- Преподавателю
- География
- План урока географии на тему Географическое положение Африки (7 класс)
План урока географии на тему Географическое положение Африки (7 класс)
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черкова И.В. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Авторская разработка урока географии в 7-м классе по теме: Африка. Географическое положение и история исследования материка.
Черкова Ирина Владимировна, учитель географии МБОУ СОШ №4, ст. Гиагинская, Республика Адыгея.
Цель урока: изучить географическое положение материка и историю его исследования.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Образовательные технологии:
- Исследовательская деятельность.
- Информационная технология.
- Технология деятельностного подхода.
- Игровая деятельность.
- Рефлексия.
Задачи урока:
- Познакомиться с новым понятием «физико-географическое положение материка».
- Научиться давать характеристику ФГП материка по плану.
- Выяснить, какие путешественники изучали Африку.
Оборудование: компьютер, интерактивный проектор, интерактивная карта «физическая карта полушарий», презентация к уроку, атласы, учебники, тетради, контурные карты.
Формирование УУД:
Личностные: аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях; адекватно выражать и контролировать их.
Познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать и обобщать тематический материал; строить логически обоснованные рассуждения на основе достоверных источников информации.
Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать деятельность; самостоятельно исправлять ошибки.
Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его; понимать позицию другого; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.
Этапы урока
1. Организационный момент.
- Приветствие учителя.
- Определение вместе с учащимися цели и задач урока.
2. Вступительное слово учителя: Мы начинаем изучать материки. Первый материк, с которым мы познакомимся - Африка.
Краткие сведения о материке - показ слайдов: (Слайды 4-9)
- Что такое материк и сколько их на планете? Каковы размеры Африки относительно других материков и Тихого океана?
Африка уникальный, неповторимый материк:
- Свое имя материк получил в честь племени кочевников, живших на севере Африки. Племя это носило гордое имя афригия.
- На севере материка находится самая большая пустыня планеты - Сахара.
- Самая длинная река мира протекает по территории Африки - Нил.
- Третье по площади озеро в мире находится почти в центре материка- озеро Виктория.
Африка - материк с уникальным по богатству и разнообразию животным миром. (Слайды 11-15).
3. Каждый материк изучается по особому плану (Слайд 16)
- Для определения особенностей географического положения материка используется план в приложении учебника.
- Используя интерактивную карту «Физическая карта полушарий», определяется положение материка относительно условных линий:
- экватора;
- тропиков;
- полярных кругов;
- полюсов;
- нулевого меридиана;
- 180 меридиана;
- положение в полушариях Земли.
- Крайние точки материка (Слайды 19-23):
Северная - Мыс Эль-Абьяд (Энгела) 37° 21'с.ш. и 9°45', мыс на побережье Средиземного моря.
Южная - Мыс Игольный 34° 52' ю. ш. и 19° 59' в.д. (португальское Агульям - «игла», в данном случае «стрела компаса»). Служит границей между Атлантическим и Индийским океанами.
Западная - Мыс Альмади 14° 45' с.ш. и 17° 32' з.д. на полуострове Зеленый Мыс (Сенегал). Очевидно посещался финикийцами в VII - VI вв. до н. э., впервые достигнут португальскими мореплавателями в середине XVв.
Восточная - Мыс Рас-Хафун 10° 26' с.ш. и 51° 23' в.д. на полуострове Сомали. Расположен на скалистом полуострове, выдающемся на 30 км. В Индийский океан.
Работа с картой.
-Используя интерактивную физическую карту полушарий и физическую карту мира в школьных атласах учащиеся вместе с учителем определяют протяженность Африки в градусах и километрах:
1. По 20° в.д. (С-Ю) - 35° + 37° = 72° х 111 км. = 7992 км.
2. По Тропику (З-В) - 16°+ 37° = 53° х 102,5 км. = 5432,5 км.
- Положение материка в климатических поясах и областях климата. (Слайд 25)
-Африка - жаркий материк, почти целиком лежит в жарком поясе.
- Учащиеся по климатической карте определяют, в каких климатических поясах расположен материк.
- Положение материка относительно морей и океанов его омывающих. Береговая линия. (Слайды 26, 27)
- Учащиеся по интерактивной карте полушарий определяют: какие воды омывают материк, изрезанность береговой линии; как расположен материк относительно других материков.
