Программа Сам себе исследователь

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12

Администрация Шелеховского муниципального района

Управление образования молодежной политики и спорта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шелеховского района

ГИМНАЗИЯ






ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Сам себе - исследователь»

название программы


общеинтеллектуальная

направление развития личности

учебно - познавательная

вид внеурочной деятельности


5-6 класс / параллель

1 час в неделю или 2 часа в неделю

(по выбору ученика)



Программа Сам себе исследователь


Разработчик:

КПрограмма Сам себе исследовательошкина Валентина Александровна

(Ф.И.О. учителя - разработчика)

учитель географии, высшей кв. категории

Предмет



г. Шелехов, 2014 г.












2. Содержание.

  1. Титульный лист

  2. Содержание

  3. Пояснительная записка

  4. Учебно-тематический план

  5. Содержание программы

  6. Предполагаемые результаты реализации программы

  7. Методическое обеспечение программы

  8. Рекомендуемая литература












































3. Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности разработана

в соответствии с Положением о рабочей программе внеурочной деятельности гимназии. Рабочая программа (далее - программа внеурочной деятельности «Сам себе - исследователь») - нормативный документ, определяющий объем, порядок и содержание курса внеурочной деятельности.

Цели, задачи разработки рабочей программы внеурочной деятельности «Сам себе - исследователь».

Цель рабочей программы «Сам себе - исследователь»

- создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по определенному курсу внеурочной деятельности естественнонаучных дисциплин для включения в практическую и исследовательскую деятельность обучающихся среднего звена и воспитание всесторонне развитой коммуникативной личности.

Задачи программы «Сам себе - исследователь».

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.

3. Формирование способности к организации деятельности.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией.

Задачи:

  • обучающие - развитие познавательного интереса к наукам естественного цикла, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к видам деятельности;

  • воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

  • развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; стремление к саморазвитию.

Функции рабочей программы «Сам себе - исследователь»:

  • нормативная - является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

  • целеполагания - определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

  • определения содержания образования - фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

  • процессуальная - определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  • оценочная - выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

Технология разработки рабочей программы

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения. Составлена учителем, по учебному курсу на учебный год 2014-2015.

Программа разработана с учетом определённой возрастной группы: младшие подростки (5,6 классы).

В определении содержания рабочей программы учитель - предметник руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей. Выбор состоялся в конце 2013-2014 у.г., утвержден на МО 2014-2015 у.г.

Особенность программы «Сам себе - исследователь» в том, что на каждом занятии осуществляется практическая и развивающая направленность развития личности учащегося общеинтеллектуальная и учебно - познавательная деятельности учащихся, с применением исследовательской технологии и развития универсальных учебных действий в научно-развивающей среде, что соответствует требованиям федерального государственного стандарта. Вид внеурочной деятельности - познавательная программа.

Исследование - трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации учащихся. Такое направление занятости детей обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей дополнительной организации досуга, брать на себя ответственность, рациональному использованию своего времени, сил, имущества, формирует навыки труда по самообслуживанию, способствует развитию самостоятельности учащихся, способствует личностному росту. Последнее имеет особое значение для развития детей среднего школьного возраста. Многие из них начинают испытывать в образовательном учреждении вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким авторитетом и большой ролью в жизни школьника взрослых, к которым он обращается за помощью, это может способствовать нежелательному развитию у него привычки во всем полагаться не на самого себя, а на помощь и мнение взрослого. Склонность к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не хуже других детей порождает конформизм обучающихся среднего звена, а также ведет к возможному отказу от самостоятельности.

В силу этих обстоятельств одной из задач, которые стоят перед педагогами, является создание благоприятных условий для развития самостоятельности обучающихся. С имеющимся за спиной пережитым опытом самостоятельности ученику, впоследствии подростку легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст. Педагогам важно создать для учащихся подобное пространство, которое отвечало бы их насущным возрастным потребностям, и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития. Взрослым надо поддерживать научное и исследовательское любопытство учащихся и желание все испытать самим, неуемную физическую и моральную энергию, стремление к независимости, самостоятельности, потребности проявить себя среди других. В наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности школьников в исследовательской среде, в том числе самостоятельное оформление творческих работ, как символ проявления самоопределения по выбору предметов глубокого изучения.

