Статья Проектная деятельность учащихся по географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность учащихся по географии

Задача современного обучения (и шире - образования) состоит не просто в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира, источник развития личности.

Одним из ответов образования на этот запрос времени является идея компетентностно- ориентированного образования .Базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора». Организация проектной деятельности создает новые, инновационные по своей сущности условия для обучения и воспитания конкурентоспособной личности, которые в традиционно функционирующей системе школьного образования создать не удается.

Проективное образование, реализуемое через мотивированное включение учащихся в разработку проектов, является в настоящее время альтернативным путем, позволяющим комплексно преодолеть недостатки традиционного обучения и обладающим рядом дополнительных достоинств, к которым можно отнести:

• большую вариативность в применении различных алгоритмов проектирования;

• большую свободу выбора тем и идей проектов, возможность их «отрыва» от предметного содержания учебной дисциплины;

• социальную направленность проектной деятельности, позволяющую реализовывать проекты, изменяющие облик школы;

• возможность взаимодействия учащихся разных возрастов в одной творческой группе;

• необходимость использования при разработке проектов не только знаний из разных предметов, но и выход далеко за рамки содержания традиционного школьного обучения;

• использование значительной по объему и сложности дополнительной литературы при разработке проектов;

• реальную включенность учащихся не столько в осмысление своего социокульторного окружения, но и в преобразование его;

• возможность решения проблем и реализации идей личностно значимых для учащихся, для школы;

• получение реальных результатов своего труда, их внедрение в жизнедеятельность школы и свою собственную;

• постепенное освоение технологии личностного проектирования своего образования, будущей профессиональной деятельности, решения жизненно важных вопросов на «проблемном поле детей»;

• свободное творческое самовыражение детей, не ограниченное рамками предмета и бюджета времени;

• ощущение реальной пользы, которую принесет разработанный и внедренный проект родной школе;

• освоение опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности;

• иной уровень, иное качество, иное содержание проблем, которые приходится решать субъектам образовательного процесса;

• более высокая творческая атмосфера в детских и учительском коллективах.

Т.о. проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. У учебного проектирования масса общепризнанных достоинств ,одно из которых - осязаемый результат познавательной деятельности учащихся .Проектная деятельность позволяет учитывать и индивидуальные способности и интересы. При создании проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания всегда присутствует эмоционально - ценностная (личностная), деятельностная и творческая сторона. Именно эмоционально - ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся и насколько самостоятельно он выполнен.

Работая над проектом в учебном процессе по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией; учатся приобретать новые знания, а так же интегрировать их. Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, конкретность, технологичность и самостоятельность учащихся. Кроме того работа над проектом воспитывает обязательность, ответственность и умение работать в группе.

Учебные географические проекты могут быть выполнены в контексте научно-познавательной, практико-преобразующей, коммуникативной, художественно эстетической деятельности человека.


Сфера деятельности

Проектная деятельность по географии

Научно-познавательная

Изучение географических проблем, историко-культурных, социальных, экологических аспектов географии.

Практико-преобразовательная

Создание картографических моделей, графических схем, проведения наблюдений экспериментально - измерительных работ на местности.

Ценностно-ориентационная

Создание проектов, включающих духовно-нравственные вопросы, фундаментальные ценности человечества, связанные с сохранением жизни, цивилизации.

Коммуникативная

Включает коммуникативные потребности учащихся, направлена на решение проблем связи, передачи энергии с помощью компьютеров и развитие личностно-коммуникативных умений учащихся, способствующих их самореализации.

Художественно-эстетическая

Создание проектов, раскрывающих эстетические особенности природы, чувства, впечатления, эмоции, возникающие при изучении природных, общественных, исторических и культурологических процессов и явлений.

Этапы работы над проектом


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Ценностно-ориентированный

Мотивация проектной деятельности: Организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости.

Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы

2. Конструктивный

Объединение учащихся в группы; консультация учащихся; стимулирование поисковой деятельности; подготовка памяток и алгоритмов самостоятельной работы.

Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально; составление плана работы; сбор материалов; поиск литературы; выбор формы реализации проекта.

3. Оценочно-рефлексивный

Стимулирование и консультирование учащихся.

Самооценка своей деятельности. Оформление проекта в выбранной форме.

4. Презентативный

Подготовка экспертов. Проектирование формы презентации; организация дискуссии по обсуждению проекта; организация самооценки учащихся.

Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. Самооценка собственной деятельности.

Типы проектов:

По уровню интеграции

  • межпредметные (на материале нескольких предметов)

  • надпредметные (на основе сведений, не входящих в школьную программу)

По продолжительности - мини-проект ( от одного урока несколько недель)

  • средней продолжительности (несколько месяцев)

  • долгосрочные (в течение года)

По количеству участников

  • индивидуальные

  • групповые

  • коллективные

По способу преобладающей деятельности

  • информационные

  • творческие

  • практико-ориентированные

  • исследовательские

Используемые средства обучения:

  • печатные (учебники, атласы, научно-популярная литература, справочники, энциклопедии, словари);

  • средства массовой информации (статьи газет и журналов, радио- и телепередачи);

  • технические (измерительные приборы, видеофильмы, ресурсы Интернет);

  • материалы краеведческого музея, архива.

