Программа и тематическое планирование по географии (6 класс)

Курс географии 6 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной  ступени обучения. Материал сгруппирован в семь разделов. Введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки. 1-й раздел- основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел. 2-й раздел- знакомит с принципами построения географических карт, учит ...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 5»

Дальнереченского городского округа




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании методического заместитель директора по УВР директор МБОУ «СОШ № 5»

совета школы ________ ( _____________________) _________ (С.Ю. Летовальцева)

Протокол №_______ «____»____________2014 г . «_____»_________________ 2014г.

от «_____»___________ 2014 г.

Руководитель МС

________ (_____________________)


Рабочая программа

учебного курса по географии

для учащихся 6-х классов




Учитель: Мороз И.В.






2014-2015 учебный год


Пояснительная записка


При разработке рабочей программы использован Государственный стандарт основного общего и среднего (полного) образования

Используемые программы:

  1. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких.- 3-е - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012.- 56 с.

  2. Рабочие программы по географии 6-9 класс (линия учебника издательства «Русское слово») / Авт.- сост. Н.В. Болотникова. - 2-е изд., испр. доп.- М.: Издательство «Глобус», 2009.- 312 с.- (Образовательный стандарт).

Рабочие программы (линия Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского, издательство «Русское слово»)-

Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (VI- VII классы), авторская программа Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 6-9 классов. - М. : Русское слово, 2008)

Количество часов: всего- 68 часов, в неделю - 2 часа (1 час согласно Федеральному компоненту и 1 час перенесен в региональный компонент для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности)

Основное содержание курса:

Курс географии 6 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения. Материал сгруппирован в семь разделов. Введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки. 1-й раздел- основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел. 2-й раздел- знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. Все последующие разделы знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты. Последний раздел - обобщение сведений, изложенных в предыдущих разделах.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

- начать формировать географическую культуру личности, обучать географическому языку;

- начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

В курсе рассматриваются основные темы:

Введение (4 часа - 2 + 2 (региональный компонент)

Тема 1. Земля как планета (10 часов - 5 + 5 (региональный компонент

Тема 2. Способы изображения земной поверхности (9 часов - 4 + 5 (региональный компонент)

Тема 3. Литосфера (11 часов - 6+5 (региональный компонент)

Тема 4. Атмосфера (15 часов - 8 + 7 (региональный компонент)

Тема 5. Гидросфера (9 часов - 4 + 5 (региональный компонент)

Тема 6. Биосфера (3 часа - 2 + 1 (региональный компонент)

Тема 7. Почва и геосфера (7 часов - 3 + 4 (региональный компонент)

Предусмотрено проведение - практических работ: 18, из них

оценочные - 8:

№ 1 - Составление и объяснение схемы: «Положение Земли в Солнечной системе»

№ 2- Определение географических координат

№ 3- Определение направлений и расстояний по карте

№ 4- Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

№ 5- Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

№ 6- Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

№ 7- Нанесение на контурную карту объектов гидросферы

№ 8- Описание природных зон Земли по географическим картам

практикумы - 10:

1- Определение по карте географических координат географических объектов своей местности

2- Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту (работа на местности). Составление простейшего плана местности

3- Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека

4- Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей

5- Составление схемы различий гор и равнин по высоте

6- Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды

7- Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер её течения, использование человеком

8- Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности

9- Изучение строения почвы на местности

10- Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности

Требования к уровню подготовки учащихся (ЗУН):


Учащиеся должны:

  1. Оценивать и прогнозировать тенденции развития природных объектов и явлений:

    1. влияние человека на отдельный компонент природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности;

    2. погоду на ближайшие сутки


  1. Объяснять:

  • последовательность приемов построения планов местности;

  • построения градусной сетки;

  • черты сходства и различий плана местности и географической карты;

  • происхождения землетрясения, волн цунами;

  • влияние рельефа на направление и характер течения рек;

  • образование ледников;

  • нагревание атмосферы;

  • зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей;

  • образование осадков, ветра и т.п.;

  • изменение погоды, народные приметы;

  • особенности компонентов природы своей местности;

  • причины смены дня и ночи, времен года;

  • зависимость климата от географической широты;

  • значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха

3. Применять в процессе учебного познания понятия: «план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота», «географические координаты», «литосфера», «земная кора», «горы», «равнины», «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро», «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат», «природный комплекс»

4. Описывать:

  • внешний вид основных форм рельефа суши;

  • внешний облик представителей органического мира гидросферы;

  • внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков;

  • времена года и погоду своей местности;

  • природные комплексы своей местности;

  • географические объекты

5. Определять (измерять):

  • на местности стороны горизонты, направление, расстояние;

  • по плану местности, глобусу, географической карте объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек, географические координаты;

  • протяженность, средние и абсолютные высоты формы рельефа;

  • принадлежность горных пород своей местности к магматическим, осадочным и метаморфическим группам;

  • по картам основные особенности объектов гидросферы;

  • при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра;

  • по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуды температуры, преобладающие направления ветра;

  • координаты географических объектов, при помощи приборов определять давление, температуру, направление и скорость ветра, т.п.;

  • на местности наиболее очевидные особенности природных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами;

  • результаты мероприятий по охране природы своей местности

6. Приводить примеры:

  • различных видов карт;

  • горных пород и минералов;

  • типов погоды;

  • взаимовлияния всех компонентов природы

7. Называть (показывать):

  • примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт;

  • крупнейшие равнины и горные системы земного шара;

  • океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения;

  • источники питания рек;

  • элементы речной долины;

  • среднюю соленость вод Мирового океана;

  • основные мероприятия по охране гидросферы;

  • источники поступления тепла на Землю;

  • форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты;

  • положение Солнца над горизонтом на экваторе, тропиках в дни равноденствия и солнцестояний;

  • основные следствия суточного и годового движения Земли;

  • мероприятия по охране атмосферного воздуха;

  • границы распространения живого вещества;

  • представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу;

  • наиболее характерных животных и растений своей местности;

  • основные мероприятия по охране органического мира;

  • примеры взаимосвязей между земными оболочками.

Перечень обязательной географической номенклатуры:

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Острова: Гренландия, Исландия, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Японские.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Мексиканский, Персидский

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский

Равнины: Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Западно-Сибирская, Центральные равнины

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское

Горные системы: Анды, Альпы, Гималаи, Кордильеры, Кавказ, Скандинавские, Урал, Аппалачи

Горные вершины и вулканы: Джомолунгма ( Эверест ), Орисаба, Килиманджаро, Аконкагуа, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Котопахи, Кракатау

Моря: Средиземное, Чёрное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных Ветров, Куросио, Бенгальское

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Амур, Волга, Лена, Обь, Дунай, Хуанхэ, Янцзы, Ганг, Инд,

Озёра: Каспийское море - озеро, Аральское море, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озёра.

УМК:

  1. Учебник: География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. - 5-е изд. - М.: ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2011. - 323 с.: ил.

  2. Географический атлас. 6 класс. - М.: Дрофа, 2007

  3. Контурные карты. 6 класс.- М.: Дрофа, 2010

  4. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Физическая география». 6 класс / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 96 с.

  5. Шатных А.В. начальный курс географии. 6 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс». - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 96 с.: ил., карт.

  6. Тематическое и поурочное планирование по географии. 6 класс. - М.: Экзамен, 2006

  7. Контрольные и проверочные работы. 6 класс. - М.: Экзамен, 2003

Дополнительная литература:

  1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 176 с.: ил., карт.

  2. О.А. Климанова. География. Землеведение.- М.: Дрофа, 2009

  3. В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах.- СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2006

  4. География в цифрах. 6-10 классы.: Справочное пособие/Авт.- сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2002

  5. М.С. Смирнова. География: сб. заданий для проведения промежуточной аттестации: 6-9 кл.: кн. для учителя.-М.: Просвещение, 2007

  6. Д.П. Финаров. Словарь школьника по физической географии.- СПб.: Питер, 2003

  7. Планета Земля. Энциклопедия.- М. : ООО «Росмэн», 2000

  8. Большой справочник школьника. 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2009

  9. Большая Оксфордская энциклопедия.-М.: «Росмэн», 2008

  10. Интернет- ресурсы
























Тематическое планирование по курсу «Начальный курс географии» - 6 класс


урока

Дата проведения урока

Тема урока

Основные понятия

Домашнее задание

Самостоятельные, практические работы

Введение (4 часа - 2 + 2 (региональный компонент)

1

Что такое география?