Научно-практическая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся. Эта особенность научно-практической деятельности и положена в основу данной образовательной программы. Программа «Сам себе - исследователь» нацелена на обучение первоначальным исследовательским навыкам, воспитание у них самостоятельности, социализации и формированию самопознания.

В образовательном процессе используются технологии:

  • критического мышления,

  • технология проекта,

  • ИКТ технология.

  • Основные формы организации учебных занятий:

  • Тренировочные;

  • соревновательные;

  • репетиционные.

4. Учебно-тематический план.

№ п\п

Название модуля \ содержание внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Уровень результатов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

Общее кол-во часов

I. 1 модуль Первые научные пробы. Самоопределение в науке.

1.1.

Введение в школьную жизнь.

«Общие требования к исследовательской работе учащихся»

Презентация курса "Первые шаги в науку"

репетиционные

1 уровень

1

1.2.

Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния.

репетиционные

1 уровень

1

1.3.

Структура учебно-исследовательской деятельности.
Тема для исследования. Как найти интересную тему для исследования?
Преобразование учебной, научной информации в тему исследования.
Актуальность и практическая значимость исследования.
Объект и предмет исследования.

репетиционные

1 уровень

1

1.4

Следующие шаги.
- Определение цели и задач исследования
- Формулирование гипотезы
- Определение методов исследования
- Планирование исследования
- Распределение ролей при работе в команде
- Виды литературных источников информации
- Виды фиксирования и обобщения информации
-

Библиографическое описание

репетиционные

1 уровень

1

2. 2 модуль Поиск истины. От замысла к открытию.

2 уровень

2.1

Творческая личность. Качества творческой личности.

тренировочные

2 уровень

1

2.2

Азбука лидерства.

Эксперимент и исследование.
Общая методология выполнения исследовательских работ.
Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных.
Ведение дневника

тренировочные

2 уровень

1

2.3

Оформление работы.
Оформление работы и подготовка приложений
Рекомендации по размещению иллюстраций в работе

тренировочные

2 уровень

1

3. 3 модуль Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом.

3 уровень

3.1

Практика презентации исследовательской работы.
Успех презентации - залог признания и путь к номинации!
Основные подходы к составлению защитной речи.
Стендовый доклад.

соревновательные

3 уровень

1

3.2

Тезисы и рецензия - это тоже важно!
Основные правила написания.

соревновательные

3 уровень

1

3.3

Учебно-исследовательская конференция "Сам себе - исследователь". Презентация проекта и исследования.

соревновательные

3 уровень

1

3.4

Критерии оценки научных работ.
Экспертиза.

соревновательные

3 уровень

1

3.5

Разработка памятки. "Практические советы по проведению исследования и написанию исследовательской работы", ее публичное предъявление и защита.

соревновательные

3 уровень

1

3.6

Учимся рефлексировать!
Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния.
Тренинг.

соревновательные

3 уровень

1

3.7

Оформление, публичное предъявление и защита исследовательской работы.

соревновательные

3 уровень

1

3.8

Оформление, публичное предъявление и защита исследовательской работы.

соревновательные

3 уровень

1

3.9

Оформление, публичное предъявление и защита исследовательской работы.

соревновательные

3 уровень

1

3.10

Оформление, публичное предъявление и защита исследовательской работы.

соревновательные

3 уровень

1



17 часов

5. Содержание программы.

Примерное содержание программы внеурочной деятельности «Сам себе - исследователь».

Содержание учебного материала

1. Введение.

Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния. Презентация курса. Цели и задачи. Организация занятий и их специфика.

2. Структура учебно-исследовательской деятельности.

Как найти интересную тему. Актуальность и практическая значимость. Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности выбранной темы и практической значимости исследования.

Цель и задачи исследования. Понятия: "цель работы", "задачи работы", "объект и предмет исследования".

Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Выполнение работы по алгоритму. Планирование исследования. Определение методов исследования.

Практическая работа: разработка замысла проекта.

Формы контроля: защита замысла проекта.