Например проекты выполненные моими учащимися :

Тема проекта: «Регионы Африки»

Предмет: География

Тип проекта: а) по доминирующей деятельности - информационный.

б) по предметно-содержательной области -монопредметный.

в) по продолжительности - мини-проект (недельный).

г) по количеству участников - групповой.

Участники: Учащиеся 7 классов

Продолжительность: 1неделя.

Цели:

  1. Формирование представления о регионах Африки, особенностей природы и хозяйственной деятельности населения.

  2. Развитие творческих способностей учащихся; потребности в творческой деятельности и самовыражении через различные виды работ.

  3. Укрепление и развитие веры в себя, в свой творческий потенциал через новые возможности для самовыражения

Задачи:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности в рамках темы «Африка».

  2. Совершенствовать умение работать с различными источниками информатизации, анализировать карты различных типов.

  3. Развивать умения общаться между собой.

  4. Способствовать осознанию ценности совместной деятельности.

Вопросы:

  1. Общие сведения о регионе.

  2. Характеристика самой яркой страны региона.

  3. Калейдоскоп интересных фактов.

Продукты: рисованные карты, рефераты, слайд-шоу.

Оборудование: различные карты Африки, ПК с выходом в Интернет

Роли: сформированы проектные группы. 1-я работала над проектом по Северной Африке, 2-я по Западной Африке, 3-я по Центральной Африке, 4-я по Восточной Африке.

Внутри каждой группы работали: генеральный директор проекта, художественный оформитель, информационная группа, пресс-служба, режиссер-сценарист.

Этапы работы:

  1. Формирование проектных групп.

  2. Поставка целей и задач проекта.

  3. Выбор формы представления конечного результата проекта для каждой группы.

  4. Распределение функций внутри проектных групп.

  5. Сбор и обработка информации.

  6. Оформление проекта.

  7. Театрализованная защита проекта с демонстрацией подготовленных наглядных материалов.

Тема проекта: «Сфера обслуживания города Бутурлиновка».

Предмет: География.

Тип проекта: а) по доминирующей деятельности - практико-ориентированный.

б) по предметно-содержательной области -монопредметный.

в) по продолжительности - длительный.

г) по количеству участников - групповой.

Участники: учащиеся 9-х классов.

Продолжительность: 1,5 месяца.

Цель: Выявить проблемы сферы обслуживания своего поселка и разработать варианты их решения.

  1. Составьте схему «Сфера обслуживания г. Бутурлиновка»

  2. Проведите социологический опрос среди различных слоев населения по следующим вопросам: а) какими видами услуг сферы обслуживания вы пользуетесь чаще всего? б) что вас устраивает и что не устраивает в работе этой сферы? в) какие бы еще виды услуг вы хотели бы иметь в нашем городе?

  3. На основании анализа результатов социологического опроса обозначьте проблемы и предложите свой вариант их решения.

  4. Подготовьте защиту своего проекта на очередной сессии депутатов городского Совета.

класс

Тема проекта

6

Удивительный мир океана

Землетрясения

Создание виртуального краеведческого музея

Гидросфера

Загрязнение гидросферы

Загрязнение Мирового океана

Загрязнение водоемов

Байкал

Лена

Енисей

Вилюй

Волга

7

Сборник стихов и сочинений «Эта далекая, близкая Африка»

Народы Африки (бушмены ,майя ,арабы , пигмеи)

Регионы Африки

8

Гляжу в озера синие

Каспийское море

Дальний Восток

Лекарственные и ядовитые растения Якутии

Животные Красной книги Якутии

Эндемичные растения Якутии

Животные Якутии

Золотое кольцо

География биографий

9

Сфера обслуживания г Бутурлиновка

Транспорт России

Так как центральной фигурой при организации проектной деятельности является, прежде всего, ученик, то, следовательно, проектная работа не может осуществляется на основе строгих указаний учителя. Для того, чтобы проект был удачно разработан, необходимо, чтобы рабочая атмосфера в проектных группах была дружеской и тёплой. Ученики должны при этом уметь сотрудничать не только друг с другом, но также и с учителем. Руководитель проекта должен внимательно наблюдать за настроением проектировщиков, помогать учащимся решать возникающие проблемы, поддерживать теплую дружескую атмосферу. Учителю важно понимать, что его идеи выступают лишь в роли каркаса, остова будущего проекта, ученикам не обязательно принимать все предложения учителя безоговорочно. Учитель - капитан большого корабля, на котором все члены команды имеют право голоса.

Разные типы проектов решают разные учебные, развивающие и воспитательные задачи ,поэтому учащимся полезно принимать участие в разных проектах. Эти особенности я учитываю при планировании учебной работы.

Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся , но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения.


© 2010-2022