Конспект урока на тему: Транспортный комплекс Казахстана

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Транспортный комплекс

Дата:

Класс:9 «б»

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Чаганская ОСОШ

Сатқанова

Салтанат

Қорғанбайқызы

Цели обучения, которым посвящен этот урок:

- Ознакомить с транспортным комплексом нашей страны

Цели обучения:



- Знакомство с понятиями: «грузооборот», «пассажирооборот», «пропускная способность», «магистраль», «рекреация», «рекреационные ресурсы», «рекреационные районы» и «культурное наследие»;
- изучить особенности отдельных видов транспорта
- рассмотреть взаимосвязь жизнедеятельности общества и развития инфраструктуры.



Терминология:

«грузооборот», «пассажирооборот», «пропускная способность», «магистраль», «рекреация», «рекреационные ресурсы», «рекреационные районы» и «культурное наследие»;

План

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало

0-2 мин

3-10 мин

11-30 мин

























31-42 мин


Конец

42-45 мин








Ход урока:
I. Орг. момент
- Здравствуйте, садитесь! Приготовьтесь к уроку, достаньте все необходимые предметы.
Ребята, мы с вами приступаем к изучению нового раздела учебника «Инфраструктурный комплекс». Обратите внимание на доску - тема нашего сегодняшнего урока «Транспортный комплекс». Запишите тему урока в тетради.

II. Изучение новой темы
До сих пор вы изучали географию производственной сферы. Кроме нее есть большая группа отраслей, которая обслуживает материальное производство и население. Они составляют обслуживающий, или инфраструктурный комплекс.
Инфраструктурный комплекс состоит из двух частей: слайд № 3
Ребята зарисуйте схему в тетради.
1. Коммуникационная система (транспорт и связь)
2. Сфера обслуживания (общественная / социальная инфраструктура)
Главные отрасли социальной инфраструктуры - здравоохранение, образование, торговля, организация отдыха населения и др.
Транспорт - основа работы всей экономики. Гл. задача - перевозка грузов и пассажиров внутри страны. Его роль в такой огромной стране как Казахстан, особенно велика.

Запишите в тетради.
Функции транспорта:
- обеспечивает производственный процесс;
- связывает предприятия, отрасли и регионы
- перевозит внешнеторговые грузы
- обслуживает население.
Транспорт включает в себя 4 составные части транспорта:
- транспортные средства
- пути
- организации
-погрузочно-разгрузочные пункты
Ребята, откройте учебник на странице 194 рис 113«Виды транспорта».
- Рассмотрите рисунок, как подразделяется транспорт по назначению. Назовите основные виды транспорта.
Работу транспорта измеряют двумя показателями:
1. Количество перевезенных грузов и пассажиров (т/км, чел/км)
2. Пассажирооборот и Грузооборот - количество перевезённого груза на определенное расстояние за единицу времени (за день, месяц, год)
Попробуйте самостоятельно сформулировать определение пассажирооборота.
Казахстан имеет крупный транспортный комплекс, но у него есть нерешенные проблемы:
1. Недостаточное имеющихся путей сообщения
2. Их невысокое качество
3. Небольшая пропускная способность
Используется много устаревших транспортных средств. Поэтому возникла диспропорция между динамично развивающейся экономикой и не успевающим за ней транспортным комплексом.
Ребята, а теперь, давайте дадим характеристику видам транспорта:
1. Наземный / сухопутный транспорт в нашей стране ключевой. Большое значение имеет ж/д транспорт.
Ж/д - это каркас всей транспортной системы Казахстана. Характеристика: (слайд 8)
- скорость движения незначительна
- стоимость перевозок невелика
- транспорт дальних расстояний
- самый универсальный
Для развития ж/д транспорта необходимо:
- строительство новых дорог
- электрификация, увеличивающая пропускную способность
- создание скоростных магистралей (главное направление, основная линия путей сообщения)
- контейнеризация перевозок.

Автомобильный транспорт - связующее звено транспортной системы.
Характеристика:
- транспорт коротких расстояний
- скоростной
- самый маневренный
- дорогой
- экологически грязный.
Основной загрязнитель воздуха в крупных городах -
один бензиновый двигатель на 1000 л сожжённого топлива выбрасывает:
- 200 кг окиси углерода
- 20 кг окислов азота
- 25 кг углеводородов
- 1 кг сажи
- 1 кг сернистых соединений
Для развития автомобильного транспорта необходимо:
- реконструкция действующих и строительство новых магистралей строительство дорого в сельской местности.

Не стоит забывать об узкоспециализированных видов сухопутного транспорта:
трубопроводный (нефтепроводы и газопроводы) и электронный (передает электроэнергию по проводам ЛЭП) и городской электрический транспорт (трамваи, троллейбусы).

2. Водный транспорт - работает на естественных путях, не требующих больших затрат на их оборудование.
Характеристика:
- небольшая скорость движения
- часто сезонная работа
- судоходные трассы не всегда идут в нужном направлении

Морской транспорт осуществляет внешнеторговые связи. Самый молодой и динамично развивающийся.
Главные морские «ворота» страны - незамерзающий торговый порт Актау.
Речной транспорт - самый зависимый от природных условий.