География, географическая номенклатура, географическое открытие

§ 1, ? стр. 10

ПО стр. 6,7

2

Путешественники древности

§ 2, ? стр. 19,20

Таблица, видеофильм

3

Первое кругосветное путешествие. Русские кругосветки.

§ 2

ПО стр. 8-10; к/к стр.2,3 № 1

4

Открытие Антарктиды русскими моряками (на примере своей местности)

Записи

Тема 1. Земля как планета (10 часов - 5 +5 (региональный компонент)

5

Планеты солнечной системы

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты

§ 3, ? стр. 28,29

ПО стр. 10-12

6

Форма, размеры и движение Земли

Практическая работа № 1

§ 4, ? стр. 34,35

ПО стр. 13,14

Составление и объяснение схемы: «Положение Земли в Солнечной системе»

7

Географическая широта

§ 5, ? стр. 35-37

К/к стр. 4,5

8

Географическая долгота

§ 5, ? стр. 37-39

9

Градусная сеть

§ 5, ? стр. 40,41

ПО стр. 14-16

10

Система географических координат.

§ 5

11

Система географических координат (определение по карте географических координат)

Практикум

§ 5

Определение по карте географических координат

географических объектов своей местности

12

Практическая работа № 2

§ 5

Определение географических координат

13

Времена года

§ 6, ? стр. 45,46

ПО стр. 17-19

14

Пояса освещенности

§ 7, ? стр. 51,52

ПО стр. 19-22; таблица

Тема 2. Способы изображения земной поверхности (9 часов - 4 + 5 (региональный компонент)

15

Географическая карта.

Масштаб карты

Географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда

карты, горизонтали, условные знаки.

§ 8, ? стр. 58

16

Различие карт по масштабу

Практикум

§ 8

ПО стр. 22-24

Решение задач

17

Виды условных знаков Практикум

§ 9, ? стр. 63

ПО стр. 24-26

Чтение карт

18

Стороны горизонта. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут.

§ 10, ? стр. 68,69

ПО стр. 27,28

19

Понятие о плане местности.

Записи в тетради

20

Топографические знаки

Практикум

Записи в тетради

Чтение простейших планов местности.

Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту (работа на местности).

21

Составление простейших планов местности

Практикум

Записи в тетради

Составление простейшего плана местности

22

Практическая работа № 3

§ 10

Определение направлений и расстояний по карте

23

Относительная и абсолютная высота. Изображение рельефа на карте

§ 11, ? стр. 75,76

ПО стр. 29,30

Тема 3. Литосфера (11 часов - 6+ 5 (региональный компонент)

24

Строение земного шара

Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные,

химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движение земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф; техногенные процессы.

§ 12, ? стр. 82

ПО стр. 31,32

25

Земная кора- верхняя часть литосферы

§ 12, § 13, ? стр. 86,87

26

Виды горных пород (на примере своей местности)

§ 13 Записи

Работа с образцами горных пород

ПО стр. 33-35

27

Полезные ископаемые

§ 14, ? стр. 92

ПО стр. 35-37

28

Основные принципы размещения полезных ископаемых

Практикум

§ 14

Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека

29

Движение земной коры

§ 15,

? стр. 101,102

ПО стр. 37-40

30

Выветривание горных пород

§ 16,

? стр. 108,109

ПО стр. 40-43

31

Рельеф суши. Горы

§ 17, ? стр. 116

32

Рельеф суши. Равнины

Практикум

§ 17

Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей

33

Рельеф дна океана Мирового океана

§ 17

ПО стр. 43-45

34

Рельеф дна океана. СОХ

Практикум

§ 17

Составление схемы различий гор и равнин по высоте

Тема 4. Атмосфера (15 часов - 8 + 7 (региональный компонент)

35

Строение атмосферы

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация

водяного пара, атмосферные осадки, погода,

воздушные массы, климат.

