Модель интерактивного урока по географии и алгоритм его проведения

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование интерактивной доски на уроках географии

Салаева О.А

МОУ Александровская средняя общеобразовательная школа, МО Красноуфимский округ
Содержание школьного образования совершенствуется в соответствии с требованиями времени. Современное образование ориентирует школу на формирование компетенций у обучающихся, способствующих их успешности в высокотехнологичном мире. Успешный человек - это человек, имеющий не только качественное образование, но и умеющий ставить конкретные цели и достигать их. Это личность, самостоятельная в принятии решений, постоянно развивающаяся и идущая вперед, владеющая информационными технологиями. Начало XXI века демонстрирует стремительный рост информационных технологий и от учителя требуется не только «насыщение» учеников знаниями, информацией, но и обучение умению ориентироваться в этом потоке информации, анализировать, систематизировать и интерпретировать полученную информацию. Приобретение сельскими школами интерактивных досок способствует повышению информационной культуры обучающихся, активному применению учителями на практике информационно-коммуникационных технологий, использованию Интернет-ресурсов.

Формирование компетентностей обучающихся, осуществление деятельностного подхода в курсе географии зависит от оснащения кабинета современным оборудованием. Кабинет географии - это развивающая среда для школьника, способствующая организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, развитию интереса к предмету и повышению результативности учебного процесса. Для обучающихся создана возможность самим работать с учебной литературой, географическими картами, отбирать нужные им сведения из различных источников информации, компьютерных программ. В настоящее время эффективной работе способствует интерактивная доска SMART Board - сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого проектор передает на доску. Прикосновение к поверхности доски позволяет начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение дает возможность работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами.

Использование интерактивной доски SMART Board в курсе географии делают уроки интересными, «в духе времени». Возможности интерактивной доски большие, в процессе работы с интерактивной доской можно выделить основные виды работы.

1) Доска SMART Board используется в качестве экрана - можно демонстрировать готовые презентации, видеоматериалы, фотографии, различные задания. Во время урока просматриваем видеофрагменты о природе материков и океанов, культуре стран мира. Ученики с удовольствием создают презентации туристических маршрутов по странам мира, России, родному краю, творческие отчеты, визитки стран и с еще большим удовольствием демонстрируют свои работы одноклассникам, родителям. Ежегодно пополняется большая коллекция презентаций, созданных обучающимися. Активно используем готовые Интернет ресурсы на сайтах school-collection.edu.ru, it-nru, ecosystem.ru, Smartboard.ru.

2) Доска SMART Board дает возможность использовать новые интерактивные средства обучения географии - электронные мультимедиа-учебники и программно-методические комплексы. Большой интерес представляют электронные учебники Кирилла и Мефодия по географии с 6 по 10 классы, насыщенные анимационными сюжетами, видеороликами, звуковым сопровождением, динамичными схемами, интерактивными картами, тестовыми заданиями. Популярны у школьников CD серии «Домашний репетитор. География» с комплектами физических, контурных и политических карт. Имеющиеся материалы по форме представления можно разбить на четыре вида: демонстрационные, самостоятельные работы, практические работы, контрольные работы. Интерактивные проверочные задания помогают диагностировать знания обучающихся. Изучение географической номенклатуры с помощью доски SMART Board стало занимательной игрой, тем более что оценивает знание номенклатуры специальная программа.

3) Интерактивные карты позволяют рассматривать процессы в пространстве и во времени. На доске SMART Board поверх открытых интерактивных карт можно делать записи от руки специальным маркером и сохранять изменения. Выделяем ареалы, наносим маршруты, расположение объектов, природных зон. Ученик из пассивного созерцателя превращается в активного создателя географической карты. Кроме того, интерактивные карты сопровождаются иллюстрациями, видеосюжетами, что позволяет сформировать географический образ, сделать его ярким, запоминающимся. В коллекции SMART Board представлены различные варианты контурных карт: мира, материков, регионов и отдельных стран, которые активно используются для проведения диктантов по географической номенклатуре, а также являются основой для создания тематических карт на уроке. Таким образом, можно не только использовать готовые карты, но и создавать свои, наполняя их различным содержанием. Эффективны материалы, требующие анализа, обсуждения варианта решения или ответа, высказывания собственных мыслей, идей.

4) Доска SMART Board предоставляет уникальные возможности для творчества: можно перемещать объекты, работать с цветом, использовать затемнение экрана для самоконтроля, подсветки для акцентирования внимания обучающихся на наиболее значимых объектах, лупы для увеличения отдельных территорий на картах. Перемещая контуры стран, составляют политическую карту материка, соотносят страны и столицы. Затеняя правильные ответы, ученики определяют названия растений и животных, их распределение по природным зонам. С помощью интерактивных маркеров можно отметить разным цветом изменения на политической карте, тектонической карте, в исследовании территории России, состоянии природы регионов и стран.

5) Программное обеспечение дает возможность рисовать самим или использовать готовые фигуры, создавать схемы, таблицы. Ученики воспроизводят с помощью маркеров или линий процессы в природе: Мировой круговорот воды, циркуляцию воздушных масс, схему постоянных ветров, образование озерных котловин и многое другое.

Эффективность работы с интерактивной доской зависит от учителя, от того, как часто он использует различные возможности доски. «Почему сегодня мы не работаем с интерактивной доской?» - этот вопрос задают школьники, если видят, что доска не включена. Но разработка заданий требует времени, имеющихся материалов пока не достаточно, поэтому необходимо объединение учителей, работающих с интерактивными досками для обмена опытом и имеющимися ресурсами. Совместная работа по разработке и обмену готовой педагогической продукции поможет создать систему занятий с применением интерактивной доски SMART Board и максимально эффективно использовать ее возможности в учебном процессе. Затрудняет использование Интернет-ресурсов в школе низкая скорость Интернета, по этой же причине не всегда учителя и обучающиеся могут участвовать в форумах в режиме on-lain.

Литература
1) CD «Домашний репетитор» География. География России. ООО «Медиахауз», 2008.
2) CD «Домашний репетитор» География. Политическая карта. ООО «Медиахауз», 2008.
3) CD «Домашний репетитор» География. Физическая география. ООО «Медиахауз», 2008.
4) CD Уроки Кирилла и Мефодия. География 6 класс, 2008
5) CD Уроки Кирилла и Мефодия. География 7 класс, 2008
6) CD Уроки Кирилла и Мефодия. География 8 класс, 2008
7) CD Умные уроки. Институт новых образовательных технологий и информатизации Российского государственного Гуманитарного Университета. Общество с ограниченной ответственностью «Полимедиа-Урал», 2008
Модель интерактивного урока по географии и алгоритм его проведения school-collection.edu.ru
9) it-nru
10) ecosystem.ru
11) Smartboard.ru.


© 2010-2022