Урок Формирование положительного геокультурного образа региона

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Формирование положительного геокультурного образа регионаУрок Формирование положительного геокультурного образа регионаУрок Формирование положительного геокультурного образа регионаУрок Формирование положительного геокультурного образа регионаФормирование положительного геокультурного образа региона.

Репина Анна Александровна

Учитель географии

МБОУ СОШ №7 г.Мирного

Республики Саха(Якутия)

Предмет: География, Мировая Художественная Культура.

Тип урока: Интегрированный, объяснение нового материала и практическое применение ЗУН (конспект урока + презентация);

Тема урока: Формирование геокультурного положительного образа региона.

Почему география и МХК, а точнее география и культура народов республики Саха(Якутия), а не другой предмет?

Каждый народ с его традициями, творчеством - это часть МХК.

При формировании положительного образа своего региона ставятся цели: формирование познавательного интереса к изучению родного края; развитие регионального самосознания обучающихся; участие в решении общественно значимых проблем региона.

Из чего складываются представления людей о своей стране, о своей малой родине? Как они относятся к национальной специфики её развития? Эти и многие другие вопросы, непосредственно связанные друг с другом, я пытаюсь постепенно актуализировать в сознании нашего подрастающего поколения, отражая растущую потребность в понимании своей идентичности, своего национального "я". Кто мы? Как выглядим в собственных глаза и глазах других народов? Каков он, исторически сложившийся и, вместе с тем, меняющийся образ Якутии?

В процессе урока используются традиционные и нетрадиционные методы. Образ страны и регионов складываются из бытующих представлений об особенностях географического положения, освоении широких пластов культурного наследия, в том числе традиции культуры повседневности и бытовой культуры (кухни, элементов национального костюма, фольклорных традиций, народного художественного творчества), элементы которых используются на уроке.

Так как интеграция тем прослеживается в 8 и 9 классах, то информационно-рецептивное направление обеспечивают учащиеся этих классов, а рабочая группа - ребята 7 класса.

В подготовке к проведению урока принимают участие родители, представившие атрибуты культуры и быта (макет якутской усадьбы XVIII века), домашнюю утварь народов саха.

В начале урока предлагается школьникам назвать ассоциации к слову "Якутия".

При завершении урока, с учетом услышанного и увиденного, предлагается дополнить ассоциации новыми характерными чертами, заполнив индивидуальную технологическую карту (ИТК).

По итогам обобщения предлагается составить образную карту географических и культурных особенностей республики Саха(Якутия) или разработать проект туристической привлекательности Якутии.

"Учитель должен учить дитя, наблюдать верно и обогащать его душу возможно полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами его мыслительного процесса"

(К.Д. Ушинский)

Технологическая карта урока

Ф.И.О Репина Анна Александровна

Предмет: География, Мировая Художественная Культура;

Класс: 7, МБОУ СОШ №7 г. Мирный, республика Саха(Якутия);

Тип урока: Интегрированный, объяснение нового материала и практическое применение ЗУН;

Тема: Формирование геокультурного положительного образа региона.

Цели урока:

  • Формирование познавательного интереса к изучению родного края;

  • Развитие регионального самосознания обучающихся;

  • Участие в решении общественно значимых проблем региона;

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить в процессе реальной ситуации, использовать новые понятия и номенклатуру географических названий;

  • Продолжить формирование ЗУН, работы с картой (вычислять расстояние между объектами, используя масштаб и т.д.).

Воспитательные:

  • Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • Интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие;

  • Воспитывать культуру письма, монологической речи;

  • Развивать региональное самосознание, воспитывать толерантность, патриотизм через познание природы родного края, устного народного творчества;

  • Воспитывать чувство прекрасного: любовь к природе, желание охранять её, любовь к народному творчеству;

  • Формировать чувство ответственности за принятое решение;

Развивающие:

  • Развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Формировать коммуникативную компетенцию учащихся;

  • Развивать навыки научно-исследовательской деятельности;

  • Развивать память, творческие способности, самостоятельность;

  • Развивать умение получать знания в измененных ситуациях;

  • Развивать способности к рефлексии, способов и условий действия контролю и оценке процесса и результатов деятельности.

УУД:

Личностные:

  • Формировать представления об этикетных нормах поведения в процессе работы в группах;

  • Формировать умение познавательных интересов к своему региону, интеллектуальных и творческих способностей;

Регулятивные:

  • Учить контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

  • Учить самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания;

Коммуникативные:

  • Формирование умения работать в группах, представлять работу своей группы;

  • Слушать и понимать речь других;

Познавательные:

  • Развитие умения извлекать необходимую информацию;

  • Развитие умения находить ответы на вопросы;

  • Развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

  • Развитие умения систематизировать знания;

Методы:

  • По источникам знаний: словесные, наглядные;

  • По степени взаимодействия: учитель-ученик, эвристическая беседа;

  • Дидактические задачи: подготовка к восприятию;

