- Преподавателю
- География
- Статья исследовательская деятельность на уроках краеведения
Статья исследовательская деятельность на уроках краеведения
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калмыкова О.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географического краеведения.
Как сохранить интерес к урокам географии? Что можно сделать, чтобы ученики полюбили географию и свой нелёгкий труд при подготовке к урокам, научились аргументировано спорить и слышать друг друга?
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести проектную и исследовательскую деятельность.
С чего начинается исследование? С удивления… Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: "А почему это именно так, а не иначе?". С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно - начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.
Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи научно- исследовательской деятельности:
-
Познакомить учащихся теоретическими основами научно- исследовательской деятельности.
-
Научить учащихся работать с различными источниками информации.
-
Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
-
Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей.
Исследовательская деятельность - учит детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Перечислим их:
-
постановка проблемы;
-
изучение теории, посвященной данной проблематике;
-
овладение методикой исследования;
-
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
-
собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
-
создание конечного продукта исследования.
Причины, в силу которых необходимо ведение в школе научно- исследовательской деятельности.
Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной наук и её передовых областях.
Во-вторых, это загруженность учеников выполнением плановых учебных заданий. Третьей причиной являются психологические особенности учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи.
В системе изучения географии в школе большое значение имеет краеведческий материал. Он служит инструментом как обучающего, развивающего, так и воспитывающего характера. Краеведческий материал приобщает учащихся к пониманию географии, содействует росту их интереса к географии. Одним из условий успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках географии. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными темами краеведческого характера: изучаем топонимику района, искусственные водоемы, население и демографическую ситуацию, АПК, культурное наследие.
Очень важно найти ориентиры в сложной ситуации подготовки к урокам краеведения, краеведческой работы в рамках уроков географии в 6-9 классах.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования.
Исследования, которые я реализую в своей практике:
-
экологические исследования
-
исследования в рамках предмета
-
исследования на межпредметном уровне
Конечно, обучение учебному научному исследованию следует начинать с малого. Например, в обучении краеведения я, в 6 классе, предлагаю ребятам провести небольшие исследования по определённым темам. Например, при изучении темы «Географическое положение Абдулинского района» предлагаю ребятам провести исследование по вопросу: «Какие особенности района отражены на символике?» Ребята определяют цель исследования: «Изучить особенности района»; задачи исследования: «Определить географическое положение и основной род деятельности населения Абдулинского района». В ходе исследования выдвигаются гипотезы, которые в ходе исследования или подтверждаются или опровергаются.
Большое внимание в своей работе в данном направление я уделяю проведению интегрированных научных исследований. И, на мой взгляд, именно география является точкой соприкосновения многих учебных дисциплин. Многие науки, а особенно биология, история, химия, физика, математика, информатика эффектно сочетаются с географией, обогащая её собственным специфическим содержанием.
С учащимися старших классов мы работаем над проектами, которые позволяют учащимся применить знания из разных курсов школьной программы для решения какой- то проблемы. Например, проект «Экологическая ситуация г. Абдулино и здоровье населения». Так как уровень заболеваемости в нашем районе повышается, то данная тема является очень актуальной и для решения этой проблемы учащиеся применяли знания по географии, экологии, биологии, социологии, медицины, химии. Кроме того, ученики посетили больницу, библиотеку, музей, пользовались ресурсами Интернета.
В процессе работы над научными проектами наши ученики приобретают навыки социализации и профориентации.
В результате обучения географии с применением научно- исследовательского подхода учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
-
работать с различными источниками географической информации для получения необходимых сведений;
-
назвать основные закономерности возникновения и развития отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого простейшие прогнозы их дальнейшего развития;
-
устанавливать роль и значение географических знаний в решении хозяйственных и социальных проблем общества и отдельных территорий;
-
характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства, пространственной организации природы, населения и хозяйства отдельной территории или страны;
-
устанавливать связи между отдельными компонентами природного комплекса;
-
прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот; излагать суть экологических проблем отдельных территорий и основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
-
применять простейшие приемы анализа статистических данных, сравнивать полученные показатели, рассматривать их изменение во времени, на их основе делать простейшие прогнозы развития природных, хозяйственных и социальных проблем;
-
пользоваться картой (ориентироваться по карте и на местности, разрабатывать маршруты движения, измерять расстояния по карте, определять по карте количественные и качественные характеристики изображаемых объектов и процессов, находить различные географические объекты, использовать картографические источники для прогнозирования развития событий, для решения простейших производственных и бытовых задач, знают номенклатуру карты);
-
представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологий.
Результаты учебно-исследовательской деятельности учащихся
-
призовые места в школьных, районных конференциях исследовательских работ;
-
по материалам исследовательских работ разработаны наглядные пособия для учащихся;
О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос "что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности" ребята ответили:
-
полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни (54% респондентов);
-
работа над исследованием помогла моей самореализации (31%);
-
в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (10%);
Проблема над которой я работаю на протяжении последних лет « Влияние учебно - исследовательской деятельности учащихся на развитие интереса к изучению географического краеведения».
Результатом моей работы можно назвать:
-
программа курса по географическому краеведению «Образ родного края»;
-
исследовательские работы;
-
участие и победа моих детей на конференциях различного уровня;
Обобщением моего опыта стала выпускная квалификационная работа на высшую категорию «Исследовательская деятельность при изучении краеведения в 6-9 классах», участие в зональном семинаре выпускников программы Intel «Обучение для будущего» с конкурсом учебных проектов и размещением их на сайте ОренВики, во всероссийской научно-практической конференции «Системные обновления современного образования: миф или реальность?» В дальнейшем планирую продолжить свою работу в данном направлении.
Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.