Рабочая программа по окружающему миру 5 класс

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению разработана на основе Примерной программы по « Окружающему миру», соответствующей Федеральному компоненту ГОС и авторской программы ( А.А Плешаков М.Ю. Новицкая «Окружающий мир»).

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом (утвержден приказом по школе от 23.05.2011 № 52 б) и годовым календарным учебным графиком (утвержден приказом по школе от 1.09.2011 № 123) школы, рассчитана на реализацию в течение __5 лет в количестве __304__ часов (исходя из 34 (33- для выпускных и 1-х классов) учебных недель в году).

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о рабочих программах, факультативах и элективных курсов, утвержденного приказом по школе № 39 от 11 апреля 2011года.

Цели учебного предмета и его назначение:

воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных знаний о природе, челове­ке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование

•социализация ребёнка;

•развитие познавательных процессов (ощущение, вос­приятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

•воспитание внимательности, наблюдательности и любо­знательности;

•формирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • развитие мышления, воображения и творческих спо­собностей;

  • формирование информационной грамотности (ориенти­ровка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

•формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

  • формирование рефлексии (принятие плана предстоя­щего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

  • формирование основ экологической культуры;

  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием (полные данные учебника) (учебно-методическим комплектом).

  1. А.А.Плешаков. М.Ю. Новицкая «Окружающий мир»,3 класс « Просвещение », 2011 г.

  2. А.А.Плешаков. М.Ю. Новицкая Рабочая тетрадь. 3-й класс, « Просвещение », 2011 г.

  3. А.А.Плешаков. Проверим себя. 3-й класс, « Вита-Пресс»,2011 г.

  4. А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба», «Просвещение», 2010 г.

Коррекционная составляющая

В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, рабочая программа рассчитана для класса, где обучаются

- глухие,

- слабослышащие и дети, имеющие сложные дефекты.

Начальное изучение природоведения в специальных учреждениях II вида, как и в общеобразовательной школе, ставит своей целью: сообщить школьникам элементарные сведения о живой и неживой природе и труде людей ближайшего окружения школы и своей области (края, республики), об изменениях природы и труда людей по

временам года; обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы; раскрыть некоторые доступные для этого возраста взаимосвязи предметов и явлений природы; показать влияние изменений в природе на труд человека; дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране природы в данной местности; дать первоначальные гигиенические знания, привить некоторые навыки личной и общественной гигиены.

Не раскрывая понятия о биологическом равновесии в природе, учащимся необходимо дать представление о том, что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель других (вырубка леса ведет к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т.д.). Изучение вопросов охраны природы должно быть стержнем для всего курса природоведения, помогать воспитывать у детей стремление охранять и приумножать сокровища природы.

В связи с изучением природоведения и проведением природо-охранительной работы необходимо организовать детей на участие в различных видах общественно полезного труда (сбор корма, подкармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений и распространение их среди населения, сбор колосков на полях после уборки урожая, уход за зелеными насаждениями в микрорайоне, выращивание растений).

Содержание курса природоведения создает основу для осуществления экологического, эстетического, патриотического воспитания.

Природоведение по своему содержанию является предметом естественно-научного цикла, поэтому ведущее место в его преподавании должны занимать методы, свойственные этим наукам: непосредственные наблюдения предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе; осуществление простейшего учебного эксперимента, а также организация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения и т. д.

Учителю необходимо знать и строго соблюдать правила безопасности при демонстрации опытов и проведении практических работ, предусмотренных программой.


При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:


  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;


  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;


  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;


  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.

Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения:

-организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,

- проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,

- проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,

-обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,

-экскурсии и учебные прогулки,

- встречи с людьми различных профессий,

-организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.

Особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.


Календарно-тематическое планирование по природоведению

на 2015- 2016 учебный год в 5 «а» классе

Дата- план

Дата- факт

Основные темы и разделы программы

Кол-во часов

Тип урока

Формы способы контроля

Основные понятия

Корректировка

1

Введение

1

Урок изучения нового

Kомбиниров Фронтал

Наука, научные знания,любознательность.

Узнают: почему и как люди изучают окружающий мир, справочная литература, научная литература.

2

Наблюдение за природой.

1

Урок комплексного примениения знаний

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Изменчивость погоды. Метеорология-наука о погоде. Наблюдения в природе.

Узнавать изученные объекты живой и неживой природы.

3

План местности

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров

Масштаб , план, маршрут

Научатся иметь представление о масштабе и его использо­вании.

4

Карта мира. Материки.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Владеть элементар

ными приемами чтения карты.

Научатся находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей планеты.

5

Политическая карта.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Владеть элементар

ными приемами чтения карты.

Сравнивать глобус и карту мира;

-находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки.

6

Транспорт. Его виды.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Воздушный, подземный, наземный, водный.