3. Этапы организации исследовательской деятельности.

Распределение ролей при работе в команде.

Шаги по разворачиванию исследовательской деятельности. Планирование исследовательской работы.

Этапы работы.

Формы контроля: защита плана проекта.

Оборудование: памятки.

4. Организация работы с информацией.

Основные виды источников получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.

Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.

Виды фиксирования и обобщения информации.

Составление списка литературы.

Практическая работа: составление сводных таблиц и диаграмм. Библиографическое описание.

Формы контроля: представление списка литературы, необходимой для исследовательской работы.

Оборудование: компьютеры, подключение к Интернет, памятка.

5. Эксперимент и исследование.

Общая методология выполнения исследовательской работы. Планирование, выбор методов эксперимента.

Формы организации эксперимента: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседа, интервью, наблюдение; математико-статистические.

Подтверждение гипотезы, анализ данных.

Формы контроля: Ведение дневника наблюдений.

Вид деятельности учащихся: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму.

6. Оформление работы и подготовка приложений.

Размещение иллюстраций в работе.

Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм. Формы контроля: план экспериментальной части исследовательской работы.

Оборудование: памятка.

7. Практика презентации исследовательской работы.

Успех презентации. Основные подходы к составлению защитной речи.

Стендовый доклад.

Основные правила написания тезисов и рецензии.

Презентация проекта и исследования.

Формы: учебно-исследовательская конференция, доклад, дискуссия.

Оборудование: компьютеры.

Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций. Разработка памятки "Практические советы по презентации исследовательской работы".

8. Критерии оценки научных работ. Экспертиза.

Оборудование: памятка.

Форма организации деятельности учащихся: групповая работа. Практическая работа: письменная экспертиза исследовательской работы.

9. Практическая работа: разработка памятки "Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы".

Форма деятельности учащихся: индивидуальная работа. Вид контроля: публичное предъявление памятки.

10. Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния.

Обучающая форма: тренинг.

Форма организации деятельности учащихся: групповая работа.

6. Предполагаемые результаты реализации программы.

Уровни результативности.

Первый уровень результатов - личностный. У обучающихся будет сформировано:

  • положительное отношение к своему самопознанию окружающего мира в личностном пространстве, к ежедневным занятиям в предметных областях, к исследованиям в интересующих направлениях, к более глубокому погружению в интересующий предмет.

  • интерес к изучению предметов расширенно;

  • первоначальные исследовательские умения и навыки;

  • социально-экологического мышление;

  • развитие познавательной мотивации к научному направлению.

Второй уровень результатов - предметные и метапредметные результаты. Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в информационных источниках;

  • элементарным правилам исследовательской работы;

  • ориентироваться в информационной среде по научным ориентирам, используя карты, таблицы, справочную литературу;

  • «читать» простейшие смысловые знаки, данные в источниках;

  • самостоятельно выполнять первоначальные действия юного исследователя;

  • следовать на занятиях инструкциям учителя и вносить коррективы в свою исследовательскую работу;

  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;

  • работать индивидуально и в группе, коллективе;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

  • выступать на НПК.

Третий уровень результатов - коммуникативный. Обучающиеся научатся:

  • отвечать на вопросы и задавать вопросы;

  • выслушивать друг друга;

  • выполнять проектные задания;

  • осуществлять презентацию проектов.

Примерные темы исследовательских проектов (мини - исследовательские работы):

1. «Моё любимое дерево».

2. Моё любимое животное».

3.«Один день лета».

4.«Небо над Олхой».

5. «Мое любимое растение».

6. «Любимый уголок родной природы».

7. «Знакомая тропинка».

8. «Времена года».

9. «Я - и мое здоровье».

10. «По туристическим тропам Иркутской области» и другие по выбору обучающихся.

7. Методическое обеспечение программы.

В основе методики реализации курса лежит практико-ориентированный и гуманистический подход к образованию.

Учебные занятия по образовательной программе "Первые шаги в науку" состоят из теоретической и практической части, где большую часть времени занимает практика: школьники знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации, правилами структурирования реферата. В качестве дидактического средства по разным видам деятельности обучающимся выдаются памятки с алгоритмами работы. Алгоритмы носят рекомендательный характер и не подменяют творчество и воображение ученика, его собственную позицию и отношение. Для формирования информационной компетентности на учебных занятиях создаются условия для самостоятельного поиска, анализа, преобразования и способов применения информации для решения проблем.

