Практические работы в формировании предметных компетентностей

Одним из основных путей формирования предметных компетенций учащихся является усиление практической направленности географии. Выполнение системы практических работ в своей педагогической практике, я выстраиваю следующим образом: 1. Продумываю цели каждой работы, осуществляю отбор содержания, форм организации учебной деятельности школьников, планирую результаты обучения. 2.Поддерживаю постоянный контакт с учителями-предметниками, Практические работы являются важнейшим средством воспитани...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практические работы и формирование предметных компетентностей

Одним из основных путей формирования предметных компетенций учащихся

является усиление практической направленности географии и ОБЖ.

Предлагаю рассмотреть их формирование на своих уроках на примере географии.

Практические работы

Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, в своей

педагогической практике, я выстраиваю следующим образом:

1. Продумываю цели каждой работы, осуществляю отбор содержания, форм организации учебной деятельности школьников, планирую результаты обучения.

2.Поддерживаю постоянный контакт с учителями-предметниками, который позволяет учитывать не только общую подготовку учащихся, но и создавать преемственность образования, реализовывать межпредметные связи в обучении. Например, наблюдения за погодой, за растительным миром, организую совместно с учителем биологии, что способствуют лучшему пониманию зависимости живого организма от среды обитания.

3.При планировании учитываю фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу.

Работу по определению особенностей местных объектов гидросферы в 6 классе начинаю проводить до изучения темы «Гидросфера», так как учащимся большая часть понятий и действия измерительного характера уже знакомы из курса «Природоведение». В конце года при организации наблюдений на весенней экскурсии знакомлю детей с другими методами исследования водных объектов суши, проводим тщательную обработку результатов, знакомлю с методикой прогнозирования.

4. Организую работу учащихся согласно чётко заданной цели, сформулированной на языке действий учащихся.

Например, научиться анализировать климатические диаграммы. Овладевать картографическим методом исследования, научиться находить сведения об особенностях природных зон материка в атласе.

5.Сообщаю или ставлю перед учащимися проблему о практическом значении данной работы и применении умений и навыков в науке и практике.

Например, при выполнении практических работ в теме «Внутренние воды и водные ресурсы» о значении вычисления уклона и падения, годового стока реки в курсе «География России, 8-9 классы» для развития гидроэнегетического хозяйства рассказываю сама, а при оценке возможностей использования и прогнозирования состояния рек учащимся предлагается ответить на вопрос «Какими возможностями для развития хозяйства обладают реки нашей местности?»

6. Предварительно конкретизирую содержание работы, определяю конкретную территорию, объём заданий.

7. Осуществляю подбор оборудования, пособий, литературы и других источников знаний не только сама, но и учащиеся - самостоятельно.

8. Использую методические указания, рекомендации, карточки для учащихся с целью создания ориентировочной основы действий.

9. Усвоение каждой системы географических знаний осуществляю в комплексе работ «обучающие - тренировочные - итоговые - творческие», которые взаимосвязаны и усложняются от одного курса к другому. К выполнению итоговых практических работ, рассчитанных на применение новых знаний и умений, приступаем только после того, как учащиеся овладеют необходимыми приемами, последовательностью действий, работой с картой, диаграммой, статистической таблицей, которые важно сформировать при выполнении работ обучающего и тренировочного характера. После выполнения итоговой практической работы всеми учащимися провожу одну или несколько самостоятельных работ творческого характера, позволяющих применить знания и опыт учащихся в новой учебной ситуации. При выполнении самостоятельных работ учащиеся сами отбирают необходимые источники, последовательность выполнения и форму обобщения новых для них результатов.

10. Использую игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию школьников) с целью активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Так, например, в курсе «География материков и океанов. 7 класс» практическую работу по составлению описания путешествия по одной из стран Северной Америки прожу в форме ролевой игры между «туристическими агентствами», которые разрабатывают интересные маршруты путешествий, проводят их презентации.

11. Использую возможности урочной и внеурочной форм организации обучения географии.