- Физминутка.
Географический диктант: (устно)
- Африка по середине пересекается………….
- Нулевой меридиан пересекает Африку с……..
- Африку омывают океаны, их по количеству………
- С севера материк омывается…………….
- Восточная крайняя точка………………….
- Южная крайняя точка…………………..
- Дальше всех материков от Африки расположен………………..
- Гвинейский залив расположен с………… материка…..
- Самый большой остров близ берегов Африки………………….
Из истории исследования Африки (Слайды 29-36)
- Используя текс учебника учащиеся заполняют таблицу, в которой отражают этапы изучения Африки.
В ходе заполнения таблицы учащиеся озвучивают свои записи.
Кто?
Когда?
Что?
Васко да Гама
(Португалия)
1497 - 1499
Плавание вокруг Африки в Индию
Джон Спик
(Англия)
Джеймс Грант
(Шотландия)
1863
Открыли истоки Нила
Давид Ливингстон
(Англия)
1840 - 1871
Пересечение Южной Африки. Открытие верховьев реки Конго (Водораздел Нил - Конго)
Николай Вавилов
(СССР)
1930-е
Эфиопское нагорье
Генри Стенли США
1871 - 1877
Плавание вокруг озер: Танганьика и Виктория до устья реки Конго. Открытие реки Кагера и массива Рувензори.
Практическая работа (Слайд 37) (используется интерактивная карта полушарий)
- Обозначить на контурной карте следующие географические объекты:
1. Проливы: Гибралтарский, Мозамбикский.
2. Моря: Красное, Средиземное.
3. Мысы: Рас-Энгела, Альмади, Рас-Хафун, Игольный.
4. Суэцкий канал, по-в. Сомали, о. Мадагаскар, Гвинейский залив.
Слайд 38. Домашнее задание.
Ссылки на использованные материалы
rewalls.com/images/201105/reWalls.com_32643.jpg
yachtrus.com/wp-content/gallery/discover/vasco-da-gama-travel-31.png
100v.com.ua/sites/100v.com.ua/files/vasko_da_gama.jpg
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/92/ST-grant.jpg/267px-ST-grant.jpg
discover-history.com/pictures/spek.jpg
eurotraveler.ru/uploads/posts/2013-11/1384877970_river_nile_map.png
disciplemagazine.com/images/photos/192/Article%20Photos/Livingstone.jpg
s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/07/b5/6d/07b56d52b91628862ce25b6ff9348e6a.gif
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/74/Wilhelm_Junker_001.jpg
epitafii.ru/wp-content/uploads/2015/03/nikolay_vavilov.jpg
s50.radikal.ru/i128/1008/94/cc355eacf530.jpg
dic.academic.ru/pictures/wiki/files/72/Henry_Morton_Stanley_1.jpg
vostlit.info/Texts/Dokumenty/Afrika/XIX/1860-1880/Stenley/1.JPG
aviacharterdv.ru/wp-content/uploads/2015/08/CAPE_GOOD_HOPE_03.jpg
geotime.pmg-blg.com/photos_afr/n_ras_hafun.jpg
e-a.d-cd.net/154a868s-960.jpg
wondnature.ru/_si/0/37029899.jpg
phototravelguide.ru/wp-content/uploads/2012/07/zhenevskoe-ozero-1.jpg
geography7.wdfiles.com/local--files/climate-of-africa/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D1%81%D0%B0%20%D0%90%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B82.jpg
phototravelguide.ru/wp-content/uploads/2012/07/zhenevskoe-ozero-1.jpg
znanijamira.ru/img/85/51.jpg
img-fotki.yandex.ru/get/5634/137106206.2bf/0_b5c78_a80d2b9a_orig.jpg
animalsglobe.ru/wp-content/uploads/2012/04/nosorog1.jpg
animaljpg.ru/image/www_animaljpg_ru-425.jpg
rus-zona.net/wp-content/uploads/dikiejivotnie/zebra_1.jpg
Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта полушарий» издательства «Дрофа».
Электронные уроки и тесты «География в школе» «Африка».
«Большой словарь географических названий» В.М. Котляков.
.