3. Воздушный транспорт:
- самый быстрый и самый дорогой.
Главная специализация: перевозка пассажиров на дальние расстояния. Главная воздушная гавань страны - г. Алматы (современный аэропорт).
В Казахстане формируется Единая транспортная система. Важнейшая ее часть всевозможные пути сообщения. Их соединяют транспортные узлы (пересечение дорог, где производится перевалка грузов с одного вида транспорта на другой).

4. Связь - это звено коммуникационной системы, включает почтовую связь и телекоммуникации.
Основная задача - передача информации.

Почта - старейшая отрасль звена.
Создание оптико-волоконных линий включают нашу страну в гигантскую мировую коммуникационную сеть, поднимает уровень «телефонизации» населения. Ее отставание частично компенсирует беспроводная связь - пейджинговая и сотовая. Сотовых телефонов в стане больше, чем городских. Большое значение имеет спутниковое телевидение и использование «всемирной паутины» - Интернета.

Итак, жизнедеятельность общества невозможна без наложения инфраструктуры.
В ней важную роль играет коммуникационная система - транспорт и связь. Для транспортного комплекса важнейшая задача - совершенствование транспортной сети, а для связи - развитие современных, наукоемких ее видов.

- Ребята, давайте еще раз вспомним нашу схему. Обратите внимание на доску.
Мы с вами знаем, что инфраструктурный комплекс состоит из двух частей: коммуникационной системы (транспорт и связь) и социальной инфраструктуры. Главная задача социальной инфраструктуры - оказывать услуги населению. Это сложный комплекс, включает около 30 отраслей.
Главный фактор размещения социальной инфраструктуры: населенческий (размещение населения).
Отрасли соц. инфраструктуры:
1. торговля - продает населению потребительские товары. Главные показатели работы торговли - ее объем (товарооборот) и структура.
2. предприятия бытового обслуживания (парикмахерские, прачечные, химчистки, бани, ремонт техники, обуви, одежды и др.) концентрируются в основном в городах.
3. В защите людей от болезни
ключевую роль играет здравоохранение. Главные центры - в городах Алматы, Астана, Караганда и Семипалатинск.
4. самая большая отрасль социальной сферы по числу вовлеченных в нее людей - образование.
5. организация отдыха населения - деятельность людей (туристов) или организаций (турагенства, гостиницы). Отдых направлен на рекреацию - восстановление.
Условия рекреации:
- достаточные доходы
- рекреационные ресурсы
- рекреационное хозяйство (гостиницы, дома отдыха, турбазы, санатории)
Давайте запишем определение термину Рекреационные ресурсы» -
это ресурсы, которые способствуют восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха. Бывают двух видов:
- природно - рекреационные (водоемы, леса, горы)
- культурно - исторические (древние городища, мавзолеи. Крепости, храмы, наскальные рисунки и др.)
В зависимости от состава рекр-х ресурсов каждая территория приобретает свою специализацию. Так формируются рекреационные районы - территории, отличающиеся своей специализацией. Рекреационные ресурсы нашей большой страны с разнообразной природой и многовековой историей велики и пока еще слабо освоены.

На востоке страны - это гора Белуха, оз. Кокколь, Маркоколь, Алаколь. Культурная столица края Семипалатинск. Особо выделяют 2 туристических объекта - музей Невзоровых («казахстанский эрмитаж») и новый подвесной мост (первый в СНГ и один из 17 в мире)

Рекреационные богатства юга страны - легендарный пик Хан - Тенгри, удивительной красоты Чарынский каньон, «Поющие барханы», высокогорный каток Медеу, горнолыжный курорт Чимбулак. На юге были открыты всему миру «Золотой человек», наскальные рисунки Тамгалы, внесенные в Список ЮНЕСКО. Музеи - заповедники «Памятники древнего Тараза» и др.

В центре Казахстана - находятся озера Карасор и Балхаш, горно-лесной массив Каркаралы, являющийся нац. парком.

Север страны - родина первого нац. парка - Кокшетауский, первого курорта - Боровое. Он и сейчас один из главных районов лечебного туризма. Курорт Моилды и его знаменитое грязелечение, океанариум и др.
На западе - тоже немало интересных природных объектов - метеоритный кратер в Актюбинской обл, впадина Карагие, чинки Устюрта, Каспийское оре и др.
Это лишь малая часть рекреационных богатств нашей страны, они восхищение не только казахстанцев, но и иностранных туристов.

Итак, отрасли социальной инфраструктуры составляют самый крупный и трудоемкий комплекс. От него во многом зависят социальное благополучие страны и перспективы ее развития. Географию этого комплекса определяет потребительский фактор - размещение населения.

III. Закрепление изученного материала.
( Мозговой штурм)
Для закрепления новой темы предлагаю вам, ребята, ответить на вопросы. Обратите внимание на доску.
1. Самый быстрый транспорт - …
2. крупный по объему перевозимых товаров - …
3. дорогой - …
4. крупный по числу перевозимых пассажиров - ...
5. крупный по грузообороту - …
6. экологически «грязный» - …
7. дешевый - …
8. подверженный влиянию природных условий - …
9. универсальный - …
10. непохожий на все остальные виды транспорта - ...

IV. Домашнее задание. Открываем дневники, записываем Д/З:
§ 37
Выучить все новые термины, подготовится к опросу на след. уроке.


Карта Казахстана




Карта Казахстана































© 2010-2022