Методическая разработка урока на тему: география одна из наук о Земле

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФИО автора: Цопина Любовь Ивановна

Место работы:МАОУ Лицей№1 г.Балаково Саратовская обл.

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «География-одна из наук о планете Земля.»

Базовый учебник: : А.А.Летягин География Начальный курс 5 класс.Москва.Издательский центр « Вентана-Граф».2012год.

План-конспект урока:

  • Цель и задачи урока

Цель урока: формировать представления о происхождении науки географии и значении её исследований, о важности науки географии в жизни человека. Планируемый результат-формировать знания учащихся об истории зарождения науки географии о том ,что такое география ,географическая оболочка, географические объект ,процессы явления ;научить учащихся самостоятельно добывать знания из текста ,дополнительных источников ,работать в парах ,анализировать ,сравнивать ,выполнять действия по алгориитму .

Задачи урока:

  1. Обучающие:

.

  • выяснить , откуда произошло слово -география, какую роль в происхождении науки сыграли древнегреческие учёные .Познакомить со структурой науки, источниками географической информации; дать определения понятиям географические объекты, географические процессы и явления; повторить оболочки Земли ;подвести к понятию -географическая оболочка.

  • сформировать представление о значении географии в жизни человек, определить самостоятельно ,что такое ЮНЕСКО.

  1. Развивающие:

  • Развивать навыки и умения самостоятельно находить информацию, пользуясь начно-популярной литературой и ЭОРАми.

  • Развивать навыки самостоятельной и групповой работы;

  • Развивать интерес к предмету, образное мышление.

  1. Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникационную культуру при групповых формах работы;(в парах).

  • Воспитывать интерес к географическим знаниям. и культуру общения.

  • Тип урока :урок открытия новых знаний.

  • Формы работы учащихся: индивидуальные, парные.

  • Необходимое техническое оборудование: учебники, атласы, физическая карта полушарий, учебные картины или слайды с изображением путешественников, портреты географов ;тсо-медиопроектор;глобус.

  • Структура и ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Мотивационный этап урока. Создание проблемной ситуации

5-7 минут

Сегодня мы приступаем к изучению новой науки,ранее вами не изучаемой.Вы не знаете откуда произошло её название, что она изучает. ,Всё это предстоит вам сделать сегодня на уроке.

Осмысливают сказанное, анализируют, обобщают, НАЗЫВАЮТ известные им науки.

С помощью учителя и учебника дают определение буквального перевода слова география,затем по парам находят в тексте учебника и самостоятельно отвечают на вопрос-Что изучает география ?Какую роль играет наука география в жизни человека?

Таким образом, школьники формулируют тему урока: пытаются раскрыть проблему для чего нужно изучать географию?

Осознание себя как члена общества на глобальном,региональном, и локальном уровнях(житель планеты Земля,Житель конкретного региона).Самоопределение(Л),целепологание(П)

Знать: география, географический объект,географические природные процессы и явления.

Регулятивные УУД: Способность к приобретению новых знаний;умений управлять своей познавательной деятельностью.Коммууникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие2 в группе( в паре).познавательные УУД:самостоятельный поиск, . осмысливание, анализ.

2 этап.Объяснение нового материала

Индивидуальная работа со статьёй п.1 с.8-Зарождение географии 4-5мин

А теперь покажите своё умение самостоятельно работать с текстом.Очень интересно узнать ,кто же имеет прямое отношение к формированию науки географии. Демонстрация фрагмента презентации «Как люди открывали Землю»nsportal.ru kak lyudi izuchali.ppt(1-5 слайды)

Дети отвечают фронтально,приводят примеры, знакомые им из ранее прочитанных книг и др. источников.Выдвигают версии, излагают свое мнение.

Уважение к истории,культуре.Определение основной и второстепернной информации(П)

Приводят примеры выдающихся открытий .

Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и умений. Умение работать с незнакомым текстом,выбирать главное из текста.

3 этап.Объяснение нового материала(углубление знаний об античной Греции)Самостоятельная работа с само- и взаимопрверкой.

Демонстрация слайда о древнегреческих учёных античных времён сайта Википедия(использование ЭОРА) не более 5 минут.www.geografia.ru/eratosfen.htm1

Учащиеся по парам внимательно просматривают слайд,осмысливают увиденное и отвечают на поставленные вопросы,обмениваются мнениями об увиденном,говорят о том чего нет в тексте учебника.Они называют имена древнегреческих учёных,имеющих отношение к науке географии.После просмотра составляют краткий «Дневник» путешествия в античную Грецию.Чтение дневников.Обсуждение.

Формирование уменеий и навыков быть внимательным при работе с ЭОРАми.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Формирование первичных представлений о географической науке

Развитие познавательных интересов. Формирование УУД: уменеие управлять своей познавательной деятельностью;определять её цели и задачи,проводить отбор информации.

Физкульт минутка.

2-3 минуты

Учитель на первом уроке проводит физкультминутку.(для улучшения мозгового кровообращения)

Учащиеся выполняют упражнения.

Оздоровление,умение расслабляться

Соблюдение санитарно гигиенических норм на уроке.

.Здоровьесберегающие технологии.(учебно-педагогические).

4Актуализация знаний(воспроизведение ранее полученных знаний об оболочках Земли)Введение понятия «геосфера Земли.»5 -7мин.

Учитель спрашивает:»Что вам известно об оболочках Земли?».После того,когда дети называют 4 оболочки,на доске демонсрируют схему оболочки Земли.Переход к проблемному вопросу о том ,что такое географическая оболочка.