Например, работа по составлению карты хозяйственных связей предприятия в курсе «География России. 8-9 классы» является итогом экскурсии на местное предприятие.

12. Создаю благоприятный эмоциональный фон, ситуацию успеха», атмосферу творческого сотрудничества (предлагаю различные пути достижения цели).

13. Включаю школьников в групповые формы учебной проектной деятельности.

Например, при выполнении практических работ в курсе «География России. 8-9 классы» по моделированию вариантов нового районирования России, оценке природных условий и ресурсов своей местности и прогнозированию изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

14. Использую современные технологии и подходы обучения с целью становления субъективности учащихся к процессу реализации практической направленности. Например, в рамках адаптации технологии дифференцированного обучения делю учащихся на условные типологические группы, для которых создаю разноуровневые программы, учебно - методические комплексы. Применяю методики диагностики результатов обучения.

Предлагаю пример практической работы в начальном курсе географии 6 класса в разделе «Строение Земли», в теме «Гидросфера». Задания условно поделены по трём уровням сложности:

- уровень «А» - изложение в готовом виде (для слабых учащихся);

- уровень «Б» - репродуктивный (для средних учащихся);

- уровень «В» - проблемно - творческий (для сильных учащихся).

Содержание стандарта является ориентиром для всех учащихся, дифференцируются задания по степени сложности, объёму, методам и приёмам выполнения. Постоянно отслеживаю эффективность реализации технологии дифференцированного обучения, которая заключается в положительной диагностике результатов обучения, в постепенном переходе учащихся из более слабого уровня в более сложный уровень.

Название

практической

работы

Определение по картам географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте

Уровень сложности

Уровень «А»

Уровень «Б»

Уровень «В»

Используя карты атласа, вставить в текст «Географическое положение Берингова моря», пропущенные слова, подходящие по смыслу из предложенных в скобках.

По предложенному плану и картам атласа составить описания географического положения Берингова и Чёрного морей. Сведения оформить в таблице. Сделать вывод, провести сравнительную характеристику.

Используя различные источники знаний, подумать и указать, какие из перечисленных пунктов подойдут для описания географического положения Берингова моря по картам атласа. Выбранные пункты расположить в логической последовательности - это и будет план. По данному плану предложить ваш вариант сравнительной характеристики Берингова и Чёрного морей.

15. Провожу постоянную диагностику и своевременную коррекцию результатов обучения. Формулирую критерии и показатели, отражающие уровень сформированности знаний и умений учащихся, их адаптивность к практике и решению новых жизненных задач.

Например, при выполнении практической работы «Анализ климатических диаграмм; оценивание климатических условий на материке для жизни населения» (тема Африка) в курсе «География материков и океанов. 7 класс» сведения об особенностях климата ареала расселения африканского народа будут важными показателями и критериями, характеризующими уровень сформированности умений правильного подбора и применения учебной литературы и других источников знаний в учебном процессе; уровень сформированности умений устанавливать причину возникновения явления и вытекающие из нее причинно - следственные связи. Сведения об оценке климатических условий, сравнение их с климатическими условиями своей местности, прогнозирование основных видов хозяйственной деятельности африканских народов - это критерии и показатели наличия познавательного интереса; сформированности приёмов познавательной деятельности; сформированности умений применять приобретённые знания и умения в повседневной жизни.

16. Оцениваю все программные (итоговые) практические работы и выставляю оценки в журнал. Отличные и хорошие результаты за обучающие, тренировочные и творческие работы по желанию ученика выставляю в журнал. После проведения комплекса практических работ организую выставку лучших образцов выполнения работ, чтобы учащиеся имели возможность видеть нетрадиционные творческие решения поставленных задач.

17. Помню, что процесс формирования географических знаний и умений - очень длительный и кропотливый, требующий постоянной тренировки, отработки, совершенствования и расширения не только от темы к теме, от раздела к разделу, но и от класса к классу.

При изучении курса «География России. 8-9 классы» вновь обращаю к определению географических координат, абсолютных высот и глубин, составлению описания географического положения объектов, измерению расстояний по карте России.

