- Преподавателю
- География
- Программа элективного курса Работа с различными источниками географической информации
Программа элективного курса Работа с различными источниками географической информации
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пенова Т.В. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа элективного курса
«Работа с различными источниками географической информации»
9 класс
Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов и составлена в соответствии с законом « О региональном компоненте государственных образовательных стандартов в Новосибирской области» и Базисным учебным планом ФГБ СУВУ « Каргатское СПУ №1 ЗТ». Курс рассчитан на 35 часов, по одному часу в неделю.
Современному школьнику предстоит жить и работать в мире информационных технологий. Уже сейчас школа, учитель и учебник давно перестали быть единственными источниками информации. Современный мир, в котором объём информации, увеличивается в геометрической прогрессии, требует умения работать с информацией: находить нужное, отсекать лишнее, критически осмысливать. Одним из основных недостатков подготовки выпускников является недостаточная сформированность базовых умений работать с источниками географической информации. Проблема заключается в том, что многие из этих умений (умение определять географические координаты и направления по карте, умение определять расстояние при помощи масштаба, читать карты различного содержания) начинают формироваться еще в начальной школе, а завершается их формирование при изучении курса географии 6 класса. Однако без должной актуализации этих умений в процессе дальнейшего изучения географии, как показывает практика, они утрачиваются у значительной части учащихся. Элективные курсы по географии дают возможность восполнить этот пробел. Работа с различными источниками информации при изучении «Географии России» составляет важную часть изучения предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные географической науке, основы которой изучаются в школе.
Цель курса: Сформировать у обучающихся потребность в географических знаниях и универсальные учебные действия, специфичные для данного предмета.
Задачи курса:
- вооружить школьников умениями и навыками работы с картами различного масштаба и различного содержания;
- создать условия для визуальных наблюдений в природе и развития умений анализировать результаты практической деятельности.
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
- воспитывать чувство любви и уважения к своей Родине.
В результате изучения элективного курса ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения.
-
географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, размещения его основных отраслей, особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
-
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-
составлять комплексную географическую характеристику регионов; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России.
.
В ходе изучения данного курса возможно применение следующих форм обучения:
- практикум; диалог; полилог; консультация; учебная дискуссия; самостоятельная работа учащихся; представление и защита творческих работ учащихся;
Форма итоговой оценки - зачет.
Предполагаемые результаты обучения по данной программе связаны с общими задачами обучения и воспитания школьников, с необходимостью повышения базовой и региональной компетентности учеников, с созданием условий для формирования ключевых образовательных компетенций и дальнейшего профессионального самоопределения.
Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство занятий курса помогает сформировать эти компетенции. Говорим о толерантности и о том, чем национальные культуры могут обогатить нашу, российскую культуру.
Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу.
Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Задача учителя географии - показать возможности информационной базы. Картина мира изменяется слишком быстро, а «книжная» литература не успевает отслеживать эти процессы. Интернет служит источником информации, с которой школьник учится работать в системе.
Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими.
На занятиях проводятся дискуссии, в ходе которых мы учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи.
Компетенции личностного самосовершенствования формируются, когда ученик осознает, что все, чему он учится, необходимо ему для раскрытия собственных способностей, возможностей, т.е. самосовершенствования.
Учебно-тематический план
№п/п
Тема
Кол-во часов
Форма проведения
1
Географическая карта и источники географической информации
4
Практикум. Работа с топографической картой
2
Россия на карте мира
6
Практикум. Работа с картами атласа, с текстами, интернет
3
Природа России
11
Практикум. Работа с коллекциями. Составление эссе, буклета. Наблюдения.
4
Хозяйство России
10
Практикум. Анализ экономических карт. Работа со статистическими материалами
5.
Общий обзор материков и океанов
4
Содержание курса
-
Географическая карта и источники географической информации. 4ч.
Чтение топографических карт. Решение задач по топографической карте. Анализ и построение профиля местности по топографической карте.