Учащиеся называют оболочки Земли:атмосферу,гидросферу,литосферу,биосферу и вспоминают их определения.Затем думают над вопросом учителя можно ли назвать оболочки Земли геосферами.Что такое геосфера?Переход к проблемному вопросу.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,к планете Земля.Анализ,классификация(П),извлечение из текста необходимой информации(П)

Формирование и развитие по средством географических знаний,позновательных интересов,интеллектуальных результатов. .

Формирование способностей анализировать ранее полученные знания и применять их для изучения нового материала.

5- этапИзучение нового материала Проблемный вопрос:считаете ли вы уникальной планету Земля,подвести учащихся к понятию ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ оболочка

Учитель предлагает ученикам подумать над тем,как взаимодействуют между собой оболочки Земли,предлагает поработать со словарём-с.153 учебника чтобы дать определение понятия ГЕОСФЕРА (запись в тетради) Затем демонстрирует презентацию- ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ . ОБОЛОЧКА Земли.900igr.net 1-6 слайды

Анализируют, классифицируют свои знания, делают выводы, излагают свое мнение, находят в учебнике достоверную информацию о взаимодействии оболочек Земли. , работают со словарём-с.153- геосфера. Записывают определения в тетрадь. В процессе дисскусии самостоятельно делают вывод о том что такое геграфическая оболочка Земли.

Осознание значимости приобретённых знаний.Умение мыслить и высказывать своё мнение,постановка и формулирование проблемы(П)

Знать-геосфера,географическая оболочка

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний;умение организовывать свою деятелтность

6-этап Первичное закрепление с проговариванием: работа в парах,а также индивидуальная работа над вопросами Учебника с.9-10.

1.Учитель предлагает работая в парах составить схему: «Строение географической оболочки» .2.Ответить на вопросы с.9-10(1-50)Отработка понятий география,географический объект,географический процесс,географическое явление,географическая оболочка.

Работают в парах-строят схему,отвечают на вопросы учебника.

Слушать и понимать речь других,уметь устно письменно выражать свои мысли.Выполнять действия по алгоритму(П)

Усвоение понятия «Географическая оболочка»,составление схемы-алгоритма на отдельных этапах урока.

Умение работать в паре, понимать позицию другого, корректировать свое мнение, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

7-этап.Подготовка учащихся к итогу урока Беседа, в ходе которой учащиеся.выражают свое мнение о том,какую практическую роль играет в жизни человека наука геогррафия,для чего необходимо изучать науку географию?

Учитель проводит беседу о значении географических знаний.,спрашивает о том для каких профессий нужны знания по географии..Почему каждому человеку необходимо разбираться в географии.

Делают выводы,аргументируют свои ответы. Географию нам нужно изучать, для того, чтобы больше знать о природе Земли,особенности стран мира,использовать географические знания на практике,быть грамотным и интеллектуально развитым человеком.

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира

Овладение знанием о роли географической науки.

Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью. Формирование УУД: умение делать выводы в соответствии с целью.

8 - этап коррекция полученных знани;самооценка работы втечениеурока.

Сегодня на уроке я узнал... , я научился..., я не понял...2.Учитель предлагает оценить свою работу по поиску решения проблемы ( используя алгоритм самооценивания)Можно использовать методику «светофор»красный-я работал отлично,мне всё понятно;жёлтый-я работал хорошо,мне кое-что не понятно,не получилось;зелёный-я работал неплохо,но мне многое не понятно,не получилось.

Учатся оценивать степень и способы достижения цели, аргументировано оценивать свои действия.

Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.Самооценка на основе критерия успешности(Л);рефлексия способов и условий действия.

УУД: формирование умения оценивать собственные действия.

Учитель наблюдает как себя оценивают учащиеся,консультируют их ,выставляют оценки за участие в обсуждениии проблемных вопросов.(Возможен диктант см.приложение)

Учащиеся внимательно слушают учителя,а также выполняют роль аппонентов при оцнивании ответов своих одноклассников.

Осознание целостности мира.

УУД: обобщение, работа с информацией, умение применять знания в новой учебной ситуации, формирование умения осмысливать и объяснять, формулировать выводы.

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.


8.Домашнее задание

2-3 минуты

Учитель предлагает задания3-х уровней сложности: базовый уровень-как могут пригодиться знания по географии в обыденной жизни.свой ответ аргументируй.Повышенный уровень-можно ли отнести к географическим объектам материки и океаны,города и страны,звёзды и планеты?Высокий уровень-вспомните и назовите георафические объекты своей местности.Составить сообщение в объёме 1 страницы тетради про ЮНЕСКО,пользуясь интернетом.

Оценивают себя, выбирают задание.

УУД: умение понять причины своего неуспеха и находить пути выхода из него.

Приложение

Алгоритм самооценивания

(на первых уроках должен быть наглядно представлен на доске):

1 шаг. В чем заключалось задание? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось ли получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?

6 шаг Какую сам выставляешь себе отметку?

(источник: Сборник «Образовательные технологии»)


Географический диктант на проверку усвоения новых понятий урока.

  1. Как называют людей,которые изучают Землю,чтобы получить новые знания?(географы)

  2. Что такое географияв переводе с греческого языка?(землеописание)

  3. Что изучает география?(география исследует положение географических объектов и их изменение в пространстве и во времени)

  4. Что такое географический объект?(это объекты ,созданные природой или человеком)

  5. Что такое географическая оболочка?(это слой Земли ,где соприкасаются и взаимодействуют 4 биосферы)


© 2010-2022