Научатся классифицировать транспортные средства; запомнят номера телефонов экстренных служб.

7

Из чего все состоит.

Твердые тела, жидкости, газы.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Природные объекты, объекты живой и неживой природы.

Знать,что такое вещество; свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ.

8

Мир небесных тел.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Движение солнца, звезды и планеты.

Узнают, почему происходит смена времен года. Названия планет солнечной системы.

9

Наблюдение за природой.

1

Урок комплексного примениения знаний

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Изменчивость погоды. Метеорология-наука о погоде. Наблюдения в природе.

Узнавать изученные объекты живой и неживой природы.

10

Воздух. Свойства воздуха.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Определять состав и свойства воздуха.

Знать основные (легко определяемые) свойства воздуха.

11

Вода и ее свойства

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Определять состав и свойства воды.

Знать:

-о значении воды на Земле;

-об источниках питьевой воды;

-свойства воды: вкус, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ

12

Круговорот воды в природе.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров

Выделять звенья круговоро

та воды.

Знать, как происходит круговорот воды в природе.

13

Полезные ископаемые. Условные обозначения их на карте. Основные местонахождения.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Представление о характерных особенностях полезных ископаемых.

Научатся различать составные части полезных ископаемых, а также горные породы и минералы.

14

Песок, глина, торф.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Свойства, состав, применение в жизни, значение.

Научатся исследовать состав глины, торфа, рассматривать образцы,различать породы.

15

Нефть. Природный газ.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Свойства, состав, применение в жизни, значение.

Научатся находить месторасположение и добычи пол иск. , использование их в жизни.

16

Каменный уголь.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Свойства, состав, применение в жизни, значение.

Научатся находить месторасположение и добычи пол иск. , использование их в жизни.

17

Почва.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Основные свойства почвы, состав почвы. Опреде

лять наличие разных компонентов в почве.

Знать ,как живые существа влияют на плодородие почвы; как образуется почва.

18

Наблюдения за природой.

1

Индив, групп, комбиниров

Изменчивость погоды. Метеорология-наука о погоде. Наблюдения в природе.

Узнавать изученные объекты живой и неживой природы.

19

Разнообразие растений.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Определять принадлежность растений к основным изученным систематическим группам.

Приводить примеры представителей разных групп растений .

20

Мир животных.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Определять принадлежность животных к основным изученным систематическим группам.

Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.

Приводить примеры представителей разных групп животных

Отличать животные одной группы от другой, Знать основную классификацию животных.

21

Цепи питания.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Растительноядные, насекомоядна, хищники, всеядные.

Применять классификацию животных по типу пищи. Составлять цепи питания.

22

Лес.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал

Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.)

Отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений леса.

23

Круговорот веществ.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров

Выделять звенья круговоро

та веществ.

Знать, как происходит круговорот веществ в природе.

24

Луг.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал,

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Зарастание луга лесом.

Отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений луга.

25

Наблюдения за природой.

1

Урок комплексного примениения знаний

Индив, групп, комбиниров Фронтал,

Изменчивость погоды. Метеорология-наука о погоде. Наблюдения в природе.

Узнавать изученные объекты живой и неживой природы.

26

Водоемы. Типы водоемов. Использование и охрана водоемов.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал,

Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

Уметь показывать на карте родной водоемы, реки.

27

Озеро, река, болото, родник.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров

Части реки; анализировать схему.

Знать понятия виды водоемов, уметь различать эти понятия.

28

Обитатели водоемов.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал,

Водоросли, ракушки, улитки, слизни, комары, плавунцы, жуки.

Знать общие условия необходимые для жизни живых организмов.

29

Формы поверхности. Условные обозначения форм поверхности нашего края.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал,

Уметь показывать на карте, глобусе материки, горы, океаны, равнины, моря .

Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы.

30

Равнина, холм.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал,

Строение холма, равнина.

Знать понятия «равнина», «холм». Уметь показывать на карте, глобусе равнины, холмы..

31

Овраг, гора.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал,

Строение оврага, горы.

Знать понятия «овраг», «гора» . Уметь показывать на карте, глобусе овраг, горы.

32

Как сохранить богатства природы.

1

Урок изучения нового

Индив, групп, комбиниров Фронтал,

Охрана воздуха, охрана воды, полезных ископаемых, почвы, растений, животных.

Знать оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

33

Наблюдения за природой.

1

Урок комплексного примениения знаний

Индив, групп, комбиниров Фронтал,

Изменчивость погоды. Метеорология-наука о погоде. Наблюдения в природе.

Узнавать изученные объекты живой и неживой природы.

34-35

Экскурсии .

2

Урок комплексного примениения знаний

Фронтал,

Ознакомление с формами поверхности и полезными ископаемыми.

Ознакомление с особенностью местных водоемов.


© 2010-2022