВАКО» 2012, 112 с.
-
Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» -М.: Просвещение, 2009.- 144 с. (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
-
Николина В.В. География. Мой тренажёр. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений, Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение»- М.: Просвещение, 2008 - 88с., карт - (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
-
Атлас Целый мирр в твоих руках DeAGOSTINI.
-
Материалы участников фестиваля педагогических идей «Открытый урок», «Первое сентября» (2007-08, 2008-09, 2009-10, 2010-11, 2011-12, 2012-13 гг.)
-
Мультимедийный учебник «География России» 8,9 классы
-
Интернет - ресурсы
название, автор, издательство. год издани
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Раздел
Тема
Кол-во
час
Тип урока
Требования к уровню подготовки
Формы контроля
Дата
1
Тема 1 РОССИЯ В МИРЕ
Россия на карте мира
Россия на карте часовых поясов
2
Урок изуче ния нового материала
Практикум
Знать: связь между географическим положением и другими компонентами природы; в каких часовых поясах ле жит Россия. Уметь: определять мест ное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей
Обозначение на контурной карте государственной границы России Определение разницы во времени на карте часовых поясов.
I
3.09
2
Формирование территории России
Актуализация знаний и умений
Заполнение таблицы
УУД Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков организации своей деятельности, анализа, сопоставления, сравнения.
Коммуникативные: осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
Регулятивные: оценивать достигнутый результат, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки
Познавательные: овладеть основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
3
Тема 2. ПРИРОДА
История разви-
тия земной ко-
ры. Рельеф, по
лезные ископа
емые
4
Урок изуче ния нового
материала
Знать: основные формы рельефа, их
связь со строением земной коры, основ
ные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории, горы и равнины. Уметь: показывать на карте эти объекты и объяснять причи
ны такого размещения.
Работа с текстом учебника и картами атласа
4
Климат России
Урок изуче ния нового
материала
ИКТ
Знать: факторы, определяющие климат России, понятие «сезонность». Уметь: объяснять образование циклонов и анти циклонов; использовать знания для фе нологических наблюдений в природе
Определение по картам законноме рностей распределения солнечной радиации, средних температур янва ря и июля, годового количества оса дков по территории России
Понимать закономерности распределе ния тепла и влаги. Уметь: анализиро вать карты Знать: характеристику типов кли матов, о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека,
неблагоприятные явления. Уметь: при водить примеры и объяснять причины явлений
.
5
Моря, реки, озёра России
Комбинированный
Знать: особенности внутренних вод, ос новные географические понятия, касаю щиеся работы реки; номенклатуру, ме ры по сохранению природы, защите лю дей от стихийных природных явлений; особенности вод своего региона, бас сейны, режим, использование. Уметь: показать объекты и южную границу многолетней мерзлоты на карте, распре деление рек по бассейнам океанов; объяснять их размещение океанов; объяснять их размещение
Обозначение на контурной карте морей, крупных рек.
6
Почвы -
Комбиниро
анный
ИКТ
Знать: понятие почвы, факторы почво образования, основные свойства, зако номерности, значение, охрану почв, мелиорацию земель, распространение почв. Уметь: объяснять существенные признаки почв, анализировать карту почв, приводить примеры
Беседа с использованием карт атласа, учебников
УУД Личностные: формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации анализа, сопоставления, сравнения, формирование устойчивой мотивации к анализу , исследованию,
Коммуникативные: уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию, развивать способность слушать и слышать друг друга
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, выделять и осознавать то, что уже усвоено, оценивать полученный результат
Познавательные: умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, ресурсы Интернета); географических карт, умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики, составлять презентацию, применять схемы, графики, диаграммы для получения информации
7
Тема 3. ПРИОДНО - ХОЗЯЙСТ
ВЕННЫЕ
ЗОНЫ
Северные без лесные зоны Лесные зоны Степи и лесо-степи.
