- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 10 класс
Рабочая программа по географии 10 класс
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кабенко М.Ю. |
Дата | 17.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 71
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУг.Иркутска СОШ № 71 г. ________________ И.И. Артамонова
«________»________________2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР МБОУг.Иркутска СОШ №71
_________________________(Ф.И.О.)
«________»________________2014 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей ______________________________
Председатель МО
_____________________ (Ф.И.О.)
«________»________________2014 г.
Рабочая программа по географии для 10 класса на 2014/2015 учебный год
Учитель Кабенко Марина Юрьевна, высшая квалификационная категория
Количество часов: 34
Учебно-методический комплекс:
-
Учебник География. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский «Русское слово» 2013г. Часть 1
-
Методические рекомендации «Экономическая и социальная география мира» О.И. Ануфриева. Волгоград 2001 г.
-
Атлас «Экономическая и социальная география мира»10 кл. с комплектом контурных карт. Роскартография 2013г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, авторской программы Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. - М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Цель курса:
-
сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
Задачи курса:
-
развить пространственно-географическое мышление;
-
воспитать уважение к культурам других народов и стран;
-
сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
-
научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
-
воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
Содержание программы учебного курса
10 КЛАСС
(34 часа)
№
разд
Тематическое планирование
часы
Деятельность учащихся
Современная география
1
Изучают методы географических исследований, виды и значение географической информации. Геоинформационные системы
Страны современного мира
2
Изучают страны по уровню социально-экономического развития
География населения мира
5
Изучение динамики численности населения. Изучение главных демографических показателей, типов производства, демографического кризиса и взрыва, демографической политики. Изучают этнический, возрастной и половой состав, трудовые ресурсы, расселение, урбанизацию
Мировые природные ресурсы и экологические проблемы
12
Изучают развитие отношений между природой и человеком, классификацию природных ресурсов и ресурсообеспеченности.
Характеризуют природные ресурсы мира и экологические проблемы
Мировое хозяйство и НТР
2
Изучают международное географическое разделение труда и мировое хозяйство, международные экономические интеграции. Изучают современные этапы НТР, её характерные черты и влияние на мировое хозяйство
Общая характеристика современного мирового хозяйства
10
Изучают общую характеристику мирового хозяйства, международные экономические отношения и их форму
Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь
1
Изучают понятие о глобальных проблемах, характеристику проблем и возможные пути их решения
Резерв времени
1
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 10 класса
Основные знания курса:
-
связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов мира;
-
факторы размещения основных отраслей хозяйства стран мира;
-
основные отрасли хозяйства стран мира, географию их размещения;
-
крупнейшие городские агломерации стран мира;
-
причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
-
географию народов, населяющих мир.
Основные умения курса:
-
давать характеристики крупных регионов мира, в том числе с использованием карт атласа;
-
приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
-
объяснять особенности хозяйства регионов мира и их экономические связи.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
Дата (месяц)
№ урока
Раздел, тема
Кол-во часов
Мате-риал учеб-ника
Форма учеб-ного занятия
Требования к уровню подготовки учащихся
Базовые знания
Развитие познавательных умений
Формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций
Современная география - 1 час
Введение. Географическая наука.
1
§ 1
Вводная лекция
Положение географии в системе наук. Структура современной географии. Методы географических исследований. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления географических данных
Знают и объясняют способы и формы получения географической информации: старые и новые - экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Умеют определять основные географические понятия и термины; методы географических исследований
Понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных задач человечества
Страны современного мира - 2 часа
Типы стран современного мира.
1
§ 2
Объяснительно-иллюстративный, слайд-лекция
Различные подходы к типологии стран: размеры и их положение на материке. Государственный строй, формы правления и административно-территориальное устройство
Называют признаки понятий «республика», «монархия», «унитарное», «федеративное государство», «конфедерация».
Определяют: по источникам (таблицам, картам, статистическим данным) особенности стран (формы правления, АТУ)
Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
Развитые и развивающиеся страны.
1
§ 3
Комбинированный
Практика
п/р «Составление картосхемы на основе статистической информации»
Различные подходы к типологии стран. Экономически развитые страны и их подгруппы. Развивающиеся страны и их подгруппы. Страны с переходной экономикой.
ВВП стран мира - главный критерий экономического развития страны
Умеют показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии, и их столицы. Называют признаки понятия «ВВП»
Овладение на уровне современного образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях
География населения мира - 5 часов
Динамика численности населения мира.
1
§ 4
Лекция с элементами беседы, слайд-лекция
Население как предмет изучения социально-экономической географии. Основные объекты изучения.
