Урок обобщение по теме Рельеф России - 8 класс

Урок обобщения по теме рельеф России    «Рельеф  - каркас природы» Цель:   Повторение, коррекция, закрепление и контроль знаний, умений по изученной теме.   1.     Организовать деятельность обучающихся  по обобщению  и углублению знаний, умений и навыков об особенностях рельефа России, определению взаимосвязей между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых. 2.     Развивать у обучающихся следующие умения:  управлять своей познавательной деятельностью, вести отбор инфор...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обобщения по теме рельеф России

«Рельеф - каркас природы»

Цель: Повторение, коррекция, закрепление и контроль знаний, умений по изученной теме.



  1. Организовать деятельность обучающихся по обобщению и углублению знаний, умений и навыков об особенностях рельефа России, определению взаимосвязей между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых.

  2. Развивать у обучающихся следующие умения: управлять своей познавательной деятельностью, вести отбор информации, ее преобразовывать, сохранять, передавать и презентовать с помощью технических средств и информационных технологий; выделять главное, анализировать, делать выводы.

  3. Способствовать расширению и конкретизации знаний о мерах безопасности своей жизни при стихийных бедствиях: оползней, селей, землетрясений и извержении вулканов. Воспитывать чувство самосохранения при опасных чрезвычайных ситуациях .

Задачи:

  • Составить опорную картосхему различных территорий России, отражающую взаимосвязь тектонического строения территории, рельефа и размещения полезных ископаемых.

  • Выявить какая существует взаимосвязь между тектоническим строением территории, рельефом и размещением полезных ископаемых.

  • Обобщить полученные знания.

Методы обучения: создание проблемной ситуации; организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников; создание условий для развития познавательной активности учащихся при выполнении краткосрочных мини-проектов, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.

Оборудование: учебник географии 8 класс «Природа России», Н.Н.Петрова, Н.И.Максимова, «Мнемозина», 2009г.; Атлас 8 класс - карты физическая, тектоническая; компьютер, мультимедиапроектор; инструкционные карты, 1/2 листа ватмана (4 шт.), цветные карандаши, фломастеры, шаблоны цветов (красные, желтые и синие по количеству учеников)

Ход урока

Орг.момент.

Добрый день, ребята! Для проведения сегодняшнего урока вам нужно разделиться на 4 группы. В каждой группе надо выбрать руководителя, который будет координировать деятельность всех членов группы.

Актуализация знаний

Учитель: Рельеф - это очень важный компонент природы.

- Вспомните что такое рельеф?

- Почему рельеф называют «каркасом природы»?

Учитель: Верно. Рельеф - это каркас природы, который влияет на климат, воды, почвы, растительного и животного мира на жизнь человека.

- Какие формы рельефа суши мы знаем?(равнины и горы)

- Как различаются горы по высоте? (низкие - до 1000м, средние - до 2000м и высокие свыше 2000м)

- Как различаются равнины по высоте?(низменности - до 200м; возвышенности -до 500м; плоскогорья - от 500 до 1000м)

- В чем различие гор и равнин? (горы -высоко приподнятые над поверхностью Земли, а равнины выровненные участки земной поверхности)

- Почему рельеф России так разнообразен? (различное тектоническое строение земной коры)

Учитель: Вспомним теорию литосферных плит. При столкновении плит образуются ___? (Горы. Горы соответствуют подвижным участкам земной коры разного возраста.)

На древних участках - устойчивых, жестких платформах расположены -

( крупные равнины). Выступы кристаллического фундамента называют -? (щиты)

Учитель: На какой карте есть информация:

- о рельефе территории России; (физическая карта России)

- строении Земной коры?(тектоническая)

Учитель: Эти карты вы сейчас и будете использовать для выполнения проектного задания на уроке.

Выполнение проекта «Карта - второй язык географии»

Продукт проекта: картосхемы отдельных территорий России.

Гипотеза. Если бы территория России располагалась на однородных тектонических структурах, то был бы разнообразным рельеф? Отличалась бы наша страна богатством полезных ископаемых?

Ваша задача установить связи между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми, а затем результаты работы отразить в картосхеме, которая будет являться учебным пособием по географии при изучении физико-географических природных районов России.

Для выполнения поставленных задач у вас на столе лежат инструкционные карты с таблицей.

Территория

Форма рельефа

Тектоническое строение

Полезные ископаемые

Каждая группа работает по своему маршруту.

1группа -Восточно-Европейская равнина

2 группа - Западно-Сибирская равнина

3 группа - Кавказ

4 группа - горы Камчатки

Для выполнения задания используйте географический атлас.

На столах у вас лежат инструкции по выполнению заданий. Внимательно прочтите инструкцию - алгоритм выполнения проекта.

1.Прочтите задание вашей группы.