2
Комбиро
ванный
ИКТ
Знать: понятие ПТК, уровни ТК, физи- ко-географические районы России, при родно-хозяйственные зоны, роль Доку- чаева В.В и Берга Л.С. в создании уче- ния о природных зонах, характеристику
арктических пустынь, тундр, лесотундр, лесные зоны: тайги, смешанных и ши роколиственных лесов, лесостепи, сте пи, полупустыни и пустыни, понятие
«высотная поясность». Уметь: объяс нить разнообразие природных и антро погенных комплексов, набор высотных поясов в горах, природные ресурсы и
хозяйственное освоение зон, их эколо гические проблемы; составлять краткую характеристику разных территорий на
основе разнообразных источников
Беседа с использованием карт атла са. Заполнение таблицы
4.12
8
Южные безлес ные зоны.
Субтропики. Высотная поясность
Комбиниро
ванный
Комбированный
11.12
УУД Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков организации своей деятельности, анализа, сопоставления, сравнения.
Коммуникативные: уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию, анализировать, находить ошибки
Регулятивные: оценивать достигнутый результат, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки
Познавательные: овладение основами картографической грамотности, формирование умений работы с текстами, составления презентации
9
Тема 4.
РОССИЯ- НЕ
Население
России.
Воспроизводст во, численность населения, миграции
2
Урок изуче
ния нового
материала Практикум
Знать: численность населения страны, факторы, влияющие на численность, миг
рацию и ее основные виды направления миграции на разных этапах, основные
причины миграций, особенности населе ния России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических и экологических проблем; городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения, особенности сельской местности
Уметь: объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям,
приводить примеры миграции
Учебное исследование по картам решение географических задач
Анализ графиков рождаемости и смертности в России. Построение графика численности населения своего района (области)
23.12
10
Россия - много
национальное государство
Комбиниро
ванный
Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов. (устно - практикум) Анализ карты народов России
15.01
УУД Личностные: формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; формирование устойчивой мотивации к обучению
Коммуникативные: осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач; учиться критично относиться к своему мнению
Регулятивные: оценивать работу; исправлять и объяснять ошибки; - вносить коррективы и дополнения в выполненную работу
Познавательные: умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе электронных носителях, соблюдать нормы информационной избиратель ности, этики, составлять презентацию, применять схемы, графики, диаграммы для получения информации
11
Тема 5. ХОЗЯЙСТ ВО
Развитие хозяйства России
7
Комбинированный
Практикум
Знать: изменения пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, условия и факторы размеще ния предприятий; основные географи ческие понятия и термины, особенннос ти основных отраслей хозяйства, при родно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: объяс нять, чем различаются условия и фак оры размещения; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анали зировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человече
Работа над ошибками. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности»
12
Топливно-энергетический комплекс.
Комбирован
ный
Практикум
ИКТ
Составление схемы «Структура ТЭК».
Беседа с использованием карт атласа
13
Металлургия
Комбирован ный
Практикум
ИКТ
Установление основных факторов размещения предприятий чёрной и цветной Металлургии. Работа по заполнению контурных карт
14
Машиностроение
Комбиниро ванный с
использова нием элект ронного уче бника ИКТ
Знать: изменения пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, условия и факторы размеще ния предприятий; основные географи ческие понятия и термины, особенннос
Учебное исследование по картам, решение географических задач, работа на контурных картах- отметить центры машиностроения
15
Химическая про
мышленность
Лесопромыш
ленный комплекс
Комбиниро ванный
ти основных отраслей хозяйства, при родно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: объяс нять, чем различаются условия и факто ры размещения; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анали зировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человече
Учебное исследование по картам, решение географических задач, работа на контурных картах (отметить центры химической промышленности) -индивидуально
16
Сельское хозяйство. Пищевая,
лёгкая промыш ленность
Комбинированный
Практикум
ИКТ
Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны.