  • Познавательная деятельность: репродуктивный, частично-поисковый;

Форма поведения:

  • Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная;

  • Организация деятельности на уроке;

  • Самостоятельно выходят на проблему и решают её;

  • Самостоятельно определяют тему и цели урока;

  • Актуализация с учащимися известных и знакомство с новыми терминами и понятиями;

  • Проведения практической работы с использованием картосхемы

  • Отвечают на вопросы;

  • Самостоятельная работа учащегося с целью формирования образа республики Саха(Якутия);

  • Оценивают себя и друг друга;

Учебно-наглядный комплекс:

  • Физические карты России, РС(Я);

  • Государственная символика;

  • Контурные карты, атласы;

  • Раздаточный материал;

  • Плакат, спортивный инвентарь;

  • Коллекция минералов;

  • Средства мультимедиа (презентация на слайдах в Power point).

Ход урока

Учитель географии

Вступительное слово учителя:

- «Ребята, прочитайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?»

(на экране слайд)

"Всё то, что было в бездне,

Не меркнет в памяти моей

И нет желанней ничего

чем образ края моего"

(К. Бальмонт)

Возможные ответы: Россия, Якутия, Мирный

Да, действительно это так. Образ страны, образ республики. Мы с вами уже знакомы с образами материков. И начали, в процессе изучения самого большого материка(какого?), создавать и его образ. А в Евразии находится и наша страна, а значит и наша Республика Якутия. И на протяжении нескольких уроков нам предстоит решать следующие задачи (на экране слайд):

  • Расширить и углубить знания географических особенностей Республики Саха(Якутия)

  • Познакомиться с новыми понятиями и номенклатурой географических названий по теме

  • Создать исторически сложившийся и, вместе с тем, меняющийся образ нашего региона

А образ страны, региона складывается из бытующих представлений о природе, культуре с которыми и ассоциируется национальный характер.

План урока

На экране слайд

  1. Особенности географического положения, размещение природных ресурсов Якутии

  2. Особенности быта, традиции культуры повседневности (элементы национального костюма), фольклорные традиции, народное художественное творчество

Поскольку эта тема уже в какой-то мере знакома, то на уроке вам будет предоставлено больше самостоятельности.

Но давайте опять к теме урока. Вы все выезжаете с родителями за пределы Якутии, и узнав откуда вы приехали можно услышать о нашей республике? (Холодно, алмазы, олени, медведи). А вы согласны только с такой характеристикой(Да\Нет)? А достаточно ли у вас знаний для представления особенностей Якутии, её красоты и величия? (Да\нет)

В конце урока вы сами определитесь узнали ли вы что-то новое, такую информацию, чтобы убедить жителей других регионов России, что Якутия наша прекрасна.

Итак: 1 этап

Принимают участие учащиеся и гости (по желанию).

Вам предлагается в индивидуальной технологической карте (используя карандаш) изобразить 5-7 ассоциаций, т.е. представлений, которые возникают, когда вы слышите "Якутия"

Учитель географии: - "Какой образ сформировался к началу урока?"

(ответы учащихся).

Таким образом вы вспомнили некоторые особенности нашей республики.

2 Этап: "Осмысления и реализация, изучение нового материала"

А теперь вам предлагается заслушать информацию, расширяющую ваш кругозор об образе нашей Якутии. Заслушивая информацию, дополняйте свои ИТК (7 класс).

  • Сообщение учащихся об особенностях географического положения и размещении природных ресурсов Якутии с показом коллекции полезных ископаемых (8 класс)

(На экране слайды сопровождения)

  • Сообщение обучающихся о географических особенностях Якутии;

  • Карта Якутии;

  • Флаг, герб Якутии;

  • Разнообразные ландшафты;

  • Виды природных ресурсов (водные, биологические, минеральные, рекреационные, лесные), условные знаки минеральных ресурсов.

Учитель географии: Записали, обменялись ИТК, проверили ("5"-5; "4"-4; "3"-3).

Учитель МХК (культуры народов Якутии)

Вы вспомнили у знали новое об особенностях нашей республики с точки зрения географии. Народ "саха" всегда жил в гармонии с природой, что нашло отражение и в размещении всего необходимого в якутской усадьбе

  • Сообщение об особенностях якутской усадьбы с показом макета (9 класс)

(На экране слайды усадьбы.)

Якутские поселения делились по сезонно-хозяйственному признаку на зимние и летние. Зимники состояли из одной-трех юрт и располагались вблизи сезонокосных угодий и водоемов. Летники ставились у пастбищ на насчитывали около десятка юрт.

Зимнее жилище - балаган - было прямоугольной формы, имело невысокие наклонные стены из тонких бревен, обмазанных глиной с навозом, и низкую двускатную крышу из коры и дерна. С XVIII века распространяются многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей, которые внешне напоминают чум диаметром пять и высотой десять метров. Хозяйственные постройки включали хлева (хотоны) для содержания скота, амбары, подвалы-ледники, загоны для лошадей.