18. В зависимости от цели практической работы рассматриваю роль и функции учителя.

В процессе обучающей работы - организую работу со всем классом,

в процессе тренировочной работы - занимаюсь индивидуально с теми учащимися, которые ещё слабо усвоили практические навыки работы с источниками географических знаний (или предлагаю в виде домашнего задания), то итоговые практические работы провожу на более высоком уровне самостоятельности (в рамках отдельного урока или части урока). Непосредственное наблюдение и анализ деятельности учащихся во время практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимым умениям, вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, выявить глубину непонимания изучаемых теоретических понятий.

Я выступаю не только как организатор и управленец, а, прежде всего как помощник и консультант.

Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированны на формирование следующих умений:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

  • находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);

  • приводить примеры географических объектов, явлений и процессов (использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды; влияние среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневые связи России, крупных регионов и стран мира);

  • составлять географическую характеристику территорий на основе различных источников географической информации;

  • определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

  • выяснять различные зависимости.

Выполнение практических работ на географическом материале способствует:

  • Во-первых, развитию общеучебных умений как компонента стандарта по географии - анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах.

  • Во-вторых - формированию специфических умений (применять теоретические знания на практике).

  • В-третьих, система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки (традиционные - картографический, описательный, сравнительно-географический; новые и новейшие - статистический, аэрокосмические, моделирование, прогнозирование, геоинформационные, геоэкологический мониторинг; методы полевых исследований).

Приведу примеры различных практических работ.

1. Практическая работа в малых группах. При использовании данного типа практической работы придерживаюсь следующего плана: а) Организационный момент, на котором определяются цель, задачи, виды деятельности и правила работы в группах.
Пример: «Условия работы в группах на данном уроке»
1) каждая группа выполняет работу на одном общем листе-ответе;
2) после устного разбора ответа на решенный вопрос руководитель сдает лист учителя для проверки;
3) отвечает группа, выполнившая задание первой и получает дополнительные баллы;
4) после проверки задания, учитель выставляет баллы за решение задания на доске в таблицу.
5) группа получает штрафные балла (-2 балла) за отказ выполнения или ответа на вопрос, нарушение дисциплины, неуважительное отношение к членам других групп.
б) Способ оценивания и схема результативности обсуждаются перед началом работы. На доске вывешивается таблица «Результативность решения практических упражнений по группам», с помощью которой ведется учет набранных баллов на каждом этапе.
Пример таблицы «Результативность решения практических упражнений по группам»

Практические работы в формировании предметных компетентностей
Пример результативности работы: 36 - 30 баллов - «5»; 29 - 21 балл - «4»; 20 - 18 баллов - «3»; менее 18 баллов - «2».
в) Практическая работа проходит с постепенным выполнением заданий каждой группой (для удобства и сокращения времени проверки групповых работ заранее готовлю ключи-ответы). Задания демонстрируется при помощи мультимедийной установки. В правом нижнем углу каждого слайда содержится максимальное количество баллов, которые может набрать каждая группа.
г) Рефлексия проводится путем анализа таблицы «Результативность решения практических упражнений по группам», поскольку в ней наглядно видно, на каком этапе у членов команды и какие компетенции нуждаются в дополнительных тренировках.
2. Поэтапная практическая работа. Для проведения данной практической в начале урока, помимо цели и задач, результативности, целесообразно обсудить правила работа на этапах.
Пример правил проведения поэтапной практической работы:
1) Для проведения практической работы класс делится на группы.
2) Каждая группа должна пройти за время урока пять станций: «Картовая», «Тестовая», «Координатово», «Маршрутово », «Чертежная» (на каждой станции находятся памятки работы по данному этапу).
3) Движение проходит по часовой стрелке.
4) При переходе от станции к станции каждому члену группы необходимо иметь при себе: атлас, ручку, линейку.
5) Задания выполняются индивидуально в тетрадях для практических работ.
6) Каждый член группы на каждом этапе получает индивидуальную карточку-задание. В тетради записывает № станции и ответы на задания (в тетради записываются только ответы).
7) После выполнения работы карточки-задания остаются на месте, а группа переходит на другую станцию.
8) Для работы на каждой станции отводится 5 - 6 минут.
9) Переход производится по сигналу, за задержку выставляются штрафные баллы.
10) По окончании работы в тетради каждого должно быть 5 ответов, по количеству станций.
После окончания практической, при проверке, каждое задание оценивается отдельно, это позволит учителю увидеть ошибки в выбранных методах, а ученику - недостаточность знаний и умений по отдельным вопросам темы.
Практикум тесно связан с теорией по содержанию и усложняется по мере развития той или иной группы знаний и умений.

Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция - компетенция.

Практические работы ориентированы на планомерное и системное развитие компетенций и компетентностей школьников.

На уроках географии и ОБЖ я формирую следующие компетенции:

Ключевые, а именно:

  • Ценностно-смысловые компетенции (мировоззрение, ценностные ориентиры ученика, механизмы самоопределения в различных ситуациях);

  • Общекультурные компетенции (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);

  • Учебно-познавательные компетенции (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность);

  • Информационные компетенции (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);

  • Коммуникативные компетенции (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями);

  • Социально-трудовые компетенции (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи);

  • Компетенции личностного совершенствования (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности).

Общепредметные компетенции (природоведческие), например:

  • Правила поведения и деятельности в природной среде: в лесу, на водоемах, в местных природных зонах в разное время года, в различных природных и климатических условиях - ориентация, безопасность, сбор грибов, ягод, рыбная ловля; наблюдение птиц и местных животных; ориентация по ночному небу, определение сторон света с помощью компаса и природных признаков, способы определения времени суток и др.


Предметные компетенции:

  • Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии. Способность распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «где?», «почему?» «зачем?».

  • Владение языком географии (понимание географических терминов и понятий, умение «читать» географические карты и другие специфические источники географической информации).

  • Умение «привязывать» событие к конкретному месту в пространстве.

  • Умение выделить информацию, необходимую для решения данной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нем).

  • Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.

Практическая направленность позволяет:

  • успешнее готовить учащихся к ЕГЭ по предмету, что требует увеличения доли заданий творческого характера.

  • расширять палитру педагогических средств, используемых учителем, увеличивая активный характер обучения.

  • обеспечивать эмоционально ценностное отношение к миру, к изученному, развивая познавательный интерес, появляется чувство удовлетворения от успешного выполнения задания.

На уроках географии с учетом требований Стандарта вырабатываю следующие компетентностно-ориентированные умения учащихся:

В 6 классе:

Умение ориентироваться в пространстве;

Умение пользоваться на местности планом и топокартой;

Умение проводить измерения с помощью приборов и инструментов;

Умение проводить съемку местности;

Умение наблюдать за погодой, объектами гидросферы, литосферы, биосферы;

Умение описывать признаки, объекты на местности;

Умение использовать результаты полевых исследований и наблюдений;

Умение использовать источники географической информации (картографо-топографические источники, космические снимки, ресурсы Рунета).

В 7 классе:

Умение читать и понимать географические карты различной тематики;

Умение ориентироваться в различных источниках географической информации;

Умение сбора, систематизации и обобщения информации из картографо-топографических, литературных, космических и геоинформационных источников;

Умение вести наблюдения за изменениями окружающей среды своей местности.

В 8-9 классе:

Умение применять географические карты различного содержания, статистические, справочно-информационные ресурсы, ресурсы Интернета как источники географической информации;

Умение определять поясное время;

Умение социально-ответственного поведения в природе;

Умение проведения геоэкологического мониторинга своей местности;

Умение оценивать качество окружающей среды своей местности, прогнозировать тенденции развития хозяйства;

Умение ориентироваться в мире профессий, связанных с изучением географии.

Организую исследования ( экскурсии и наблюдения).