Численность населения. Два типа воспроизводства. Демографические проблемы, без которых не обходится практически ни одна страна мира, и демографическая политика в этих странах. Фазы демографического перехода
Называют признаки понятий «естественный прирост», «демографический взрыв», «урбанизация», «трудовые ресурсы».
Объясняют различия в естественном приросте населения. Дают оценку темпов роста народонаселения Земли, отдельных регионов и стран мира. Называют причины демографического взрыва. Прогнозируют темпы роста (снижения) народонаселения Земли в целом и отдельных ее регионов
Способность к приобретению новых знаний и умений.
Расовый и половозрастной состав.
1
§ 5 -6
Изучение нового материала, слайд-лекция практика
п/р «Анализ половозрастных пирамид»
Состав (структура) населения: половой, возрастной, трудовой.
Этнический и религиозный состав населения. Этнополитические и религиозные конфликты. Определение крупнейших народов, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры
Называют тенденции изменения возрастного состава населения.
Анализируют карту «Народы и религии мира» и называют причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского, арабского языков и языка хинди. Распространение мировых религий на Земле
Уважение к национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов
Размещение населения и его миграции.
1
§ 7
Урок решения познавательных задач
Размещение населения на планете: большие контрасты.
Плотность населения. Причины неравномерного расселения людей на планете.
Миграции и иммиграции. «Утечка умов»
Называют и показывают различия в степени заселённости отдельных территорий, основные регионы повышенной плотности населения на Земле.
Характеризуют миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направление миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов
Умение управлять своей познавательной деятельностью
Сельское и городское население
1
§ 8
Комбинированный: лекция-беседа
Городское и сельское население. Города мира. Урбанизация. Проблемы, связанные с урбанизацией. Крупнейшие мегалополисы мира и России. Особенности сельского расселения. Население и окружающая среда. Экологические проблемы больших городов
Называют темпы урбанизации и её влияние на окружающую среду.
Определяют функции крупнейших городов мира. Устанавливают причинно-следственные связи в различиях в темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; в образовании и развитии разных форм городского расселения
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Обобщение и повторение.
1
Урок проверки знаний
Мировые природные ресурсы и экологические проблемы - 12 часов
История взаимоотношений между природой и обществом.
1
§ 9
Эвристическая беседа
Географическое ресурсоведение и геоэкология. Географическая среда -необходимое условие жизни общества. Степень воздействия человека на природу. Этапы взаимодействия человека с природой.
Называют этапы взаимодействия человека с приро-дой. Объясняют, какие изменения происходят в отно-шениях человека и природы при переходе от одного этапа к следующему.
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде и необходимости ее рационального использования
Природопользование.
1
§ 10
Комбинированный урок
Понятие географической оболочке и окружающей среде. Понятие о природопользовании как комплексе мер, направленных на изучение, освоение и использование природной оболочки
Анализируют тексты, решают проблемные вопросы
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде и необходимости ее рационального использования
Классификация природных ресурсов.
1
§ 11 п.1
Комбинированный урок
Мировые природные ресурсы.
Классификация природных ресурсов.
Называют основные виды природных ресурсов, минеральных ресурсов.
Умение работать с разными источниками информации
Понятие о ресурсообеспеченности.
1
§ 11 п.2
Практикум
п/р «Определение обеспеченности стран природными ресурсами»
Понятие о ресурсообеспеченности. Новые понятия: «географическая среда», «ресурсообеспеченность»
Определяют мировую ресурсообеспеченность, производят расчёты ресурсообеспеченности стран.
Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде и необходимости ее рационального использования
Минеральные ресурсы. Топливные.
1
§ 12
Комбинированный урок с использованием ИКТ
Понятие о минеральных ресурсах. Топливные ресурсы мира: нефть, газ, уголь.
Территориальные сочетания топливных полезных ископаемых
Объясняют рациональность и нерациональность использования минеральных ресурсов.
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение передачу с помощью ИКТ. Понимание необходимости рационального использования.
Рудные и нерудные полезные ископаемые.
1
§ 13
Комбинированный урок с использованием ИКТ
Основные черты размещения различных видов природных ресурсов.
Рудные и нерудные полезные ископаемые. История освоения их человеком.
Истощение минеральных ресурсов и возможное решение проблемы
Называют страны и регионы богатые и бедные рудными и нерудными полез-ными ископаемыми, земельными, водными и лесными ресурсами.
Определяют рациональность
и нерациональность использования рудных ресурсов
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение передачу с помощью ИКТ. Понимание необходимости рационального использования.
Земельные ресурсы.
1
§ 14
Комбинированный урок с использованием ИКТ
Земельные и Мировой земельный фонд и изменения в его структуре.
Прогнозируют последствия опустынивания, и прочее.
