• Преподавателю
  • География
  • Нетрадиционные подходы к урокам географии как основа творчества и взаимосотрудничества ученика и учителя

Нетрадиционные подходы к урокам географии как основа творчества и взаимосотрудничества ученика и учителя

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.В.Жолудева, учитель географии высшей категории

МБОУ ЕСШ №7 им.О.Н. Мамченкова,

г. Елизово, Камчатского края.


Нетрадиционные подходы к урокам географии как основа творчества и взаимосотрудничества ученика и учителя.


Нетрадиционные формы уроков появились на определенном этапе развития системы народного образования. Они явились реакцией учительства на новые цели общеобразовательной школы, связанные с развитием личности учащихся, на сложившийся шаблон в проведении уроков, вызывающий у школьников равнодушие к учебе, откровенную скуку.

Познавательный интерес является основой обучения, и его развитие стало важной проблемой для педагогов. Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету четко и кратко: интересно - неинтересно и такой отзыв служит для учителей одним из критериев оценки своей работы. Познавательный интерес вызывает у детей эмоциональный подъем, удивление, чувство ожидания, которые переходят в творческую деятельность.

Новое всегда рождает любопытство, переходящее в любознательность, при появлении которого учащиеся стремятся к получению новых знаний, а их надо добыть. В результате возникает начальный этап деятельности, этим и отличается любознательность от любопытства. Этот момент кратковременный, и творческая деятельность возникает только при появлению интереса к предмету. Для развития познавательного интереса необходимо активизировать деятельность учащихся, развивать у них потребность в самообразовании. И здесь очень важна личность самого учителя. Если он влюблен в свой предмет, обладает мастерством, то он добьется наибольших успехов в развитии познавательного интереса и сможет раскрыть задатки и способности учеников.

На нетрадиционных уроках познавательный интерес к предмету развивается по смысловым блокам: занимательность, наглядность, игра, проблемное обучение. Взаимное использование этих блоков способствует появлению интереса к знаниям.

По сравнению с обычными уроками нетрадиционные формы уроков обладают целым рядом преимуществ:

  1. Позволяют дать учащимся массу дополнительной информации, часто занимательного характера.

  2. Развивают творческую самостоятельность ребят, их интерес к проблеме.

Для проведения нетрадиционных уроков чаще всего можно использовать следующие методы:

  • игра;

  • моделирование;

  • интегрирование.

Игра - элемент культуры общества. И не случайно величайшие мыслители Платон и Аристотель чрезвычайно высоко оценивали педагогическое значение игры. Платон относительно роли игры писал: «Я говорю и утверждаю, что человек, желающий достойным в каким бы то ни было деле должен с ранних лет упражняться, то забавляясь, то всерьез во всем, что к этому относится». Платон явно отдавал предпочтение играм, организуемым педагогами, считая игру продуктам труда.

Для ребенка игра - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важными аргументами. Он может всегда принять решение: как поступить, что сказать, как выиграть. Чувства равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильных заданий - все это дает возможность преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Практика показывает, что вовлечь ребят в игру несложно. Трудности заключаются в том, чтобы в рамках игры суметь глубже разобраться в существе изучаемой проблемы, помочь участникам реализовать свои знания. Хороший результат, по моему опыту, дает сочетание традиционных методов обучения с игровыми, нестандартными приемами, а также инновационные технологии с использованием интерактивной доски.

Конечный успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней.

В ходе подготовки и проведения игр можно выделить четыре взаимосвязанных этапа:

  • подготовительный;

  • игровой;

  • заключительный;

  • аналитическо-результативный.

Имея большой практический опыт по этой проблеме, я могу дать оценку применения тех или иных игр на уроке. Нетрадиционные уроки, особенно пришедшие из средств массовой информации, из телевидения, привлекают мое внимание необычностью формы, возможностью участия большого числа школьников, состязательностью, интересным содержанием. Ученик н декларативно, а действительно становится в центр учебного процесса. Игры капитал-шоу «Поле чудес», «Слабое звено», «Счастливый случай», «Геоэрудит», «Брэйн-ринг», «Что? Где? Когда?» я провожу на обобщающих уроках для закрепления изученного материала и использую при этом термины, которые плохо запоминают учащиеся, либо ключевые слова, обозначающие понятия, формируемые в процессе изучения всей темы. Игра нравится всем учащимся и никого не оставляет равнодушным. Хотя она и требует от меня больших затрат времени на ее подготовку и проведение, но зато сколько радости детям! Игра воспитывает дисциплину, способствует закреплению знаний, повышает интерес к учебе, вырабатывает умения ориентировки в океане информации, отбора материала, правильной его оценки.

Второй метод, который можно использовать на уроках - это моделирование.