2.Россия на карте мира . 6 ч.
Решение задач по физической карте России. Оценка воздействия географического положения России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения. Определение поясного времени для разных пунктов России. Анализ источников информации об истории освоения России. Работа с текстами. Составление аннотации источников. Создание каталога ресурсов.
3.Природа России.11 ч.
Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий. Работа с коллекциями минералов. Чтение и анализ климатограмм, характерных для различных типов климата. Работа с синоптической картой. Составление прогноза погоды. Подготовка презентации. Составление характеристики одного из морей России и зональных типов почв. Установление зависимостей растительного и живого мира от других компонентов природы.
4.Хозяйство России 10 ч.
Работа со статистическими источниками информации. Графики динамики изменения численности населения России, Расчет демографических показателей. Анализ миграционных процессов и половозрастной пирамиды населения. Выявление особенностей развития отраслей хозяйства России.
5.Общий обзор материков и океанов. 4 ч.
Южные материки. Северные материки. Океаны.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательного процесса
Тренировочная тетрадь. География 8-9 классы. Работа с различными источниками информации. Ростов-на-Дону. Легион. 2014.
Географический Атлас. География России.
Материалы СМИ
Интернет-ресурсы
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Тема
Кол-во часов
Контроль
Наглядные пособия и средства обучения
Дата планир.
Дата фактич.
1
Чтение топографических карт
1
Географический атлас, линейка транспортир, карандаш.
2 - 3
Решение задач по топографической карте
2
Географический атлас, линейка транспортир, карандаш, раздаточный мат.стр.14
4
Анализ и построение профиля местности по топографической карте.
1
Стр.16
раздаточный мат. стр.14, инструкция №1
5- 6
Работа с физической картой для характеристики ГП России
2
Географический атлас, линейка, контурные карты, калькулятор, цветные карандаши
7
Определение поясного времени для разных пунктов России
1
8 -10
Анализ источников информации об истории освоения России
3
Каталог ресурсов, аннотация
Географический атлас, книги «Очерки по истории ГО», журналы «Самые великие открытия», «вокруг света», интернет, раздаточный материал с.30,31,33, инструкция 2-3
11
Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий
1
Географический атлас
12
Работа с коллекциями минералов.
1
Демонстрационные и раздаточные с образцами
13 - 14
. Чтение и анализ климатограмм, характерных для различных типов климата
2
Компьютер ,Проектор, раздаточный материал,с 43-44 Географический атлас. Инструкция 5,
15
Работа с синоптической картой.
Географический атлас. С 52, 54,55,57
16
Прогнозирование тенденций изменения климата
1
эссе
РМ с.60.Сайт ФГБУ Институт глобального климата, материалы СМИ
17
Составление характеристики одного из морей России
1
презентация
Географический атлас, компьютер, проектор, РМ стр.63-64
18
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России
1
Географический атлас, компьютер, проектор,
19
Составление хар-ки зональных типов почв и выявление условий их почвообразования
1
кластер
Географический атлас, таблицы
20
Установление зависимостей растительного и живого мира от других компонентов природы
1
реферат
Географический атлас, энциклопедии, СМИ, интернет, инструкция 7
21
Оценка природных условий и ресурсов природной зоны.
1
буклет
Географический атлас энциклопедии, СМИ, интернет, инструкция 8
22-24
Работа со статистическими источниками информации
3
Географический атлас, РМ стр. 80, 81,83-92 инструкция 9
25-27
Анализ экономических карт
3
Электронный каталог источников информации
Географический атлас, энциклопедии, СМИ, интернет, инструкция 2
28 -29
Работа с текстами по теме «ТЭК России»
2
Географический атлас, РМ стр.97-100
30
Работа с текстами и картосхемами. Выявление особенностей развития отраслей хозяйства россии
1
Географический атлас, РМ стр.102-104
31-34
Общий обзор материков и океанов.