- Преподавателю
- География
- Доклад на тему Применение проектно-исследовательской деятельности при обучении географии
Доклад на тему Применение проектно-исследовательской деятельности при обучении географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Арефьева Е.А. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1 слайд. Применение проектно-исследовательской деятельности при обучении географии
Арефьева Е.А.,
учитель географии МБОУ СШ №11 г. Щекино
2 слайд. Современное общество ставит ряд требований перед выпускниками школ. Большое значение уделяется уровню самостоятельности личности, умению адекватно ставить и решать актуальные задачи. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ "Об образовании", законодательно утвердившем цели образования как "ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации". Проектно-исследовательская деятельность школьников способствует реализации поставленных в Законе целей.
3 слайд. Проектно-исследовательская деятельность школьников направлена на активное познание, поиск, исследование, становление доказательной авторской позиции и обретение опыта ее публичной защиты.
4 слайд. В. Чудов выделяет в проектно-исследовательской деятельности следующие 3 этапа: 1-й - организационно-подготовительный (возникновение идеи, определение темы, планирование предстоящей деятельности); 2-й - технологический (сбор и анализ информации, проведение необходимых экспериментов, оформление результатов); 3-й - презентативный (мини-маркетинг, публичная защита проекта). 1
Проектно-исследовательская деятельность начинается с разработки проекта освоения большой темы или раздела образовательной программы по конкретному учебному курсу. Преподаватель готовит предварительный план раскрытия темы. Ученики вносят свои предложения, замечания, предлагают способы и средства выполнения заданий. Дети распределяются по микрогруппам, намечают виды будущей учебной продукции, договариваются о формах подведения итогов. Таким образом, школьники становятся подлинными субъектами образовательной деятельности.
5 слайд. Именно ПИД даёт возможность реализовать функции преподавателя как организатора учебной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта. Преподаватель - основной руководитель проекта и последующей исследовательской деятельности, координатор микрогрупп.
Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию и усилению мотивации. Это усиливается благодаря творческому характеру учебной деятельности, самостоятельности, ответственности ученика перед членами своей группы.
Обязательным условием организации проектно-исследовательской деятельности является оборудование рабочих мест учащихся. Необходимы справочная, энциклопедическая литература, набор тестов, практических заданий. Желательна аудиовизуальная аппаратура, наличие компьютеров; нужны слайды, видеофильмы. Предусматривается выход за пределы образовательного учреждения: работа в библиотеках, музеях, на местах памятных событий, экскурсии на различные географические объекты.
6 слайд. ПИД предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса - в различных сочетаниях:
-
совместная деятельность учителя и ученика над проектом;
-
совместная деятельность школьников в микрогруппах;
-
совместная деятельность учеников со своими родителями.
ПИД позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, видит свой вклад в работу сначала микрогруппы, а затем и всего коллектива. Он понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других. В то же время оцениваются свои возможности, что определяет введение самодифференциации:
-
по уровню сложности задания;
-
по времени выполнения;
-
по объёму сделанного.
Сравнение этих своих показателей с показателями других участников данной (или соседней) микрогруппы заставляет детей в пределах возможного корректировать свои характерологические данные.
7, 8, 9 слайды. В.И. Иванова в сборнике «Активизация познавательной деятельности учащихся»2 выделяет такие типы проектов:
Типы проектов
в зависимости от сферы деятельности человека
Сфера деятельности человека
Проектная деятельность по географии
Примеры названий проектов
Научно-познавательная
Изучение географических проблем, историко-культурных, социальных, экологических аспектов географии
1.Экологические проблемы региона.
2.Этнические традиции народов севера.
3.В каком районе России вы хотели бы жить? Обоснуйте свой выбор.
4.Геральдика как способ изучения географии и истории России.
5.История развития транспорта области (страны)
6.Социологические вопросы.
Практико-преобразовательная
Создание картографических моделей, графических схем, проведение наблюдений, экспериментально-измерительных работ на местности.
1. Глазомерная съемка местности.
2.Полярная съемка местности.
3. Измерение холма и построение горизонталей местности (холма).
4.План местности в районе школы.
5. Природные комплексы как источник существования человека.
Ценностно-ориентационаая
Создание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации.
1. Земля - наш общий дом.
2.Природа и мы.
3.Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем.
4.Памятники всемирного наследия в стране и мире.
Коммуникативная
Включает коммуникативные потребности учащихся, направленные на решение проблем связи, передачу информации с помощью компьютеров и развитие личностно-коммуникативных умений учащихся, способствующих их самореализации
1.Проектирование мегаполиса по оси Москва- Владимир -Нижний -Новгород.
2.Проектирование транспортной магистрали между пунктами.