Непременным атрибутом якутской усадьбы были коновязные столбы - сэргэ. Северные якуты-оленеводы использовали чум самодийского типа и домик на полозьях - балок.

Учитель географии:

Природа сурова, а когда приходит короткое лето, до начала интенсивной работы на сенокосе, по всей республике проходит один из самых любимых праздников всех народов, населяющих нашу суровую, но прекрасную Якутию - это Ысыах.

(на экране слайды - ысыах) и заслушивание сообщения (9 класс)

Ысыах (якут. Ыhыах) - день празднования нового года в Якутии, праздник лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми и конными скачками.



Празднование (слайд)

Жители Республики Саха(Якутия) празднуют новый год дважды, вместе со всеми россиянами - зимой, и еще по своей традиции - летом. Якутия - крупный регион Сибири, почти половина её территории расположена за северным полярным кругом. Зимой здесь температура порой опускается до минус 60 градусов, а лето очень короткое. Оно наступает в конце июня. Именно на это время и приходится праздник.

Якутский ысыах (дословно можно перевести как "изобилие") связан с культом солнечного божества, с культом плодородия. В довоенное время ысыах проводился 22 июня - в день летнего солнцестояния. После 1941 года по нравственным соображениям (дата ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941- 1945 гг.) ысыах стал проводится в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д. Любой ысыах начинается с благословления и кормления духа огня.

Осуохай(слайд) - 9 класс

Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай, означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали оусохай в течении трех дней и трех ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника - обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленного из кобыльего молока - кумысом. Ритуал символизирует рождение вселенной и человека.

Одновременно с сообщением показ уч-ся 8,9 класса элементов праздника: Осуохай, спортивные игры: прыжки, перетягивание палки (7 класс), игра на национальном музыкальном инструменте - хомус(слайды).

Учитель МХК (культуры народов Якутии): - «Записать в оценочный лист ваши ассоциации по Якутии, характеризующие её культуру и быт.»

Учитель географии: - «География с карты начинается и картой заканчивается» - Н. Н. Баранский

Задание №3 (ИТК). Работа в парах.

Этап 3.

Итог урока: Анализ ИТК. Возвращение к ассоциативному ряду и дополнение его новыми характерными чертами.

Учитель географии - Возвращаемся к проблеме урока:

  • Расширили знания о Якутии? ;

  • Доказали, что наша Якутия прекрасна и удивительна? ;

Ответы (да /нет).

Что помогло расширить знания? Возможные ответы:

  • Заслушивали информацию (расширяли свои знания);

  • Оценивали результаты, сравнивая со своими (возможно что-то пропустили);

  • Показ элементов Ысыаха (непосредственное участие);

  • Работали с картой.

Этап 4.

Домашнее задание (творческое) - информация в ИТК.

Используя данные ИТК выделить понятия, явления, объекты характерные для Якутии (индивидуально или в группе по 2-3 человека):

  1. Составить обзорную карту или схему (по выбору) с показом отражения географического и культурного образа Республики - "визитной карточки"

  2. Разработка проекта туристической привлекательности Якутии

Учитель:

Возвращаемся к проблеме:

  • Расширили знания о Якутии?

  • Доказали, что наша Якутия прекрасна и удивительна?

Что помогло расширить знания? (возможные ответы):

  • Заслушивали информацию (расширяли свои знания)

  • Оценивали результаты, сравнивая со своими (возможно что-то пропустили)

  • Показ элементов ысыаха(непосредственное участие)

  • Работа с картой

Этап 5.

Вывод(самостоятельно) - о возможности использования полученных знаний, умений на других уроках(Да\Нет). Каких? (История, биология, экология, МХК, химия).

Высказывают свое мнение об уроке (эмоциональный настрой). Положительный или отрицательный.

Приложение №1

Индивидуальная технологическая карта учащегося 7 класса

(Фамилия, Имя)

Тема: "Формирование геокультурного положительного образа региона"

I Задание: Особенности географического положения Якутии и её природные ресурсы.

Твое представление о Якутии

Дополнение новыми чертами

II Задание: Культура и быт Якутии



III Работа с картой (географический адрес)

  1. 740 с. ш. - это

  2. 770 с. ш. - это

  3. 550 с. ш. - это

IV Задание на дом (по выбору)

  • Составить обзорную карту или схему (на выбор) по данным задания I.

  • Творческое: разработка проекта туристической привлекательности Якутии.

Вопросы:

  1. Географическое положение

  2. Кто изучал территорию?

  3. Кто здесь жил раньше?

  4. Рельеф

  5. Полезные ископаемые

  6. Климат(тип климата, влажный сезон, когда лучше поехать туристам)

  7. Что надеть, что взять с собой?

  8. Природные объекты, что посмотреть?

  9. Культурные особенности

  10. Чем можно заняться?

© 2010-2022