Роль молодого специалиста в формировании профессионального самоопределения старшеклассника

Легко ли быть молодым учителем... Учитель – это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Сегодня, как и во все века, учитель – это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в б...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль молодого специалиста в формировании профессионального самоопределения старшеклассника.


А. А. Тюльменкова,

учитель МБОУ «Георгиевская СОШ»

Канского района Красноярского края

Легко ли быть молодым учителем...

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?" - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.

За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.

Школа - это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе!

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя - новичка.

Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М. В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю.

Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно - тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них - масстер своего дела.

Повышение эффективности обучения и воспитания - одно из приоритетных направлений образования - во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Сколько бы ни совершенствовались учебники, программы, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств.

В 2011 году в нашу школу пришел молодой специалист - учитель математики. В ходе работы с ним выясняется уровень его теоретической подготовки, намерения, цели, характер. Совместная деятельность молодого педагога и учеников начинается с выяснения плана работы. Учитель понимает: его основная цель - оказание практической помощи ученикам в вопросах совершенствования теоретических знаний.

В сентябре заместителем директора по учебной работе (завуч) проведен инструктаж начинающего учителя по оформлению классных журналов, факультативных и кружковых занятий. После детального изучения содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебного процесса молодой специалист определяет тему самообразования.

Важное условие совершенствования педагогического мастерства - постоянный самоанализ учителем своих педагогических действий. Анализ урока требует специальных знаний, умений, особого отношения к этому процессу. Совместно с завучем формулируются критерии качества и эффективности труда молодого специалиста, определяются показатели, по которым следует анализировать и оценивать свой труд. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе, найти необходимый контакт с учениками.

Наблюдение за работой опытных педагогов, повторение их опыта - способ накопления молодым специалистом своего опыта. Немаловажную роль играет в этом и посещение уроков учителей химии, физики, математики, информатики, анализ их структуры, выявление межпредметных связей - все это позволяет выработать начинающему учителю индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Особую роль в становлении специалиста играет его участие в методических мероприятиях школы. Открытые уроки - кладезь педагогического мастерства.

Результатом работы молодого специалиста является участие в районных олимпиадах, краевых конференциях, а самым главным достижением является то, что старшеклассники всячески помогали и поддерживали учителя. Доброжелательность, корректность, тактичность способствуют созданию теплых, дружеских отношений со своими учениками. Что может быть лучше?

2

© 2010-2022