Организация учебных исследований - неотъемлемая часть формирования компетенций. Поэтому важное место в моей работе занимают экскурсии и наблюдения по изучению родного края. «Изучать родной край, как часть всемирной географии, заложить, таким образом, объективную основу патриотизма и любви к родной местности…». Эта задача красной нитью прослеживается в функционирующем Государственном Общеобразовательном Стандарте образования.

Свою работу на практике я осуществляю следующим образом.

  • Подготовка к экскурсии состоит из нескольких этапов: подготовительного, самой экскурсии, подведения итогов, обработки и систематизации собранных материалов и их использования в учебных целях и во внеклассной работе.

  • Составляю список необходимого оборудования, распределяю его среди участников.

  • Продумываю задания для группы и каждого участника с учетом реальных возможностей их выполнения.

  • Учащиеся ведут дневники, в которых делают записи, зарисовки, собирают коллекции горных пород и минералов, составляют гербарии растений.

  • Собранный материал обрабатывается и оформляется в виде гербариев, коллекций,. Результаты экскурсии обсуждаются на конференциях.


  • На каждом уроке я пытаюсь достучаться до самых затаенных уголков в сердце каждого ученика, чтобы всколыхнуть эмоциональные чувства, зажечь учеников желанием познать, изучить, любить и беречь родной край. И в этом мне помогают не только учебники и методическая литература, но и поэзия, искусство.

  • По дороге в школу учащиеся ведут наблюдения над погодой, над сезонными изменениями в природе (фенологические наблюдения), над отдельными географическими объектами (например, как изменяется овраг), над хозяйственной деятельностью населения и т.п.

  • Например, по теме «Атмосфера» в 6 классе провожу практическую работу № 1 «Наблюдение за погодой на местности». Материал к этой теме накапливается в течение нескольких лет. При изучении темы «Погода и климат своей местности» по данным наблюдений ученики составляют графики и исчисляют среднюю температуру месяца. Вычерчивают столбиковую диаграмму выпадения осадков. Рисуют розу ветров. Составляют прогноз погоды по местным признакам. Ведут журнал «Местные признаки изменения погоды». Данная работа помогает прогнозировать погоду на ближайшие сутки по народным приметам. Подобная постановка наблюдений над погодой теснее связывает преподавание географии с жизнью, глубже раскрывает перед учащимися красоты родного края.

Экскурсии:

  • Благодаря экскурсии достигается высшая форма наглядности преподавания географии. Экскурсия оживляет, усиливает познавательный процесс у детей, развивает их наблюдательность, поднимает жизненный тонус детей, бодрит их, создаёт повышенное, жизнерадостное настроение.

  • Знакомит детей с природой, с окружающей действительностью, сближает их с жизнью, прививает им навыки к научному исследованию реального мира, связей и взаимозависимостей объективных явлений.

  • Учит детей читать не только печатные книги, но также и «книгу жизни».

  • Учащиеся получают возможность собственными глазами видеть преобразующее воздействие коллективного труда на природу, использование обществом сил природы, полезных ископаемых, земельных угодий.

  • Экскурсии на сельскохозяйственные и промышленные предприятия позволяют показать учащимся трудовые подвиги рабочих. Непосредственное ознакомление учеников со своей родиной развивает в них любовь к ней, культивирует патриотизм и национальную гордость.

  • Экскурсия является одним из важных средств повышения качества учебной и воспитательной работы школы.

Наблюдения.

При выполнении наблюдений использую данную структуру деятельности:

  • Уяснение цели наблюдения.

  • Определение объекта наблюдения.

  • Создание необходимых условий для наблюдения, обеспечения хорошей видимости наблюдаемого явления.

  • Выбор наиболее пригодного для данного случая способа кодирования

(фиксирования) получаемой в процессе наблюдения информации.

  • Проведение наблюдения с одновременным фиксированием (кодированием) получаемой в процессе наблюдения информации.

На основе результатов наблюдений осуществляется сравнение и сопоставление изучаемых объектов, выявление в них главного, существенного. В сознании образуются представления, которые в последующем развитии трансформируются в понятия.


© 2010-2022