Под моделью понимают такой материальный или мысленно представляемый объект природы, который при исследовании способен замещать реально существующий объект с целью получения новой информации о последнем. С моделями мы сталкиваемся еще в детстве, играя машинками, домиками, куклами, которые представляют собой уменьшенные копии (модели) реально существующих объектов.

В школе практически все обучение осуществляется с применением моделей.

Создавая модель объекта, исследователь познает объект, т. е. выделяет его из окружающей среды и строит его формальное описание.

Основные цели моделирования:

  • описание объекта;

  • объяснение объекта;

  • прогнозирование поведения и свойств объекта.

Я использую в основном виды моделей: графические, знаковые и замену текста символами.

Знаковое моделирование, использую в качестве моделей изображения какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, наборы символов и т. д.

Графическое построение моделей и исследование объекта начинаю с самых простых моделей - линейных.

Замена текста символами:

а) описательными (сжато изложенная информация и ее восприятие);

б) конструктивными (ориентирование на применение знаний);

в) эвристическими, частично-поисковыми (ориентирование на овладение новыми знаниями, метод проблемного обучения).

Ярким примером моделирования является ЛОС и ЛОК. ЛОС является одной из главных особенностей организационно-методической системы В.Ф.Шаталова. Эта система дает каждому учителю большие возможности для творчества. Все дети на уроке включены в работу создания ЛОС (логические опорные схемы), предлагают свои знаки, символы, рисунки. Максимальная результативность применения ЛОС достигается в работе с этим методом среди учащихся среднего звена. А для учащихся старших классов наиболее приемлемый метод работы - более усложненная модель - составление ЛОК (логических опорных конспектов), компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. ЛОК - один из важных компонентов учебно-методического комплекса лекционно-семинарской системы обучения. К 10 классу мои ученики могут самостоятельно создавать свои ЛОК. По мнению самих учеников ЛОК помогает им лучше усвоить основной учебный материал, дать четкий и развернутый ответ по изучаемой теме.

При проведении нетрадиционного интегрированного урока можно объединить в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении похожей темы. При интеграции можно рассмотреть понятия, используемые в разных предметных областях, показать межпредметные связи, организовать целенаправленную работу: сравнение, обобщение, классификация, анализ. Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков. Конечно, систематизация материала для учителей, проводящих интегрированный урок, задача нелегкая, однако есть свои преимущества:

  • урок является стимулятором мыслительной деятельности;

  • применяются теоретические знания на практике;

  • дети учатся анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями;

  • нетрадиционный интегрированный урок побуждает интерес и стимулирует активность учащихся;

  • в основе интегрированных уроков лежит гуманистическая направленность.

Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.

В современном мире без новых технологий обойтись невозможно. Поэтому в настоящее время много внимания уделяется использованию в работе новейших технических средств. Их применение на уроках усиливает мотивацию учащихся к обучению, развивает логическое мышление, повышает качество знаний учащихся. Каждый ученик может внести свой личный вклад в обучение, создавая презентации и превращая эту работу в творческий процесс с элементами проектной деятельности. У учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках.

Единую типологию уроков (традиционную и дополненную их нестандартными формами) можно представить в виде таблицы:

Уроки

формирования

новых

знаний

Уроки

обучения

умениям и

навыкам

Уроки повторения

и обобщения

знаний, закрепление умений

Уроки проверки

и учета знаний и умений



Ф

О

Р

М

Ы

Урок:

- лекция;

- экспедиция;

- путешествие;

- исследование;

- экспертиза;

- инсценировка;

- конференция.

Урок:

- практикум;

- практическая работа;

- сочинение;

- диалог;

- конкурс;

- викторина.

Урок:

- семинар;

- диспут;

- представление;

- консультация;

- конкурс;

- соревнование;

- викторина.

Урок:

- викторина;

- конкурс;

- смотр знаний;

- творческий отчет.

Основные положительные аспекты, которые дает этот метод в работе:

  • предмет географии становится авторитетным для учащихся;

  • школьники усваивают учебный материл без проблем, учатся с увлечением;

  • ученик работает в полную силу: воспитывается труженик;

  • учитель контролирует усвоение знаний каждого ученика;

  • появляется сотрудничество, сотворчество учителя и ученика;

  • возрастает рейтинг географии среди других предметов;

  • повышается качество знаний и успеваемость по предмету;

  • легче оценивается уровень знаний и работа каждого учащегося.

Представленные методы идеально подходят к основе рациональной организации урока. Сегодня в центре внимания - ученик, личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащиеся, которые оптимально соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика.

Ведь нужно помочь ребенку открыть для себя красоту окружающего мира. Ведь тогда мир, полный тайн невероятных приключений, заиграет для него яркими красками, станет понятным и значимым. География в этом «открытии мира» должна сыграть далеко не последнюю роль…


© 2010-2022