17
Транспорт. Сфера услуг
Комбинированный
ИКТ
Составление схемы «Виды транспорта»
УУД Личностные: формирование устойчивой мотивации к анализу, формирование навыков организации своей деятельности, анализа, сопоставления, сравнения
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено, оценивать полученный результат, оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки
Познавательные: умение извлекать информацию из различных источников, определять основную и второстепенную информацию, строить логические цепочки
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «География. России» в 8 классе ученик должен:
• знать/ понимать:
-
географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства,
моря, омывающие страну, крайние точки России;
-
положение России на карте часовых поясов;
-
административно-территориальное деление России;
-
историю формирования и заселения территории России;
-
вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
-
численность, плотность и воспроизводство населения России;
-
особенности естественного движения населения;
-
основные направления миграций;
-
состав трудовых ресурсов;
-
национальный и религиозный состав населения России;
-
особенности размещения населения;
- типы поселений;
-
связь рельефа с тектоническим строением;
-
закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные
месторождения;
-
факторы, определяющие особенности климата России;
-
основные климатические пояса и типы климата России;
-
влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения
России
-
меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
-
особенности морей, омывающих берега России;
-
ресурсы морей и их использование человеком;
-
крупнейшие речные системы и озера страны;
-
границу распространения многолетней мерзлоты;
-
меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
-
основные типы почв, их размещение по территории страны;
-
особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
-
состав и структуру хозяйства России;
-
основные факторы размещения отраслей хозяйства;
-
важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
-
главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
-
изменения в экономике России;
-
природные зоны России;
-
особенности природно-хозяйственных зон;
-
влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
-
пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
-
что такое территориальная организация общества;
-
что такое Всемирное наследие;
-
объекты Всемирного природного и культурного наследия России;
-
что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;
• уметь:
- характеризовать географическое положение страны
-
определять поясное время;
-
определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естествен
ном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;
-
использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой
информации по населению России;
-
устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории,
размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;
-
пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов
климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных
территориях;
-
анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представле
ния о взаимосвязях компонентов природы;
-
устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными
условиями территории России;
-
анализировать статистические показатели развития хозяйства России;
-
анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представле
ния о связях между отраслями промышленности;
-
составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;
-
объяснять структуру экспорта и импорта в России;
-
устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;
-
отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
• оценивать:
-
географическое положение России,
-
природно-ресурсный потенциал страны;
-
климатические ресурсы России;
-
водные ресурсы России;
-
влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
-
тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
-
современные проблемы России.
Перечень учебно-методического обеспечения
УМК: серия «Академический школьный учебник» «Полярная звезда»
-
Алексеев А.И. Николина В.В, Болысов С.И. География. Россия. 8 класс: учеб для общеобразоват. учреждений; Рос. акад. наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение» - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010- 271 с.:ил., карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда) Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
-
Алексеев А.И, Липкина Е.К., Николина В.В Программы общеобразовательных
учреждений. География 6-9 классы, 10-11 классы - 2 - изд М.: Просвещение, 2009
-
Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» -М.: Просвещение, 2009.- 144 с. (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
-
Николина В.В. География. Мой тренажёр. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений, Рос акад. наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение»- М.: Просвещение, 2008 - 88с., карт - (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
5. Географический атлас. 8 класс. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011.
6. Географический атлас. 9 класс. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011
7. Мультимедиа - учебник «География России» 8,9 классы
Дополнительная литература:
-
Барабанов В.В. Дюкова С.Е., Перлов Л.Е. География : С.. заданий для проведения экзамена в 9 кл.: -М.: Просвещение, 2006.-112с..: ил.-(итоговая аттестация)
-
Баринова И.И. Школьный практикум. География России. Природа. 8 класс. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.-64с.: ил.
-
Дронов В.П., Савельева Л.Е.. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений; Рос акад. наук, Рос. акад образования, изд-во «Просвещение» - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2008- 159 с.:ил., карт.- (Академический школьный учебник) (Сферы)
-
Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс М.: «ВАКО» 2004, 352 с. (в помощь школьному учителю)
-
Жижина Е.А. контрольно-измерительные материалы. География: 8 класс М.: «ВАКО» 2012, 112 с.
-
Кугут И.А,. Елисеева Л.И и др/ Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Глобус, 2010.
-
Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. Контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы: Метод. пособие.- М.: дрофа, 2002 -256с.6 ил.
-
Ром В.Я., Дронов В.П. Школьный практикум. География России: Население и хозяйство.. 9 класс. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.-128с.: ил.
-
Сиротин В.И. практические работы по географии и методика их выполнения (6-10кл). Пособие для учителя. -М.6 АРТИ, 1998.-144.: ил. (Методическая библиотека).
-
Атлас Целый мир в твоих руках DeAGOSTINI
-
.Материалы участников фестиваля педагогических идей «Открытый урок», «Первое сентября» (2007-08, 2008-09, 2009-10, 2010-2011, 2011-2012, 2013-2014 гг.)
-
Интернет - ресурсы