2. Распределите обязанности в группе;

3.Определите, какими картами вы будете пользоваться.

4.Исследуйте географические карты и заполните таблицу.

5.На лист ватмана нанесите вашу информацию с помощью условных знаков, придуманными вами. Можно также использовать типовые знаки для отображения полезных ископаемых. (Можно предварительно сделать черновой вариант на формат А-4, а потом перенести на ватман(1/2 листа)

5.1.Отразить условными знаками, добытую информацию:

-форму рельефа

-тектонические структуры : платформы, наличие щитов, складчатый пояс ;

-полезные ископаемые;

-стихийные явления на данной территории.

6.Укажите абсолютную высоту ваших объектов.

7.Сделайте вывод и отобразите в виде модуля: форма рельефа - тектоническая структура- тип полезных ископаемых по происхождению. (оценка «5»)

8.Провести защиту вашего проекта - раскройте содержание вашей картосхемы -(оценка«5»)

9.Представление презентаций стихийных явлений, которые могут происходить на территории вашего объекта (проектные работы уч-ся в качестве д/з)- (оценка «5»): «Высокий берег - защита или бедствие?» (Оползни) - Меньщиков А.

«Безопасно ли жить в горных районах?» (Сели), «Горячие точки нашей территории» (о вулканизме и землетрясениях на территории России)

Оценка «3» - участие в группе по оформлению картосхемы.

Физминутка

Защита мини - проектов «Картосхемы отдельных территорий России»

Подведение итогов, оценивание результатов.

Д/З: повт.пар.17

Заключительный (рефлексия).

Ответы на листочках.

1) Как, по-вашему, мнению вы усвоили материал:

А) всё понял, могу объяснить другим,
Б) понял, но объяснить могу с помощью учителя,
В) не понял.

2) Оцените свою деятельность в выполнении проекта:

1. Если на уроке вы активно работали, правильно выполняли задание, то выберите красный цветок.

2. Если на уроке при выполнении задания испытывали трудности, обращались за помощью к учителю или одноклассникам, то выберите желтый цветок.

3. Если на уроке вы работали очень слабо и были пассивным слушателем, то выберите синий цветок.

4. Прислушайтесь к своему настроению и отобразите его рисунком в сердцевине цветка:

хорошее среднее плохое

Урок обобщение по теме Рельеф России - 8 классУрок обобщение по теме Рельеф России - 8 классУрок обобщение по теме Рельеф России - 8 классУрок обобщение по теме Рельеф России - 8 классУрок обобщение по теме Рельеф России - 8 класс

Урок обобщение по теме Рельеф России - 8 класс

Д/З: повт.пар.

Выводы

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома. Благодаря возможностям исследовательского характера урока, ученик из объекта педагогической деятельности ("меня учат") превращается в её субъект ("я учусь").

Каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.

Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.

Каждый проект - это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо больше, чем безликая оценка.

Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Для географа-профессионала это утверждение - аксиома. Умение читать карту - это повышение интереса к предмету и качеству знаний.

При этом:

  • углубляется умение работать с текстом учебника, вычленять главное, прослеживать причинно-следственные связи;

  • формируется представление о картографических способах отображения текстового материала;

  • делаются попытки сохранения читаемости карты (трудное для школьников, но обязательное картографическое правило), для чего учениками создаются собственные условные знак

Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми

Задание. Заполните таблицу, используя географические карты.

Территория

Форма рельефа

Тектоническое строение

Полезные ископаемые


Внимательно прочтите инструкцию - алгоритм выполнения проекта.

1.Прочтите задание вашей группы.

2. Распределите обязанности в группе;

3.Определите, какими картами вы будете пользоваться.

4.Исследуйте географические карты и заполните таблицу.

5.На вашу картосхему нанесите географическую информацию с помощью условных знаков, придуманными вами. Можно также использовать типовые знаки для отображения полезных ископаемых.

Отразить условными знаками:

-форму рельефа - подписать

-тектонические структуры отобразите графически :

платформу, наличие щитов, если есть;

складчатый пояс;

-полезные ископаемые -нарисовать значки;

-стихийные явления, влияющие на изменения рельефа на данной территории - условными знаками

6.Укажите абсолютную высоту ваших объектов.

7.Сделайте вывод и отобразите в виде модуля: форма рельефа - тектоническая структура - тип полезных ископаемых.



Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми

Задание. Заполните таблицу, используя географические карты.

Территория

Форма рельефа

Тектоническое строение

Полезные ископаемые


Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми

Задание. Заполните таблицу, используя географические карты.

Территория

Форма рельефа

Тектоническое строение

Полезные ископаемые




Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми

Задание. Заполните таблицу, используя географические карты.

Территория

Форма рельефа

Тектоническое строение

Полезные ископаемые




© 2010-2022