Анализируют карты, тексты, решают проблемные воп-росы. Определяют рациональность ис-пользования рудных, нерудных, земельных, водных ресурсов
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение передачу с помощью ИКТ. Понимание необходимости рационального использования.
Лесные ресурсы.
1
§ 15
Комбинированный урок с использованием ИКТ
Лесные ресурсы мира. Два лесных пояса мира. Обезлесение и борьба с ним. Опустынивание и борьба с ним.
Прогнозируют последствия обезлесения. Определяют рациональность использования лесных ресурсов
Умение вести самостоятельный поиск, ана-лиз, отбор ин-формации, ее преобразование,сохранение передачу с по-мощью ИКТ. Понимание необходимости рационального использования.
Водные ресурсы.
1
§ 16
Комбинированный урок с использованием ИКТ
Водные ресурсы суши. Запасы водных ресурсов. Неравномерность распределения. Проблемы использования пресной воды и пути их решения. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
Определяют рациональность и нерациональность использования водных ресурсов суши.
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение передачу с помощью ИКТ. Понимание необходимости рационального использования.
Ресурсы Мирового океана
1
§ 17
Комбинированный урок с использованием ИКТ
Водные ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические. Начало их освоения. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Понятие о марикультуре и аквакультуре. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные
Определяют рациональность и нерациональность использования ресурсов Мирового океана. Оценивают роль ресурсов Мирового океана на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы.
Прогнозируют последствия загрязнения вод Мирового океана.
Анализируют карты, проблемные вопросы. Строят прогноз освоения шельфа Северного Ледовитого океана
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение передачу с помощью ИКТ. Понимание необходимости рационального использования.
Другие виды природных ресурсов.
1
§ 18
Комбинированный урок с использованием ИКТ
Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы; всемирное природное и культурное наследие. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум
Определяют условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.
Оценивают роль климатических и космических ресурсов на. качественно новом этапе взаимодействия общества и природы
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение передачу с помощью ИКТ. Понимание необходимости рационального использования.
Пути решения экологических проблем. Обобщение.
1
§ 19-20
Урок-дискуссия
Размеры и характер загрязнения окружающей среды.
Пути решения экологических проблем: экстенсивный и интенсивный. Геоэкология. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии
Оценивают последствия антропогенного загрязнения геосферы и окружающей среды в целом
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение передачу с помощью ИКТ. Понимание необходимости рационального использования.
Мировое хозяйство и НТР - 2 часа
МГРТ и Мировое хозяйство.
1
§ 21
Вводная лекция, слайд-лекция
Понятие о международном географическом разделении труда. МГРТ и мировое хозяйство. История формирования MX. Основные центры мирового хозяйства. Международная экономическая интеграция. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Транснациональные корпорации.
Политическая и культурная глобализация.
Умеют оценивать тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве (MX). Объясняют особенности отраслевой и территориальной структур MX.
Анализируют причины возникновения региональных и отраслевых группировок в системе МГРТ и их необходимость, возникающие в них проблемы и пути решения. Прогнозируют появление новых интеграционных объединений
Развитие гуманистических и демографических ценностных ориентаций.
Умение управлять своей познавательной деятельностью
Современный этап НТР и его черты.
1
§ 22
Лекция с элементами беседы
Понятие о НТР. Характерные черты и составные части НТР. Современный этап и перспективы НТР. Возрастающая роль НИОКР в период НТР. Воздействие НТР на мировое хозяйство, структуру материального производства. Территориальная структура хозяйства. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, измене- ние пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством
Знают отрасли «авангардной тройки», характерные черты и составные части НТР. Объясняют различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей отраслями промышленности в структуре хозяйства
Развитие гуманистических и демографических ценностных ориентаций.
Умение управлять своей познавательной деятельностью
Общая характеристика современного мирового хозяйства - 10 часов
География промышленности мира. ТЭК.
1
§ 23
Комбинированный урок с использованием ИКТ
Промышленность - первая ведущая отрасль мирового хозяйства. Развитие нанотехнологий во всех отраслях мирового хозяйства. Топливно-энергетическая промышленность, её этапы и пути развития и роль в MX. Нефтяная, газовая, угольная промышленность и электроэнергетика мира. Грузопотоки топлива. Страны-экспортеры и страны-импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран. Нетрадиционные источники получения энергии
Называют крупнейших экспортеров и импортеров топливно-энергетических ресурсов и показывают их на карте.
Описывают одну из отраслей ТЭК мирового хозяйства. Дают сравни-тельную характеристику отраслей ТЭК развитых и развивающихся стран.Прогнозируют последствия топливно-энергетического кризиса в мире
Умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать ее средства реализации, оценивать достигнутые результаты с использованием ИКТ
Металлургия.