3.Проектирование города будущего.
Художественно -эстетическая
Создание проектов, раскрывающие эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических и культурологических процессов и явлений, охватывающих географию, театрализованные проекты.
1.Театрализованные проекты «Япония», «Индия».
2.Туристические проекты.
3.Моя малая Родина.
4.Экскурсионные проекты.
Контроль за результатами проектно-исследовательской деятельности учащихся специфичен. Контроль внешний уступает место оцениванию результатов работы над темой. Оценивается продукция: её качество, соответствие проекту, своевременность выполнения. Вместе с тем необходимо периодически знакомить детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.
10 СЛАЙД. Результатами работы могут быть сообщения, доклады, рассказы, мозговые атаки, рефераты, альбомы, видеофильмы, «круглые столы», эссе, стенды с фото. Непременно должны быть дискуссии.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет решать множество задач, обеспечивающих развитие личности каждого учащихся, а именно:
-умение выдвигать темы (и подтемы) проектов;
-развитие логики, умение определить свою позицию;
-понимание необходимости исследовать явления с разных точек зрения;
-выработка самостоятельного взгляда на происходящие события;
-умение выдвигать, аргументировать и защищать свои идеи;
-развитие критического мышления;
-понимание значения совместных усилий, работы в группе;
-осознание своих возможностей и своего значения при работе в группе;
-развитие подлинной активности.
Следует обратить внимание на то, что не нужно весь образовательный процесс осуществлять с применением ПИД. Будет лучше, разумнее, если учителя сумеют организовывать ПИД при изучении таких тем образовательной программы, которые они больше всего любят, хорошо разработали, используя имеющиеся условия - исторические, культурные, материальные, финансовые, а также благодаря возможности привлечь интересных людей, специалистов, спонсоров.
Нельзя превращать ПИД в самоцель, навязывать её учителю или ученикам. ПИД разрабатывается и используется лишь ради совершенствования образовательного процесса, для лучшего усвоения знаний, умений и навыков, развития мотивации в учении, для успешного формирования общей культуры каждого из учеников.3
У меня имеется некоторый опыт участия в различных конкурсах проектно-исследовательских работ учащихся.
11 слайд. В 2012-2013 учебном году ученики нашей школы под моим руководством принимали участие во Всероссийском детском географическом конкурсе «География Африки» с проектными работами. Ученицы 9 класса заняли два первых места по Щекинскому району и по Тульской области. 2 ученицы 8 класса заняли 2 место по Щекинскому району и ЦФО. 12 слайд. По итогам участия в данном конкурсе мне вручили бронзовый сертификат соответствия.
13 слайд. Также в 2012-2013 учебном году ученицы 8 класса стали призерами муниципального конкурса «Экология Щекинского района глазами школьников».
14 слайд. В начале 2014-2015 учебного года с учащимися 10 класса принимали участие во Всероссийском географическом конкурсе для детей и юношества «Водоемы». По результатам конкурса мои ученики стали победителями в своей возрастной категории.
1 слайд (вторая презентация). Несколько слов о данной работе. Темой нашего исследования было «Географическое исследование реки Упы в Щекинском районе Тульской области». 2 слайд. 3-8 слайды. Нами была определена актуальность исследования, цели, задачи и методы. Далее, учащиеся, пользуясь различными источниками, тщательно изучили темы: «Внутренние воды Тульской области», «Географические особенности реки Упы» пополнив багаж знаний, полученных в 8-ом классе. 9-14 слайды, В ходе практической части нашей проектно-исследовательской работы мы совершили экскурсию на реку, где сделали ряд необходимых фотоснимков и взяли пробы воды для дальнейшего исследования. Далее с помощью физических, химических, биологических исследований мы оценили качество воды. 15-16 слайды. После проведенного исследования мы сделали соответствующие выводы, определили перспективы дальнейшей работы. Итоговой частью проектно-исследовательской работы стало оформление компьютерной презентации, представленной на суд жюри конкурса.
15 СЛАЙД. Используя проектно-исследовательскую деятельность на уроках географии и внеклассных занятиях я пришла к выводу:
1. Использование данной технологии на уроках географии для меня очень приемлемо, эффективно и результативно.
2. Проектная технология всегда должна работать на результат. Результативность проявляется во всей педагогической деятельности.
3. Проектно-исследовательская деятельность школьников умело сочетается с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках.
1Чудов В., Кашкарова Н., Лаврушко О. Проектно-исследовательская деятельность школьников / Народное образование . 2005. - №1. С 133-140.
2 Исследовательские работы, уроки, проекты. Активизация познавательной деятельности учащихся. География. 7-10 классы., 2009 г.
3 Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации \Народное образование. - 2000. - №9.
6