§ 18,

? стр. 123,124

ПО стр. 46,47

36

Изменение температуры воздуха с высотой

§ 19 ,

? стр. 128,129

37

Изменение температуры воздуха от географический широты (на примере своей местности)

§ 19 Записи

ПО стр. 47-49

38

Атмосферное давление

§ 20, ? стр. 134

39

Изменение атмосферного давления (на примере своей местности)

§ 20 Записи

ПО стр. 50-52

40

Ветер и причины его возникновения

§ 21, ? стр. 139

41

Направление ветра. Роза ветров. (на примере своей местности)

§ 21 Записи

ПО стр. 52-55

42

Влажность и температура

§ 22, ? стр. 147

43

Атмосферные осадки (на примере своей местности)

§ 22 Записи

ПО стр. 55-58

44

Практическая работа № 4

§ 22

Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

45

Погода

§ 23,

? стр. 152,153

ПО стр. 58-60

46

Наблюдения за погодой (на примере своей местности)

§ 23 Записи

47

Практическая работа № 5

§ 23

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

48

Климат

§ 24, ? стр. 157,158

49

Климатообразующие факторы (на примере своей местности)

§ 24 Записи

ПО стр. 61-63

Тема 5. Гидросфера (9 часов - 4 + 5 (региональный компонент)

50

Гидросфера и её состав

Гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

§ 25,

? стр. 163,164

ПО стр. 63-66

51

Мировой круговорот воды Практикум

§ 25

Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды

52

Мировой океан

§ 26,

? стр. 169,170

ПО стр. 66-68

53

Практическая работа № 6

§ 26

Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

54

Воды суши: реки

Практикум

§ 27,

? стр. 175,176

Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер её течения, использование человеком

55

Воды суши: озера

§ 27 Записи

ПО стр. 68-71

56

Воды суши: реки, озера

(на примере своей местности)

§ 27

57

Воды суши: подземные воды и природные льды

§ 28,

? стр. 181,182

ПО стр. 71-73

58

Практическая работа № 7

§ 28

Нанесение на контурную карту объектов гидросферы

Тема 6. Биосфера (3 часа - 2 + 1 (региональный компонент )

59

Царства живой природы и их роль в природе Земли

Биосфера, Красная книга

§ 29,

? стр. 187,188

60

Разнообразие животного и растительного мира

§ 29

ПО стр. 73-76

61

Биосфера и охрана природы

Практикум

§ 30,

? стр. 193,194

ПО стр. 76-78

Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности

Тема 7. Почва и геосфера (7 часов - 3 + 4(региональный компонент )


62

Почва как особое природное образование

Почва, плодородие, природный комплекс,

ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности

§ 31,

? стр. 199,200

ПО стр. 78-81

63

Условия образования почв разных типов (на примере своей местности) Практикум

§ 31 Записи

Изучение строения почвы на местности

64

Природный комплекс

§ 32,

? стр. 205,206

ПО стр. 81-83

65

Географическая оболочка

66

Природные зоны

§ 33,

? стр. 212,213

ПО стр. 83-86

67

Практическая работа № 8

§ 33

Описание природных зон Земли по географическим картам

68

География Земли (обобщающее повторение)

Практикум

-

Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности



« Сводная ведомость»


Учебные четверти

Количество часов

Количество практических работ

1 четверть

18

2

2 четверть

13

1

3 четверть

19

2

4 четверть

18

3

ГОД

68

8







Положение

о нормах оценок по предметам

Общие положения

1.1 Положение действует на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава.

1.2. Общеобразовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.

1.3. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Критерии оценок по географии:


Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  • Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.

  • Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  • Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  • В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • Ответ самостоятельный;

  • Наличие неточностей в изложении географического материала;

  • Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  • Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  • Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  • Понимание основных географических взаимосвязей;

  • Знание карты и умение ей пользоваться;

  • При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  • Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  • Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  • Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  • Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  • Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  • Не делает выводов и обобщений.

  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  • Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  • Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание: По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание: Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

«5»- 90 %-100 %

«4»- 70 %-85 %

«3»- 50 %-65 %

«2»- менее 50 %

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

5. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно). Названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

6. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесения «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

7. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

8. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

9. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

10. Над северной рамкой (в правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс).

11. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

12. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Критерии оценки контурных карт.

«5» - Отлично выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

«4» - Хорошо выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

«3» - Удовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

«2» - Неудовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2010.






© 2010-2022