1
§ 24
Комбинированный урок с использованием ИКТ
Обрабатывающая промышленность: черная и цветная металлургия. Старые и новые металлургические центры. Факторы размещения предприятий черной и
цветной металлургии. Главные страны и районы их размещения.
Определяют, называют и показывают мировые центры месторождений полезных ископаемых; промышленные центры, крупнейших экспорте ров и импортеров важнейших
видов промышленной продук-
ции.
Оценивают и объясняют территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
Умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать ее средства реализации, оценивать достигнутые результаты с использованием ИКТ
Машиностроение.
1
§ 25
Комбинированный урок с использованием ИКТ
Машиностроение.
Региональный аспект машиностроения.
Мировые лидеры в выпуске некоторых видов машиностроительной продукции. Основные отрасли машиностроения
Определяют, называют и показывают мировые центры месторождений полезных ископаемых; промышленные центры, крупнейших экспорте ров и импортеров важнейших видов промышленной продукции.
Оценивают и объясняют территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
Умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать ее средства реализации, оценивать достигнутые результаты с использованием ИКТ
Химическая, лесная, легкая промышленности.
1
§ 26
Комбинированный урок с использованием ИКТ
Химическая, лесная и легкая промышленность Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально-экономического развития государств.
Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства
Определяют, называют и показывают мировые центры месторождений полезных ископаемых; промышленные центры, крупнейших экспорте ров и импортеров важнейших видов промышленной продукции.
Оценивают и объясняют территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
Умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать ее средства реализации, оценивать достигнутые результаты с использованием ИКТ
Сельское хозяйство, его отраслевой состав.
1
§ 27
Комбинированный урок с использованием ИКТ
Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства.
Понятие об АПК и «зелёной революции».
Определяют крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственные центры мира и показывают их на карте. Применяют в процессе учебного познания понятия: «зеленая революция».
Умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать ее средства реализации, оценивать достигнутые результаты с использованием ИКТ
Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран.
1
§ 28
Комбинированный урок с использованием ИКТ
География растениеводства, животноводства и рыбного хозяйства. Мировые лидеры в различных, отраслях сельского хозяйства
Описывают один из районов сельского хозяйства, городского или рекреационного хозяйства. Прогнозируют последствия «пищевого» кризиса, охватившего все страны мира
Умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать ее средства реализации с использованием ИКТ
Транспорт мира и его состав.
1
§ 29-30
Комбинированный урок с использованием ИКТ
Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда.
Мировая и региональная транспортные системы.
Транспортные сети радиального и линейного типа. Основные виды транспорта: сухопутный, водный, воздушный. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности транспорта развитых и развивающихся стран
Называют и показывают транспортные системы мира, определяют их особенности.
Объясняют значение строительства новых трубопроводов.
Прогнозируют тенденции создания единых энергетических транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве
Умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать ее средства реализации, оценивать достигнутые результаты с использованием ИКТ
Международные экономические отношения.
1
§ 31 п.1
Семинар
География международных экономических отношений. Переход к новому международному экономическому порядку. Виды экономических отношений. Свободные экономические зоны. Международный туризм, главные районы международного туризма. Роль России в мировой экономике
Называют научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные основные формы международных экономических отношений.
Строят прогноз изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран
Умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать ее средства реализации, оценивать достигнутые результаты
Международная торговля.
1
§ 31 п.2
Практикум
п/р «Определение стран экспортеров сырья промышленной и сельскохозяйственной продукции»
Международная торговля исходная форма экономических отношений.
Оценивать структуру мировой торговли, крупнейших мировых экспортеров и импортеров
Умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать ее средства реализации, оценивать достигнутые результаты
Другие формы международных отношений. Обобщение.
1
§ 31 п.3
Комбинированный урок
Научно-технические связи. Производственное сотрудничество. Свободные экономические зона. Международные услуги, международный туризм
Характеризуют научно-технические связи, производственное сотрудничество, свободные экономические зона, международные услуги, международный туризм
Умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать ее средства реализации
Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь - 1 час
Понятие о глобальных проблемах.
1
§ 32
Вводная лекция, слайд-лекция. Практикум
п/р «Составление схемы взаимосвязи глобальных проблем»
Территория и границы страны. Политическая карта (ПК) как предмет изучения политической географии. Периоды формирования политической карты мира, количественные и качественные сдвиги. Причины изменения ПК. Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды
Называют виды государственных границ, основные этапы формирования ПКМ; признаки понятий «суверенное государство». Объясняют особенности 12-и 200-мильных зон, причины изменения ПКМ; изменение ПК мира под влиянием международных отношений. Прогнозируют изменение ПКМ в XXI веке
Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Резерв времени - 1 час
Обобщающее повторение.
1
Урок проверки знаний