Буклет Формирование экологической культуры на уроках географии

Буклет "Формирование экологической культуры на уроках географии" Уровень экологической культуры - один из критериев цивилизованности общества. Своего рода показа­тель - насколько человек готов пожерт­вовать своими интересами ради интересов потомков. Практически на любом уроке геогра­фии необходимо затрагивать вопросы экологической тематики.  Основной целью является:формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся. Задачи: Усвоение основных понятий по геоэкологии. Раз...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование экологической культуры

на уроках географии


Уровень экологической культуры - один из критериев цивилизованности общества. Своего рода показа­тель - насколько человек готов пожерт­вовать своими интересами ради интересов потомков.

Практически на любом уроке геогра­фии необходимо затрагивать вопросы экологической тематики.

Основной целью является: формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Задачи:

  1. Усвоение основных понятий по геоэкологии.

  2. Развитие потребности участия в при­родоохранной деятельности.

  3. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между воз­никновением экологических проблем различного уровня и хозяйственной дея­тельностью человека, решать эти пробле­мы на доступном для учащихся уровне.

  4. Формирование уверенности в необ­ходимости и возможности решения эко­логических проблем.

Методы и приемы, используемые в ра­боте: наблюдение, мониторинг, анализ, синтез, обобщение, моделирование про­ектов решения экологических проблем, анкетирование, опрос, беседа.

Приемы: работа с фактами, использо­вание дополнительной литературы, срав­нительные характеристики объектов, ус­тановление причинно-следственных свя­зей, задания проблемного характера, раз­работка и защита проекта, задания иссле­довательского характера, сочинения и рефераты, экскурсии, практические рабо­ты, работа с картами, ролевые игры.

Технологии: личностно ориентиро­ванное обучение, коммуникативно-диало­говая деятельность, развивающее обуче­ние.

Экологическая образованность состоит из:

  1. Системы знаний о взаимосвязях при­роды и человека.

  2. Отношения к природе как одной из главных ценностей; экологически целесо­образного поведения и деятельности.

  3. Осознания причин возникновения экологических проблем, анализа ситуа­ций с эколого-географической и социаль­но-экономической точек зрения, умения находить пути решения проблемы на ло­кальном уровне.

  4. Системы умений и навыков природо­охранной деятельности.

Основные термины и понятия: виды и последствия антропогенных изме­нений в природной среде, виды эколого-правовой ответственности, влияние при­родных условий на хозяйственную деятельность и быт человека, геоэкология, географическая среда, естественные ландшафты круговорот вещества и энергии в природе, геоэкологические факторы здоровья, мониторинг окружающей среды, медицинская география, правила поведения в природе, пути решения экологических проблем различного уровня, рациональное и нерациональное природопользование, формы природоохранной деятельности, экологическая проблема, экологический императив, экологический потенциал ландшафта, эколого-географическая ситуация, экологическая агрессия, экологические общественные движения, экологическая экспертиза.

Педагогические технологии развития экологической культуры


Педагогическая технология как целевое применение системы педагогических средств направлена на получение заданных характе­ристик некоторого педагогического феноме­на (качества личности, качества содержания предмета, качества усвоения и т. д.), т.е. на осно­ве технологии можно прогнозировать и про­ектировать эффективность педагогической деятельности.

Проектирование педагогической техно­логии заключается в разработке программы воздействия на замыслы и деятельность уча­стников педагогического процесса путем вы­деления в процессе обучения этапов, проце­дур и операций, выполнение которых соот­ветствует поставленным целям и обеспечива­ет достижение предполагаемых результатов.

Во многих педагогических исследованиях отмечены следующие существенные черты понятия «педагогическая технология»:

  • технология разрабатывается под кон­кретный педагогический замысел, в основе ее лежат ценностные ориентации, целевые уста­новки автора, имеющие формулу конкретно­го ожидаемого результата;

  • технологическая цепочка педагогичес­ких действий выстраивается строго в соответ­ствии с поставленной целью и должна гаран­тировать всем школьникам их достижение;

  • органичной частью педагогической технологии являются соответствующие дан­ной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии, показате­ли и инструментарий измерения результатов деятельности.

Данные теоретические положения были применены и нами при разработке техноло­гии обучения, ориентированной на раз­витие экологической культуры.

Предварительная работа по реализации технологии развития экологической культу­ры предполагает:

  • Выбор раздела, темы учебной програм­мы, выделение в нем эколого-значимого ма­териала.

  • Определение содержания всех компо­нентов экологической культуры в связи с учебным материалом.

  • Аналитические задания учащимся в со­ответствии с типами эколого-ценностных ориентаций.

Цель технологии - перевод экологической культуры учащихся на более высокий уровень.

Основу эколого-развивающей технологии обучения составляют представления о типах экологических ценно­стей и эколого-ценностных ориентации, базиру­ющихся на типе взаимодействия человека и природы. Содержание образования в технологии раз­витие экологической культуры характеризуется следующим:

  • наполнение информацией об экологи­ческих проблемах и о возможных путях их решения;

  • необходимость представления с доста­точной степенью полноты для раскрытия ти­пов экологических ценностей;

  • дополнение информацией, адекватной типу ценностей в необходимых случаях.

Технологический процесс предусматри­вает:

Движение от одного типа экологи­ческих ценностей (эколого-ценностной ориентации) к другому по цепочке: ценность потребления - ценность сбережения - ценность восстановления (потребительский тип эколого-ценностной ориентации - сберегающий тип эколого-ценностной ориентации - восстано­вительный тип эколого-ценностной ориентации ).

Технология развития экологической куль­туры предполагает выделение и соблюдение определенных этапов в становлении эколого-ценностных ориентации. Самый сильный фактор становления эколого-ценностных ориентации - ценностный выбор из совокуп­ности ценностей: потребление (польза), сбе­режение (охрана), восстановление (приумно­жение). Другой фактор, влияющий на форми­рование эколого-ценностных ориентации, -непосредственное проживание учащимися отношений к конкретным экологическим во­просам.

Земля - наш дом и дом всех живых существ.

Сама Земля живое существо.

Декларация Земли



Формирование экологической

культуры на уроках географии


Педагогические технологии

развития экологической культуры






2009г

© 2010-2022