Программа элективного курса Работа с различными источниками географической информации

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса

«Работа с различными источниками географической информации»

9 класс

Пояснительная записка

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов и составлена в соответствии с законом « О региональном компоненте государственных образовательных стандартов в Новосибирской области» и Базисным учебным планом ФГБ СУВУ « Каргатское СПУ №1 ЗТ». Курс рассчитан на 35 часов, по одному часу в неделю.

Современному школьнику предстоит жить и работать в мире информационных технологий. Уже сейчас школа, учитель и учебник давно перестали быть единственными источниками информации. Современный мир, в котором объём информации, увеличивается в геометрической прогрессии, требует умения работать с информацией: находить нужное, отсекать лишнее, критически осмысливать. Одним из основных недостатков подготовки выпускников является недостаточная сформированность базовых умений работать с источниками географической информации. Проблема заключается в том, что многие из этих умений (умение определять географические координаты и направления по карте, умение определять расстояние при помощи масштаба, читать карты различного содержания) начинают формироваться еще в начальной школе, а завершается их формирование при изучении курса географии 6 класса. Однако без должной актуализации этих умений в процессе дальнейшего изучения географии, как показывает практика, они утрачиваются у значительной части учащихся. Элективные курсы по географии дают возможность восполнить этот пробел. Работа с различными источниками информации при изучении «Географии России» составляет важную часть изучения предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные географической науке, основы которой изучаются в школе.

Цель курса: Сформировать у обучающихся потребность в географических знаниях и универсальные учебные действия, специфичные для данного предмета.

Задачи курса:

- вооружить школьников умениями и навыками работы с картами различного масштаба и различного содержания;

- создать условия для визуальных наблюдений в природе и развития умений анализировать результаты практической деятельности.

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;

- воспитывать чувство любви и уважения к своей Родине.

В результате изучения элективного курса ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения.

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, размещения его основных отраслей, особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России.

.

В ходе изучения данного курса возможно применение следующих форм обучения:

- практикум; диалог; полилог; консультация; учебная дискуссия; самостоятельная работа учащихся; представление и защита творческих работ учащихся;

Форма итоговой оценки - зачет.

Предполагаемые результаты обучения по данной программе связаны с общими задачами обучения и воспитания школьников, с необходимостью повышения базовой и региональной компетентности учеников, с созданием условий для формирования ключевых образовательных компетенций и дальнейшего профессионального самоопределения.

Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство занятий курса помогает сформировать эти компетенции. Говорим о толерантности и о том, чем национальные культуры могут обогатить нашу, российскую культуру.

Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу.

Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Задача учителя географии - показать возможности информационной базы. Картина мира изменяется слишком быстро, а «книжная» литература не успевает отслеживать эти процессы. Интернет служит источником информации, с которой школьник учится работать в системе.

Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими.

На занятиях проводятся дискуссии, в ходе которых мы учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи.

Компетенции личностного самосовершенствования формируются, когда ученик осознает, что все, чему он учится, необходимо ему для раскрытия собственных способностей, возможностей, т.е. самосовершенствования.

Учебно-тематический план

№п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1

Географическая карта и источники географической информации

4

Практикум. Работа с топографической картой

2

Россия на карте мира

6

Практикум. Работа с картами атласа, с текстами, интернет

3

Природа России

11

Практикум. Работа с коллекциями. Составление эссе, буклета. Наблюдения.

4

Хозяйство России

10

Практикум. Анализ экономических карт. Работа со статистическими материалами

5.

Общий обзор материков и океанов

4

Содержание курса

  1. Географическая карта и источники географической информации. 4ч.

Чтение топографических карт. Решение задач по топографической карте. Анализ и построение профиля местности по топографической карте.

2.Россия на карте мира . 6 ч.

Решение задач по физической карте России. Оценка воздействия географического положения России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения. Определение поясного времени для разных пунктов России. Анализ источников информации об истории освоения России. Работа с текстами. Составление аннотации источников. Создание каталога ресурсов.

3.Природа России.11 ч.

Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий. Работа с коллекциями минералов. Чтение и анализ климатограмм, характерных для различных типов климата. Работа с синоптической картой. Составление прогноза погоды. Подготовка презентации. Составление характеристики одного из морей России и зональных типов почв. Установление зависимостей растительного и живого мира от других компонентов природы.

4.Хозяйство России 10 ч.

Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения России, Расчет демографических показателей. Анализ миграционных процессов и половозрастной пирамиды населения. Выявление особенностей развития отраслей хозяйства России.

5.Общий обзор материков и океанов. 4 ч.

Южные материки. Северные материки. Океаны.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательного процесса

Тренировочная тетрадь. География 8-9 классы. Работа с различными источниками информации. Ростов-на-Дону. Легион. 2014.

Географический Атлас. География России.

Материалы СМИ

Интернет-ресурсы





Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

Контроль

Наглядные пособия и средства обучения

Дата планир.

Дата фактич.

1

Чтение топографических карт

1

Географический атлас, линейка транспортир, карандаш.

2 - 3

Решение задач по топографической карте

2

Географический атлас, линейка транспортир, карандаш, раздаточный мат.стр.14

4

Анализ и построение профиля местности по топографической карте.

1

Стр.16

раздаточный мат. стр.14, инструкция №1

5- 6

Работа с физической картой для характеристики ГП России

2

Географический атлас, линейка, контурные карты, калькулятор, цветные карандаши

7

Определение поясного времени для разных пунктов России

1


8 -10

Анализ источников информации об истории освоения России

3

Каталог ресурсов, аннотация

Географический атлас, книги «Очерки по истории ГО», журналы «Самые великие открытия», «вокруг света», интернет, раздаточный материал с.30,31,33, инструкция 2-3

11

Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий

1

Географический атлас

12

Работа с коллекциями минералов.

1

Демонстрационные и раздаточные с образцами

13 - 14

. Чтение и анализ климатограмм, характерных для различных типов климата

2

Компьютер ,Проектор, раздаточный материал,с 43-44 Географический атлас. Инструкция 5,

15

Работа с синоптической картой.

Географический атлас. С 52, 54,55,57

16

Прогнозирование тенденций изменения климата

1

эссе

РМ с.60.Сайт ФГБУ Институт глобального климата, материалы СМИ

17

Составление характеристики одного из морей России

1

презентация

Географический атлас, компьютер, проектор, РМ стр.63-64

18

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России

1

Географический атлас, компьютер, проектор,

19

Составление хар-ки зональных типов почв и выявление условий их почвообразования

1

кластер

Географический атлас, таблицы

20

Установление зависимостей растительного и живого мира от других компонентов природы

1

реферат

Географический атлас, энциклопедии, СМИ, интернет, инструкция 7

21

Оценка природных условий и ресурсов природной зоны.

1

буклет

Географический атлас энциклопедии, СМИ, интернет, инструкция 8

22-24

Работа со статистическими источниками информации

3

Географический атлас, РМ стр. 80, 81,83-92 инструкция 9

25-27

Анализ экономических карт

3

Электронный каталог источников информации

Географический атлас, энциклопедии, СМИ, интернет, инструкция 2

28 -29

Работа с текстами по теме «ТЭК России»

2

Географический атлас, РМ стр.97-100

30

Работа с текстами и картосхемами. Выявление особенностей развития отраслей хозяйства россии

1

Географический атлас, РМ стр.102-104

31-34

Общий обзор материков и океанов.




© 2010-2022