Изучаемый материал строится таким образом, что каждый последующий этап включает в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.

Для освоения системы необходимых понятий применяется метод "мозгового штурма", проектное обучение, творческий зачет, которые позволяют установить баланс между понятийным и образным мышлением, приобщить ученика к категориям и закономерностям освоения теории. Главным методическим принципом организации исследовательской практики выступает система усложняющихся творческих заданий, позволяющих детям учиться управлять процессом усвоения знаний. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую проблемную задачу, возникающую по ходу работы, но и сам осознавать логику ее построения. В основе метода обучения поиску, анализу и структурированию содержания информации лежит разъяснение ученику последовательности действий и операций поискового движения: от общего к частному. Доминирующими является групповые формы работы, вовлекающие учащихся в самостоятельную деятельность, дискуссии, диалоги. Прием объяснения учеником собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов в группе, возникающих по ходу работы, с педагогом и другими детьми, помогает расширить понимание о средствах, способах и возможностях творческой деятельности и обеспечивает развитие информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.

Стимулирование творческой деятельности осуществляется посредством приемов и методов, создающих обстановку, располагающую к творчеству: подбор увлекательных, на высоком уровне трудности творческих заданий, создание проблемных ситуаций, использование эвристических приемов, обеспечение на занятиях доброжелательного 'психологического климата, уважительное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход. Любое самостоятельное исследование осуществляется под руководством педагога. Педагог помогает школьнику организовать исследование, корректирует цели и задачи, разрабатывает совместно с обучающимся индивидуальный "маршрут", выполняет роль консультанта и координатора.

8. Рекомендуемая литература.

Список литературы для учителя.

  1. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести исследование. "5 за знания". М., 2008.

  2. Татьянкин Б. А. и др. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. "5 за знание". 2007.

  3. Конова В.В. Педагогическое проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования. КДПиШ. Красноярск.2003.

  4. Добринская С.Ю. Социальное проектирование школьников. КДПиШ. Красноярск. 2004.

  5. Методические рекомендации. Юный исследователь: вопросы и ответы. Красноярск. 2003.

  6. Психология старшеклассника. Кон И.С.

  7. Ковалев А.Г. Психология личности. М., Просвещение. 1996.

  8. Информационно-методический журнал "Научное общество учащихся". КДПиШ, Красноярск.2005-2008.

  9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. АСАВЕМА. Москва. 1999.

  10. Гамезо М.В. Возрастная психология. ПОР. Москва. 2001.

  11. Столяренко Л.Д. Психология. 100 экзаменационных ответов по психологии. ИЦ "Март". Ростов-на-Дону. 2001.

  12. Столяренко Л.Д.Педагогика. 100 экзаменационных ответов по педагогике.ИЦ "Март". Ростов-на-Дону. 2001.

  13. Леонтьев Б.А. Web-дизайн: хитрости, тонкости и секреты. Полное руководство пользователя. М.: СОЛОН-Пресс. 2003.

  14. Бурменская Г.В и Слуцкая В.М. Одаренные дети. М.: "Прогресс". 1991.

  15. Карделл Ф. Формула успеха. ИК "Невский проспект". СПб., 2001.

  16. Шмаков С.А. Игры развивающие психические качества личности школьника. ЦГЛ. М., 2004.

  17. Микало М. Тренинг интеллекта. Сам себе психолог. Питер. Санкт-Петербург. 2001.

  18. Маюрова Л.В. Открытый урок. Первые шаги в науку. Москва. 2011.

Список литературы для ученика и родителей.

1. Карделл Ф. Формула успеха. ИК "Невский проспект". СПб., 20011.

2. Шмаков С.А. Игры развивающие психические качества личности школьника. ЦГЛ. М., 2004.

3. Микало М. Тренинг интеллекта. Сам себе психолог. Питер. Санкт-Петербург. 2001.


© 2010-2022